Но, как говорится, «Быстро, качественно, дешево — выберите не более двух». Как сориентироваться среди бесконечного множества образовательных программ и выбрать нужную? На чем можно сэкономить? Это вопросы, которыми задаются многие.
На часть из них можно найти ответы в интернете. Написано большое количество статей и рекомендаций для потенциальных учеников, в которых рассказано, как искать курсы и на что обращать внимание. Помогают ли они? Очень часто бывает, что информация в превью достаточно скудная для принятия взвешенного решения и исключения возможных рисков. Или же наоборот, вам обещают, что вы станете профессионалом за 2 дня обучения, но такого, как вы понимаете, не может быть.
А если говорить об обратной стороне вопроса, о рекомендациях к учебным заведениям, то этой информации практически нет. Конечно, существуют требования к оформлению образовательных программ для детей, для общеразвивающих и общеобразовательных программ подростков, но это всё другая область. У нас же вопрос стоит про поиск и прохождение курсов, получения дополнительного образования, и в целом развивающих программ, в осознанном возрасте и для конкретно поставленных целей.
И вследствие этого, среди всего многообразия, вопрос сложности выбора формата обучения, программы, учебного заведения или персонального тренера, становится еще более актуальным.
У меня, как у человека, который хочет развиваться, изучать новые направления и делать свою работу более эффективной и прогрессивной, возникает множество вопросов в момент поиска. Для себя я выработала список критериев, эдакий фильтр и чек-лист, через который я пропускаю всю имеющуюся информацию по выбранному образовательному проекту, с поправкой на текущую потребность.
Вот этот список:
- Глубина погружения
- Минимальный порог вхождения
- Качество предоставляемого контента, релевантность заявленной программе и рынку
- Удобство системы обучения
- Нетворкинг — установление контактов и налаживание связей
- Наличие лицензии и сертификации
- Преподаватель
- Про деньги...
и несколько других критериев. Хотелось бы также выслушать предъявляемые вами критерии.
Самое сложно и ресурсозатратное — это собрать информацию для полноценного ответа на каждый из описанных пунктов. При этом время, которое тратится на поиск и сбор сведений, и уж тем более на бесполезно пройденный курс, вам никто не возместит.
Поэтому есть предложение о введении обязательных условий оформления и содержания. Так сказать, сформировать первоначальный стандарт запуска образовательных программ в виде курсов, вебинаров и так далее. Давайте зафиксируем свои требования, т.к. кто платит, тот и заказывает музыку.
Вот по описанным выше критериям давайте и пройдемся.
1. Глубина погружения
Не всегда может быть необходимо сразу погружаться в дебри новых методологий, направлений, инструментов. И уж точно не всегда целесообразно сразу покупать дорогой курс. Иногда необходимо просто понимание, что они могут дать, какие задачи решить, в достижении каких целей могут помочь, чтобы в дальнейшем в нужное время их подключить. Тем самым вы экономите и свои ресурсы, и бизнеса.
Тут варианта два, либо вы сами ищите информацию, либо используете подготовленный вебинар / курс / встречу для быстрого поверхностного погружения.
Я предлагаю придумать категоризацию образовательных программ, чтобы сразу все понимали, что он получит.
Как пример, предлагаю свою, а так как глубина связана с плаванием, то и классификация такая.
1. Лягушатник: Поверхностно-ознакомительные — для понимания цели, списка инструментов, вариантов использования. Включает только поверхностную теорию, в основном новый запас терминов. Ну так, вроде побарахтался, понял, что прикольно, но кайфа не словил. Или по-другому: от «бесплатно» до «дёшево», очень поверхностно. В основном используется в презентациях и вебинарах.
2. Бассейн: Средне-ознакомительные — первый пункт + большее погружение в теорию + могут быть примеры из практики. Возможно, пару практических мини-задачек без обратной связи. Начинаешь понимать, как и где может применяться в жизни, какие задачи решаются, но только в теории. Уже научился плавать по поверхности. Или по-другому: от «дёшево» до «приемлемо дороже». Показали морковку, морковка полезна, но ее не помыли и не почистили. Часто даются в вебинарах или краткосрочных курсах.
3. Фри-дайвинг: Неглубокое погружение — достаточное, чтобы начать как-то использовать в жизни, так как все равно максимальные знания придут через опыт. Первый пункт + второй пункт + практические задания с полноценной обратной связью. Уже погружаешься под воду на глубину вдоха. Плаваешь такой, рыбки разноцветные, кораллы, водоросли. Руками щупаешь. Но на практике выплывает стая медуз, а какие ядовитые ты не понимаешь. Или по-другому: от «приемлемо» до «дорого», морковку помыли, вкусно, но твердая.
