В мире бега уже давно приняли как факт то, что у женщин проблем с ногами больше, чем у мужчин. Особенно это заметно по марафонисткам в возрасте. Боль в суставах, сдирающиеся ногти, большие волдыри, даже повреждение нервов (от чрезмерно затянутых шнурков). У мужчин такие проблемы тоже бывают, но в процентном соотношении их меньше.


И здесь нет ничего удивительного. Бенно Нигг, биомеханик, много лет изучающий спортивную обувь, говорит, что иначе и быть не может:


Обувь традиционно создавалась для тех, кто занимался бегом, а это были мужчины.

Но времена постепенно меняются. Индустрия кроссовок сейчас приносит $100 млрд в год (хотя ещё 3 года назад было $66 млрд). И продажи женской спортивной обуви растут быстрее, чем продажи мужской. Причём дело именно в обуви для атлетики: женщин-бегунов теперь, впервые в истории, больше, чем мужчин. Они чаще выступают в забегах и марафонах. Особенно сильный перекос — в Исландии (59%), США (58%) и Канаде (57%). Но, парадокс: почти все они до сих пор бегают в «мужских» ботинках.


Heeluxe, независимая лаборатория по исследованию обуви, говорит, что, хотя женщины предъявляют меньше требований к комфорту обуви, они в итоге всё равно оказываются менее удовлетворёнными её удобством. По данным Heeluxe, женские кроссовки в среднем на 18% уже вокруг пальцев, на 70% уже в районе изгиба большого пальца ноги, но при этом на 68% свободнее в районе пятки, чем мужская обувь.


Причём проблемы здесь повсеместны — сандалии, ботинки, сапоги и прочая обувь в исследовании 2018 года показали себя не сильно лучше. Если вы видели женскую ногу после дня активной ходьбы, с её синяками, потёртостями и вздутыми венами —  сложно не согласиться, что здесь что-то не так.




Как мы дошли до такого


Многие исследователи, бренды и просто энтузиасты считают по крайней мере одной из причин дискомфорта то, что обувь сейчас делается в основном одинаковой для мужчин и для женщин. Так сложилось исторически: разница в строении ног считалась минимальной, а поскольку на пике развития моды в Америке женщина должна была сидеть дома, пока мужчина ходил на работу, за основу брали мужскую ногу. Большинство дизайнеров обуви тоже были мужчинами. В итоге фабрики штампуют обувь на основании формы из стали, меди или пластика. Форма сделана на основании мужской ноги. Чтобы изготовить обувь для женщин или для детей, берут те же пропорции взрослого мужчины, и делают форму меньше. Получается та же обувь, только другого масштаба.


Метод до последнего времени казался безупречным. Действительно, зачем платить за создание другой формы, или делать обувь других пропорций, если женская и мужская стопа кажутся идентичными? Но в исследовании 2009 года Американская ассоциация педиатров выяснила, что разница довольно существенная, пусть её и сложно увидеть нетренированному человеческому глазу. Мужские ноги толще и длиннее (18,15 см против 16,5 см). А женские — выше в стопе, с более ярко выраженными очертаниями. У женщин также выше лодыжка и шире область носка.



Дизайн — женский, пропорции — мужские

В целом результаты показали, что «женские ноги отличаются по форме от мужских ног, и не являются алгебраически масштабированными, меньшими версиями мужских ног, как это ранее предполагалось». Неудивительно, что женские стопы, помещённые в обувь, сделанную по лекалам для мужчин, начинают болеть.


Новый путь индустрии


После исследования прошло больше 10 лет, и некоторые бренды теперь начинают создавать специфическую обувь для пола. Altra, Reebok и Asics создают все свои кроссовки для женщин на лекалах, взятых с женской ноги. Nike — делает так для некоторых атлетических моделей, хотя большинство кроссовок, вроде Air Force 1, всё еще унисекс. Keen, Adidas и New Balance говорят, что у них есть несколько «по-настоящему женских» кроссовок, хотя пока это редкость. Brooks и Hoka не имеют ни одной такой модели, всё делается по лекалам от мужчин.


Сложно начать вкладывать в разработку и маркетинг, когда большинство девушек даже не знают, что такая проблема существует. Но те, кто вложились, говорят, что опыт вполне успешен. Кроссовки Keen Terradora, представленные в 2016-м, оказались вторыми по продажам в своей категории. Одна из особенностей модели — «плотная», узкая пятка за счёт дополнительной обивки, расширенное пространство для пальцев и более высокая поддержка свода стопы по сравнению с моделями унисекс. В отзывах пишут, что кроссовки отлично показывают себя в долгих прогулках, в том числе по горам, разница очень сильная:


Когда я их попробовала, я сразу почувствовала, что они гораздо плотнее в районе ахиллесова сухожилья, около лодыжки. Гораздо комфортнее, нога не болтается и не натирается. Раньше я такого не чувствовала.

Марафонки тоже говорят, что разница в «специально созданных» кроссовках заметна. Очень хорошо, например, показывает себя Altra, обувь которой построена вокруг пропорций женской стопы.




Но проблемы, кажется, касаются не только мужских форм и устаревших традиций дизайна и производства. Даже когда бренды пытаются выпустить более «специфическую» обувь, ноги у активных ходоков продолжают болеть. Человечество, пославшее ракеты в космос и создавшее глобальный интернет, оказывается, пока просто не знает, как создать полноценно комфортную обувь. Бенно Нигг говорит:


У нас прекрасные люди. И мы умеем создавать красивые, эффективные ботинки. Мы просто пока не знаем, как хорошо подсоединить ботинок к человеку.

