Многие годы гиганты интернет-индустрии пытались думать за нас. Они говорили, что им нужны наши данные, чтобы мы получали «адаптированную рекламу». В то же время они убеждали всех, что собирают информацию о нас для того, чтобы иметь возможность бесплатно предоставлять качественный сервис. К сожалению, многих людей они смогли убедить принять эти фальшивые правила игры.
Интересно, смогли бы они достичь того же, если бы честно говорили, что будут предлагать нам «рекламу, основанную на слежке», а не так называемую «адаптированную рекламу»?
Сегодня многие пользователи понимают, какой огромный объём данных о них собирается компаниями. Возможно, всё учащающиеся случаи утечки данных заставили обратить внимание на эту ситуацию, но на самом деле всё намного серьёзнее. Дело в том, что сбор данных о пользователях наносит вред не только конкретным людям, но всему обществу в целом.
Говоря проще, токсичная бизнес-модель гигантских интернет-компаний, основанная на слежке за пользователями, подрывает принципы демократии. У монополистов было много возможностей изменить своё поведение, но они ими не воспользовались. Теперь пришло время ввести регулирование их деятельности.
Норвежский Совет Потребителей делает правильный шаг
К счастью для всех нас, правительственные организации начали предпринимать действия по улучшению ситуации с основанной на слежке рекламой и проблемами приватности, с ней связанными.
Например, в апреле текущего года европейские органы по надзору за соблюдением приватности призвали запретить использование технологии распознавания лиц в публичных местах — хороший знак того, что утверждение «приватность мертва» перестаёт быть аксиомой.
На прошлой неделе Норвежский Совет Потребителей опубликовал исчерпывающий документ, в котором чётко говорится, что основанная на слежке реклама зашла слишком далеко. 54 организации по всему миру поддержали призыв Совета к запрету подобной практики. Я рекомендую всем прочитать этот отчёт целиком, чтобы оценить масштабы проблемы и как её можно начать решать.
В частности, в документе подробно разбираются примеры, как гиганты индустрии отстаивают и защищают свои методы работы, основанные на слежке за пользователями.
В этих примерах описываются различные проблемы, вызванные рекламой на основе слежки, включая нарушение конфиденциальности и защиты данных, непрозрачные бизнес-модели, массовые манипуляции и дискриминация, серьезные риски безопасности и многое другое, вплоть до мошенничества и другой преступной деятельности.
Всё это недвусмысленно показывает, какую угрозу представляет доминирующая сегодня модель рекламы, основанной на слежке, для самих потребителей, для демократического общества, для средств массовой информации и даже для рекламных компаний, которые думают, что таким образом получают некий выигрыш в бизнесе.
Угроза становится достаточно серьёзной, чтобы оправдать запрет на использование подобной практики.
В целях поддержки данной позиции Совета, в документе проверяются многие заявления гигантов индустрии по поводу отношения пользователей к основанной на слежке рекламе и приводятся следующие выводы:
«Становится очевидным, что большинство потребителей не хотят, чтобы их отслеживали и профилировали в рекламных целях. В опросе населения, проведенном YouGov от имени Норвежского Совета Потребителей, только один из десяти респондентов положительно отозвался о коммерческих субъектах, собирающих личную информацию о них в интернете, в то время как только один из пяти считает приемлемым показ рекламы на основе личной информации. Это похоже на аналогичные опросы по обе стороны Атлантики и указывает на то, что потребители не считают коммерческое наблюдение приемлемым компромиссом для возможности просмотра адаптированной рекламы.»
После публикации этого важного документа многих норвежских политиков прямо спросили о их мнении по обсуждаемой проблеме. И на данный момент все они выступают за запрет рекламы, основанной на слежке. Мы надеемся, что политики в других странах также примут меры. Я считаю, что они должны так поступить и поступят, если будут чувствовать нашу поддержку их правильных действий.
Вместе мы можем помочь изменить ситуацию, чтобы освободить интернет от нарастающего числа случаев нарушений приватности, вторжения в частную жизнь, искажения информации и явной эксплуатации потребителей в корыстных целях.
