Не так давно — в июне месяце — невзирая ни на что, вновь состоялась ежегодная IT-конференция VeeamON. Впервые она проходила в онлайн-формате, впервые билеты на нее были абсолютно бесплатны, а “раздатку” можно было получить прямо на дом. В общем, очень много всего нового, непривычного и необычного.
Представьте: по утвержденному проектному плану шла себе и шла подготовка к регулярному мероприятию — а потом р-раз! — когда до часа Х оставалось всего несколько недель, всё резко повернулось на 180 градусов.
Мне стало очень любопытно, кто же там, за кулисами этой сцены, а кто машет дирижерской палочкой над толпой участников? Как вообще это всё устроено в Veeam? Как им удалось так быстро перевести мчащийся поезд на другие рельсы? И что из всего этого получилось?
Раскрывали секреты подготовки и делились инсайдами:
Итак, добро пожаловать за кулисы VeeamON 2020.
![](https://habrastorage.org/webt/7r/mx/7a/7rmx7aaxjmdoynxxgerkpx-alsc.png)
Начнем “от печки”: для тех, кто еще не знает — что такое VeeamON?
Рик: Это ежегодная международная IT-конференция, которую Veeam Software проводит для своих существующих и потенциальных клиентов, дистрибьюторов, участников партнерских программ и технологических альянсов. На VeeamON можно узнать об итогах работы компании за минувший год, получить свежайшую информацию о грядущих релизах «из первых рук», прокачать свои навыки в работе с решениями Veeam, и много чего еще.
Первая конференция состоялась в 2014 году в Лас Вегасе, затем были еще раз Вегас, Новый Орлеан, Чикаго и Майами. В 2020 VeeamON должен был вернуться в Лас Вегас. Но мир изменился, и организаторам VeeamON и других подобных мероприятий пришлось соответствовать, перенося их в онлайн-формат.
Конференция проходила 2 дня, каждый начинался с обзорного выступления: в первый день это была бизнес-сессия с участием топ-менеджмента, во второй – более технический доклад о новых возможностях, новых версиях и новых решениях Veeam. Затем проходили тематические сессии. Каждый тайм-слот вмещал 3 технических выступления и одно на бизнес-тематику. Да-да, в этот раз технического контента было гораздо больше – мы проанализировали опыт предыдущих конференций и дали больше времени выступающим на технические темы.
Мы также уделили большое внимание нашим спонсорам и партнерам, всей «экосистеме» наших дистрибьюторов, реселлеров, сервис-провайдеров. Помогли всем им адаптироваться к новому формату: у каждого из них была виртуальная инфо-стойка, часть из них выступала в качестве спикеров.
Проходили и выступления с живыми демо от наших системных инженеров и архитекторов.
Часть выступлений шла в прямом эфире, часть – в записи. Всё это было распределено на 4 потока согласно глобальным часовым поясам, чтобы охватить аудиторию в разных регионах. Слушатель мог выбрать для просмотра 4 сессии, а остальные можно было посмотреть в записи на сайте конференции. Вся программа мероприятий и материалы доступны на странице veeamon.com.
Кроме того, в этом году мы подготовили Veeamathon — совсем новый контент силами инженеров службы технической поддержки: 10 живых выступлений с рассказом (и показом), как выполнять диагностику и тонкую настройку продуктов Veeam и решать разные интересные задачки.
Все материалы были доступны в ходе мероприятия – можно было скачать доклады в формате презентации или pdf-документа. Записи выступлений выложены в библиотеку, которая будет доступна всем зарегистрировавшимся в течение года (до следующей конференции).
Во второй день всегда устраивалась крутая вечеринка, участники которой вспоминали ее потом целый год, до следующего VeeamON. И VeeamON 2020 не стал исключением – он завершился бесплатным онлайн-концертом известного исполнителя Кита Урбана (Keith Urban).
Когда вы начали подготовку к такому масштабному мероприятию? Насколько заранее?
Владислав: По традиции, VeeamON был запланирован на первые числа мая, и с начала года уже шла полноценная подготовка, как это делается для физических мероприятий. Она начинается и за год, и даже раньше: выбор площадки, выбор подрядчика, разработка спонсорских пакетов.
Но потом случилось так, как случилось, и мы все поняли в конце марта-начале апреля, что что-то идет не так с этим миром, и, возможно, нам придется адаптироваться, и очень быстро. Мы приняли решение о переводе ивента (и всех ивентов) в формат онлайн в течение нескольких недель-месяцев после того, как поняли, что это такой глобальный тренд и от него уже никуда не деться.
Подготовка первого онлайнового VeeamON заняла около 2 месяцев, и это рекордные показатели. А европейские мероприятия (6 “копий” американского VeeamON) были подготовлены за месяц! Если бы мне сказали еще полгода назад, что надо сделать такого масштаба мероприятие за такой срок, я бы сказал, что это нереально.
![](https://habrastorage.org/webt/_r/8l/cu/_r8lcuqk3avtnhbtsarkwroknac.jpeg)
Но тем не менее мы активизировались, максимально подключили все команды, все ресурсы, переобучили тех, кто занимался конференциями и выставками в привычном формате – быстро перепрофилировали их на подготовку онлайн-мероприятий. Это тоже был челлендж для тех людей, кто впервые этим занимался: люди с большой экспертизой, кто, может быть, работал в event-сфере 10 лет, а тут в формате new hire [сотрудника-новичка] работать над онлайн-ивентом… Это, с одной стороны, челлендж, но с другой – очень интересно.
Рик: В апреле стало ясно, что конференцию придется проводить онлайн. Мы уже вовсю готовили контент, и уже довольно много людей к тому моменту зарегистрировалось на мероприятие. Некоторые докладчики тревожились, задавали вопросы, так как многие конференции вообще отменялись. Виртуальная конференция — это был наш план Б, но так вышло, что он стал планом А (и, замечу, всё прошло даже лучше, чем мы ожидали).
Цифры статистики сообщают о 150 странах, откуда были участники – это, конечно, колоссальный охват. Регистрация, как я понимаю, сначала была объявлена на офлайн-конференцию, а потом пришлось переключиться в онлайн. Как это сказалось на регистрации слушателей?
Владислав: Она возросла в разы! Потому что люди, которые регистрируются на VeeamON, должны понимать, что им придется потратить деньги на билеты, на отель, долететь до Лас-Вегаса – даже если человек в Америке, ему все равно придется потратиться на это. Тем не менее, и на физических мероприятиях год от года у нас все больше участников. А когда наши клиенты и партнеры поняли, что, возможно, это первая и последняя возможность присоединиться к мероприятию из любой точки не только США, но и всей планеты – регистрации начали расти и превысили наши самые оптимистичные ожидания.
Рик: С переходом к плану Б было решено, что участие станет бесплатным. Все, кто уже приобрел билеты, получили возврат средств. А после того, как мы объявили о переходе в онлайн, количество регистраций возросло неимоверно: в итоге у нас было больше 28 000 зарегистрировавшихся участников из 148 стран! И это не считая тех, кто зарегистрировался позже, чтобы смотреть материалы. При этом люди пришли действительно заинтересованные: более 6000 человек были с нами в течение целых 6 часов — и это только на докладах, а уж что говорить об онлайн-концерте Киита Урбана!
![](https://habrastorage.org/webt/7z/8r/az/7z8razx9ockf0mjcniwtdomefnu.png)
Какое техническое обеспечение потребовалось?
