В далеком 2004 году на первом курсе бакалавриата Новосибирского государственного технического университета я познакомился с платформой intuit.ru. Тогда это казалось невероятным: бесплатно получить знания, которых так не хватает в родном университете. Кто бы мог подумать, что в 2020 году онлайн-обучение вплотную подойдет к тому, чтобы стать новой версией реальности.

Уверен, в этом году со всей карантинной неопределенностью потребность дистанционного обучения возрастет. Тут и там растут как грибы новые онлайн-магистратуры. Я расскажу свою историю принятия решения и поступления, опыт первого года, плюсы и минусы приведу в конце. Собрал все то, что хотел бы сам прочитать год назад, когда делал свой выбор.

Предыстория


Меня зовут Евгений, мне 32 года, и я программист.

Примерно 10 лет я работаю на зарубежную контору. Мои доходы растут, результаты ценят, а проекты меняются. Я понял, что программирование — классный навык для воплощения идей в реальность и способ неплохо зарабатывать в комфортных условиях. Но душа требует развития. И в моем случае это стремление нельзя насытить еще одной технологией или еще одним языком программирования. Как поется, «перемен требуют наши сердца».

Желание учиться в магистратуре у меня возникло 12 лет назад — в момент защиты бакалаврской работы. На тот момент жизненные планы были немного другие, да и понимания, с какой стороны продолжать грызть гранит науки, не было.

Но перерыв, как водится, затянулся. Основными камнями преткновения все эти годы были:

  1. непонимание, как совместить учебу с работой;
  2. фокус на каких-то других вещах.

В 2012 году, проживая в Москве, я хотел поступать в ВШЭ — там была (наверное, и есть) чудесная вечерняя программа. Но тогда по некоторым причинам я решил вернуться в Новосибирск, и планы поступления сорвались. А потом 8 лет пролетели незаметно.
Кстати, в том же 2012 году стартанула Coursera.

Выбор


Меня завлекали два направления: «экономика, финансы, инвестиции» и «трансформация идеи в реальность». Если с первым было понятно, то где учиться второму, я не очень представлял.

Я был зарегистрирован на Coursera, даже начинал проходить некоторые курсы там, но в основном не заканчивал. Не хватало вовлеченности в процесс, может, стимула дойти до конца. Многие курсы мигрируют на эту платформу с вузов, в основном зарубежных. Когда ты проходишь программу курса, то тебе на почту начинают приходить предложения о поступлении в эти учебные заведения. Однажды пришло от MIT — аж гордость взяла, даже подумывал о поступлении, но боялся не выдержать нагрузку и языковой барьер.

А в 2018 году мне прилетела информация о магистерской программе МФТИ «Технологическое предпринимательство». Два этих слова вместе я никогда раньше не произносил. Почитав программу, я понял, что это про то, как стать стартапером в России. Спорно, но интересно.

Также была приписка ОНЛАЙН — не надо ехать в Москву. Посмотрел немного, что такое МФТИ. К своему стыду, я не знал славную историю этой научной школы. Ну и, честно говоря, не особо заострил на этом внимание тогда. Это уже сейчас, во время учебы я узнал, как много успешных экономистов (например, Сергей Гуриев) и предпринимателей в высокотехнологичных сферах вышли из стен этого вуза. Цена была что-то около 270 тысяч в год. Немало, но и мне уже не 18 лет — что-то насобирал.

Почему вообще онлайн-магистратура? Альтернативой могли бы быть:

  • попытка запилить проект самостоятельно — глупо бежать марафон, если не бегал хотя бы двадцатку;
  • пойти в стартап и учиться на живом примере — отличный вариант, но очень быстро возникает конфликт интересов: ты выполняешь рутинные задачи, а не принимаешь ключевые решения;
  • самостоятельно набрать набор курсов, тренингов — но я верю в комплексный подход, считаю, что самому сложно собрать нужную программу, она будет разрозненной.

Я начал подготовку к поступлению в 2018 году, но…

Поступление


… там возникла другая, более интересная оказия (part time работа в стартапе с русскими фаундерами — вот она, визуализация конечной цели).