4. Скуба-дайвинг: Глубокое погружение с разбором вашего практического примера или, возможно, с личным коучем. Но будьте готовы вытаскивать скелетов из шкафа ;). Ну или ты весь такой теперь в костюме, с аквалангом и медузы не страшны. Но тут выплывает… :). Или по-другому: от «дорого» до «очень дорого», но адекватно и полноценно применимо в жизни. Морковку помыли, натерли, залили (кто там чем любит, сметана, масло и так далее), дали ложку.
5. Марианская впадина: Полное погружение. Погружаешься ты такой весь в нее… а кругом темнота и… Короче, не суйтесь сюда. Это не покрывается курсами. Это дает только полноценное образование в N лет, с погружением в то самое ..., чтобы уметь его фильтровать, очищать и превращать в родниковую воду. Ну или нарабатывать огромный опыт.
Это, как минимум, сократит объемы поиска и затраченное время, как максимум, даст слушателям понять качество вашего преподавательского состава и материалов.
2. Минимальный порог вхождения
Исходя из первого пункта, мы видим, что на каждый блок может быть необходима разная степень подготовки, чтобы преподаватель и обучающиеся шли в нужном темпе и говорили на одном языке. Это может быть как техническая подготовка, так и просто понимание какой-либо области и терминологии.
Некоторые учебные заведения делают фильтрацию участников на входе. При решении этого вопроса, желательно, чтобы были учтены следующие пункты:
- Было сформировано и представлено полное описание требований к подготовке потенциальных слушателей.
- Перечень литературы, ссылки на статьи, ссылки на вебинары / курсы 1-2-3 уровня глубины (описание в разделе выше). Предоставляйте словарь терминов, чтобы у всех было одинаковое понимание.
- Перечень программного обеспечение либо других технических требований и деталей, которые влияют на процесс или используются во время прохождения обучения. Желательно с прямыми ссылками, для экономии времени и исключения различий в версиях.
- Если делаете более жесткий контроль порога входа, без описанных выше пунктов, то предупреждайте об этом в описании курса, лучше в начале, экономьте время свое и слушателя.
- Поддерживайте коммуникацию. Если потенциальный слушатель не прошел порог входа, дайте обратную связь. Пришлите индивидуальные ссылки на информацию (см. раздел 2), в благодарность выбора вашего учебного заведения. Ощущение адекватности и заботы, также увеличивают шансы на возвращение и покупку курса.
- Если минимальных требований не предъявляете, тогда выделите отдельный вводный блок для синхронизации терминов и понятий со слушателями.
В целом не забывайте, что оформление программы, рекламы, коммуникация и другие взаимодействия со слушателями, это лицо компании.
3. Качество предоставляемого контента, релевантность заявленной программе и рынку
Этот вопрос многогранен и может вызывать множество споров, поэтому буду писать обобщенно, на что я обращаю внимание.
Итак, небольшой чек-лист:
- Учет всех типов восприятия информации и различных сценариев обучения
- Содержание образовательного проекта соответствует заявленной теме / описанию / программе / рекламе
- Синхронизация в терминах и их трактовках, а также соответствие тому направлению, по которому сформирован курс. Потому что инженеры бывают разные :)
- Структура и логичность содержания и подачи материала
- Отсутствие жаргона, несоответствующей лексики и тому подобное. А также банальное отсутствие грубых ошибок в оформлении.
- Включение примеров из реальной практики и их разбор
- Актуальность, ценность и применимость
- Уникальность контента
- Вариант обучения: синхронный / асинхронный, online / offline
- Сохранение доступа к учебным материалам или предоставление их в полном объеме после обучения. Возможно, дальнейшую ограниченную поддержку.
- Котирование в профессиональных сообществах и у потенциальных работодателей
- Адаптированность под российского слушателя и нашу действительность
- Отчуждаемость блоков образовательной программы
- Работа с обратной связью, отзывами, статистикой и аналитикой.
И другие. Особое внимание к практике и предоставляемым примерам.
Было бы идеально, если бы каждое учебное заведение прогоняло курсы и вебинары по этому чек-листу, а также добавляло к каждому курсу краткую рецензию по результатам.
4. Удобство системы обучения
Здесь тоже могут быть сильно индивидуальные требования.