Рик: Нам нужны были очень хорошие камеры и высочайшее качество видео. Большинство платформ типа Zoom, GoToMeeting и т.п. оптимизировано для непосредственной передачи контента, и для наших запросов такие системы не очень подходили. Ведь нам нужно было не только стримить, но и обеспечить хранение материалов в течение года. Так сказать, “доступность данных в действии” :). Мы искали платформу, которая могла обеспечить такую масштабируемость без каких-либо ограничений. В ходе выступления инженеры должны были не только демонстрировать решение нетривиальных задач, но и отвечать на вопросы в прямом эфире. Интерфейс платформы позволял на стороне слушателя настраивать удобным образом панели окна, выгружать слайды презентации, задавать вопросы.
Денис: Был достаточно удобный веб-интерфейс. Что было еще приятно — что нам за неделю сделали полное демо платформы и даже провели тестовую конференцию, чтобы каждый специалист убедился, что все в порядке. Кроме того, сама платформа предоставляет специалиста саппорта. Если что-то пойдет не так, можно было в специальном чате напрямую пообщаться со специалистом, чтобы он помог. Но все прошло достаточно гладко.
Единственное, что у кого-то были проблемы с интернетом — но не из тех, кто презентовал, а из тех, кто смотрел. (Я так полагаю, сейчас все очень активно сидят в интернете из дома, так что это ожидалось.) Но в процентном соотношении очень мало было жалоб, так что в принципе платформа себя показала. Не знаю, ее ли мы будем в следующем году использовать, потому что опять-таки я не имею отношения к тем, кто решает.
Владислав: Это была платформа, которую мы использовали на VeeamON Virtual в прошлом году, и в тот раз довольно неплохо все получилось, мероприятие было интересным, успешным, с большим количеством участников. И в этом году было принято логичное решение пойти [работать] с той же платформой — потому что всегда удобно работать с вендором, который уже знает заказчика, понимает определенные важные нюансы, имеет представление о том, чего мы хотим.
Поэтому мы решили с одним подрядчиком заключить контракт на все 7 мероприятий – 6 европейских и один глобальный VeeamON. Но что подрядчик, как оказалось, взял на себя ту ношу, которую он не мог осилить – не хватало и персонала, и времени, ведь кроме глобального, они взялись за организацию 6 наших европейских мероприятий, работая из часового пояса центральной части США, а также за огранизацию ещё целого ряда онлайн ивентов для других заказчиков… И в итоге получилось, что очень многое приходилось на нашем бэкенде делать, чтобы мероприятия состоялись (и, на удивление, они состоялись успешно). Не буду вдаваться в детали, но на будущее мы будем смотреть, какие есть еще вендоры.
Владислав: С точки зрения запуска мероприятия и проджект-менеджмента – здесь сразу подключились именно те, кто занимался физическими мероприятиями: event-команды, команда field marketing. Просто подключились и начали работать. Да, не имея особого опыта с этим [форматом], не особо надеясь на подрядчика, но веря, что всё получится, что всё будет хорошо. Пришлось погружаться в вопрос самому с головой. Но в результате мы прошли такую школу! Наверное, не в каждом университете дают такое образование за 4 года, как нам пришлось за 2 месяца получить. И этим людям можно завтра-послезавтра спокойно идти и запускать, например, шоу на CNN. Потому что все уже поняли, какие бывают видео-форматы, как работает стриминг, какие бывают нюансы со всей этой историей.
То есть в основном это была команда физических мероприятий, и весь маркетинг активно поддерживал: кто-то отвечал за работу на «виртуальной будке», кто-то отвечал за живые вопросы в рамках сессий. Были привлечены и sales-команды, чтобы в день мероприятия отвечать на вопросы участников – и этих вопросов было много.
В том, что относится к продуктам, весь продуктовый маркетинг и команда Product Strategy занимались подготовкой контента. Здесь с их точки зрения мало что изменилось по сравнению с тем, как они его готовят для любого физического мероприятия – что-то менять под онлайн не требуется.
Рик: Я всегда стараюсь привнести что-то кардинально новое, а не просто скопировать прошлогоднее мероприятие, “переклеив обои”. Пытаюсь сделать что-то, ни на кого не похожее. Потому что участников конференций привлекает уникальность: контент, который нигде больше не раздобудешь, практический опыт, который можно получить только здесь. К тому же, сами понимаете, в этом году всем, кто проводил подобные мероприятия, потребовалось адаптироваться к новым реалиям. Нам, конечно, пришлось вложить очень много усилий. Это касалось и контента — ведь когда мы делали самый первый VeeamON, продуктов в линейке Veeam было немного, а теперь их стало гораздо больше! И нужно было обо всех рассказать в отведенное время. Что касается спикеров, то мы каждый год приглашаем и известных спикеров, которых публика уже знает, и обязательно каких-нибудь новых докладчиков.
Планирование было похоже на складывание паззла из сотен деталей: мне нужно было распределить 75 докладов, соблюдая баланс между бизнес-презентациями и технической тематикой. Равномерно перемежая презентации и выступления, в которые входили живые демо. При этом надо было также помочь докладчикам, представляющим компании-партнеры, адаптироваться к новому формату мероприятия. Еще учесть время: мы планировали конференцию с учетом временных зон в США ( US West, US East), Центральной Европе — CET (Central European) и в Сингапуре, чтобы люди со всего мира могли подключаться. То есть получился непрерывный поток вещания для трансляции в каждой из этих зон.
В общем, формирование такой гибкой и всеобъемлющей повестки дня во всем ее богатстве и разнообразии далось мне нелегко, последние волосы потерял.
![](https://habrastorage.org/webt/4r/x_/kp/4rx_kp-ayr4oxw8za2ljxx7_uwi.png)
В результате у нас получилось 20 сессий, часть контента была записана заранее, а само вещание шло в течение 2 дней на 3 региона: Америка, Европа, Азия и Океания. Для каждого слушателя была предусмотрена возможность прослушать 4 доклада в ходе сессии: 3 технических и 1 бизнес-презентацию. И можно было выбрать тему интересующих технических докладов — они были посвящены различным продуктам: Veeam Backup & Replication, Agents, Office 365. Плюс у нас были доклады, включающие живые демо — их представляли наши системные инженеры и архитекторы.
Все, кто зарегистрировался на конференцию или хочет посмотреть материалы с нее, будут иметь бесплатный доступ ко всем докладам в течение года.
Это действительно очень удобно. Ведь не всегда на офлайн-конференцию могли прилететь люди, к примеру, из Новой Зеландии, с Филиппин или из стран СНГ. А здесь у всех была возможность в своем регионе посмотреть то, что его интересует. Причем это было удобно и слушателям, и участникам: то есть докладчик из Австралии мог из дома делать свой доклад для Канады или для России.
Денис: Да, и [для докладчиков] там было сделано достаточно грамотно: каждому спикеру в удобное время была поставлена сессия, а в других тайм-зонах она просто ретранслировалась. Соответственно, мы после могли вернуться к списку вопросов и пройти его офлайн. И люди могли прийти попозже, через день, и найти ответы на вопросы, которые они задавали до этого.
Более того, там был интересный интерфейс: все сессии были “в линию”, и было написано, сколько часов-минут до следующей сессии. И можно было нажать кнопочку, чтобы пришло письмо в аутлук, что сессия скоро будет. То есть очень удобно было планировать собственный просмотр. В этом плане интерфейс был очень классный. Было такое большое расписание, которое очень удобно было отслеживать.
