image

Вот заметка, которую мы разослали основателям и директорам Sequoia, чтобы наставить на верный путь и поддержать здоровье их бизнеса, во время борьбы с возможными последствиями от распространения коронавируса.

Дорогие Основатели и Директора,

коронавирус — это черный лебедь 2020. Некоторые из вас (и даже некоторые из нас) уже успели почувствовать на себе влияние от вируса. Мы знаем, что вам нелегко, и мы хотим вам помочь. На кону человеческие жизни, и мы искренне надеемся, что ситуация улучшится как можно скорее. А пока, нам нужно подготовиться к турбулентности и свыкнуться с мыслями о том, что может произойти в будущем.

Всех вас закидали советами о предосторожностях, связанных с COVID-19, чтобы защитить здоровье и благополучие ваших сотрудников и ваших семей. Как и многие, мы изучили доступную информацию и с радостью поделимся с вами своем взглядом – пожалуйста, сообщите, если это будет интересно. Но это заметка о другом: обеспечение здоровья вашего бизнеса во время борьбы с возможными и быстро распространяющимися последствиями вируса.

К сожалению, из-за нашей вовлеченности во многих регионах мира, мы из первых рук получаем информацию о глобальных эффектах коронавируса.

  • Снижение бизнес активности. Некоторые компании столкнулись с резким падением их показателей роста между декабрем и февралем. Несколько компаний, которые справлялись, теперь рискуют не выполнить свои планы на первый квартал 2020 года, пока эффекты вируса еще распространяются.
  • Нарушение цепочек поставки. Беспрецедентная блокировка в Китае напрямую повлияла на глобальные цепочки поставки. Оборудование, клиентские товары и магазины могут почувствовать необходимость в альтернативных поставщиках.
  • Сокращение путешествий и отмена мероприятий. Многие компании заблокировали все «не критичные» путешествия, а некоторые и все международные путешествия. Под прямым ударом оказались транспортные компании. Помимо них, компании, использующие личные встречи для продаж, обсуждения партнерства и развития бизнеса также оказались затронуты.

Потребуется значительное время – возможно, несколько кварталов – прежде чем мы будем уверены в том, что вирус больше не распространяется. Еще дольше потребуется глобальной экономике, чтобы восстановиться. Некоторые из вас могут почувствовать сокращающийся спрос; некоторые столкнутся с трудностями поставок. В то время как Федеральный Резерв США и другие центральные банки могут снизить ключевую ставку, монетарная политика может оказаться малоэффективным инструментом для смягчения глобального кризиса здравоохранения.

Мы рекомендуем поставить под вопрос каждое суждение о вашем бизнесе, включая:

  1. Запас наличности. Вам действительно хватит своих собственных денег? Сможете ли вы выдержать несколько плохих кварталов, если экономика просядет? У вас есть планы на случай непредвиденных обстоятельств? Где вы можете урезать расходы без критического ущерба для вашего бизнеса? Задайте эти вопросы сейчас, чтобы избежать потенциально болезненных последствий в будущем.
  2. Привлечение средств. Частное финансирование может значительно ослабнуть, как уже случалось в 2001 и 2009 годах. Что вы будете делать, если привлечение средств на выгодных условиях будет труднее найти в 2020 и 2021? Сможете ли вы превратить сложную ситуацию в возможность и обеспечить себе длительный успех? Многие знаменитые компании были созданы или стали такими в трудные времена. Sequoia стала партнером Cisco вскоре после Черного Понедельника 1987. Google и PayPal выстояли крах пузыря дот-комов. Из недавних, Airbnb, Square и Stripe были образованы во время Глобального Финансового Кризиса. Ограничения фокусируют разум и предоставляют благодатную почву для творчества.
  3. Планы продаж. Даже если вы не видите прямых или непосредственных рисков для компании, учтите, что ваши клиенты могут пересмотреть свои привычки тратить деньги. Сделки, которые выглядят надежными, могут не закрыться. Главное — не дать застать себя врасплох.
  4. Маркетинг. С ослабевающими продажами, вы можете обнаружить, что активность привлеченных клиентов снизилась. Чтобы поддержать соотношение затрат и прибыли на маркетинг, придется обуздать расходы на привлечение новых клиентов.
  5. Численность персонала. Учитывая все перечисленные стресс-факторы ваших финансов, может быть пришла пора критически оценить, сможете ли вы делать больше с меньшим и повысить производительность.
  6. Капитальные затраты. Пока вы не наметили курс на финансовую независимость, изучите, имеют ли смысл ваши планы капитальных расходов в более неопределенной обстановке. Возможно, именно у вас нет причин вносить коррективы в планы, а меняющиеся обстоятельства смогут предоставить новые возможности. Но каждое подобное решение должно быть осознанным.

Выдержав каждый спад бизнеса на протяжении почти 50 лет, мы усвоили важный урок — никто не сожалеет о том, что смог быстро и решительно адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. В периоды спада уровень доходов и собственных средств всегда падает стремительнее, чем расходы. В некотором смысле бизнес отражает биологию. Как предположил Дарвин, выживают «не самые сильные и не самые умные, но наиболее приспосабливаемые к переменам».

Отличительной чертой выносливых компаний является то, как их лидеры реагируют на подобные инциденты. Все ваши сотрудники знают о COVID-19 и задаются вопросом, как вы отреагируете, и что это будет значить для них. Ложный оптимизм легко может сбить вас с пути, отвлечь от составления планов на случай непредвиденных обстоятельств и помешать смелым действиям. Не попадите в эту ловушку, будьте прагматичным реалистом и действуйте решительно при изменении обстоятельств. Продемонстрируйте лидерство, так необходимое вашей команде в это напряженное время.

Вот взгляд нашего партнера Альфреда Лин, который пережил свой момент черного лебедя в качестве операционного директора:
«Я работал в качестве главного операционного директора / финансового директора Zappos, когда меня вызвали в офис Sequoia для печально известной презентации R.I.P. Good Times в 2008 году, до начала финансового кризиса. Мы не знали тогда, точно так же, как мы не знаем сейчас, как долго, или с каким сильным кризисом мы столкнемся. Что я могу сказать с уверенностью — эта презентация укрепила нашу команду и наш бизнес. Zappos вышла из финансового кризиса, готовая воспользоваться новыми возможностями, в то время как наши конкуренты были избиты и ослаблены.»
Оставайтесь здоровыми, поддерживайте здоровье вашей компании и оставьте миру свой след.

С наилучшими пожеланиями,

Команда Sequoia