Vivaldi всегда выступал против методов, основанных на слежке
Многие годы мы заявляем, что реклама, основанная на слежке, должна быть запрещена. Мы постоянно выступаем против неэтичной практики гигантов, создавая собственные сервисы и продукты. Это всегда было важным для нас.
Приятно видеть, что обсуждение этой проблемы набирает обороты как в области политики, так и за её пределами. И я рад, что другие выступают так ясно и открыто.
Большую часть своей жизни я посвятил интернету. И, как и многих других, меня беспокоит, как развивается и куда движется всемирная сеть. На протяжении многих лет интернет был синонимом свободы слова, помогая улучшить общение и развить демократию во всем мире. К сожалению, картина резко изменилась в худшую сторону.
В интервью изданию Wired несколько лет назад я выразил обеспокоенность по поводу ненадлежащего использования интернета и призвал к запрету персонализированной рекламы. Но за нами по-прежнему наблюдают каждую минуту. Технологии, глубоко проникающие в нашу жизнь, следят за каждым нашим шагом.
Я убеждён, что у компаний просто нет причин собирать огромные объёмы данных о своих клиентах. Они могут и должны хранить в безопасности любые имеющиеся у них данные своих пользователей. Они могут и должны избегать использования этих данных для каких-либо целей, помимо предоставления услуги. Само собой разумеется, что они не должны использовать профили пользователей в рекламных целях. Эти профили вообще не должны существовать.
Это просто неправильно.
Гиганты делают миллиарды, общество за это платит
К настоящему времени индустриальные монстры накопили невероятную мощь благодаря доступу к сокровищнице пользовательских данных. Когда Google, Facebook и другие игроки искали новые способы монетизации своих услуг и удовлетворения желаний инвесторов, они не могли сопротивляться. Данные были легко доступны, так почему бы не собрать их? Почему бы не использовать их для получения ещё большего дохода, например, предлагая адресную рекламу? Постепенно тактика сбора и использования данных расширялась, пока эти компании не начали собирать информацию о каждом шаге каждого пользователя сети. Но более серьезная проблема заключается в том, что эти компании не только собирают данные, но и предоставляют возможность их использовать третьим сторонам, готовым за это платить.
Компании всегда имели доступ к информации о своих клиентах. Ваш электрик, вероятно, сможет собрать много информации о вас и вашей семье, посещая ваш дом. Телекоммуникационные компании могли бы слушать ваши разговоры. Ваш почтальон мог читать вашу почту. Эти компании и поставщики услуг не делают этого, потому что это было бы неправильно.
У гигантов индустрии нет таких глупых предрассудков. Для них информация является источником дохода, и никакие правила приличия или этические нормы не могут этому помешать. До сих пор, игнорируя и то, и другое, эти компании получают огромные преимущества, которые они используют, чтобы убить конкуренцию и изменить целые отрасли.
Не верьте, что «это единственный способ»
Задачей гигантов всегда было убедить нас, что сбор данных о пользователях — это вынужденная необходимая плата за предоставление «бесплатного» сервиса. Но на самом деле с интернетом было всё в порядке и до того, как гиганты начали собирать данные о нас.
Эти компании пытаются убедить нас, что их сервисы станут чересчур дорогими, если они не будут собирать данные. Это обман. Они просто будут получать чуть меньше прибыли, но и обычная реклама будет им приносить весьма ощутимый доход.
Более того, предоставляя сервис «бесплатно», в обмен на пользовательские данные, они мешают свободной конкуренции со стороны других участников рынка. До тех пор, пока потребитель будет товаром, более этичные компании будут находиться в заведомо невыгодном положении, снижая возможности выбора у пользователей. Другими словами, пользователи и общество в целом теряют гораздо больше, чем получают в результате платы своими данными за пользование сервисами.
Маленькие и большие компании часто заявляют, что отрасль не сможет выжить без сбора данных о пользователях. Но на самом деле реклама существовала в сети задолго до того, как появились технологии слежки за пользователем. И отрасль прекрасно может выжить без слежки.