Кто был “виртуальным конферансье” в этом сезоне?
Рик: В этот раз мы позвали парня, который делает эти забавные видео — его зовут Трип Кросби (Tripp Crosby) (а вот его всем известный ролик “Conference call in real life”). Он-то и был конферансье, делал всякие смешные “связки”. Конечно, приветственную речь он записал заранее, но остальное было чистой импровизацией.
Какие-то «фишки» офлайновых ивентов перекочевали в онлайн-формат? Было ли живое общение?
Владислав: Да, было и живое общение, не только какие-то сессии (записанные или живые), но и возможность задать вопрос прямо во время сессии. И технические [эксперты] – системные инженеры — также находились на протяжении всех мероприятий онлайн, чтобы отвечать на вопросы.
Был и формат “digital booth”, цифровой “будки” (стенда), где можно сделать примерно то же самое, что и на реальной физической “будке”, например, на VMWorld: можно посмотреть какую-нибудь white paper, посмотреть живое демо, задать вопрос техническому специалисту или маркетологу, то есть была возможность чата на «будке». Получился полный interaction с компанией. У спонсоров тоже были свои “виртуальные будки”.
Плюс какие-то эксклюзивные материалы, доступные для посетителей этой “будки”, и даже мерч.
А как вы мерч раздавали?
Владислав: Мы его рассылали. У нас была разработана геймификация для мероприятия: люди набирали badges (значки) за определенные активности. (Так мы подталкивали их к тому, чтобы быть более активными в рамках конференции – не просто прийти и послушать сессию, а задать вопросы, заполнить survey, посмотреть демо.) И чем больше таких активностей человек проявляет, тем больше у него рейтинг в виртуальном scorecard, который все видят. Это элемент геймификации — люди ведь любят, когда видят свое имя вверху турнирной таблицы.
И на основе этого мы раздавали призы – высылали мерч после мероприятия. Есть специальные сервисы, позволяющие доставлять его адресату.
Даже был такой вариант: на немецком VeeamON первым, пришедшим на мероприятие, предложили ваучер на доставку пиццы. Пришёл первым – получи пиццу, кушай и наслаждайся ивентом.
![](https://habrastorage.org/webt/6l/5z/ph/6l5zphq_yq5kwus3lvolf_1xqcy.jpeg)
Механику этой геймификации вы сами разрабатывали или использовали готовую?
Владислав: В основном сами. У нас были какие-то темплейты с точки зрения реализации на данной платформе. Затем мы обдумали: что нам особенно важно, чтобы человек сделал в рамках этого мероприятия? Чтобы мы понимали, что он заинтересован в наших продуктах, а не просто проходящий мимо «охотник за giveaways», как это бывает на физических мероприятиях. (Здесь, конечно, этот момент нивелирован: если человек присоединился к онлайн-конференции, вряд ли он ничего не знает о Veeam и ему неинтересны наши продукты.)
Разработали свои гайдлайны и шаблоны для геймификации. Например, создали отдельно викторину, которая работала в режиме онлайн: можно было нажать кнопку, и запускался счётчик очков, участнику надо было на время отвечать на вопросы про Veeam. И в дашборд попадал рейтинг тех людей, кто лучше знает наши продукты, и т.д.
Всё в формате онлайн-игры, ведь людям приятно не только что-то послушать, но и поиграть, посоревноваться.
А можно поподробнее про доклады?
Рик: Вот тут есть список всех докладчиков. В первый день была обзорная сессия, в ней участвовали топ-менеджеры Veeam: генеральный директор Bill Largent и директор по маркетингу Jim Kruger.
Во второй день была крутая техническая сессия, которую подготовили Melissa Palmer, Danny Allan (директор по развитию технологий), Антон Гостев (theRealGostev) и Michael Cade. Они представили будущие релизы продуктов Veeam.
Так, например, в решении Veeam Backup for Office 365 планируется полностью поддержать бэкап и восстановление Microsoft Teams. Сейчас, когда многие специалисты работают в режиме “удаленки”, когда коммуникации в компаниях уходят в цифровой формат, Teams становится все более востребованным решением, и мы не можем пройти мимо этого.
В версии 11 нашего флагманского продукта Veeam Backup & Replication анонсированы вот такие новинки:
В семействе Veeam Agents ожидается пополнение. И это будет — барабанная дробь — Veeam Agent for macOS!
Кроме того, буквально сразу после завершения VeeamON вышла в свет новая версия Veeam Availability Orchestrator, поддерживающая интеграцию с NetApp SnapMirror.
Наши архитекторы из команды Technical Alliances — Shawn Lieu и Adam Bergh- выступили с очень востребованной темой о интеграции с СХД: Storage Integrations Deep Dive. Он рассказывали о том, как снимаются снапшоты с учетом работы приложений, как передаются данные СВТ, как происходит взаимодействие с прокси. Все это позволяет делать бэкапы с минимальным риском воздействия на продакшен.
О тонкостях работы и глубинах архитектуры бэкапа NAS рассказывали Michael Cade и Дмитрий Попов (@angrydoc). Эту функциональность пользователи с нетерпением ждали на протяжении нескольких лет. Но в реализации сценариев резервного копирования нельзя забывать и о правиле “3-2-1”. Поэтому коллеги в подробностях разъяснили, как устроена долгосрочная политика хранения в облаке, как рекомендуется организовывать хранение различных файлов, как настраивать архивирование.
Поклонники Linux-систем не могли пропустить выступление нашего замечательного профи Tom Sightler — в этот раз он рассказывал о репозиториях на базе Linux: каковы особенности архитектуры, на что надо обратить внимание при подготовке к развертыванию, как реализовано быстрое клонирование, как улучшали “вирусоустойчивость”. Очень советую к просмотру.
![](https://habrastorage.org/webt/n2/j3/hw/n2j3hw_htzc-p0o_h5ondvu2n-g.png)
И, конечно, любимый всеми вопрос про планирование ресурсов (в цифрах и картинках): как их рассчитать, и почему в жизни всё не так, как на самом деле? Этот доклад представили инженеры, искавшие ответы на эти вопросы в “боевых условиях”: Tim Smith — архитектор в американской команде системных инженеров, раньше он был участником проекта Veeam Vanguards, и Neil Henderson — старший инженер команды технической поддержки. Вот слайд из их доклада, тут есть и математические расчеты.
![](https://habrastorage.org/webt/3i/wd/lm/3iwdlmyjhiewkv90cf3zsv6l7ko.png)
Как посмотреть доклад, который вас заинтересовал? Перейти на www.veeam.com/veeamon, зарегистрироваться и получить бесплатный доступ практически на целый год (до следующей конференции).
Я знаю, что кроме привычных докладов, в этом году был еще совсем новый формат — это Виматон (Veeamathon). Что это такое?
Денис: Действительно, у нас давно уже практикуются breakout sessions, когда известные спикеры доносят до публики новые особенности продукта или же рассказывают о каких-то интересных деталях существующих технологий, которые мы используем. Это возможность для компании оповестить клиентов и заинтересованных людей о том, что мы вообще можем и что мы еще сможем в будущем.
В этом формате, как правило, были задействованы системные инженеры и очень известные паблик-спикеры – скажем так, некоторый пласт компании, но он почти не затрагивал саппорт. А саппорт – это достаточно большой отдел по всему миру, в котором работает куча людей, и мы напрямую сталкиваемся с проблемами и их решением.