В плане безопасности к обуви тоже есть масса вопросов. Десятки лет испытаний — но мы так и не поняли, что влияет на травмоопасность, и что можно сделать с атлетической обувью, чтобы избежать вывихов и переломов. Бегуны до сих пор травмируются ровно с той же частотой, что и в 80-е, когда, казалось бы, технологии были совсем на другом уровне. С тех пор начали выпускаться модели с «повышенной стабильностью», «амортизацией пены х3» и «контролем движения», но наши ноги по-прежнему продолжают страдать.


Проблема в данных


Одной из причин того, что обувь до сих пор далека от совершенства, называют некачественный сбор информации. Макс Пакетт, профессор биомеханики в Университете Мемфиса, говорит, что:


Ученые в сфере обуви забрасывают очень, очень, очень широкую сеть. Чтобы в их исследованиях участвовало как можно больше людей. Но это значит, что данные выходят слишком общими, их нельзя использовать для решения конкретных проблем.

Теперь, как говорит Пакетт, он и другие ученые начинают собирать данные для более точных экспериментов — организовывая участников по полу, возрасту, форме стопы, типу занятий (бег, баскетбол, футбол, фитнес и т.д.). Так они надеятся снизить шум и сосредоточиться на создании хорошей связи между телом и ботинком, которая могла бы не вредить ни тому, ни другому.


Даже когда данные есть — их могут неправильно истолковать. Взять, например, пронацию стопы. Угол, под которым она подходит к земле при ходьбе или беге. Когда производители обуви заметили, что у людей он бывает разным, многие решили, что здесь должен быть какой-то стандарт. Пакетт рассказывает:


Была теоретическая идея, ещё 30-40 лет назад… А что если создавать обувь, которая не будет давать стопе вот так чрезмерно двигаться. Чтобы движения были более чёткими. Может, это сделает обувь менее травмоопасной. И теперь все кроссовки создаются такими, с целью достижения минимальной пронации. Но никакой реальной науки под этим нет, просто так повелось.

В 2013 году датские исследователи опубликовали результаты года своей работы. В нём 927 начинающих бегунов пробежали в общей сложности 326 803 километра. Из них 252 человека получили травму, связанную с бегом. Главный вывод исследования: чрезмерная пронация никак не влияет на вероятность травмы. Даже наоборот, те, кто бежал слегка «криво» в понимании современных создателей обуви, в итоге получали меньше травм, чем люди с «идеальной», минимальной пронацией.


Но большинство дизайнеров (и, кстати, докторов, рекомендующих определенный тип обуви при проблемах с ногами) об этом исследовании не слышали. Причём их беспокойство по поводу «лишней пронации» больше касается как раз женщин-атлетов. По данным обувного стартапа Oesh, поскольку у женщин как правило более широкие бёдра, женские ноги обычно сходятся под более острым углом. Так что пронация в итоге сильнее.


Как результат — в рекламе женской обуви больше упора на «стабильность» и «чёткий контроль движения». То есть создается предубеждение, что женщины бегают более «расхлябанно» и вообще плохо держатся на ногах. По словам Пакетта:


Как будто женщины созданы неправильно, и мы должны каким-то образом это пофиксить.

Персонализация


Сколько данных ни собирай, какую статистику ни делай, идеальной обуви для конкретной ноги так создать не получится. Можно сделать только «средние ботинки по больнице». Поэтому почти всем ясно, что одинаковые под всех лекала рано или поздно должны уйти в прошлое. А будущее — в персонализации. Обувь под каждого человека индивидуально.



3D-принтинг кроссовок от Nike

В 2016-м Nike начала 3D-печать обуви лично под элитных атлетов, вроде олимпийки Эллисон Феникс. На Олимпиаде в том же году Феникс завоевала две золотые медали. Марафонец Элиуд Кипчоге тоже совершает свои рекордные забеги в индивидуально сделанных кроссовках Nike. А стартап Brooks из Сиэтла хочет принести эту технологию в массы. Печатать обувь под каждого индивидуально. Главное, как они говорят, — корректно собирать данные по каждой стопе. Ну и сделать так, чтобы цена была более-менее доступной, в пределах пары сотен долларов.


Такие же планы строят Allbirds и многие другие обувные стартапы. Но основатель Brooks Нихил Джайн говорит, что их проект Genesys, который запустился в 2018-м, стал первым реальным шагом к созданию полностью персонализированной беговой обуви. Компания собрала сканы ног у 300 участников, и через несколько недель доставила каждому из них на дом готовую обувь. Даже с несколькими типами подошвы, заточенными под их конкретные потребности (бег по треку, прогулки по горам, город, аэробика, спорт и так далее).


Но пока такая обувь не готова к выходу на массовый рынок. До неё еще минимум несколько лет. Хотя 3D-принтинг доступен повсеместно, а ученые успешно сканируют ноги уже десятки лет, качество продукта в итоге сложно сделать таким, как в готовом изделии с фабрики, со шнурками, разными материалами для язычка и подошвы, специфичным дизайном. Всё это в итоге стоит недешево. Кроме того — мы до сих пор не знаем, что делает обувь по-настоящему комфортной. Даже самые персонализированные кроссовки могут натирать лодыжку или мешать вашей нормальной пронации, если принципы дизайна обуви до сих пор следуют логике 1980-х годов.