Со своей стороны отмечу некоторые нюансы.
- Сохранение прогресса и быстрый переход к точке остановки
- Исключение всего лишнего со страниц обучения (UI дизайн)
- Техническая совместимость со всеми возможными браузерами, операционными системами. Адаптивный дизайн. Поддержка различных сценариев обучения. (Может быть: cmi5, Tin Can (xAPI), SCORM, которые применяют большинство образовательных площадок)
- Качественная техническая реализация тестов и других инструментов взаимодействия с платформой
- Удобный инструмент обратной связи и взаимодействия с преподавателем и студентами
- Другие требования к удобствам, которые можно сформировать сообща.
5. Нетворкинг — установление контактов и налаживание связей
Да-да, это тоже один из основных критериев выбора курса. Вынесла его в отдельный пункт, для акцентирования внимания.
Для удовлетворения данного критерия необходимо иметь достаточную репутацию, подтвержденную экспертизу преподавательского состава и надежных партнеров, благодаря которым могут быть привлечены интересные слушатели со своими уникальными знаниями. Ведь каждый слушатель вносит свой вклад в дальнейшее развитие образовательных программ.
Поэтому налаживайте связи и формируйте красивую страничку с перечнем партнеров и участников.
6. Наличие лицензии и сертификации
- Указывать наличие лицензии на право ведения учебной деятельности.
- Указывать возможность выдачи Сертификата / Диплома / иного вида официальной бумаги о прохождении курса / повышении квалификации и так далее.
- Если проводятся сертификационные тесты / дипломные работы и другого вида итоговые аттестации, то их необходимо проводить по применимой теоретической и практической тематике курса.
- Не надо задавать вопросы, которые не несут смысловой нагрузки. Например: В каком году открылся университет «NNN»? Назовите основоположника методологии «MMM»? и другие.
- Если обучающийся не сдал сертификацию, то вопрос возникает к обеим сторонам, а не только к слушателю.
7. Преподаватель
Также многогранная тема с индивидуальными особенностями.
Коротко о моих предложениях и пожеланиях:
- Опрятный внешний вид и приятный тембр голоса
- Умение объяснять и вовлекать слушателя используя не только технические инструменты, но и личные качества: разнообразие интонаций, акцентирование внимания, эмоциональное выделение, умение привлекать и удерживать внимание, доступность и связность донесения информации, и др. Очень часто в этом помогает использование основной линии или истории, которая сопровождает весь учебный процесс, т.е. слушатели как будто «проживают» отдельную жизнь внутри обучения.
- Статус преподавателя — эксперт / теоретик / практик / доктор наук и так далее. То есть наличие экспертизы в той области, которую преподает
- Соответственно, поддержка логичной структуры программы
- Качественная и своевременная работа с обратной связью от слушателей
Для большего привлечения можно создать небольшое приветствие к курсу, провести вебинар / семинар и тому подобное, для понимания уровня преподавателя и его варианта преподнесения информации, так как это всё очень индивидуально. Часто в топовых критериях выбора курса значится именно преподаватель.
8. Про деньги...
- Давайте учиться отвечать за качество материалов и работать с обратной связью. На некоторых площадках существуют различные варианты «гарантии качества»: возврат денег (https://udemy.com), бесплатный тестовый период (https://coursera.org), бесплатный первый урок, вводный вебинар, рекламные вебинары и так далее. А то большинство курсов про качество и количество, а в них самих ни того ни другого. Или подключайтесь к существующим площадкам, где можно разместить курсы с учетом такой политики.
- Адекватное ценообразование в зависимости от варианта обучения, содержания и актуальности курса, варианта поддержки в течение курса, уровень обучения, уровня преподавателя.
- Стоимость должна окупаться не только вам, но и слушателю.
Но, конечно, это все не может быть реализовано качественно, если нет взаимного соответствия.
То есть и к слушателям есть определенного рода пожелания:
- Если вы выбрали курс, но понимаете, что у вас нет необходимого уровня подготовки, то будьте добры уважать себя и других. Подготовьтесь самостоятельно или с помощью предоставленной информации.
- Не всегда смотрите на громкое имя учебного заведения или большую / маленькую стоимость. Рассчитывайте свои ресурсы исходя из потребности, окупаемости, возможности и целесообразности.
