Согласно информации издания Vice, юрист-программист Дэмиен Рил (Damien Riehl) совместно с музыкантом Ноем Рубин (Noah Rubin) кардинальным образом решили проблему, связанную с судебными исками о нарушении авторских прав, связанные с обвинениями в плагиате музыки. С помощью разработанного ими программного алгоритма, названного make all the music, они сгенерировали все возможные мелодии, содержащиеся в одной октаве, сохранили их, защитили этот архив авторским правом и сделали его общественным достоянием, чтобы в будущем эти мелодии не подпадали под права интеллектуальной собственности.
«Композиторы нередко получают иски о нарушении авторских прав на чужие произведения, которые могли никогда в жизни не слышать или скопировать их элементы подсознательно. А защита в суде по таким делам может обходиться в миллионы долларов. Но с точки зрения математики, возможное число мелодий не бесконечно, поэтому со временем случаи использования похожих мелодий будут происходить все чаще. Может, если цифры существуют с начала времен, а мы их просто используем, тогда и мелодии — это просто математика, просто факты, которые теперь могут быть не защищены авторским правом», — пояснил изданию Vice Дэмиен Рил.
Код алгоритма для генерации мелодий был написан Дэмиеном Рилом и его коллегами на языке Rust. Данная разработка в настоящее время опубликована на GitHub под лицензией Creative Commons Attribution 4.0, предусматривающей отказ от авторских прав.
С помощью своего алгоритма Дэмиен Рил и Ной Рубин создали шестьдесят восемь миллиардов комбинаций мелодий (68,7 млрд) и сохранили их в формате MIDI. Причем алгоритм генерировал до трехсот тысяч мелодий в секунду, перебирая все возможные комбинации из восьми нот и двенадцати тактов (в оригинале оказалось, что даже не тактов, а «beat», то есть долей: every possible 8-note, 12-beat melody combo). Согласно законодательным актам в авторском праве, мелодия может считаться защищенной авторским правом, как только она сохранена в воспроизводимом формате, например, таком как MIDI.
По поводу подсчета количества мелодий (в проекте их 68,7 млрд) на GitHub странице проекта поднят issue #11.
Кстати, точного ответа на вопрос «сколько в мире придумано разных песен» нет, но по некоторым данным, их количество может достигать одного млрд, причем только около двухсот сорока млн из них были профессионально записаны и на них могли быть оформлены авторские права.
В настоящее время все сгенерированные алгоритмом Рила и Рубина мелодии переведены в разряд общественного достояния и опубликованы в Архиве Интернета, а это 1,2 ТБ в формате MIDI.
Как указано на сайте проекта, компания All the Music не претендует на авторское право в отношении ранее опубликованных мелодий, защищенных авторским правом.
Выступление Дэмиена Рила на ютуб-канале конференции TEDx, в котором он рассказывает о разработанном им совместно с музыкантом Ноем Рубин алгоритме make all the music для генерации всех вариантов мелодий и сохранении их в формате MIDI, а также о проекте по получению авторских прав на все автоматически созданные и еще свободные этим алгоритмом мелодии.
«Действительно ли такой способ подтверждения авторских прав сработает в суде, еще только предстоит выяснить. Как известно, институт авторского права является сложным и часто труднопонимаемым по сути и даже логике, особенно в контексте степени схожести одного произведения с другим. Трудно сказать, будет ли суд считать этих программистов авторами мелодии, которая может стать популярной у другого автора позже, даже после ее опубликования ранее в Архиве Интернета по этому проекту», — пояснили свою точку зрения на эту ситуацию юристы издания Vice.
Своих коллег поддержал юрист Леонард Френч, специализирующийся на авторском праве. «Проект Рила и Рубина вряд ли повлияет на судебную практику. Они сгенерировали не все возможные мелодии, а ограничились одной октавой. Мелодии, полученные таким способом, не обладают творческой составляющей и поэтому не подпадают под закон об авторском праве. К тому же сходство между мелодиями оценивается в суде не только по сочетанию нот, но и по тому, как они сыграны, а этот момент алгоритм не учитывает. Таким образом, проект make all the music является забавным программным экспериментом и попыткой вставить палку в колеса судебной практики о копирайте», — рассказал у себя на ютуб-канале Леонард Френч.
newbie_java
Теперь бы узнать, сколько времени занимает проигрывание всего архива и можно ли в нем найти что-то целенаправленно?
Ndochp
Интересно другое, сколько исков им сейчас могут вкатить музыкальные гиганты, за объявление мелодий Битлов, Мадонн, Джексонов и Элтонов Джонов общественным достоянием.
cubit
По-моему на ранее опубликованные мелодии это не распространяется.
Ndochp
Они выложили архив содержащий копирайченные мелодии в паблик. Ютубчик в этом случае делает блок всему ролику на основании известного акта.
Alexus819
del
EvilMonk
raamid
Я думаю, что в нем проще что-то найти, чем в остальной созданной музыке.
justhabrauser
Остальная музыка — это C-G-Am-F?
А что там искать?