В 2019 году я вернулся к идее поступления. Нужно было пройти собеседование о теме своего проекта (здесь помогла работа в стартапе — там много гипотез на проверку можно было найти) и сдать математику (тут пришлось поднапрячься — многое уже забылось). Понервничал немного, но все сдал со средним результатом, достаточным для поступления. Тут уже главное — желание и осознание ответственности и временных затрат. И спасибо жене — она меня поддержала (просто еще не знала, как и я, что некоторые предметы будут проходить у меня в два ночи).

Начало


Ноутбук. Наушники. Zoom. Сейчас так живет весь мир. А в октябре прошлого года так началось для меня новое «1 сентября» моей жизни. Передо мной на экране 25 плиток с видео моих одногруппников, кто со штатов, кто с Бали, кто с Ростова, кто с Питера, в основном, конечно, Москва. Нас объединяли русский язык и желание создавать в этом мире чудесные вещи, ну и как результат — заработать на этом кучу денег. Перед нами выступали наши будущие преподаватели — люди с высокими достижениями. Это одна из ключевых вещей для меня в образовании: ты окружаешь себя теми, кто мудрее, опытнее тебя, и учишься у них. Вот он, мегарост. Поэтому я считаю, что настоящее обучение возможно только в общине, а не индивидуально.

Процесс


С тех пор Zoom продолжается каждую субботу и воскресенье. Дополнительно — в будние дни, примерно раз в неделю по Москве с 9 до 11 вечера. Учитывая временную разницу, для меня это с 1 до 3 ночи. На вебинарах только лишь обсуждение проделанной работы (каждый применяет знания к своему проекту). Много работы с различными онлайн-площадками: Coursera, eduNano и прочими. Несмотря на территориальную удаленность, в группе возникло много кружков по интересам в виде разных telegram-чатов на 3–6 человек. Много коллективной работы. В целом онлайн-образование лучше, чем может казаться. И, что важно, тут все было изначально обдуманно, а не состряпано под карантин. На некоторые предметы была возможность приходить очно. На один я даже прилетал в Москву — очень хотелось вживую увидеть ребят. Я совместил приезд с работой, но приятно, что есть возможность выхватить живое присутствие в «поточке», «рабочий» обед в студенческой столовке. Сразу стал на 10 лет моложе).

Что дальше


Впереди еще год учебы. Защита и госэкзамены проходят по плану очно. В этом году из-за карантина было удаленно, но до моей защиты еще год — надеюсь, все восстановится к тому времени. Есть время для проработки проекта, должен активно подключится обещанный ментор (еще один плюс по сравнению с самодельной компиляцией курсов).

Ложка дегтя ...


Начнем с минусов. В основном они связаны с личным восприятием, а не с недостатками учебного процесса.

1. Без проекта учеба приносит печаль. В магистратуре ТехПреда важен свой проект — без него все становится пресным. Нужно чем-то гореть. Лучше сразу найти идеи и мысли, которые нравятся, и много-много общаться, чтобы из этого многообразия выточить что-то внятное. Тут преподаватели готовы общаться, но надо быть настойчивым — они занятые люди. Я считаю, что по-настоящему начал использовать эту возможность в последние пару месяцев. А жаль.

Есть одногруппники, которым подкидывали хорошие идеи на проработку для учебных целей. Надо активно пользоваться этой возможностью. В конце концов, цель учебы в первую очередь — попробовать все аспекты раскрутки идеи на себе, а уже во вторую — построить успешную компанию

2. Случается учеба по ночам. Уже писал об этом раньше, но повторюсь: некоторые предметы, например философия и английский, были не очень удобны по расписанию. Но в целом это было не чаще раза в неделю — можно перетерпеть.

3. Требуется много времени. При поступлении был заявлен объем времени, который потребуется посвятить учебе, — 10 часов в неделю. Тут у меня математика не сошлась, в реале 10 часов — это только очные занятия по выходным (иногда больше). По факту стоит выделять 20–25 часов в неделю на учебу, чтобы полностью усваивать материал.

