Начиная с 2013 года происходят существенные изменения в законодательстве о нотариате, в результате чего началось активное внедрение и использование информационных технологий в нотариальной деятельности.
Благодаря этим изменениям, в скором времени бумажные реестры, в которых нотариусы фиксируют все нотариальные действия, должны или существенно видоизмениться или отойти в прошлое. С 01 января 2018 года нотариусы России будут обязаны все нотариальные действия регистрировать в электронных реестрах Единой информационной системы нотариата (далее в статье будет использоваться сокращение ЕИС).
После публикации статьи «Нотариальный лёд тронулся», у российского ИТ-сообщества возникли вопросы в отношении ЕИС, на наиболее часто задаваемые из которых постараемся ответить.

ЕИС является автоматизированной системой для сбора и хранения информации. Создание текущей версии ЕИС началось в 2004 году по инициативе Комиссии по использованию информационных технологий Федеральной нотариальной палаты. В 2006 году по поручению Федеральной нотариальной палаты ЕИС была создана компанией Триасофт, являвшейся активным разработчиком программного обеспечения для нотариусов, на основе существовавших на тот момент разработок, проводимых в нотариальных палатах.
Архитектурно система состоит из северной части с центральной базой данных и клиентской части, представляющей собой приложение для Windows.
Центральной базой данных серверной части управляет СУБД MySQL, а также ряд Open Source решений. Обмен данными между сервером и клиентом осуществляется по технологии репликации баз данных.
Клиентская часть (установленная у нотариуса) использует базы данных Microsoft Access, а интерфейс приложения реализован на Visual Basic и часть функционала на C++. Более подробно о системе можно прочитать в Положении о ЕИС и в Концепции развития информатизации небюджетного нотариата.
В 2014 году некоторые базы данных серверной части были переведены под управление СУБД Oracle.
Понятно, что такой набор устаревших технологий вызывает много проблем, следствием которой являются периодические недочеты в работе системы в целом. Поэтому, в 2015 году Федеральная нотариальная палата приняла решение создать новую систему, которая к 2018 году обеспечит нормальную и бесперебойную работу реестров, а также другие сервисов, необходимых нотариусам для работы в современных условиях. 5 августа 2015 года на своем сайте ФНП разместила сообщение о начале прима предложений на разработку новой системы. Прием заявок уже подошел к концу и мы в скором времени узнаем решение конкурсной комиссии и узнаем разработчика новой ЕИС.

Комментарии (13)


  1. Stas911
    01.09.2015 19:51
    +4

    Извините, но о чем пост? Что старого мастодонта заменяют на новое решение? Было бы интересно хотя бы выжимки из нового ТЗ увидеть — что хотят, на каких технологиях и т.д.


    1. Niks_R
      02.09.2015 22:24

      Все, что хочет нотариальное сообщество изложено в Концепции развития информатизации небюджетного нотариата. Реализация может быть любая, но с учетом имеющегося оборудования и программного обеспечения. Выжимки из ТЗ можно будет увидеть, скорее всего, позже, когда закончится конкурс по выбору разработчика ЕИС.


  1. nikolayvaganov
    02.09.2015 08:37

    Практически, если для заверения нотариусом все равно нужно будет идти с оригиналом документа куда-то, то изменений для ненотариусов нет. Понятно, что за документом за подписью нотариуса нужно будет идти и получать, но гораздо приятнее прийти и забрать готовый документ, нежели прийти, отдать на проверку, просидеть 15 минут за дверью, зайти и забрать.


    1. danSamara
      02.09.2015 09:03

      Для он-лайн заявки на получения документа нужна интеграция с госуслугами. Не исключено, что такое будет, пока там достаточно расплывчато всё написано:

      Целями создания АС являются:

      5) реализация принципа «единого окна» при обращении физических и юридических лиц к нотариусам для совершения нотариальных действий с использованием юридически значимого информационного обмена;
      6) предоставление физическим и юридическим лицам дополнительных информационных сервисов;


      1. nikolayvaganov
        02.09.2015 11:22

        Если будет интеграция с ЕСИА и все оплаты и подтверждение будет онлайн, то выглядит довольно привлекательно.


        1. DSL88
          02.09.2015 17:05

          Еще бы как-то обойти коллизию «получение доверенности по доверенности» =)


          1. Niks_R
            02.09.2015 22:35

            Не очень понял вопрос. Если интересует процедура передоверия полномочий в рамках ранее выданной доверенности — то она достаточно понятна и никаких коллизий не существует.


            1. DSL88
              03.09.2015 00:16

              Нет, хотелось бы сделать доверенность удаленно для человека… Вот только Вы должны оставить подпись на ней, а это невозможно без вас… Но это может сделать человек с соответствующей доверенностью (всмысле с доверенностью с правой передоверия — и то, подпись вашу не поставит)… Проще говоря, выдать доверенность, находясь в другой стране, например


              1. nikolayvaganov
                03.09.2015 08:46

                ЭЦП?


                1. Niks_R
                  03.09.2015 11:24

                  Использование электронной подписи вполне возможно — самостоятельно подготовленные документы, подписанные электронной подписью все чаще используются в работе. Яркий пример порталы: Федеральной налоговой службы (им отдельный респект и уважение за хорошую работу и качественное программное обеспечение), Госуслуги, Росреестр (очень хотелось бы наконец наладить с ними нормальную, а не через пень-колоду работу).


        1. Niks_R
          02.09.2015 22:32

          Про интеграцию с ЕСИА написал в другом посте (если кратко, это не является жизненно необходимым). В части приема оплаты для подготовки проекта документов довольно успешно используется сервис Paybylink.ru


      1. Niks_R
        02.09.2015 22:28

        Не очень понятно, зачем нужна интеграция с порталом Госуслуг, поскольку личную явку к нотариусу для подписания и получения готового документа никто не отменял. Соответственно, направить данные для подготовки документов можно уже и сейчас, а потом подойти в удобное время и забрать готовый документ. Как показывает практика, если клиент нотариальной конторы знает чего хочет, время получения документа занимает до 10 минут.


    1. Niks_R
      02.09.2015 22:18

      Основной смысл прихода человека к нотариусу — выяснение его воли. В части предварительной подготовки документов многие нотариусы принимают для подготовки проектов данные, полученные по электронной почте.