Мы можем вылечить интернет
Неужели есть надежда?
Похоже, к проблеме мир начал относиться гораздо серьёзней. И, возможно, скоро мы увидим положительные сдвиги. Многие сомневаются, что гигантов можно остановить, но нет ничего невозможного. Мы знаем примеры, как некоторые вещи постепенно начинали регулироваться ко всеобщему благу. В статье Совета приводится пример с асбестом и, говоря откровенно, сравнение очень точное.
В момент своего изобретения асбест считался чудесным материалом, способным защитить дома, школы, промышленные предприятия от пожаров. Прошли десятилетия прежде, чем люди осознали угрозу для здоровья, которую несёт асбест. Полный запрет того, что считалось критически важным, необходимым и тем, без чего невозможно было представить жизнь людей, привёл к изобретению более безопасных материалов, выполняющих ту же защитную функцию. И в конечном счёте это улучшило жизнь тех, кто, возможно, мог бы пострадать в долгосрочной перспективе.
Точно так же реклама, основанная на слежке за пользователями, опасна для здоровья интернета и всего общества.
Запрет подобных методов рекламы будет способствовать изобретению новых бизнес-моделей, не требующих слежки за пользователями для получения прибыли.
В конечном счёте это поможет активизировать развитие технологий, уважающих как права потребителей, так и права человека, и в долгосрочной перспективе сможет восстановить доверие потребителей к цифровым сервисам.
Это безумие должно прекратиться
Сегодняшняя ситуация пугает. Всё больше и больше данных о каждом из нас собирается и используется с молниеносной скоростью.
Осознавая, что пользователи все больше задумываются о приватности, гиганты становятся все более креативными, чтобы не допустить пересыхания широкого потока данных. Например, такие инициативы, как FLOC от Google, которая позиционирует себя как революционная «технология конфиденциальности», а на самом деле разработанная для сбора пользовательских данных в интересах Google — и для обхода настроек браузера, которые могут помешать этому.
Нам нужны наши представители, чтобы сосредоточить внимание на этих вопросах на благо людей. Если оставить всё без изменений — это будет проигрышная ситуация для нас, нашей экономики и всего общества. Необходимы радикальные шаги, чтобы обезопасить нашу конфиденциальность в долгосрочной перспективе, восстановить конкуренцию в интернете и возместить ущерб, нанесённый этими неэтичными действиями.
Запретить ненужный сбор пользовательских данных. Прекратить создание персональных профилей людей. Отказаться от рекламы, основанной на слежке.
v1000
А давайте еще до кучи запретим высокочастотную торговлю или торговлю деревативами с целью получения прибыли. Потому что пока одни заработывают, другие получают излишнюю волатильность на рынке.
Не думаю, что рынок вот так просто откажется от методов получения прибылей, тем более что сейчас это баланс между ценой и эффектовностью рекламы. А исключение методов таргетирования рекламы понизит ее эффективность, а значит и увеличит цену для достижения такого-же результата. Там самым уменьшится число желающих ее использовать, а значит и потенциальные доходы сервисов. Ну а введение платных подписок не факт что скомпенсирует падение доходов от рекламы.
Вот и получается, что с одной стороны это неэтично, с другой - слишком долго использовалась такая модель, чтобы от нее сразу отказаться.
Shished
А давайте!
v1000
Забавно, два одинаковых мнения, и такая разная оценка.
Hlad
Проблема не в таргетировании рекламы, а в том, что в процессе собирается вся подноготная на человека. И хранится, неизвестно где, неизвестно как, и неизвестно кем.
v1000
Отключение таргетирования из-за нехватки информации о человеке для правильного таргетирования, и поэтому придется переключаться на рекламу всего и для всех, что дороже и менее эффективно. Я как раз про это и говорил.
Проблема как раз в сборе информации. И в том, что эту информацию не умеют нормально хранить, что подтверждается постоянными утечками. А значит должно быть правило - не умеешь хранить - не собирай. И даже если рынок будет сопротивляться - люди важнее.