Новая идея появилась у Каринн Биссет – это наша сотрудница из США, которая это все организовывала и очень сильно помогала нам.
![](https://habrastorage.org/webt/og/xk/4r/ogxk4rhwekqwtfv3saooegt15-o.jpeg)
Каринн все время придумывает что-то интересненькое:)
Идея заключалась в том, чтобы подключить саппорт непосредственно к участию в конференции, создав дополнительную часть, относящуюся к решению проблем (troubleshooting). И сделали Veeamathon – это такой блиц для инженеров, чтобы продемонстрировать, что ещё можно делать с нашим продуктом и насколько наши ребята крутые. Если кратко, то людям из команд техподдержки было выделено некое количество времени на то, чтобы продемонстрировать свои знания и умения.
Рик: Изначально мы хотели сделать что-то наподобие хакатона (hackathon), но мне не нравится слово “hack”, уж извините. И вот придумали такое название. Veeamathon — это живые сессии с командой техподдержки, где люди могут узнать, как конфигурировать продукты и решать какие-то проблемы при работе с продуктами Veeam.
Команда ответственных за подготовку искала новые форматы, мы хотели добавить больше технического контента. Ведь наши пользователи – это geeks, они всегда хотят больше технической информации. В принципе, наши материалы обычно рассчитаны на разные уровни подготовки: начальный, средний и продвинутый. А для нового Veeamathon надо было подготовить 10-12 коротких сценариев именно для продвинутого уровня, например, “Как работать с виртуальными дисками через командную строку”, и т.п.
Мы обсудили эту идею с командой саппорта, в которой сейчас уже несколько сотен человек – около 700. Очевидно, что у них в запасе море технического контента по уже существующим продуктам. Так что им было чем поделиться с участниками Veeamathon. Например, были такие темы:
Денис: Там очень много было интересных тем, и это было интересно не только каким-то техническим людям, но и в целом тем ребятам, которые приходили с не очень высоким уровнем знаний – и мы до них пытались донести, что мы можем сделать [с продуктом], чтобы они могли сориентировать свои отделы на это. Например:
![](https://habrastorage.org/webt/jx/eg/gs/jxeggsa0mfauhf3crz2jouzbhn0.jpeg)
Денис начинает своё выступление на Veeamathon
Как участники мероприятия оценили ваши труды? Что вы сами можете сказать о конференции VeeamON 2020, уже оглядываясь назад?
Владислав: С точки зрения самого мероприятия, формата, итогового результата – конечно, это грандиозный успех, я бы сказал. Особенно в сложившихся условиях, при пандемии, когда вообще трудно себе представить, как и где взять новых клиентов, как вообще устроить какое-то мероприятие, когда каждый вендор «бомбит» свои базы данных [клиентов] бесконечными вебинарами, зум-встречами и всевозможными какими-то идеями. Конечно, у нас был довольно-таки челленджовый таргет [высокие целевые показатели по посещаемости], но когда мы его превысили в разы – это, конечно, было очень приятно.
И география абсолютно огромная. Например, когда проводится «физическое» мероприятие, то ты приглашаешь, допустим, в Германии только тех, кто живет в Германии, к тому же только в Мюнхене или во Франкфурте или в их окрестностях – потому что другие не поедут. А здесь же, проводя немецкий VeeamON в Европе, мы приглашали всех людей, говорящих на немецком: и из Германии, и из Швейцарии, и из Австрии, и сотни из них приняли наше приглашение с удовольствием, то есть такой формат оказался всем интересен.
При этом несмотря на то, что мы запускали 6 локальных мероприятий (на русском, испанском, итальянском, немецком, турецком и на французском), некоторые люди предпочитали все равно пойти на большой глобальный ивент. Потому что это – масштаб, это 2 дня сессий, контент «с пылу, с жару». Это было действительно интересно, и это стёрло все границы.
![](https://habrastorage.org/webt/be/qi/74/beqi74s3eahp1mqfysj6phfyyy0.jpeg)
NPS (net promoter score – готовность порекомендовать другим) – 99 баллов из 100
Рик: Фидбэк был очень позитивный! И его было на порядок легче собирать, это тоже плюс.
Онлайн-формат помог снять барьеры, сделал конференцию доступной для всех, кто хотел принять участие (и для докладчиков, и для слушателей). Можно было поучаствовать из любого уголка мира. Сейчас в Veeam больше 4000 сотрудников в самых разных странах, мы международная компания, и у нас появилась возможность приглашать спикеров из разных регионов. В прошлые годы и спикеры, и участники были в основном из Америки (что объяснимо логистикой), а в этом – и из Европы, и из Латинской Америки, и из Австралии.
Конечно, если бы я сейчас начинал готовиться, я бы что-то уже точно сделал по-другому – например, больше людей бы задействовал в ответах на вопросы.
Денис: Формат очень интересен, так как зачастую бывает проблема в том, чтобы привести определенных людей (потенциальных докладчиков) в определенное место – потому что это и их время, и их работа, и деньги компании. Это во-первых.
Во-вторых, это еще некие ограничения, например, может возникнуть проблема с визой, и прочее. А если у людей будет возможность прийти на онлайн-часть, то мы сразу расширим “количество мозгов”, то есть круг выступающих докладчиков сильно расширится, увеличится количество интересных тем – и, соответственно, привлечет больше аудиторию.
Получается такая саморазвивающаяся, самосовершенствующаяся система.
Полное интервью с Денисом Чураевым о том, как инженеры техподдержки готовились к участию в Виматоне, о лайфхаках, знаниях и ценном опыте – в следующей статье.
Выступления с VeeamON 2020 можно посмотреть, зарегистрировавшись по ссылке: https://www.veeam.com/veeamon/register
В форме регистрации, кроме контактных данных, в последнем поле нужно указать, являетесь ли вы представителем компании-клиента, компании-партнера и т.п. – или просто интересуетесь решениями Veeam (в этом варианте выбирайте Potential Customer).
![](https://habrastorage.org/webt/sy/l0/qs/syl0qsyefkdv5ogbr8smbsnwzec.png)
Краткий обзор с участием Рика Вановера и изобретательницы Veeamathon Каринн Биссет можно посмотреть здесь (на англ.языке).
Ну и по традиции наш блог:
Статья на Хабре про VeeamON 2019
“По ту сторону стенда” — статья на Хабре про работу на “будке”
Представьте: по утвержденному проектному плану шла себе и шла подготовка к регулярному мероприятию — а потом р-раз! — когда до часа Х оставалось всего несколько недель, всё резко повернулось на 180 градусов.
Мне стало очень любопытно, кто же там, за кулисами этой сцены, а кто машет дирижерской палочкой над толпой участников? Как вообще это всё устроено в Veeam? Как им удалось так быстро перевести мчащийся поезд на другие рельсы? И что из всего этого получилось?
Раскрывали секреты подготовки и делились инсайдами:
- Про концепцию, спикеров и контент — Рик Вановер, руководитель направления Product Strategy
- Про подготовку и участие в новом интерактиве — Veeamathon’е — Денис Чураев, тимлид команды техподдержки
- Про то, что “под капотом” (платформа, механики, статистика) — Владислав Матушев, руководитель департамента маркетинговых мероприятий
Итак, добро пожаловать за кулисы VeeamON 2020.
![](https://habrastorage.org/webt/7r/mx/7a/7rmx7aaxjmdoynxxgerkpx-alsc.png)
Начнем “от печки”: для тех, кто еще не знает — что такое VeeamON?
