В сентябре прошлого года была опубликована последняя статья о Центрифуге — сервере с открытым исходным кодом для обмена сообщениями в режиме реального времени. Теперь в списке хабов, в которые публикуется этот пост, присутствует Go. И неспроста, как можно понять уже из заголовка, Центрифуга была портирована с Python на Go — так появилась Centrifugo. О причинах миграции, о плюсах и минусах Go, а также о том, как эволюционировал проект с момента предыдущей публикации – читайте под катом.

В посте (и, видимо, дальше по жизни) я буду называть сервер в общем Центрифугой, а если нужно подчеркнуть разницу между имплементациями на разных языках, буду использовать английское название — Centrifuge для Python-версии, Centrifugo — для Go-версии.

Очень кратко о том, что такое Центрифуга. Это сервер, который работает рядом с бекендом вашего приложения. Пользователи приложения подключаются к Центрифуге, используя протокол Websocket или полифил-библиотеку SockJS. Подключившись и авторизовавшись, они подписываются на интересующие их каналы. Как только бекенд приложения узнает о новом событии он отправляет его в нужный канал в Центрифугу (используя очередь в Redis или HTTP API), которая, в свою очередь, рассылает сообщение всем подключенным заинтересованным пользователям.



Тем самым Центрифуга решает проблемы множества современных распространенных фреймворков (таких как Django, Ruby on Rails, Laravel и т.д.), с применением которых написан бекенд многих веб-приложений. Когда бекенд не умеет работать асинхронно, a пул воркеров, обрабатывающих запросы, ограничен, то обработка постоянных соединений от клиентов моментально приводит к исчерпанию этого пула. Конечно, ничто не мешает использовать Центрифугу и в паре с вашим асинхронным бекендом, чтобы просто уменьшить количество работы, которую нужно проделать для разработки.

Решений, подобных Центрифуге, существует немало, и я упоминал о некоторых из них в предыдущих статьях. Основными отличительными особенностями являются несколько вещей:

  • независимость от языка, на котором написан бекенд приложения;
  • использование SockJS: позволяет всем пользователям, чьи браузеры по тем или иным причинам не могут установить Websocket соединение, получать новые сообщения через fallback-транспорт (eventsource, xhr-streaming, xhr-polling и т.д.);
  • авторизация пользователей, основанная на использовании подписанного токена (HMAC SHA-256);
  • возможность запустить несколько процессов, связанных Редисом;
  • информация о текущих пользователях в канале, история сообщений в каналах, сообщения о подписке на канал пользователем или отписке от канала; большинство PUB/SUB решений умеют только рассылать новые сообщения;
  • полная готовность к деплою: rpm, Dockerfile, конфиг Nginx; а теперь еще и релизы в виде бинарного файла под все платформы.

Раньше я делал акцент на том, что основное предназначение Центрифуги — мгновенные сообщения в веб-приложениях. Пожалуй, приставка «веб» немного скрывает возможный потенциал проекта: подключаться к Центрифуге можно и из мобильных приложений, используя Websocket-протокол. Это было подтверждено некоторыми пользователями из opensource-сообщества. Но к сожалению, клиентов для мобильных устройств, то есть на Java или Objective-C/Swift, пока нет. Миграция на Go — это еще один небольшой шаг на пути к адаптации сервера под использование из разных сред. Но обо всем по порядку. Итак, почему Go? На это было несколько причин.



Плюсы миграции на Go


Производительность


Не секрет, что Go значительно быстрее CPython. И Центрифуга на Go стала значительно шустрее. Приведу примеры. Центрифуга позволяет отправлять в одном HTTP-запросе к API множество команд. Я отправил запрос, содержащий 1000 новых сообщений, которые должны быть опубликованы в канал. Давайте посмотрим на результаты.

