Для HEVC/H.265 сформирован отдельный патентный пул, куда вошли все ключевые патенты на этот видеокодек. Чтобы управлять выдачей лицензий, создана независимая компания HEVC Advance.
Таким образом, патенты HEVC отделяются от базового пакета лицензий MPEG LA HEVC, и для них будут отдельные лицензии.
Хотя HEVC Advance обещает «прозрачный процесс лицензирования», но на практике на официальном сайте пока ничего не сказано об этой процедуре, об условиях и стоимости лицензий. Указано только, что в новом пуле собрано 500 патентов. Более подробное объяснение обещают опубликовать в III кв. 2015 года.
Среди ожидаемых обладателей лицензий названы General Electric, Technicolor, Dolby, Philips and Mitsubishi Electric.
Судя по всему, патентовладельцы не очень довольны доходами, которые они сейчас получают от лицензий MPEG LA. Такой вывод можно сделать из задач HEVC Advance, указанных на официальном сайте. Одна из задач — «обеспечить сбалансированную бизнес-модель, которая поддерживает коммерциализацию HEVC».
Такие действия создают замешательство на рынке, прокомментировал аналитик компании Frost & Sullivan Дэй Рейберн (Dan Rayburn) в интервью Cnet, особенно учитывая тот факт, что пул содержит патенты от 27 разных компаний. «Они опубликовали пресс-релиз, который пугает многих владельцев контента, и не предоставили никаких подробностей… Я знаю издателей, которые говорят, что это плохо для их бизнеса».
Вся ситуация показывает, насколько патентная система усложняет внедрение новых технологий. Теперь этим занимаются не только разработчики, но и юристы.
Правда, есть вероятность, что не всё так плохо. HEVC Advance собирается упростить процедуру лицензирования и ставит задачу, наоборот, ускорить внедрение кодека HEVC/H.265.
Так или иначе, но сам факт необходимости получать лицензию на кодирование видео в H.265 даёт преимущество конкурентам, которые разрабатывают альтернативные видеокодеки, не требующие получения лицензии. Например, это Google со своим видеокодеком VP9, который в последнее время всё более активно используется и на YouTube. В разработке находится также свободный видеокодек Daala от организации Xiph.
Кстати, Монти Монтгомери (Monty Montgomery) из Xiph уже высказал своё отношение к нелепому решению о создании конкурентного патентного пула для HEVC/H.265. Он говорит, что поначалу принял новость за первоапрельскую шутку. «Видео в Сети (и будем честными, за интернетом — будущее видео) уже страдает от бесконечных проблем с лицензированием технологий. А индустрия предлагает, вероятно, ещё большее лицензирование, — недоумевает Монти. — В случае, если вы живёте в пещере, Google пытается предложить VP9 как нелицензируемую альтернативу без подводных камней (релиз-кандидат новой версии выйдет всего через неделю), а наш бесплатный кодек следующего поколения NetVC только что условно утверждён рабочей группой IETF, и мы предложим наш кодек Daala для стандартизации. Самый главный практический вопрос в обоих случаях — как успеть за бегемотом MPEG? Возможно, нам остаётся только отойти в сторону и смотреть, как главные игроки на рынке совершают самоубийство, танцуя вокруг денежной коробки Шрёдингера».
Таким образом, патенты HEVC отделяются от базового пакета лицензий MPEG LA HEVC, и для них будут отдельные лицензии.
Хотя HEVC Advance обещает «прозрачный процесс лицензирования», но на практике на официальном сайте пока ничего не сказано об этой процедуре, об условиях и стоимости лицензий. Указано только, что в новом пуле собрано 500 патентов. Более подробное объяснение обещают опубликовать в III кв. 2015 года.
Среди ожидаемых обладателей лицензий названы General Electric, Technicolor, Dolby, Philips and Mitsubishi Electric.
Судя по всему, патентовладельцы не очень довольны доходами, которые они сейчас получают от лицензий MPEG LA. Такой вывод можно сделать из задач HEVC Advance, указанных на официальном сайте. Одна из задач — «обеспечить сбалансированную бизнес-модель, которая поддерживает коммерциализацию HEVC».
Такие действия создают замешательство на рынке, прокомментировал аналитик компании Frost & Sullivan Дэй Рейберн (Dan Rayburn) в интервью Cnet, особенно учитывая тот факт, что пул содержит патенты от 27 разных компаний. «Они опубликовали пресс-релиз, который пугает многих владельцев контента, и не предоставили никаких подробностей… Я знаю издателей, которые говорят, что это плохо для их бизнеса».
Вся ситуация показывает, насколько патентная система усложняет внедрение новых технологий. Теперь этим занимаются не только разработчики, но и юристы.
Правда, есть вероятность, что не всё так плохо. HEVC Advance собирается упростить процедуру лицензирования и ставит задачу, наоборот, ускорить внедрение кодека HEVC/H.265.
Так или иначе, но сам факт необходимости получать лицензию на кодирование видео в H.265 даёт преимущество конкурентам, которые разрабатывают альтернативные видеокодеки, не требующие получения лицензии. Например, это Google со своим видеокодеком VP9, который в последнее время всё более активно используется и на YouTube. В разработке находится также свободный видеокодек Daala от организации Xiph.
Кстати, Монти Монтгомери (Monty Montgomery) из Xiph уже высказал своё отношение к нелепому решению о создании конкурентного патентного пула для HEVC/H.265. Он говорит, что поначалу принял новость за первоапрельскую шутку. «Видео в Сети (и будем честными, за интернетом — будущее видео) уже страдает от бесконечных проблем с лицензированием технологий. А индустрия предлагает, вероятно, ещё большее лицензирование, — недоумевает Монти. — В случае, если вы живёте в пещере, Google пытается предложить VP9 как нелицензируемую альтернативу без подводных камней (релиз-кандидат новой версии выйдет всего через неделю), а наш бесплатный кодек следующего поколения NetVC только что условно утверждён рабочей группой IETF, и мы предложим наш кодек Daala для стандартизации. Самый главный практический вопрос в обоих случаях — как успеть за бегемотом MPEG? Возможно, нам остаётся только отойти в сторону и смотреть, как главные игроки на рынке совершают самоубийство, танцуя вокруг денежной коробки Шрёдингера».
Mithgol
Прекрасная метафора, Монти!