Рик: Это ежегодная международная IT-конференция, которую Veeam Software проводит для своих существующих и потенциальных клиентов, дистрибьюторов, участников партнерских программ и технологических альянсов. На VeeamON можно узнать об итогах работы компании за минувший год, получить свежайшую информацию о грядущих релизах «из первых рук», прокачать свои навыки в работе с решениями Veeam, и много чего еще.
Первая конференция состоялась в 2014 году в Лас Вегасе, затем были еще раз Вегас, Новый Орлеан, Чикаго и Майами. В 2020 VeeamON должен был вернуться в Лас Вегас. Но мир изменился, и организаторам VeeamON и других подобных мероприятий пришлось соответствовать, перенося их в онлайн-формат.
Конференция проходила 2 дня, каждый начинался с обзорного выступления: в первый день это была бизнес-сессия с участием топ-менеджмента, во второй – более технический доклад о новых возможностях, новых версиях и новых решениях Veeam. Затем проходили тематические сессии. Каждый тайм-слот вмещал 3 технических выступления и одно на бизнес-тематику. Да-да, в этот раз технического контента было гораздо больше – мы проанализировали опыт предыдущих конференций и дали больше времени выступающим на технические темы.
Мы также уделили большое внимание нашим спонсорам и партнерам, всей «экосистеме» наших дистрибьюторов, реселлеров, сервис-провайдеров. Помогли всем им адаптироваться к новому формату: у каждого из них была виртуальная инфо-стойка, часть из них выступала в качестве спикеров.
Проходили и выступления с живыми демо от наших системных инженеров и архитекторов.
Часть выступлений шла в прямом эфире, часть – в записи. Всё это было распределено на 4 потока согласно глобальным часовым поясам, чтобы охватить аудиторию в разных регионах. Слушатель мог выбрать для просмотра 4 сессии, а остальные можно было посмотреть в записи на сайте конференции. Вся программа мероприятий и материалы доступны на странице veeamon.com.
Кроме того, в этом году мы подготовили Veeamathon — совсем новый контент силами инженеров службы технической поддержки: 10 живых выступлений с рассказом (и показом), как выполнять диагностику и тонкую настройку продуктов Veeam и решать разные интересные задачки.
Все материалы были доступны в ходе мероприятия – можно было скачать доклады в формате презентации или pdf-документа. Записи выступлений выложены в библиотеку, которая будет доступна всем зарегистрировавшимся в течение года (до следующей конференции).
Во второй день всегда устраивалась крутая вечеринка, участники которой вспоминали ее потом целый год, до следующего VeeamON. И VeeamON 2020 не стал исключением – он завершился бесплатным онлайн-концертом известного исполнителя Кита Урбана (Keith Urban).
“Есть ли у вас план, мистер Фикс?”
Когда вы начали подготовку к такому масштабному мероприятию? Насколько заранее?
Владислав: По традиции, VeeamON был запланирован на первые числа мая, и с начала года уже шла полноценная подготовка, как это делается для физических мероприятий. Она начинается и за год, и даже раньше: выбор площадки, выбор подрядчика, разработка спонсорских пакетов.
Но потом случилось так, как случилось, и мы все поняли в конце марта-начале апреля, что что-то идет не так с этим миром, и, возможно, нам придется адаптироваться, и очень быстро. Мы приняли решение о переводе ивента (и всех ивентов) в формат онлайн в течение нескольких недель-месяцев после того, как поняли, что это такой глобальный тренд и от него уже никуда не деться.
Подготовка первого онлайнового VeeamON заняла около 2 месяцев, и это рекордные показатели. А европейские мероприятия (6 “копий” американского VeeamON) были подготовлены за месяц! Если бы мне сказали еще полгода назад, что надо сделать такого масштаба мероприятие за такой срок, я бы сказал, что это нереально.
![](https://habrastorage.org/webt/_r/8l/cu/_r8lcuqk3avtnhbtsarkwroknac.jpeg)
Но тем не менее мы активизировались, максимально подключили все команды, все ресурсы, переобучили тех, кто занимался конференциями и выставками в привычном формате – быстро перепрофилировали их на подготовку онлайн-мероприятий. Это тоже был челлендж для тех людей, кто впервые этим занимался: люди с большой экспертизой, кто, может быть, работал в event-сфере 10 лет, а тут в формате new hire [сотрудника-новичка] работать над онлайн-ивентом… Это, с одной стороны, челлендж, но с другой – очень интересно.
Рик: В апреле стало ясно, что конференцию придется проводить онлайн. Мы уже вовсю готовили контент, и уже довольно много людей к тому моменту зарегистрировалось на мероприятие. Некоторые докладчики тревожились, задавали вопросы, так как многие конференции вообще отменялись. Виртуальная конференция — это был наш план Б, но так вышло, что он стал планом А (и, замечу, всё прошло даже лучше, чем мы ожидали).
Цифры статистики сообщают о 150 странах, откуда были участники – это, конечно, колоссальный охват. Регистрация, как я понимаю, сначала была объявлена на офлайн-конференцию, а потом пришлось переключиться в онлайн. Как это сказалось на регистрации слушателей?
Владислав: Она возросла в разы! Потому что люди, которые регистрируются на VeeamON, должны понимать, что им придется потратить деньги на билеты, на отель, долететь до Лас-Вегаса – даже если человек в Америке, ему все равно придется потратиться на это. Тем не менее, и на физических мероприятиях год от года у нас все больше участников. А когда наши клиенты и партнеры поняли, что, возможно, это первая и последняя возможность присоединиться к мероприятию из любой точки не только США, но и всей планеты – регистрации начали расти и превысили наши самые оптимистичные ожидания.
Рик: С переходом к плану Б было решено, что участие станет бесплатным. Все, кто уже приобрел билеты, получили возврат средств. А после того, как мы объявили о переходе в онлайн, количество регистраций возросло неимоверно: в итоге у нас было больше 28 000 зарегистрировавшихся участников из 148 стран! И это не считая тех, кто зарегистрировался позже, чтобы смотреть материалы. При этом люди пришли действительно заинтересованные: более 6000 человек были с нами в течение целых 6 часов — и это только на докладах, а уж что говорить об онлайн-концерте Киита Урбана!
![](https://habrastorage.org/webt/7z/8r/az/7z8razx9ockf0mjcniwtdomefnu.png)
“Первым делом — самолёты”
Какое техническое обеспечение потребовалось?
Рик: Нам нужны были очень хорошие камеры и высочайшее качество видео. Большинство платформ типа Zoom, GoToMeeting и т.п. оптимизировано для непосредственной передачи контента, и для наших запросов такие системы не очень подходили. Ведь нам нужно было не только стримить, но и обеспечить хранение материалов в течение года. Так сказать, “доступность данных в действии” :). Мы искали платформу, которая могла обеспечить такую масштабируемость без каких-либо ограничений. В ходе выступления инженеры должны были не только демонстрировать решение нетривиальных задач, но и отвечать на вопросы в прямом эфире. Интерфейс платформы позволял на стороне слушателя настраивать удобным образом панели окна, выгружать слайды презентации, задавать вопросы.
Денис: Был достаточно удобный веб-интерфейс. Что было еще приятно — что нам за неделю сделали полное демо платформы и даже провели тестовую конференцию, чтобы каждый специалист убедился, что все в порядке. Кроме того, сама платформа предоставляет специалиста саппорта. Если что-то пойдет не так, можно было в специальном чате напрямую пообщаться со специалистом, чтобы он помог. Но все прошло достаточно гладко.
