Вас приветствует машина времени iCover и сегодня мы продолжаем нашу серию о зарождении и развитии звука в играх. Мы уже рассказали вам о самом начале игрового звука в Части 1. Игровые автоматы. В этой части переходим к следующему этапу – консолям и началу настоящей фантастической аудиоистории в виртуальной реальности. Отправимся же вместе немного в прошлое! ;)



Первое поколение консолей


Еще на заре игровых автоматов, описанных в предыдущей статье, в 1966 году инженер Ральф Байер показал игру «Chase Game» используя в качестве устройства для вывода изображения экран телевизора.



Это была примитивная игра для двух человек, в которой одна точка гонялась за другой. В дальнейшем Ральф изобрел множество прототипов, которые получили название «BrownBox», при помощи которых можно было играть в «Pong» и стрелять по уткам из светового ружья.



Идея игровой приставки, которая подключалась к телевизору, понравилась компании Magnavox из Индианы и они решили вывести продукт на массовый рынок. Так появилась игровая приставка Magnavox Odyssey (1TL200) – это была первая коммерчески доступная игровая приставка в мире. В отличие от BrownBox конструкция 1TL200 была модульной, что позволяло облегчить ремонт и замену деталей. Сама консоль была построена на 40 дискретных транзисторах и такого же количества диодов, она использовала комбинацию как цифровых, так и аналоговых схем, служащих для вывода изображения и управления игрой. Графика была примитивной: черточки и точки, которые позволяли играть в Pong и подобие спортивных игр. Устройство работало от батареек и не поддерживало цветность и звук, что было сделано специально – для удешевления конструкции.



На презентации данная приставка произвела настоящий фурор, вызвав огромную заинтересованность дилеров. В первый год продаж, с 1972 года, Magnavox Odyssey с 12 играми на борту, продалась в количестве 100 т. экземпляров, что при цене в 100$ принесло огромную прибыль компании. В1982 году Байер получил в США патент на «метод и аппарат для телевизионных игр». Но потрясающий старт обернулся таким же провалом – хорошую приставку загубил плохой маркетинг.

В 1972 году маленькая, скромная компания Atari начинает разработку своей консоли. В 1973 в свет выходит игровой автомат Pong. Инженеру компании Гарольду Ли в голову приходит идея о том, что бы сделать данную игру портативной. В 1975 году на полках магазинов появляется портативная версия данной игры под названием Atari Telegames, и только в зимний период 1975 года было продано 150 тысяч экземпляров при цене в 100$ за штуку. Такая цифра стала неожиданностью для издателей, поскольку в 3 раза превысила прогнозы. В 1976 году компания выпустила Home PONG ставшую не менее успешной консолью. Отличие от оригинала заключалось в том, что теперь счет игроков выводился на экран, а так же в игре появился фирменный звук «бип», который стал одним из символов данной игры.



В 1976 году на полках появился «PONG для бедных» – Coleco Telstar. С ценой в два раза ниже продукции Magnavox и Atari данное устройство продалось в количестве 1.5 миллионов экземпляров в течение года. Это был колоссальный тираж для того времени. Одновременно с этой моделью вышла и Coleco Telestar Classic которая получила свое название благодаря деревянной вставке, это также можно назвать одним из первых случаев выпуска приставки со специализированным дизайном. У данной приставки было три встроенные игры: Теннис, Гандбол и Хоккей, с тремя уровнями сложности.



Второе поколение консолей


Началом второго поколения консолей можно считать 1976 год, именно тогда в свет вышла приставка Fairchild channel F, вторая в мире приставка со сменными играми на картриджах, она была выпущена под названием VES – Video Entertainment System. Она позволяла играть в разновидности PONG'о-образных игр и обладала встроенным динамиком, который был способен воспроизводить тон в 500Гц, 1кГц и 1.5кГц с возможностью переключения.



Консоль быстро обретала популярность и на это сразу обратили внимание в компании Atari. Впоследствии в 1977 году была выпущена консоль с очень похожим названием VCS (Video Computer System), позже получившая название Atari 2500. Эта приставка стала самой популярной в 70-80-е годы, во многом благодаря лицензированной у Taito игры «Space Invaders», в 1980 году было продано 2 млн экземпляров. Всего для данной консоли было разработано 9 игр.



Звуковой чип данной приставки был создан специально для качественного воспроизведения звука и был встроен в TIA чип (Television Interface adapter), отвечающий за графику, звук и контроллеры. Данные чипы позволяли воспроизводить только два голоса, что привело к использованию моно звука для звукового сопровождения и эффектов – для того, что бы они могли звучать одновременно. На каждом канале использовался четырёхбитный генератор волноформ, который генерировал до 16 простейших комбинаций, мало чем отличавшихся друг от друга. Чаще всего генерировались либо две прямоугольные волны (бас и тремолирующий звук) или синусоидальная и пилообразная при использовании эффекта «белого шума», там, где это было необходимо.