Centrifuge: 2.0 секунды на обработку запроса, когда в канале нет пользователей
Centrifuge: 17.2 секунд, когда в канале 100 пользователей

Centrifugo: 30 миллисекунд, когда нет пользователей (x15)
Centrifugo: 350 миллисекунд, когда в канале 100 пользователей (x49)

Все-таки 1000 сообщений — это нестандартная ситуация, вот результаты отправки одного нового сообщения в канал, в котором 1000 активных клиентов:

Centrifuge: 3 миллисекунды, когда 0 пользователей в канале
Centrifuge: 160 миллисекунд с 1000 пользователями в канале

Centrifugo: 200 микросекунд, когда 0 пользователей в канале (x15)
Centrifugo: 2.0 миллисекунд с 1000 пользователями в канале (x80)

Цифры получены на Macbook Air 2011. Стоит также отметить, что клиентские соединения были искусственно созданы с той же самой машины, и завершенный ответ не говорит о том, что сообщения уже прилетели клиентам. Кстати, вот код, который использовался для публикации сообщений:

from cent.core import generate_api_sign
import requests
import json

command = {
    "method": "publish",
    "params": {"channel": "test", "data": {"json": True}}
}

n = 1000
url = "http://localhost:8000/api/development"

commands = []
for i in range(n):
    commands.append(command)

encoded_data = json.dumps(commands)
sign = generate_api_sign("secret", "development", encoded_data)
r = requests.post(url, data={"sign": sign, "data": encoded_data})

Конечно, такой прирост производительности наблюдается не во всех компонентах сервера, но абсолютно все стало быстрее. В репозитории Centrifuge также есть бенчмарк-скрипт, создающий большое количество соединений, подписанных на один канал. После подписки в канал отправляется сообщение и высчитывается время до момента, когда все клиенты получат сообщение. Если взять верхнюю границу такого времени за 200 мс, то количество одновременных соединений, которые способен нормально обслужить сервер при таком распределении каналов/клиентов, выросло в ~4 раза (на моем ноутбуке с 4000 до 14000). Опять же, так как все клиенты создаются внутри одного скрипта с той же машины, есть возможность необъективности этой оценки.

Многоядерность


Go позволяет запустить один процесс, который будет использовать несколько ядер одновременно. В случае с Торнадо нам приходилось запускать несколько процессов Центрифуги и использовать Nginx в качестве балансера перед ними. Это работает, но Go позволяет сделать гораздо проще: написать программу, которая сама позаботится о том, чтобы утилизировать доступную мощь машины. Но волшебства не бывает, код программы должен быть таким, чтобы Go runtime мог распределить работу между ядрами процессора (https://golang.org/doc/faq#Why_GOMAXPROCS).

Распространение


Приложение на Go проще распространять, так как на выходе Go позволяет получить для программы один статически слинкованный исполняемый файл. Cкачал, запустил — работает! Без каких-либо зависимостей и перетягивания питоновского virtualenv на боевую машину. В Mail.Ru Group мы, конечно, файлики просто так в бой не копируем, а создаем для каждого из наших приложений rpm. Но создание rpm также гораздо прозрачнее, проще и быстрее. Дополнительно к вышеозвученному Go позволяет кросс-компилировать код под различные платформы — это потрясающая и удобная возможность. Все, что нужно в большинстве случаев, — указать для какой платформы и архитектуры вам нужен бинарный файлик.

Встроенная в язык concurrency-модель


Встроенная по умолчанию в язык Go concurrency позволяет писать неблокирующий код, используя все доступные библиотеки и инструменты языка, нет необходимости искать неблокирующие библиотеки, как это происходит в случае с Торнадо. Одной из головных болей, например, был асинхронный клиент для Редиса. Про официальный redis-py можно сразу забыть. Из более-менее живых и приспособленных для Торнадо нашлось два: tornado-redis и toredis. Изначально я планировал использовать tornado-redis, но выяснилось, что он совершенно не подходит для меня из-за наличия бага. В итоге в Python-версии используется toredis. Он очень даже хорош, но путь к нему был тернист.

