В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, ЕИС это автоматизированная информационная система, которая должна обеспечить комплексную автоматизацию всех процессов нотариальной деятельности и обеспечить информационное взаимодействие нотариусов с различными государственными структурами. В состав ЕИС законодатели включили:
- электронный реестр нотариальных действий, который к 2018 году должен заменить нотариусам бумажный реестр и позволит перевести в электронную форму часть информации, которую в соответствии с законодательством можно будет предоставить госорганам и иным организациям
- электронный реестр открытых наследственных дел, который позволит обращаться за оформлением наследства к любому нотариусу региона, в котором проживал наследодатель, и развивает принцип «наследство без границ»
- также, в составе ЕИС находится реестр уведомлений о залогах движимого имущества, позволяющий перед покупкой, например автомобиля, выяснить не находится ли он в залоге, и таким образом избежать ситуации, когда приобретённый заложенный автомобиль могут отнять у нового владельца.
Кроме этого, в состав ЕИС должна входить различного рода справочная информация, что поможет нотариусам более эффективно осуществлять свою деятельность. Соответственно, упростится ряд процедур при обращении людей к нотариусам за совершением нотариальных действий и не нужно будет гражданам бегать по всяким инстанциям собирать различные справки. Все это сможет сделать нотариус прямо на своем рабочем месте.
Первый этап становления системы был задолго до появления в законодательстве о нотариате упоминания об информационных технологий, поэтому созданный в 2006 прототип ЕИС, практически не имел развития, так как создавался с применением устаревших теперь технологий. Вследствие чего, прототип ЕИС на сегодняшний день стал похож на спагетти, то есть нагромождение разнородных средств разработки и технологий, что приводит к постоянным сбоям. Все это сейчас не помогает нотариусам, а только усложняет работу.
Над Концепцией новой ЕИС трудились самые «продвинутые» в области информационных технологий нотариусы России. Все они являются членами Комиссии по информационным технологиям при ФНП. И в начале этого года Концепцию утвердило Правление ФНП. К началу июля было разработано и утверждено Техническое задание. Разработчиком ТЗ была компания, которая делала прототип ЕИС. Поэтому, разработчик ТЗ учел практически все «слабые места» в ЕИС. Таким образом, старый ржавый паровоз, еле катившийся по рельсам современных технологий, уйдет в музей старины. И его место должен занять современный программно-аппаратный комплекс, достойный называться — «Единая информационная система нотариата России».
Комментарии (23)
igor_suhorukov
10.08.2015 22:28Пресс релиз отличается от работающей системы. Вот когда нотариусы будут активно пользоваться каждый день в работе… Надеюсь вы правы и все нужные фичи будут системе с нормальной usability
Niks_R
10.08.2015 22:49+2Все нотариусы России пользуются существующей версией ЕИС каждый день. К сожалению, она не слишком удобна и функциональна. Хотелось бы в новой версии устранить эти недостатки.
amarao
11.08.2015 05:38+1Почём валидные приватные ключики нотариусов на чёрном рынке продаваться будут?
TheOnlyOne
11.08.2015 08:56+3Не дороже чем сейчас печати. Разница только в том, что ключ проще отозвать, как и подписанные им документы.
В СПБ в МРЭО (а может и по всей стране) работает единая база регистрации т/с. Благодаря ей время в ожидании в очереди на регистрацию составляет на 4-5 часов больше, т.к. база частенько 60% времени висит. Если честно, я больше опасаюсь что нотариальный регистр будет заниматься тем же самым.Niks_R
11.08.2015 11:12+1Работа существующей системы периодически вызывает нарекания нотариусов. Создание новой системы — попытка преодолеть проблемы существующей системы и дать нотариусам нормальный инструмент для работы. Хотел бы заметить, что уже сейчас существуют нотариальные электронные реестры, часть которых доступна в сети интернет: reestr-zalogov.ru, reestr-dover.ru. Что же касается остальных реестров, то они используются в работе нотариусов: реестр наследственных дел, реестр нотариальных действий, справочная информация и др.