- Некоторые курсы могут стоить дороже, чем вы хотите или можете себе позволить. Это не потому, что учебное заведение наглеет, хотя и такое бывает не редко, а по понесенным затратам на подготовку, поддержку и реализацию курсов. И если хотите качественное образование, то вспомните фразу: «Быстро, качественно, дешево — выберите не более двух».
- Обосновывайте несоответствие «гарантии качества», если такое произошло. Если курс не соответствует вашим ожиданиям или не понравился голос преподавателя (при наличии превью), то это уже проблема не учебного заведения, а ваша.
- Уважайте работу учебного заведения и труды преподавателей.
- Если есть возможность поделиться опытом, дать конструктивную обратную связь или поблагодарить — не стесняйтесь, это поможет всем поддерживать высокий уровень качества и доступности.
А вдруг кто-нибудь возьмет, да и реализует:
- Создать единое пространство отзывов, обратной связи, предложений и рейтингов к курсам, учебным заведениям, преподавателям. Или приспособить одну из существующих площадок для размещения и рекламы курсов, в том числе, как вариант экономии ресурсов.
- Возможность презентации пройденных / рекомендуемых курсов, а также итоговых сертификатов, для друзей / коллег / потенциальных работодателей, в едином месте, с подтверждением от всех учебных заведений.
- Создать новую роль: Аудитор учебных курсов и материалов. Он будет пробегаться по классификаторам, чек-листам и так далее, и ставить свою метку / оценку «адекватности» курса с рецензией.
Готова поучаствовать во всех активностях.
В конце, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на взаимном уважении и ценности времени. Сейчас это более, чем актуально.
Особенный призыв к учебным заведениям. Вы уже сделали большой объем работы, осталось сделать совсем немного, чтобы стать ближе к слушателям.
Благодарю за внимание. Всем бобра и натёртой морковки!
P.S.
Если эта статья вызовет какой-либо интерес, то готова пройтись по критериям и чек-листу по нескольким учебным заведениям и образовательным программам, для примера. Может быть что-то удастся дополнить или сократить, а также дать полезную информацию для читателей, чтобы сократить время поисков. Сейчас описание сформировано по результатам ранее пройденных мной курсов.
UPD
Изменила заголовок, чтобы не вводил в заблуждение.
FGV
а зачем?
anonymous Автор
В целом, в тексте есть ответ на этот вопрос.
FGV
В тексте много воды, и непонятно:
1) кто выдвигает требования?
2) зачем?
3) к каким учебным заведениям выдвигаются требования?
anonymous Автор
1. Мы, как потребители услуги, выдвигаем требования.
2. Мы платим деньги, следовательно хотим качественную услугу и экономию времени.
3. Ко всем, кто сейчас орудует на рынке образования в категории получения быстрой информации.
FGV
ок, пришел ну так мягко скажем начинающий поучится, и выдвигает требования … уже смешно :)
все так хотят, вполне естественное желание.
эт кто? гугл что ли?
anonymous Автор
У всех свое восприятие мира. Желать, как ты написал, вполне естественно. И если учесть, что везде и во всех ситуациях есть те или иные требования, пожелания и стандарты, которые облегчают жизнь (не всегда конечно), то почему нельзя сформировать здесь стандарт оформления, который точно бы облегчил всем жизнь.
Учитывая, что системы, методы и сценарии обучения уже описаны с разных сторон. Надеюсь, что они это изучили и используют.
Осталось только обернуть в правильную обертку. И я, как раз, про формирование этой обертки и веду речь.
akhmelev
Обертка, стандарты… Ох, как же это все достало. УМКД еще попросите.
Суммарно я провел тысячи часов лекций и, что интереснее, наверное около сотни проф. тренингов, могу вам твердо и доказательно гарантировать, что ни один из них не повторился. Всегда разная группа, разные люди, разные уровни, разные хотелки и возможности у аудитории. Это НЕВОЗМОЖНО стандартизировать. Любой стандарт приведет лишь к постоянному отклонению о него.
Поэтому. То что вы предлагаете — это просто облегчение поиска курса, и не более того. Микроскопическая задача, причем с неопределенным решением. Можно найти хороший курс и тупо "не включиться", а можно попасть на посредственный, но тематика "торкнет" и будет супер-результат. Все это очень индивидуально. Поэтому не взлетит такой рубрикатор, поверьте. Гугл круче.
А как же тогда быть? Вот вам три пути:
Лучше личной рекомендации (или критики) от человека, которого вы хорошо знаете, ничего не существует. В принципе. Найдите лучше такого человека, прошедшего интересующий вас курс, получите фидбек от него, а не от конторы/рекламы и будет вам счастье. И да, почти все и всегда зависит от личности тренера (а это у вас — на последней позиции), поэтому хорошая рекомендация — это все, что вам нужно для оффлайн-курса.
