Раньше я думал, что такой идиотизм только на заводах бывает. Оказывается, нет. Пятёрочка выручила. Она ж выручает.
У нас магазинчик маленький, стоит внутри микрорайона, все друг друга знают. Тётку на кассе знаю, потому что водили детей в одну группу садика. Парня на кассе знаю, потому что раньше он был предводителем местных хулиганов и всё время шарашился по микрорайону со своей бандой школьников-двоечников – теперь вот остепенился, кассиром работает. Чувака из торгового зала знаю, потому что он живёт в соседнем доме и частенько бухой шатается. Короче, деревня.
В деревне любой внешний враг сразу становится общим. Медведь забредёт, или табор цыган понаедет – все как-то объединяются и пытаются выжить. В деревенском магазине ровно та же история. Раньше у них один враг был – мелкие воры, в основном школьники.
С пьяными ворами тоже разбираются по-деревенски. Летом вломился бухой чувак, схватил арбуз и попытался выбежать из магазина. Но, ввиду нарушенной координации движений, врезался в кассу, уронил арбуз на пол – тот нагрузки не выдержал и треснул. Парень почему-то затупил и завис намертво, не зная, что делать в странной ситуации. Кассирша не растерялась – подошла, подняла арбуз, взвесила на кассе, подошла к парню, залезла к нему в карман, достала оттуда деньги, отсчитала сколько нужно, остальное вернула, всучила ему треснувший арбуз и выпроводила из магазина.
Однако, нашёлся вражина пострашнее воров. Кто-то сверху придумал KPI. И деревня дружно встала на борьбу с ним.
В магазине три кассы, и нагрузка раньше распределялась динамически – примерно так, как во всех Пятёрочках. Пришло много народу – кассир жмёт кнопку, и откуда-то из глубин выбегает Галя, Света или Снежана, садится на вторую кассу, или даже третью, и очередь быстро рассасывается.
Но недавно всё изменилось. Стоишь такой в очереди, и когда доходит до тебя – тётка встаёт и переходит на другую кассу, зазывая с собой. Даже продукты помогает перетащить, если уже успел разложиться. По дороге что-то лопочет про сканер штрихкода, который на той кассе получше будет.
Я в этот магазин каждый день хожу – хлеб там, молоко свежие взять, поэтому могу наблюдать за непонятным процессом. Прям детектив же, интересно. Новые детали не заставили себя ждать.
Через пару дней кассирши, видимо, перестали стесняться и отмазываться сканером штрихкода. Каждые несколько минут они громогласно спрашивали: «Галя, сколько?». Сидевшая в углу девушка-директор магазина во весь голос объявляла что-нибудь вроде «девять, два, двенадцать!». После этого кассирша быстренько перебегала на вторую кассу.
Стало немного понятнее. Есть какой-то отчет, который показывает количество пробитых чеков по каждой кассе, и, судя по всему, должен быть какой-то баланс – кассирша всегда переходила туда, где цифра самая маленькая. И так – каждые несколько минут. «Галя, сколько?» стало звучать так же часто, как «Пакет нужен?».
Оставалось загадкой, почему цифры такие маленькие – я прихожу вечером, а там «девять, два, двенадцать». Не могли же они пробить десяток чеков за день? Пока я колбасу выбирал больше людей отоварились.
Но мне посчастливилось зайти в магазин, набрать товаров и подойти к кассе ровно в 20-01. Опять «Галя, сколько?», но ответ был не в цифрах. Галя сказала: «А какая разница? Новый час же». Понятно. Значит, счётчик чеков обнуляется каждый час.
С моей, чисто потребительской колокольни, стало только хуже. Раньше можно было выбирать кассу, исходя из наличия на ней сотрудника и количества человек в очереди. Теперь – как в поликлинике. Ждёшь в очереди и не знаешь, туда ли она стоит, дойдёшь ли до кабинета и чем это всё вообще закончится. Если вообще закончится.
Логика разработчиков KPI, плюс-минус, понятна – хотят, чтобы нагрузка распределялась по кассам равномерно. Раньше пытались решить с помощью информационных надписей типа «В очереди больше трех человек? Позвони по телефону!».