Niks_R
11.08.2015 11:06+1Вопрос интересный. Так как все нотариусы России получают ключи в удостоверяющем центре Федеральной нотариальной палаты, то вопросы продажи ключей на черном рынке надо адресовать к ним. Что же касается продажи своего ключа нотариусом — это дело сильно сомнительное, так как любой неправильный документ, подписанный действительным ключом нотариуса приведет к отставке нотариуса.
TheOnlyOne
11.08.2015 11:51Нельзя исключать возможность кражи ключа третьими лицами. Интересен формат носителя, в случае биометрической аутентификации система будет довольно надежной. Или хотя бы хранить ключи на физическом криптоконтейнере и исключить возможность извлечения. Если же сертификат будет храниться в хранилище операционной системы, то ни к чему хорошему это не приведет, опыт WebMoney Light довольно показателен — краденые сертификаты активно продавались на различных ресурсах.
Niks_R
11.08.2015 12:14Реализовано все, кроме биометрической аутентификации Ключ хранится в неизвлекаемом криптоконтейнере на отчуждаемом носителе.
fshp
11.08.2015 14:08Нельзя исключать возможность кражи ключа третьими лицами.
Пластиковые карты крадут/теряют тоже. Но мы звоним в банк и блокируем карту.Niks_R
11.08.2015 17:42Аналогично делают и нотариусы — как только есть подозрения на компроментацию сертификата ключа электронной подписи, уведомляют удостоверяющий центр и блокируют скромпрометированный ключ, после чего перевыпускают сертификат электронной подписи — благо это не затратно. Механизм перевыпуска сертификата встроен в информационную систему нотариата.
amarao
11.08.2015 18:00Потеря карты — физический процесс. Скрининг — нет, потому его активно и успешно используют для воровства денег.
fshp
11.08.2015 18:43Ну так ключ из брелка нельзя вытащить.
amarao
11.08.2015 18:46Точно-точно? Даже если малварьку посредине подставить и не те документы на экране показывать под подпись? Человек видит одно, программа отсылает другое.
С банк-клиентами такое уже проделывают.fshp
11.08.2015 18:52В любом случае нужен постоянный физический доступ к ключу (пусть и удалённый, через руткит). Тут уже личные проблемы юриста — либо повышать квалификацию, либо работать по старинке, ну или терять лицензию.
amarao
11.08.2015 17:59Если у нас есть база ворованных паролей к разным сервисам, то почему у нас не может быть ворованных ключей? Разница с «оффлайном» в том, что нотариусы — не эксперты в области безопасности и будут запускать всякую хрень из почтовых клиентов. А факт кражи виден не будет, так как «как работало так и работает».
ArtEx
13.08.2015 12:22также, в составе ЕИС находится реестр уведомлений о залогах движимого имущества, позволяющий перед покупкой, например автомобиля, выяснить не находится ли он в залоге, и таким образом избежать ситуации, когда приобретённый заложенный автомобиль могут отнять у нового владельца.
К сожалению, с автомобилями в залоге до сих пор действует очень популярная и простая в реализации схема мошенничества. Количество пострадавших выходит за все мыслимые рамки (гугл «купил авто в залоге» etc). И только в этом году положительные исходы в пользу добросовестного покупателя начали приобретать массовый характер. Да и то, лишь в случае, если удалось найти подкованного адвоката\юриста.Niks_R
13.08.2015 12:46С появлением реестра залогов движимого имущества проблема практически решена — любой может проверить сведения о заложенном имуществе на сайте Федеральной нотариальной палаты: reestr-zalogov.ru. Если речь идет о автомашине — поиск по WIN в помощь.
TheOnlyOne
13.08.2015 14:13Банки часто не заполняют данные о залоге, поскольку нет такой нормы. Тут скорее уместна 352 статья Гражданского кодекса, пункт 2, ее уже успешно применяют в отдельных регионах.
ArtEx
15.08.2015 12:03Реестр есть, но, пока, не все его начали использовать. Однако, действительно, его появление дает шансы позитивного решения проблемы. Как и поправки от 01.07.2014.
nullptr
Ржавый паровоз это такая тонкая отсылка к АРМ «Экспресс»? :)