Это в меньшей степени касается онлайн-курсов, но они обычно довольно дешевы (т.к. как раз стандартны), видео записано, тесты напилены, там цена ошибки совсем невысока + есть рейтинги, отзывы. По сути — это уже ровно то, что вы хотите.
Есть еще онлайн а ля оффлайн (вебинары), на них обычно по первому занятию сразу все понятно. Так что проблемы как бы нет. А вот заполнять некий "чек-лист" даже не посетив курс — просто ну очень бестолковое дело.
И еще, это… Если даже искать курс и отзывы лень, и нужен некий готовый "центр поиска" — то такому слушателю будет трудновато учиться. Хоть где, хоть чему ;)
anonymous Автор
Не со всем соглашусь.
Пусть будет не стандарт, пусть будет пожелания к оформлению. Суть не меняется.
Это, может быть, микроскопическая задача, но она является проблемой, которая съедает значительное личное время. Сколько сейчас различных курсов по одной и той же тематике? Сколько времени тратится на первоначальный отбор? Сколько времени тратится на углубленное изучение каждого отобранного? В таком случае многообразие курсов не облегчает задачу и не оправдывает свое назначение в быстром получении информации.
1. У меня есть примеры, когда личные рекомендации были провальными, хотя людей я знаю хорошо и доверяю им в профессиональном плане. У каждого человека свое восприятие информации, все индивидуальны, о чем тоже написано в посте.
Тренер не на последнем месте, это просто нумерация перечня, чтобы был порядок, а не приоритетность. И тренер — это тоже очень индивидуально.
И фидбеки от сторонних людей могут быть крайне не объективны. Как пример, на одном из курсов к преподавателю были достаточно восторженные отзывы от 90% слушателей. Но при этом структуры курса, визуального оформления, примеров, не было вообще. Просто пришел, что-то поговорил. Поэтому для меня это не показатель. А уж если добавить сюда, что это сертифицированный центр…
2. В онлайн-курсах есть не только асинхронный вариант обучения. Тут может возникнуть проблема с коммуникацией. Тоже относится к критериям выбора и восприятия информации.
3. На первом занятии может быть понятно, но ты уже купил весь курс. Если конечно Вы говорите не об отдельном вебинаре.
4. Никто не говорит, что на этом заканчивается выбор. Это сокращает и упрощает дальнейший анализ. И адекватный человек как раз углубится в анализ программы, но уже будет шерстить не 100 курсов, а 10.
По сути, хотелось бы просто фильтрацию для выбора курсов. Для товаров и услуг же есть свои фильтры. Вот и тут хочется тоже.
Вы же когда ищите, ну допустим телевизор, вы же сначала фильтруете по своим параметрам, а потом начинаете читать отзывы по выбранным моделям, идете смотреть на них, щупать, проверять. Вот здесь то же самое.
Конечно онлайн никогда не сравнится с оффлайном, вне всяких споров оффлайн побеждает. Но мы попали, и в дальнейшем будем попадать, в такие ситуации, когда у нас не будет возможностей на оффлайн коммуникации.
Но, по честному, в оформлении и поиске оффлайна те же самые проблемы.
akhmelev
Допустим (гипотетически) ваша задача решена. В итоге что, будет по каждому направлению некий "победитель", т.е. все остальные окажутся не нужны? Ведь ясно же, что это просто утопия. В целом, ваша ключевая мысль сводится к самому кошмарному "вот мои деньги — я требую гарантии знаний".
Знания нельзя гарантировать, вам верно ниже пишут — главное, это мотивация. Тогда и фидбек найдете, и книги, и курсы, и научитесь всему. Не будет мотивации — не будет ничего. Хоть с деньгами, хоть на самообучении.
А "ого, я трачу время — не хочу так, хочу готовое, причем по своим критериям", это уж совсем на какие-то капризы больше похоже. Прокачка скиллов это очень большой труд. Хороший тренер поможет, но не заменит вам этого труда. Выбор курса — микрозадача в этом объеме.
Раз рекомендации вам не помогают, тогда готовьтесь — откройте любую профильную конфу — там очень узкая тусовка. Будут сразу ясны лидеры технологии. Послушайте их. После знакомства с темой выбрать курс/книгу/видео большого труда не составит, ну а личные вопросы тренеру "на старте" покажут его компетенции.