4. Отсутствие треков. Я уже писал, что группа у нас разноплановая. В этом, помимо плюсов, есть и минусы. В некоторых предметах акценты можно расставлять в зависимости от стадии (идея, прототип или масштабирование) и области проекта (грубо говоря, софт, железо или работа с людьми). В целом есть возможность выбирать курсы, но по факту — скорее, ходить дополнительно. Один курс я выбрал, потому что он мне нравился, и не пожалел. Были курсы, которые мне не понравились. Если бы была возможность пропустить — я бы пропустил/заменил чем-то еще.

5. Для регионов может быть дороговато. Но прилететь в Москву и учиться там было бы явно дороже.

6. В организации процесса обучения есть прорехи. По некоторым предметам отличная обратная связь, а по некоторым явно запаздывает. Кому-то везет с менторами больше, а кому-то меньше. Это отчасти обратная сторона плюсов, о которых пойдет речь ниже. Преподаватели — практики, а не теоретики. Ощущается занятость. Есть куда расти. Для онлайна вдвойне важно быстрое реагирование на запросы, полноценный фидбек по обучению. Иначе интерес может потеряться. Об это хорошо написано тут.

… в бочке меда


1. Преподаватели — практики и теоретики. Их имена отлично гуглятся, и при других обстоятельствах я вряд ли бы мог рассчитывать на общение с ними. Помимо просто выдачи знаний, они влияют на методы мышления, помогают увидеть вещи с тех сторон, о которых не думал раньше. Такие преподаватели есть и в обычных вузах и школах. Но если там соотношение 20 на 80 развернуто в сторону меньшинства, то тут таких большинство. Артемий Малков, Роман Янковский, Вадим Воронин, Анатолий Левенчук, Александр Фурсов, Михаил Бухарин, Алан Бахчиев, Вячеслав Чикин и другие.

2. Одногруппники. В основном чуть-чуть старше меня, но есть сильно моложе. Само по себе это очень классно. Сталкиваются опыт и молодость. Как говорится, «если бы молодость знала, если бы старость могла». Тут и молодость знает, и старость может (старости особо нет, конечно. Наверное, 40 — это потолок). Средний возраст как раз мой: 30–32. Все с разных сфер, 30%-itшники, 30% — уже предприниматели, 30% — менеджеры продуктов, направлений в крупных компаниях и стартапах. Это дает хороший срез и множество точек зрения

3. Онлайн. Что ни говори, все остальное для меня был бы не вариант. Учись, когда (ну почти) и где хочешь.

4. Материал. Учебные материалы в большинстве своем загружены на открытые платформы, что задает высокую планку. Материалы качественные. Многие из них доступны для ознакомления просто так — если интересно, скину ссылки отдельно по запросу. Материалы по маркетингу, юридическому праву, управлению проектами, системному мышлению и другие. Со многим так или иначе сталкивался в жизни, но все было как-то не по полочкам.

5. Вуз. Я уже писал выше, что сейчас горжусь тем, что сопричастен с МФТИ. Круг полезных и приятных знакомств сильно расширился. Тут мы два года в одной лодке с одногруппниками и преподавателями. Такие отношения не строятся за пару дней какой-нибудь конференции.

6. Диплом государственного образца. Диплом и степень магистра весомее и приятнее, чем несколько сертификатов Сoursera.

Вывод


Учеба мне нравится, вызывает много эмоций (от «хочу уйти в академ» до «как круто, что я учусь у с этими людьми» — последнего в разы больше). Уверен, каким бы ни был мой дальнейший жизненный путь, эти знания и знакомства будут очень полезны. Ну и в учебе главное — использовать все возможности, не тратить время зря, и далеко не всегда это значит, что нужно получить пятерки по всем предметам. Если хотите учиться, то возможностей в мире сейчас куда больше, чем 20 лет назад. Лучше начать и бросить — посетить пару-тройку презентаций, подать заявки на обучение, пройти вступительные экзамены. А принимать решение можно, когда потребуется совершить платеж.

Послесловие


Один из навыков, который я хочу прокачивать, — это написание текстов. В своем канале студента я рассказываю больше об учебе в онлайн-магистратуре российского вуза и о своем пути из программистов в предприниматели: t.me/tehprednub