Единственное, что у кого-то были проблемы с интернетом — но не из тех, кто презентовал, а из тех, кто смотрел. (Я так полагаю, сейчас все очень активно сидят в интернете из дома, так что это ожидалось.) Но в процентном соотношении очень мало было жалоб, так что в принципе платформа себя показала. Не знаю, ее ли мы будем в следующем году использовать, потому что опять-таки я не имею отношения к тем, кто решает.
Владислав: Это была платформа, которую мы использовали на VeeamON Virtual в прошлом году, и в тот раз довольно неплохо все получилось, мероприятие было интересным, успешным, с большим количеством участников. И в этом году было принято логичное решение пойти [работать] с той же платформой — потому что всегда удобно работать с вендором, который уже знает заказчика, понимает определенные важные нюансы, имеет представление о том, чего мы хотим.
Поэтому мы решили с одним подрядчиком заключить контракт на все 7 мероприятий – 6 европейских и один глобальный VeeamON. Но что подрядчик, как оказалось, взял на себя ту ношу, которую он не мог осилить – не хватало и персонала, и времени, ведь кроме глобального, они взялись за организацию 6 наших европейских мероприятий, работая из часового пояса центральной части США, а также за огранизацию ещё целого ряда онлайн ивентов для других заказчиков… И в итоге получилось, что очень многое приходилось на нашем бэкенде делать, чтобы мероприятия состоялись (и, на удивление, они состоялись успешно). Не буду вдаваться в детали, но на будущее мы будем смотреть, какие есть еще вендоры.
“Школа жизни — это школа капитанов”
Владислав: С точки зрения запуска мероприятия и проджект-менеджмента – здесь сразу подключились именно те, кто занимался физическими мероприятиями: event-команды, команда field marketing. Просто подключились и начали работать. Да, не имея особого опыта с этим [форматом], не особо надеясь на подрядчика, но веря, что всё получится, что всё будет хорошо. Пришлось погружаться в вопрос самому с головой. Но в результате мы прошли такую школу! Наверное, не в каждом университете дают такое образование за 4 года, как нам пришлось за 2 месяца получить. И этим людям можно завтра-послезавтра спокойно идти и запускать, например, шоу на CNN. Потому что все уже поняли, какие бывают видео-форматы, как работает стриминг, какие бывают нюансы со всей этой историей.
То есть в основном это была команда физических мероприятий, и весь маркетинг активно поддерживал: кто-то отвечал за работу на «виртуальной будке», кто-то отвечал за живые вопросы в рамках сессий. Были привлечены и sales-команды, чтобы в день мероприятия отвечать на вопросы участников – и этих вопросов было много.
В том, что относится к продуктам, весь продуктовый маркетинг и команда Product Strategy занимались подготовкой контента. Здесь с их точки зрения мало что изменилось по сравнению с тем, как они его готовят для любого физического мероприятия – что-то менять под онлайн не требуется.
Рик: Я всегда стараюсь привнести что-то кардинально новое, а не просто скопировать прошлогоднее мероприятие, “переклеив обои”. Пытаюсь сделать что-то, ни на кого не похожее. Потому что участников конференций привлекает уникальность: контент, который нигде больше не раздобудешь, практический опыт, который можно получить только здесь. К тому же, сами понимаете, в этом году всем, кто проводил подобные мероприятия, потребовалось адаптироваться к новым реалиям. Нам, конечно, пришлось вложить очень много усилий. Это касалось и контента — ведь когда мы делали самый первый VeeamON, продуктов в линейке Veeam было немного, а теперь их стало гораздо больше! И нужно было обо всех рассказать в отведенное время. Что касается спикеров, то мы каждый год приглашаем и известных спикеров, которых публика уже знает, и обязательно каких-нибудь новых докладчиков.
Планирование было похоже на складывание паззла из сотен деталей: мне нужно было распределить 75 докладов, соблюдая баланс между бизнес-презентациями и технической тематикой. Равномерно перемежая презентации и выступления, в которые входили живые демо. При этом надо было также помочь докладчикам, представляющим компании-партнеры, адаптироваться к новому формату мероприятия. Еще учесть время: мы планировали конференцию с учетом временных зон в США ( US West, US East), Центральной Европе — CET (Central European) и в Сингапуре, чтобы люди со всего мира могли подключаться. То есть получился непрерывный поток вещания для трансляции в каждой из этих зон.
В общем, формирование такой гибкой и всеобъемлющей повестки дня во всем ее богатстве и разнообразии далось мне нелегко, последние волосы потерял.
![](https://habrastorage.org/webt/4r/x_/kp/4rx_kp-ayr4oxw8za2ljxx7_uwi.png)
В результате у нас получилось 20 сессий, часть контента была записана заранее, а само вещание шло в течение 2 дней на 3 региона: Америка, Европа, Азия и Океания. Для каждого слушателя была предусмотрена возможность прослушать 4 доклада в ходе сессии: 3 технических и 1 бизнес-презентацию. И можно было выбрать тему интересующих технических докладов — они были посвящены различным продуктам: Veeam Backup & Replication, Agents, Office 365. Плюс у нас были доклады, включающие живые демо — их представляли наши системные инженеры и архитекторы.
Все, кто зарегистрировался на конференцию или хочет посмотреть материалы с нее, будут иметь бесплатный доступ ко всем докладам в течение года.
Это действительно очень удобно. Ведь не всегда на офлайн-конференцию могли прилететь люди, к примеру, из Новой Зеландии, с Филиппин или из стран СНГ. А здесь у всех была возможность в своем регионе посмотреть то, что его интересует. Причем это было удобно и слушателям, и участникам: то есть докладчик из Австралии мог из дома делать свой доклад для Канады или для России.
Денис: Да, и [для докладчиков] там было сделано достаточно грамотно: каждому спикеру в удобное время была поставлена сессия, а в других тайм-зонах она просто ретранслировалась. Соответственно, мы после могли вернуться к списку вопросов и пройти его офлайн. И люди могли прийти попозже, через день, и найти ответы на вопросы, которые они задавали до этого.
Более того, там был интересный интерфейс: все сессии были “в линию”, и было написано, сколько часов-минут до следующей сессии. И можно было нажать кнопочку, чтобы пришло письмо в аутлук, что сессия скоро будет. То есть очень удобно было планировать собственный просмотр. В этом плане интерфейс был очень классный. Было такое большое расписание, которое очень удобно было отслеживать.
“Стенд понравился, вопросы, призы”
Кто был “виртуальным конферансье” в этом сезоне?
Рик: В этот раз мы позвали парня, который делает эти забавные видео — его зовут Трип Кросби (Tripp Crosby) (а вот его всем известный ролик “Conference call in real life”). Он-то и был конферансье, делал всякие смешные “связки”. Конечно, приветственную речь он записал заранее, но остальное было чистой импровизацией.
Какие-то «фишки» офлайновых ивентов перекочевали в онлайн-формат? Было ли живое общение?
Владислав: Да, было и живое общение, не только какие-то сессии (записанные или живые), но и возможность задать вопрос прямо во время сессии. И технические [эксперты] – системные инженеры — также находились на протяжении всех мероприятий онлайн, чтобы отвечать на вопросы.