В Go асинхронная работа с сетевыми и системными вызовами заложена в основу языка. Runtime scheduler переключает контекст между горутинами на блокирующих вызовах или после определенного максимального времени, отведенного на работу горутины. В общем и целом, все это похоже на работу Gevent, да и Tornado в какой-то мере, но иметь это из коробки — большое счастье.

Статическая типизация


Прошу заметить, что в этом пункте я не утверждаю, что статическая типизация лучше динамической. Но! Благодаря статической типизации существенно проще вносить изменения в код. Для меня это, надо признать, стало одним из самых ярких открытий после Python — рефакторинг очень сильно упрощается. Есть дополнительная уверенность, что если код компилируется после внесения правок, то он будет работать правильно.

Мне кажется, перечисленных пунктов достаточно, чтобы убедиться в разумности миграции. Были и другие плюсы, обнаружившиеся в процессе. Go-код легко тестировать, версия 1.5 открывает дорогу к созданию shared library для использования из Java или Objective-C, встроенные утилиты позволяют отследить утечки горутин.



Минусы миграции на Go


Нужно было, конечно, оценить и минусы такой миграции. Например, что делать с Python-версией: написать полностью совместимую Go-версию и подменить код в репозитории или сделать отдельным проектом? Подменить было заманчиво, все-таки ссылки в интернете на проект и название значили достаточно много. Здравый смысл подсказал, что нужно делать отдельно. В итоге сейчас есть Centrifuge и Centrifugo. И я не сказал бы, что это очень хорошо, вносит путаницу.

Второй момент: гораздо проще найти разработчиков-пользователей opensource-решения, если они сами используют тот же язык программирования, на котором написано это opensource-приложение. Все-таки, как ни крути, а Python-сообщество покрупней, чем сообщество Go. Пришлось этим пожертвовать.

Далее, язык для меня новый, так что была вероятность (и даже все еще есть) наступить на старые грабли повторно или найти новые. Но разве это когда-либо останавливало программистов? Наоборот!

Есть минусы и в самом языке Go. Давайте пройдемся по основным, на которые обычно жалуются:

  • Отсутствие generics. Да, их нет. В итоге у меня в репозитории лежат 2 структуры данных, которые теоретически, будь в Go поддержка generics, я мог бы переиспользовать в других проектах (а, возможно, даже взять уже готовые из другого репозитория). Это in-memory fifo очередь и priority heap очередь, умеющие работать только со строками. Пожалуй, были бы generics — было бы лучше. Но в то же время, я бы не сказал, что меня это очень смущает. Как я понял, авторы языка Go считают этот вопрос открытым. Возможно, в будущем они смогут найти правильный способ, как добавить generics в язык.
  • Обработка ошибок. В Go отсутствуют исключения, и принято явно возвращать ошибку из функций/методов. На мой взгляд, это очень субъективный минус. Мне, например, нравится. Я по каким-то личным причинам делал так и в Торнадо, как результат выполнения корутин вместо того, чтобы вызывать исключение. Для меня это удобно! Но если в Python это кажется неестественным по отношению к практикам языка, то тут без этого просто не обойтись.

Миграция


Центрифуга на Python строится на основе нескольких основных библиотек: Tornado, Toredis, Sockjs-Tornado. Соответственно, нужно было найти аналоги в Go. Вместо Tornado выступает непосредственно сам язык, для работы с Redis-ом используется Redigo, а также нашлась замечательная реализация SockJS-сервера. В общем, решение о миграции c Python на Go было принято, и на переписывание основной базы кода ушло около 3 месяцев работы по вечерам после работы. Так уж вышло, что процесс миграции совпал с моим желанием избавиться от бекендов хранения настроек проектов и неймспейсов. Если вы читали предыдущие статьи про проект, то, возможно, знаете: раньше эти настройки хранились на выбор в JSON-файле, SQLite, MongoDB или PostgreSQL с возможностью написать и использовать свой бекенд. При этом SQLite был выбором по умолчанию. Это, пожалуй, было ошибкой. Настройки меняются настолько редко, что держать ради них базу данных ну совсем бессмысленно. В итоге я переработал все на использование только конфигурационного файла, избавившись от всевозможных бекендов.