Но эти надписи не учитывали, что магазин – деревенский. Мы ж тут все заодно, и враг сотрудников Пятёрочки – наш враг. Поэтому никому в голову не приходило звонить, даже для прикола.
Но, то ли разработчики KPI всем рассказали, как оно работает, то ли слишком просто было догадаться, то ли в Мозговом Центре затесался кто-то из деревенских.
Бывает, конечно, идиотизм ещё пострашнее. Один знакомый, бывший менеджер Сбербанка, рассказывал, что там для сотрудников отделений придумали KPI, считающий активность работы в компьютере. Чтобы два раза не вставать – по движениям мыши. Сотрудники об этом прознали, поэтому каждые секунд двадцать тупо двигали мышкой.
Вы знаете подобные примеры? Как люди выкручиваются из-под странных KPI. Давайте, рассказывайте, очень интересно.
n0isy
Рецепт «успеха» продажника сделать себе KPI: «колво покупателей / колво посетителей (сайта допустим)». На ранее успешном ресурсе уменьшаешь знаменатель быстрее, чем числитель. И выписываешь себе премии. Profit…
tvr
Ну так всё верно же.
Если человеку платят не за работу, а за выполнение KPI, логичнее же не работу работать, а KPI выполнять любыми доступными незапрещёнными методами.
gp1616
А что такого универсально плохого в описанной стратегии? Например, с целью снижения неэффективных затрат на посетителей? Видимо, в понятие «успешности» ресурса не входит рентабельность инвестиций )
n0isy
Всё плохо. Было посетителей 10к и 1к покупателей. Стало 1к посетителей и 250 покупателей. 150% роста же!!!11
Откуда остались 250? Потому что есть базовый костяк постоянных покупателей, которые плакали, кололись, но продолжали…
DukeNukem3D
А может быть 10к посетителей из контекста ценой в 1лям рублей и 1к покупателей низкомаржинального товара который приносит 1.2 ляма рублей. Выключили контекст, стало 1к посетителей и 250 покупателей. Расходы уменьшились на лям, а прибыль упала до 300 тысяч. Уволили трёх продажников, двух кладовщиков и одного бухгалтера. Вуаля, вместо убыточного предприятия размером 15 человек и оборотом в лям рублей месяц мы прибыльное предприятие размером в 5 человек и оборотом в 300к\месяц. Снизили налоговую нагрузку, вышли в единый налог.
ЗЫ: я думал, что гуманитарии считающие что прибыль = доходы — стоимость товара бывают только на маркетинговых форумах
Johnneek
Вы из 15 человек уволили 6, и у вас осталось 5 человек.
Ahen
Ещё 4 из солидарности сами ушли
DukeNukem3D
— логист, два снабженца и «эффективный маркетолог». Математика сошлась?
Johnneek
Теперь ради красивого числа персонала вы 4 человека уволили.
Goose-Iron
Вы наверное и придумываете такие вот КПИ?
Про 15 — 5, вам уже указали…
Вы уволили кладовщиков, продажников и буха, т.е. оставшиеся 5 человек разделили между собой их работу, т.о. эффективность работы упала ибо надо товар принять, разложить в зале, да ещё и покупателей обслужить.
В такой ситуации магазин может выжить только, если он единственный.
Собственно такую ситуацию я наблюдал в одной деревеньке, где 5-ка была единственным магазином, как-только появился второй магазин, вся эта система перестала работать и пришлось возвращать кладовщиков и прочий персонал.
DukeNukem3D
Уменьшились объемы, уменьшилось количество отгрузок. Если раньше на отгрузку 1к покупателей надо было 4 грузчика и начальник склада. То теперь достаточно 1 грузчика и 1 кладовщика который помогает собирать заказы. То же самое с бухгалтером. Раньше нужен был отдельный человек который ведёт продажи, а сейчас справляется один бухгалтер.
Это — пример из реальной жизни. Кабельный завод решил открыть розницу. Нанял «эффективного директора» у которого главной целью в жизни был «объем продаж». Когда владелец бизнеса начал спрашивать, почему убытки розничного отдела покрываются из бюджетов опта — начались истории «ну у нас же 10 лямов оборота». А то что менеджеры гонясь за оборотом отдавали товар в 3% от себестоимости — никого не волновало. Зато оборот.
Объемы продаж в гривне по курсу 8.