В связи с уходом с рынка браузера Internet Explorer, со-основатель и директор Vivaldi Йон фон Тэчнер вспоминает его историю и рассказывает, почему потеря этого браузера не является потерей на самом деле.

17 августа 2020 года Microsoft приняла решение избавиться от браузера Internet Explorer. Компания продолжает развивать свой браузер под названием Edge, который изначально выходил с собственным одноимённым движком, но оригинальный Internet Explorer больше не будет существовать в мире браузеров.

Можно было бы пожалеть, что ещё один браузерный движок покидает интернет. Конкуренция всегда помогает развитию веб-технологий и добавлению инноваций в браузерные движки, с этим сложно спорить.

Но на самом деле потеря Internet Explorer не является чем-то негативным для всех пользователей сети. Я могу сказать, что исчезновение движка Presto было значительно большей потерей, а вот в случае исчезновения Internet Explorer интернет становится только лучше, даже Microsoft это наконец-то поняла.

Internet Explorer: поддержать, развить, уничтожить


Первая версия Internet Explorer была основана на оригинальном коде браузера Mosaic, лицензия на который была приобретена у компании Spyglass. На самом деле Microsoft опоздала с выходом на новый рынок. Изначально они хотели создать собственную всемирную сеть, но, как и в случае с другими попытками создать проприетарный интернет, предпринимаемыми такими гигантами, как AOL и Compuserve, они проиграли.

Видя динамичный рост популярности Netscape, в Microsoft понимали, что нужно что-то делать, и они делали. Купив лицензию на код Mosaic, они пустились в путь, используя свою печально известную тактику «Поддержать, развить, уничтожить» («Embrace, Extend, Extinguish»).

Суть их тактики была такова. Прежде всего они активно занялись поддержкой существовавших тогда веб-стандартов и постепенно привлекли в свой лагерь сообщество, которое занималось развитием этих стандартов. Затем они «перекрыли кислород» браузеру Netscape, встроив Internet Explorer в операционную систему Windows и усложнив допуск в неё для всех остальных, тем самым быстро завоевав лидирующие позиции на рынке браузеров.

Затем они принялись «улучшать» и расширять веб-стандарты, полностью игнорируя мнение сообщества, развивающего стандарты. В тот период они выпустили на рынок такие технологии, как ActiveX и Silverlight, при этом другие браузеры не могли работать с сервисами и веб-сайтами, использующими эти технологии.

Одновременно они начали включать в собственную реализацию HTML/CSS/JavaScript дополнительные проприетарные компоненты, чем заметно усложнили жизнь веб-разработчиков. В результате многие создатели веб-сайтов были вынуждены оптимизировать свои разработки под «особенные» стандарты Internet Explorer вместо открытых общеиспользуемых веб-стандартов, чем усложнили жизнь уже разработчикам других браузеров.



Microsoft на пороге захвата всего интернета


В это время мы со своим другом Гейром Иварсёем начали создавать собственный браузер Opera.

Будучи конкурентами Microsoft, мы чувствовали на себе агрессивную тактику этой компании в борьбе с другими браузерами.

Добиться дефолтной установки на компьютеры вместе с операционной системой Windows было невозможно. Различные проекты, в которых мы пытались решить эту проблему, организованные совместно с такими компаниями, как Compaq или Intel, были закрыты по причине угроз со стороны Microsoft. Одновременно мы испытывали проблемы совместимости с веб-сайтами, инициатором которых был редмондский гигант. Могу перечислить несколько таких примеров:

  • Microsoft разработала собственное серверное ПО и с одним из обновлений (до версии 4) они включили в код файл, который препятствовал отправке Cookies в наш браузер. Мы потратили много времени, чтобы обнаружить причину этой проблемы. Такие популярные веб-сайты, как BBC, отображались в Opera некорректно, и мы получали массу жалоб. После того, как мы нашли корень проблемы, Microsoft исправила эту «ошибку».
  • Microsoft препятствовала доступу пользователей Opera к их сервисам MSN, под предлогом того, что Opera, якобы, не поддерживает XHTML. В реальности же это как раз мы обладали полноценной поддержкой XHTML, а они — нет.
  • Microsoft отправляла со своих серверов пользователям Opera видоизменённый CSS-файл, тем самым создавая некорректное отображение текста на страницах. Это было уж совсем глупо, поэтому мы посмеялись и выпустили специальную версию Opera Bork, которая искажала отображение статей на сервисах MSN так, как будто текст писал Шведский Повар из Маппет-шоу. Это сработало — Microsoft прекратили заниматься таким мелким вредительством.

Но при этом в интернете было всё больше веб-сайтов, на которых мы испытывали проблемы. Учитывая всё большее отклонение Microsoft от веб-стандартов и их доминирующее положение на рынке браузеров, многие веб-сайты стали просить использовать только Internet Explorer для доступа к их контенту.

В то время Microsoft была очень близка к полному захвату контроля над интернетом.

Тактика Microsoft даёт обратный эффект


Microsoft «убила» Netscape и даже при том, что взамен на рынке появился браузер Mozilla, он не мог оказать заметного влияния на рынок в те дни.

К счастью, тактика Microsoft привела к негативным последствиям для неё самой. Они прекратили развивать браузер Internet Explorer начиная с шестой версии, видимо, в надежде постепенно всех пользователей перевести на использование технологии Silverlight.

В то же время компании Opera, Mozilla и Apple при поддержке консорциума World Wide Web решили объединить усилия для улучшения открытых веб-стандартов. Вместе мы создали HTML 4, который поднял возможности интернета на новый уровень.

Постепенно общее число пользователей альтернативных браузеров начало расти и Microsoft возобновила развитие Internet Explorer, но теперь они оказались в роли догоняющего. По-прежнему являясь монополистом на рынке, они попали под перекрёстный контроль антимонопольных служб США и Евросоюза, что заметно урезало их возможности по недобросовестной борьбе с конкурентами.

В те дни компания Microsoft оказалась на грани принудительного разделения из-за использования своего доминирующего положения для уничтожения конкурента в лице Netscape, поэтому им пришлось играть на поле честной конкуренции, где они ожидаемо начали сдавать позиции. Внезапно несовместимость со стандартами превратилась из рыночного преимущества в серьёзную проблему.

Сначала веб-стандарты, потом Internet Explorer


С этого момента всё больше веб-сайтов начали писать код в соответствии с веб-стандартами, и только потом вносили дополнительные поправки для поддержки «особенностей» Internet Explorer.

Теперь Microsoft столкнулась с проблемой, которую сама же и создала. Им стало очень сложно одновременно поддерживать и открытые веб-стандарты, и собственные отклонения от них. В конце концов, они приняли решение отказаться от собственного ущербного старого кода и перейти полностью на поддержку только открытых веб-стандартов. Но выполнить эту работу с нуля очень тяжело — это огромный объём кода, также в интернете ещё очень много веб-сайтов, которые отслеживают в данных о браузере имя Internet Explorer и выдают для такого браузера изменённый код. В конце концов Microsoft решила перейти на использование движка Chromium.

* * *

Надо сказать, что Microsoft ещё рано списывать со счетов. Сегодня антимонопольные организации больше уделяют внимания таким гигантам, как Google или Facebook, и мы можем видеть, что Microsoft, пользуясь моментом, постепенно пытается украсть чужих пользователей, с помощью обновлений и изменения своей политики затрудняя другим браузерам возможность быть браузером по умолчанию в операционной системе.

В то же время, приятно видеть, что Internet Explorer уходит в небытие. Я являюсь активным сторонником того, чтобы у пользователей всегда был выбор, но Internet Explorer — это не тот выбор, который когда-либо приносил пользу.

Автор статьи: Jon von Tetzchner

Фото: Aron Visuals, Unsplash.