Конфигурационный файл теперь можно создавать в форматах JSON, YAML или TOML — спасибо чудесной Go библиотеке Viper. Вообще Viper хорош не только поддержкой нескольких форматов, его основная задача — собирать конфигурационные опции из различных мест с правильным приоритетом:

  • значения по умолчанию;
  • значения из конфигурационного файла;
  • из переменных окружения;
  • из удаленных источников конфигурации (Etcd, Consul);
  • из аргументов командной строки;
  • заданные явно в процессе работы самого приложения.

Таким образом, библиотека позволяет очень гибко конфигурировать приложение.

Среди сложностей миграции, которые возникли, я бы отметил следующие:

  1. Частое использование interface{} и map[string]interface{}, которые я применял и тут, и там. Не сразу, но постепенно от этого удалось избавиться, применив вместо них строго типизированные структуры. Кстати, это помогло привести внутренний протокол общения между нодами и протокол общения с клиентом в порядок. Понятно, что и какого типа придет или должно быть отправлено.
  2. Возможные race conditions при доступе к данным из разных горутин. Большинство из них удалось найти с помощью race-детектора Go, который печатает в консоль все замеченные случаи незащищенного каким-либо средством синхронизации доступа к данным из различных горутин. Из средств синхронизации в Go доступны каналы, а также примитивы из пакета sync и atomic.


Огромную помощь оказал Mr Klaus Post, который нашел несколько race conditions, указал на некоторые стилевые недочеты в коде, а также сделал несколько чрезвычайно полезных pull request-ов.

Есть еще одна интересная возможность Go, открывшаяся уже по ходу переписывания. Это появившаяся в версии Go 1.5 поддержка создания shared library для работы c публичным API библиотеки из Java и Objective-C. Возможно, это дорога к созданию клиентов под iOS и Android? В процессе миграции была полностью переписана документация. Она теперь охватывает и связывает воедино все проекты, связанные с Centrifugo. Это сам сервер, javascript-клиент, HTTP API-клиенты, веб-интерфейс. Кстати, веб-интерфейс, ранее написанный на Торнадо и находившийся непосредственно в репозитории вместе с кодом сервера, теперь отделен и представляет собой одностраничное приложение на ReactJS (https://github.com/centrifugal/web). Внимание, гифка:

image

Python-версия Центрифуги на данный момент практически полностью совместима с Go-версией. Различия совсем незначительные, но в дальнейшем расхождение будет все сильнее, новых возможностей в Centrifuge я добавлять не планирую, только фиксы найденных багов.

Мы уже почти 2 месяца используем Centrifugo в интранете Mail.Ru Group, и проблем пока не возникало. Нагрузка у нас небольшая: 550 одновременно подключенных пользователей в среднем за сутки, около 50 активных каналов в среднем и порядка 30 сообщений в минуту. Чтобы запустить и попробовать Centrifugo, можно скачать бинарный релиз для вашей системы (https://github.com/centrifugal/centrifugo/releases), есть спека для сборки RPM и Docker image.

Мне часто задают два вопроса. Первый — почему я должен использовать Центрифугу, если есть Редис? Второй — сколько пользователей способен выдержать один инстанс Центрифуги? Первый вопрос странный, и ответ на него: конечно, можно не использовать Центрифугу, но тогда с нуля придется реализовать массу вещей, которые из коробки доступны в проекте. На первый взгляд, это может показаться несложным, но ведь дьявол в мелочах. А этих мелочей прилично, начиная с кода браузерного клиента и заканчивая деплоем. В Центрифуге многие проблемы реального использования уже решены. Она уже с успехом протестирована в бою. Так, например, она позволила нам в Mail.Ru Group провести интерактивную игру для сотрудников: около 50 участников пришли со своими мобильными устройствами — ноутбуками, планшетами и телефонами. Абсолютно все смогли подключиться к игре и в реальном времени получали на экраны вопросы, результаты раунда и статистику игры. При этом ведущий видел, кто реально находился онлайн, что помогало организовать людей в начале игры. Ответ на второй вопрос: я не знаю. Не знаю, потому что можно подключить десятки тысяч одновременных соединений, и все будет замечательно работать. Но в то же время на общую производительность и пропускную способность влияют масса факторов: железо, количество подключений, количество каналов, количество сообщений в каналах. Ответ на данный вопрос может дать только здравая оценка и мониторинг.

