Привет, Хабр! Вчера мы опубликовали пост, в котором рассказали о том, как чувствуют себя во время самоизоляции компании — сколько им это стоило, как они справляются с точки зрения безопасности и защиты данных. Сегодня речь пойдет о сотрудниках, которые вынуждены были начать работать удаленно. Под катом — результаты все того же исследования Acronis Cyber Readiness, но со стороны сотрудников.
Как мы уже говорили в прошлом посте, опрос ИТ-менеджеров и сотрудников компаний из разных отраслей и стран, проводился летом 2020 года. В нем приняло участие 3400 специалистов, половина из которых — сотрудники, столкнувшиеся с новой реальностью у себя дома. Опрос показал, что далеко не все оказались довольны новым форматом работы.
В частности, почти половина (47%) всех работников, переведенных на удаленный режим, не получили адекватного руководства от своих ИТ-департаментов. А примерно треть из всех участников опроса отметили отсутствие какой-либо четкой коммуникации по этому поводу.
При этом, как мы уже говорили в предыдущем материале, 69% удаленных работников начали использовать средства коммуникации и коллективной работы, такие как Zoom или Webex, и часть из них делала это без какой-либо поддержки или сопровождения со стороны ИТ-службы. Самостоятельность и самоорганизация — это, конечно, хорошо. Но многие люди оказались без привычной им защиты, патч-менеджмента и прочих прелестей офисной сети. Речь, конечно, не идет о читателях Хабра — мы и сами себе можем все настроить. Но пользователям без опыта в ИТ пришлось непросто.
Если же оценивать количество уже “готовых” к самоизоляции людей, их оказывается не так много. По результатам нашего опроса только 13% удаленных работников по всему миру сообщили, что не используют ничего нового.
Проблемы домашние
Как это ни странно, одной из основных проблем при домашней работе оказалось устойчивое подключение к Wi-Fi. Эту сложность отметили 37% респондентов. Дело в том, что потребность в использовании VPN одновременно с большим количеством видеозвонков — и все это вместе с работой родственников, учебой детей и обычной жизнью (включая стриминг музыки и видео) создает огромную нагрузку на домашние сети. И зачастую не справляются как роутеры Wi-Fi, так и сами каналы связи от оператора.
Пункты “Использование VPN и других средств безопасности”, а также “невозможность получить доступ к внутренним сетям и приложениям” отметили 30% и 25% участников опроса соответственно. Эти люди сталкивались с тем, что не могли выполнить требования работодателя и подключиться к своим корпоративным системам из дома, чтобы продолжить работу в нормальном режиме.
Дополнительные затраты
Многих пандемия заставила потратиться на закупку оборудования. 49% работников по всему миру купили хотя бы одно новое устройство, когда им пришлось перейти на работу из дома. Кстати, тем самым они добавили еще одну уязвимую конечную точку в свою домашнюю сеть Wi-Fi и, вероятнее всего, в корпоративный “периметр” (если его можно теперь так называть). А те 14% удаленных работников, которые купили два или более устройств с момента перехода на работу из дома, удвоили возможность появления новых брешей безопасности.
Треть принявших участие в опросе ИТ-менеджеров отметили, что с момента старта удаленной работы в корпоративных сетях их компаний появились новые устройства. И значительная их часть, судя по всему, была куплена и подключена сотрудниками самостоятельно, без участия ИТ-команд.
В то же время, 51% удаленных работников не покупали никаких устройств. И это тоже плохо для компаний. Ведь это значит, что они по-прежнему используют свои старые ноутбуки и ПК, работают на системах, в которых, возможно, не установлены патчи для уязвимого ПО или вообще системы безопасности с актуальными базами.
Хотят ли люди работать удаленно?
По итогам опроса 58% сотрудников сообщили, что теперь они лучше подготовлены к удаленной работе, чем до начала пандемии. Но далеко не все хотят продолжить работу в таком режиме. Да, лишь 12% выбрали бы постоянную работу в офисе как идеальный вариант продолжения карьеры. Но при этом 32% хотели бы большую часть времени работать в офисе, 33% предпочли бы распределение времени 50/50, а 35% отдали бы предпочтение удаленной работе.
Неудивительно, что сотрудники компаний готовы перейти на новый формат труда: пандемия заставила людей и бизнес протестировать возможность устойчивой удаленной работы — и многие оценили его преимущества.
Но есть и обратная сторона: столкнувшись с множеством проблем, связанных с удаленным подключением, работой с облачными системами и поддержкой 92% сотрудников ожидают, что их компании вложат средства в цифровую трансформацию. Например, для защиты удаленных работников подходит наше новое решение Acronis Cyber Protect. Его российская версия будет представлена компанией "Акронис Инфозащита" в декабре 2020.
Таким образом, удаленная работа сделала многих людей более гибкими и опытными, был создан прецедент нового формата работы и количество желающих перейти на удаленку в каком-либо формате стало внушительным. Но для компаний все это означает новые вызовы — переход к #WorkFromAnywhere и необходимость обеспечить полную защиту конечных точек, где бы они ни находились, и кому бы не принадлежали.