То что вы предлагаете — это какой-то очередной велосипед, извините. Не взлетит, могу поспорить. Смотрите. Я — хороший тренер, и могу гарантировать результат. Но сегодня я веду занятия в одной компании, а завтра в другой. А тут мне еще попался крутой проект и я вообще пропал. Как будет ваше решение отслеживать мои перемещения? Это же просто невозможно. А курс — это не контора, не стандарт, не программа, не оформление, курс — это человек который его проводит. В идеале автор технологии, но чаще просто профи. Но это персона, от которой зависит почти все, понимаете? Вот за ними, за персонами и стоило бы следить.
В общем нереальные планы у вас, как мне кажется. Извините.
anonymous Автор
Я прекрасно понимаю ваше мнение, а также понимаю, что каждый сталкивается с разными ситуациями в жизни и имеет право на свое мнение и восприятие окружающего мира. И это не значит, что все не правы. Как говорится, правда у всех своя, а чтобы понять другого, надо пройти дорогу в его обуви. Хотеть удобств в мелочах — это не грех. Не обязательно ломать орех руками, если можно взять орехокол или молоток.
Всегда есть сторонники и противники предложений, это нормальное положение в мире. И лидер — это не показатель качества и правды, испытано на собственном опыте.
Если вы почитаете все комментарии, то там будет много о том, что важны и мотивация, и фундаментальные знания, и личные взгляды. И я соглашаюсь с каждым из них. И в предыдущем ответе я уже написала, что первоначальной фильтрацией никто не ограничивается, можете еще раз пробежаться взглядом.
Никто не требует гарантий знаний, с чего вы вообще это взяли, не понятно.
Я лишь говорила о том, что курс может не соответствовать заявленному. Может случаться так, что тебе не подходит какой-то формат или какие-то нюансы. Обо всем этом можно договариваться и обсуждать. Вариантов решений множество. Насколько я понимаю, посты пишут как раз для того, чтобы собрать мнения, сделать выводы и действовать. Для примера возьмем тот же телевизор. Если вы купили телевизор, а вам привезли не ту модель, то вы же не возьмете его, вы откажетесь и потребуете привезти именно вашу модель.
Критика хорошо, но не когда она перерастает в непонятно что.
Вы — хороший тренер, не берусь судить об этом, т.к. не знаю вас. Вы можете гарантировать только предоставление полноценной информации, которой вы владеете, с использованием своих методик обучения. А вот гарантировать результат не можете, иначе вы противоречите сами себе. Как минимум в том, о чем вы написали выше, что гарантировать знания нельзя, ведь важна мотивация и внимание слушателя.
У меня есть три отличных тренера по конфликтологии и коммуникациям, с «медальками» и признаниями. Но только к одному из них я, возможно, пойду, потому что лично мне остальные не подходят, по моим внутренним параметрам и восприятиям. Все индивидуально. Но в наших руках как-то облегчить момент поиска и выбора. У многих услуг и товаров есть сайты с описаниями, отзывами, оценками и т.д. Почему бы и не для образования?
Решение не должно вас отслеживать. Это инструмент поиска. Если вы не прописали там свои курсы с программой и периодом, то вы просто не попадете в выборку. Для возможности поиска и отслеживания вас, на этом же портале будут рекомендации, отзывы, предыдущие программы, чтобы можно было сделать свой анализ и принять решение. И уж если кто-то примет решение учиться именно у вас, то он найдет способ отследить что, где и когда.
А по поводу профи, который проводит курс (персона), то тут как раз и вопрос, действительно ли он профи и как об этом узнать? А если он профи, как вы говорите, он может быть на расхват, и попасть к нему совершенно не возможно. Тогда значит надо искать другого, более уловимого. Поэтому и хочется иметь портал для возможности поиска, анализа, выбора и оценки.
Спасибо за рекомендации в вариантах и местах поиска информации и выбора. Это тоже являлась одной и целей, собрать примеры и опыт других людей, места поиска и критерии. Добавлю к своему списку.
akhmelev
Ок, попробуйте, никто же не против, но про "не взлетит" просто не забывайте — кто предупрежден, тот вооружен. Чтобы было более результативно, посмотрите в сторону рекомендательных систем. Там шансы на релевантность немножко повыше.
ЗЫ. Про "хороший тренер" — вы меня неверно поняли, это описание ситуации, а вовсе не о себе, любимом.