Был и формат “digital booth”, цифровой “будки” (стенда), где можно сделать примерно то же самое, что и на реальной физической “будке”, например, на VMWorld: можно посмотреть какую-нибудь white paper, посмотреть живое демо, задать вопрос техническому специалисту или маркетологу, то есть была возможность чата на «будке». Получился полный interaction с компанией. У спонсоров тоже были свои “виртуальные будки”.
Плюс какие-то эксклюзивные материалы, доступные для посетителей этой “будки”, и даже мерч.
А как вы мерч раздавали?
Владислав: Мы его рассылали. У нас была разработана геймификация для мероприятия: люди набирали badges (значки) за определенные активности. (Так мы подталкивали их к тому, чтобы быть более активными в рамках конференции – не просто прийти и послушать сессию, а задать вопросы, заполнить survey, посмотреть демо.) И чем больше таких активностей человек проявляет, тем больше у него рейтинг в виртуальном scorecard, который все видят. Это элемент геймификации — люди ведь любят, когда видят свое имя вверху турнирной таблицы.
И на основе этого мы раздавали призы – высылали мерч после мероприятия. Есть специальные сервисы, позволяющие доставлять его адресату.
Даже был такой вариант: на немецком VeeamON первым, пришедшим на мероприятие, предложили ваучер на доставку пиццы. Пришёл первым – получи пиццу, кушай и наслаждайся ивентом.
![](https://habrastorage.org/webt/6l/5z/ph/6l5zphq_yq5kwus3lvolf_1xqcy.jpeg)
Механику этой геймификации вы сами разрабатывали или использовали готовую?
Владислав: В основном сами. У нас были какие-то темплейты с точки зрения реализации на данной платформе. Затем мы обдумали: что нам особенно важно, чтобы человек сделал в рамках этого мероприятия? Чтобы мы понимали, что он заинтересован в наших продуктах, а не просто проходящий мимо «охотник за giveaways», как это бывает на физических мероприятиях. (Здесь, конечно, этот момент нивелирован: если человек присоединился к онлайн-конференции, вряд ли он ничего не знает о Veeam и ему неинтересны наши продукты.)
Разработали свои гайдлайны и шаблоны для геймификации. Например, создали отдельно викторину, которая работала в режиме онлайн: можно было нажать кнопку, и запускался счётчик очков, участнику надо было на время отвечать на вопросы про Veeam. И в дашборд попадал рейтинг тех людей, кто лучше знает наши продукты, и т.д.
Всё в формате онлайн-игры, ведь людям приятно не только что-то послушать, но и поиграть, посоревноваться.
“Контент с пылу, с жару”
А можно поподробнее про доклады?
Рик: Вот тут есть список всех докладчиков. В первый день была обзорная сессия, в ней участвовали топ-менеджеры Veeam: генеральный директор Bill Largent и директор по маркетингу Jim Kruger.
Во второй день была крутая техническая сессия, которую подготовили Melissa Palmer, Danny Allan (директор по развитию технологий), Антон Гостев (theRealGostev) и Michael Cade. Они представили будущие релизы продуктов Veeam.
Так, например, в решении Veeam Backup for Office 365 планируется полностью поддержать бэкап и восстановление Microsoft Teams. Сейчас, когда многие специалисты работают в режиме “удаленки”, когда коммуникации в компаниях уходят в цифровой формат, Teams становится все более востребованным решением, и мы не можем пройти мимо этого.
В версии 11 нашего флагманского продукта Veeam Backup & Replication анонсированы вот такие новинки:
- Continuous Data Protection (непрерывная защита данных)
- Поддержка Google Cloud Storage
- Работа с Archive Tier: Amazon Glacier/Deep Archive и Azure Blob Archive
- Мгновенное восстановление Instant Recovery
- из любого бэкапа на Hyper-V
- Поддержка NAS Backup как File Share
- Поддержка MSSQL и Oracle Databases
В семействе Veeam Agents ожидается пополнение. И это будет — барабанная дробь — Veeam Agent for macOS!
Кроме того, буквально сразу после завершения VeeamON вышла в свет новая версия Veeam Availability Orchestrator, поддерживающая интеграцию с NetApp SnapMirror.
Наши архитекторы из команды Technical Alliances — Shawn Lieu и Adam Bergh- выступили с очень востребованной темой о интеграции с СХД: Storage Integrations Deep Dive. Он рассказывали о том, как снимаются снапшоты с учетом работы приложений, как передаются данные СВТ, как происходит взаимодействие с прокси. Все это позволяет делать бэкапы с минимальным риском воздействия на продакшен.
О тонкостях работы и глубинах архитектуры бэкапа NAS рассказывали Michael Cade и Дмитрий Попов (@angrydoc). Эту функциональность пользователи с нетерпением ждали на протяжении нескольких лет. Но в реализации сценариев резервного копирования нельзя забывать и о правиле “3-2-1”. Поэтому коллеги в подробностях разъяснили, как устроена долгосрочная политика хранения в облаке, как рекомендуется организовывать хранение различных файлов, как настраивать архивирование.
Поклонники Linux-систем не могли пропустить выступление нашего замечательного профи Tom Sightler — в этот раз он рассказывал о репозиториях на базе Linux: каковы особенности архитектуры, на что надо обратить внимание при подготовке к развертыванию, как реализовано быстрое клонирование, как улучшали “вирусоустойчивость”. Очень советую к просмотру.
![](https://habrastorage.org/webt/n2/j3/hw/n2j3hw_htzc-p0o_h5ondvu2n-g.png)
И, конечно, любимый всеми вопрос про планирование ресурсов (в цифрах и картинках): как их рассчитать, и почему в жизни всё не так, как на самом деле? Этот доклад представили инженеры, искавшие ответы на эти вопросы в “боевых условиях”: Tim Smith — архитектор в американской команде системных инженеров, раньше он был участником проекта Veeam Vanguards, и Neil Henderson — старший инженер команды технической поддержки. Вот слайд из их доклада, тут есть и математические расчеты.
![](https://habrastorage.org/webt/3i/wd/lm/3iwdlmyjhiewkv90cf3zsv6l7ko.png)
Как посмотреть доклад, который вас заинтересовал? Перейти на www.veeam.com/veeamon, зарегистрироваться и получить бесплатный доступ практически на целый год (до следующей конференции).
Марафон? Хакатон? Veeamathon!
Я знаю, что кроме привычных докладов, в этом году был еще совсем новый формат — это Виматон (Veeamathon). Что это такое?
Денис: Действительно, у нас давно уже практикуются breakout sessions, когда известные спикеры доносят до публики новые особенности продукта или же рассказывают о каких-то интересных деталях существующих технологий, которые мы используем. Это возможность для компании оповестить клиентов и заинтересованных людей о том, что мы вообще можем и что мы еще сможем в будущем.
В этом формате, как правило, были задействованы системные инженеры и очень известные паблик-спикеры – скажем так, некоторый пласт компании, но он почти не затрагивал саппорт. А саппорт – это достаточно большой отдел по всему миру, в котором работает куча людей, и мы напрямую сталкиваемся с проблемами и их решением.
Новая идея появилась у Каринн Биссет – это наша сотрудница из США, которая это все организовывала и очень сильно помогала нам.
![](https://habrastorage.org/webt/og/xk/4r/ogxk4rhwekqwtfv3saooegt15-o.jpeg)
Каринн все время придумывает что-то интересненькое:)
Идея заключалась в том, чтобы подключить саппорт непосредственно к участию в конференции, создав дополнительную часть, относящуюся к решению проблем (troubleshooting). И сделали Veeamathon – это такой блиц для инженеров, чтобы продемонстрировать, что ещё можно делать с нашим продуктом и насколько наши ребята крутые. Если кратко, то людям из команд техподдержки было выделено некое количество времени на то, чтобы продемонстрировать свои знания и умения.