Дальнейшие цели такие:

  1. Клиенты для использования на Android и iOS — по большому счету надежда тут на opensource-сообщество или на shared library на Go, так как ни Objective-C/Swift, ни Java я не знаю.
  2. Метрики.
  3. Шардирование? Redis Cluster? Tarantool?

И несколько ссылок в заключение:


P.S. Картинки с гоферами в статье из репозитория на Github: github.com/hackraft/gophericons

P.S.S. Также хотелось бы поблагодарить хабрапользователей merc и sl4mmer, которые внесли значительный вклад в развитие проекта.

Комментарии (30)


  1. stalkerg
    04.09.2015 12:38

    А Toredis надеюсь используется для событий в каналах? Просто для set/get и много чего ещё лучше использовать блокирующий Redis (и тут стандартный py клиент более чем подходит).

    А так, у меня проекты изначально на Tornado по этому и что то с боку прикручивать смысла мало. К слову сколько строк кода получилось в Go и Python?


    1. FZambia
      04.09.2015 13:06

      Нет, Toredis используется для всех операций. А почему лучше, есть какие-то сравнения или опыт? Ведь малейший таймаут заблокирует весь поток в таком случае?

      В случае проектов изначально на Торнадо – да, лучше сбоку ничего не прикручивать, если есть время на разработку. Если не учитывать тесты, которых в Go-версии прилично, в отличие от питоновской – то 3740 (Python) и 4450 (Go).


      1. stalkerg
        04.09.2015 14:06

        Нет, Toredis используется для всех операций. А почему лучше, есть какие-то сравнения или опыт? Ведь малейший таймаут заблокирует весь поток в таком случае?

        Об этом сами разработчики писали. Там оверхед от event loop выходит больше чем сама операция. Особенно актуально если с Redis по unix socket соединять.
        На практике то же заметил повышение отзывчивости. Вот для SQL БД уже в целом нужен.


        1. FZambia
          04.09.2015 16:06

          То что выполнять блокирующие запросы в Торнадо не зазорно, если они быстрые, я тоже знаю, да. Но что делать если обычно быстрый запрос стаймаутит и превратится в 2 секунды блокировки всего сервера? Понятно, что можно вынести это в ThreadPool, но тогда скорее всего потеряется выигрыш в скорости по сравнению с асинхронным запросом.


          1. stalkerg
            04.09.2015 16:57

            А с чего это запрос к Redis начнёт тупить? Если всё на одной железке то такое мало вероятно, скорее уж, что то с самим Tornado случится.


            1. bryndin
              05.09.2015 11:06
              +3

              Мало вероятно — значит случится через неделю, а не завтра. Да и обычно Redis он на отдельных машинах крутится. Лучше медленнее, зато весь сервер не потеряется.


    1. FZambia
      04.09.2015 13:13

      упс, забыл учесть пару файликов на верхнем уровне в Go-версии – ~5000 строк в итоге


  1. Imposeren
    04.09.2015 16:44

    что же выбрать для интеграции с проектом на django. Я вот недавно искал и наткнулся на swampdragon, а тут вот еще одна новая подобная штука вылезла. Вот бы сравнил кто и показал примеры интеграции. Задача простая — много разных «чатиков» завязанных на конкретные записи в БД определенных таблиц (и используемых через модели django)


    1. stalkerg
      04.09.2015 16:58

      ИМХО легче самим на Tornado написать.
      ЗЫ в целом с батарейками на Tornado можно писать не хуже чем с другими фреймворками где нету админки.