В 1980 году появилась Intellivison, оборудованная неплохим процессором, графической и звуковой системой. По популярности данная консоль почти догнала Atari 2800. Схема конструкции данной модели была модульной и позволяла подключить к ней расширение ECS (Entertainment Computer System) с музыкальной клавиатурой и дополнительным звуковым чипом, позволяющим воспроизвести до 6 независимых каналов одновременно. Данный функционал стал возможен благодаря чипу General Instruments PSG AY-3-8914, зарекомендовавшему себя в ряде игровых автоматов. Благодаря мощной, на тот момент, аудиосистеме консоль могла воспроизводить узнаваемые музыкальные фрагменты различных произведений, например «Полет шмеля» в игре Buzz Bombers.



В ответ на это в 1982 году Atari выпустила модель Atari 5200 оснащенную звуковым процессором Pokey, который мог обрабатывать 4 независимых канала одновременно, и мог контролировать уровень громкости, высоту тона и добавлять «дисторшн» на каждом канале. Этого набора стало достаточно для имитации игры живого музыкального коллектива в реальном времени, при помощи синтезируемых звуков.



Также в 1982 году в свет вышли приставки Emerson Arcadia 2001, Vectrex и Coleco Vision. Первая была уникальна векторной графикой и собственным монитором, две другие были более мощными аппаратами.
Рост популярности приставок отчасти был обусловлен переносом на них игр с аркадных автоматов, например Coleco Vision получила в 1981 году «Donkey Cong» — игру в которой в свет впервые вышли два основных маскота Nintendo – усатый водопроводчик Марио и горилла Donkey из семейства Kong, в последствии получившие собственные серии игр. Также в указанной выше приставке использовался процессор SN76489 от Texas Instruments использовавшийся в игровых автоматах. Он состоял из трех генераторов прямоугольной волны и генератора «белого шума».



В 1982 году Американский рынок был перенасыщен игровыми приставками и играми, на полках стали появляться игры низкого качества от сторонних разработчиков. Это стало одной из причин кризиса игрового рынка того времени. Конкуренция привела к падению цен на игры, разработчикам урезали плату, что тоже плохо сказалось на качестве игр. В 1983-1984 году произошел колоссальный спад рынка, на протяжении нескольких лет он был убыточным, что вызвало смещение из США в Японию. И следующие поколения консолей разрабатывались уже под пользователей из этой страны. Компания Atari существовала на рынке вплоть до 1996 года, но из-за плохи продаж и резкого спада популярности окончательно его покинула. Good night sweet prince!

Начало эры персональных компьютеров


Появление доступных ПК того времени стало еще одной причиной кризиса рынка консолей. Такой новый гаджет, как умные часы превосходит их сейчас в характеристиках практически по всем параметрам, но тогда это было прорывом. Они также подключались к телевизору, но в качестве носителей информации использовали дискеты и магнитные ленты. Цена подобного устройства составляла 400-600$. Главным плюсом тех устройств стало то, что их можно было использовать не только для игр, но и для работы: обучение программированию, бухгалтерский учет и прочее. К тому же игры можно было переписать у друзей, что позволяло экономить деньги (пиратство зародилось уже тогда).

Домашний компьютер Commodore 64 поступил в продажу в августе 1982 года, его оснастили 8 разрядным процессором MOS6510, отдельным процессором для графики и звука, 64 кб оперативной памяти и подключаемым модулем для чтения дискет. Звуковой процессор имел три канала с несколькими типами волновых сигналов, «ring» модуляцией и тоновыми фильтрами, это было самое передовое устройство того времени. SID процессор позволял получать особенный звук, который ценят до сих пор, например шведы Machinae Supremacy используют данные звуки в своих песнях. Среди же авторов и композиторов музыки для игр того времени стали Роб Хаббард (автор музыки к Road Rush 1/2), Бен Даглиш (Gauntlet 1/2) и Мартин Галвей (Arkanoid).



Основными конкурентами Commodore были Atari 800 и Apple 2, первый был дорогим в производстве, которое позже перенесли в Азию, а Apple был устаревшим и не смог конкурировать ни по графике ни по звуку. Всего C64 было продано в количестве 17 миллионов экземпляров и он стал самым продаваемым ПК в истории.

Из кризиса индустрию вывела игра Donkey Cong, который во первых стал первым плтаформером, во вторых первой безумно популярной кроссплатформенной игрой. Разработана она была Nintendo в 1981 году и была портирована на все ПК и консоли текущего и грядущего поколения.
Для тех кто хочет ознакомиться с играми того времени, есть возможность найти кучу эмуляторов и ромов которые легко ставятся на ПК и Android устройства, позволяя вникнуть в историю игр того времени.

В следующей части мы рассмотрим развитие звука в консолях нового поколения и ПК.

Список остальных частей сериала:



Читайте так же в блоге iCover:

Комментарии (2)


  1. zhogar
    22.10.2015 16:34

    Спасибо, было интересно. Для полноты картины:


    1. AnyLogin
      22.10.2015 17:14

      Спасибо, стараюсь) Информацию, которая показана в видео, планирую включить в следующую часть.