Был обычный жаркий летний день. Таких много бывает, когда ты работаешь, и почему-то крайне мало, когда у тебя выходной. Карантин в Научно-исследовательском институте Тепла и Холода (НИИТиХо) впал в Z состояние. Основной инженерский состав уже давно работал на местах, только ITшники, по большей части, работали удаленно. Инженер Самсонов вяло ковырял отвёрткой в какой-то древней печатной плате, пытаясь её то ли оживить, то ли окончательно угробить. Обед закончился час назад, а до конца рабочего дня было еще бесконечно долго.

Вдруг мимо него пробежала группа встревоженных лаборанток и, возмущенно восклицая, исчезла за углом коридора. Сонное настроение вмиг слетело с товарища Самсонова. Он бодро покрутил головой по сторонам и заметил таких же просыпающихся, как грибы после грибного дождя, инженеров. По помещению потекли тихие вопросительные разговоры. Никто не знал, что происходит.

Внезапно послышался суровый топот и по коридору пронесся отдел Гоши Кучеренко в полном составе. Они обычно отвечали в институте за неожиданные происшествия. Ходили легенды, что они их создавали сами, а потом героическими усилиями их преодолевали и получали за это премии, медали и похвалу от руководства. В общем, с одной стороны, их, вроде бы, и не очень любили, с другой стороны, это предвещало интересное развитие событий.

И тут тонкий нюх Самосонова почувствовал неладное. В нос ударил запах горючего. Самсонов сильнее вдохнул и задумался, анализируя его спектральный состав… Не бензин, хотя похоже…Точно не газ. Может дизель? Но откуда? НИИТиХо было давно оборудовано ветрогенераторами и своей миниГЭС. Дизельный генератор списали и демонтировали уже года 2 назад, потому что с ним было слишком много проблем, да и низкий углеродный след и необходимый уровень энергоэффективности с ним не достигались категорически.

Результат аналитической работы молнией влетел в голову Самсонова и он треснул себя по лбу кулаком, в котором еще оставалась отвертка. Сжавшись от неприятных ощущений, он пулей бросился к окну, где свободных мест уже практически не было. Но на улице всё было спокойно. Тогда Самсонов побежал в кабинет напротив, от которого у него были ключи. Там окна были свободны, и он прильнул к стеклу, ища глазами старый дизельный джип Завлаба, на заднем стекле которого красовалась гордая надпись «F**K FUEL ECONOMY». Надо сказать, что джип руководителя стоял на отдельном месте в тени. Рядом с ним машины ставить было запрещено. Вокруг гордого черного гиганта довольно быстро растекалась желтоватая жидкость, которая отдавала красным в лучах высоко стоящего солнца.

Команда Кучеренко лихо крутилась вокруг пятна, но эффективность этого процесса была крайне мала. Сам Завлаб стоял в отдалении и грустно курил, смотря на происходящее. С одной стороны уже давно пора было поменять этого прожорливого монстра на более эффективный экземпляр, но что-то всё время мешало. С другой стороны он опасался последствий данной аварии. Сотня литров из бака в свою же речку с миниГЭС. По голове его за это точно не погладят…

На днях исполнилось 2 месяца с тех пор, как произошла экологическая катастрофа в Норильске, последствия которой до сих пор устраняются.

Собственно, по теме


29 мая 2020 года в почву вылилось 21163 тонны дизельного топлива — резервного топлива Норильской ТЭЦ-3 (основное топливо — газ).

Мини справка по ТЭЦ-3
ТЭЦ-3 построена в 1976–1986 годах. Входит в состав АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», которая принадлежит ПАО «ГМК «Норильский никель». ТЭЦ-3 находится рядом с Норильском в городе Кайеркан и снабжает электроэнергией и теплом г. Кайеркан и окружающие заводы.

Дизель попал в реку Амбарную, которая впадает в озеро Пясино, из которой вытекает река Пясина, которая впадает в Пясинский залив Карского моря, который, в свою очередь, входит в состав Северного Ледовитого океана.

Таким образом, природе был нанесён очень серьёзный ущерб, а эта авария в очередной раз показала проблемы оперативного реагирования и организации процесса предупреждения подобных ситуаций на промышленных объектах в России.

Чтобы показать серьёзность катастрофы (21163 тонны — это даже представить страшно), мы в НИИТиХо решили посчитать, какую пользу могло бы принести потерянное дизельное топливо.

  1. Этого объёма топлива хватило бы на 20% годовой выработки электроэнергии и тепла Норильской ТЭЦ-3. Это 2,5 месяца безостановочной работы.
  2. Само топливо в закупке стоило примерно 1 миллиард ? (судя по Санкт-Петербургской Товарно-сырьевой Бирже). Один миллиард рублей в землю с наследным эффектом в 10 миллиардов рублей на ликвидацию и 148 миллиардов рублей штрафа.
  3. Если учитывать энергетический след (сколько ресурсов ушло на добычу нефти, транспорт, переработку в дизель и опять транспорт), то общее количество электроэнергии на производство и потенциальную выработку составило примерно 400 миллионов кВт*ч.

Это потребление всей Калининградской области в течение месяца. Или города Севастополя в течение 2-х месяцев. И это вместе с промышленностью.

Если рассматривать только домохозяйства, то можно было бы снабжать электроэнергией примерно 133 тысячи домохозяйств или 300 тысяч человек (в зависимости от региона) в течение года.

Если бы этим дизелем можно было бы заправить машину (печным топливом, конечно, не стоит) то при среднем расходе 20 литров на 100 километров, на этом топливе можно было бы проехать 125 миллионов километров. Это сравнимо, например, с расстоянием до ближайших планет Солнечной системы — Марса или Венеры. Или 311 расстояний от Земли до Луны. Или 3100 раз вокруг Земли.

Вот так мы теряем полезную энергию и, что еще хуже, наносим дополнительный вред себе же и планете.

А чтобы не заканчивать на грустной ноте, хотелось бы сказать, что все в наших руках. Нужно использовать энергию осознанно и устойчиво развиваться. И всем будет экологично, тепло и хорошо.

Актив НИИТиХо.

Несколько фотографий с места катастрофы




Фотографии найдены на просторах Интернета. Интерфакс, РБК.