Рик: Изначально мы хотели сделать что-то наподобие хакатона (hackathon), но мне не нравится слово “hack”, уж извините. И вот придумали такое название. Veeamathon — это живые сессии с командой техподдержки, где люди могут узнать, как конфигурировать продукты и решать какие-то проблемы при работе с продуктами Veeam.
Команда ответственных за подготовку искала новые форматы, мы хотели добавить больше технического контента. Ведь наши пользователи – это geeks, они всегда хотят больше технической информации. В принципе, наши материалы обычно рассчитаны на разные уровни подготовки: начальный, средний и продвинутый. А для нового Veeamathon надо было подготовить 10-12 коротких сценариев именно для продвинутого уровня, например, “Как работать с виртуальными дисками через командную строку”, и т.п.
Мы обсудили эту идею с командой саппорта, в которой сейчас уже несколько сотен человек – около 700. Очевидно, что у них в запасе море технического контента по уже существующим продуктам. Так что им было чем поделиться с участниками Veeamathon. Например, были такие темы:
- Как выяснить, какие антивирусы мешают нормальной работе бэкапа?
- Как настроить подключение к Microsoft Office 365, чтобы бэкап выполнялся максимально быстро?
- Как использовать кастомные скрипты (pre-freeze и post-thaw) для создания консистентных бэкапов Linux-приложений?
Денис: Там очень много было интересных тем, и это было интересно не только каким-то техническим людям, но и в целом тем ребятам, которые приходили с не очень высоким уровнем знаний – и мы до них пытались донести, что мы можем сделать [с продуктом], чтобы они могли сориентировать свои отделы на это. Например:
- Умение что-то сделать нестандартно: казалось бы, какой-то функционал в программе отсутствует, но его можно компенсировать каким-то work-around-ом или другим способом
- Креативное использование имеющегося функционала: сделать что-то, что может быть очень полезно компании, но никто об этом не думал – например, как восстановить файлы Teams, которые по идее непонятно, как бэкапить, но при этом MS Teams имеет свои корни в SharePoint, в SQL Server, в Exchange. Соответственно, если компоненты отдельно сохранить на диск, а потом восстановить, можно, по идее, информацию определенную достать.
![](https://habrastorage.org/webt/jx/eg/gs/jxeggsa0mfauhf3crz2jouzbhn0.jpeg)
Денис начинает своё выступление на Veeamathon
“Всё на свете было не зря, не напрасно было!”
Как участники мероприятия оценили ваши труды? Что вы сами можете сказать о конференции VeeamON 2020, уже оглядываясь назад?
Владислав: С точки зрения самого мероприятия, формата, итогового результата – конечно, это грандиозный успех, я бы сказал. Особенно в сложившихся условиях, при пандемии, когда вообще трудно себе представить, как и где взять новых клиентов, как вообще устроить какое-то мероприятие, когда каждый вендор «бомбит» свои базы данных [клиентов] бесконечными вебинарами, зум-встречами и всевозможными какими-то идеями. Конечно, у нас был довольно-таки челленджовый таргет [высокие целевые показатели по посещаемости], но когда мы его превысили в разы – это, конечно, было очень приятно.
И география абсолютно огромная. Например, когда проводится «физическое» мероприятие, то ты приглашаешь, допустим, в Германии только тех, кто живет в Германии, к тому же только в Мюнхене или во Франкфурте или в их окрестностях – потому что другие не поедут. А здесь же, проводя немецкий VeeamON в Европе, мы приглашали всех людей, говорящих на немецком: и из Германии, и из Швейцарии, и из Австрии, и сотни из них приняли наше приглашение с удовольствием, то есть такой формат оказался всем интересен.
При этом несмотря на то, что мы запускали 6 локальных мероприятий (на русском, испанском, итальянском, немецком, турецком и на французском), некоторые люди предпочитали все равно пойти на большой глобальный ивент. Потому что это – масштаб, это 2 дня сессий, контент «с пылу, с жару». Это было действительно интересно, и это стёрло все границы.
![](https://habrastorage.org/webt/be/qi/74/beqi74s3eahp1mqfysj6phfyyy0.jpeg)
NPS (net promoter score – готовность порекомендовать другим) – 99 баллов из 100
Рик: Фидбэк был очень позитивный! И его было на порядок легче собирать, это тоже плюс.
Онлайн-формат помог снять барьеры, сделал конференцию доступной для всех, кто хотел принять участие (и для докладчиков, и для слушателей). Можно было поучаствовать из любого уголка мира. Сейчас в Veeam больше 4000 сотрудников в самых разных странах, мы международная компания, и у нас появилась возможность приглашать спикеров из разных регионов. В прошлые годы и спикеры, и участники были в основном из Америки (что объяснимо логистикой), а в этом – и из Европы, и из Латинской Америки, и из Австралии.
Конечно, если бы я сейчас начинал готовиться, я бы что-то уже точно сделал по-другому – например, больше людей бы задействовал в ответах на вопросы.
Денис: Формат очень интересен, так как зачастую бывает проблема в том, чтобы привести определенных людей (потенциальных докладчиков) в определенное место – потому что это и их время, и их работа, и деньги компании. Это во-первых.
Во-вторых, это еще некие ограничения, например, может возникнуть проблема с визой, и прочее. А если у людей будет возможность прийти на онлайн-часть, то мы сразу расширим “количество мозгов”, то есть круг выступающих докладчиков сильно расширится, увеличится количество интересных тем – и, соответственно, привлечет больше аудиторию.
Получается такая саморазвивающаяся, самосовершенствующаяся система.
Полное интервью с Денисом Чураевым о том, как инженеры техподдержки готовились к участию в Виматоне, о лайфхаках, знаниях и ценном опыте – в следующей статье.
Что еще почитать и посмотреть?
Выступления с VeeamON 2020 можно посмотреть, зарегистрировавшись по ссылке: https://www.veeam.com/veeamon/register
В форме регистрации, кроме контактных данных, в последнем поле нужно указать, являетесь ли вы представителем компании-клиента, компании-партнера и т.п. – или просто интересуетесь решениями Veeam (в этом варианте выбирайте Potential Customer).
![](https://habrastorage.org/webt/sy/l0/qs/syl0qsyefkdv5ogbr8smbsnwzec.png)
Краткий обзор с участием Рика Вановера и изобретательницы Veeamathon Каринн Биссет можно посмотреть здесь (на англ.языке).
Ну и по традиции наш блог:
Статья на Хабре про VeeamON 2019
“По ту сторону стенда” — статья на Хабре про работу на “будке”
drap_hap
Поддержка Oracle Databases уже есть в текущем релизе и в прошлом была.
Loxmatiymamont
Поддрежка поддержке рознь. Добавляются новые режиме бекапа и рестора, так что это направление небезынтересно развивается.
drap_hap
Ну так напишите поподробнее, ресурс то технической. Как я понимаю эту фразу:
Что в 11 версии наконец то появится возможность делать консистентные резервные копии баз данных MSSQL, Oracle Databases и запускать виртуалки из бекапа(Instant Recovery).
Loxmatiymamont
Да с радостью, но нельзя раньше официальных анонсов. Таков путь.
Но мыслите вы в правильную сторону =)