    1. FZambia
      04.09.2015 20:20

      В одном из наших проектов на Django есть как раз такая задача — у нас чатики-обсуждения привязаны к вопросам теста. В другом проекте реал-тайм комментарии, которые можно привязать к любому объекту через GenericForeignKey. Все использует Centrifugo. Для меня ответ очевиден, конечно:) Вот замечательная ссылка, кстати, чтобы сделать ваш выбор еще сложнее — REAL-TIME WEB TECHNOLOGIES GUIDE:)


  1. sergeylanz
    04.09.2015 20:03

    а это работает например если у тебя 5 таких машин? например поставили редис общий, каждая машины получает пачку клиентов на websocket. Кидаю сообщение в очередь в редисе, откуда мне знать что это сообщение возьмет из редиса имена та машина на которой подлючин этот клиент? а как быть если это xhr-poll?
    можешь обьяснить как это может работать кластером?


    1. FZambia
      04.09.2015 20:09

      Не важно, какая машина возьмет сообщение. После того как какая-то машина взяла сообщение из очереди в Редисе — она публикует его в канал в Редисе, на который подписаны все ноды (PUB/SUB механизм Редиса) – соответственно все ноды в итоге это сообщение получают и отсылают нужным клиентам, которые на них висят.


  1. sergeylanz
    04.09.2015 21:28

    ок
    а какая проблема с мобилными клиентами? они могут обращатся по http polling
    просто нет готового решения? надо каждому самому писать?


    1. FZambia
      04.09.2015 22:43

      Дело в протоколе общения с Центрифугой — соединение и авторизация, подписка на каналы, реакция на различные типы сообщений от сервера — это желательно иметь в клиентской библиотеке. Чтобы по xhr-polling общаться нужно сообщения обернуть дополнительно в SockJS протокол. Ну или использовать вебсокеты.


  1. aleks_raiden
    04.09.2015 22:06
    +1

    Интересное решение, давно слежу. У нас сейчас используется два контура для данных — dklab_realplexor (http-long polling) и свое решение на базе Flash Socket (сервер NodeJS, plain TCP socket). есть большое желание унифицировать все и перейти на один транспорт


    1. FZambia
      04.09.2015 22:50

      Я вижу возможное будущее Центрифуги как отказ от SockJS в определенный момент, когда не останется проблем с подключением из браузера через Websocket и возможно добавление какого-либо TCP транспорта для более удобного общения из небраузерной среды. Но пока это только теория:) А как у вас по plain TCP общение происходит? как сериализуете данные?


      1. aleks_raiden
        04.09.2015 23:04

        Ну сам по себе sockjs отличное решение, думаю еще многие годы понадобятся, чтобы вообще отказаться от него.

        У нас гоняются просто строки JSON поверх флешового сокета и дальше они идут в JS через мост externalinterface. На момент внедрения это было единственное решение для полноценного двухстороннего реалтайма для всех браузеров, где надо именно постоянно готовое соединение


  1. namespace
    05.09.2015 12:06
    +3

    А где тот чувак, который приходит во все посты о Go и говорит, что на Rust можно сделать тоже самое куда проще и лучше?


    1. FZambia
      05.09.2015 13:25

      это видимо тот случай, когда речь о большом количестве постоянных соединений и сбегаются фанаты Эрланга:)


  1. erlyvideo
    05.09.2015 12:25

    > Centrifugo: 350 миллисекунд, когда в канале 100 пользователей (x49)

    Это позор. Просто позор. Это минимум в 20 раз дольше, чем на эрланге такой же код отрабатывает.


    1. namespace
      05.09.2015 13:42

      А компилятор эрланга за последние 20 лет уже успели отдебажить или еще нет?


      1. erlyvideo
        05.09.2015 14:36

        эрланг как бы в виртуальной машине работает, а не компилируется, причем без JIT. Логично было бы ожидать обратной картины, но видим скорость на уровне руби.


        1. sergeylanz
          05.09.2015 14:42

          ну руби как бы не самое быстрая вещь. Если ерланг по скорости похож на руби то это явно медленнее ГО.


          1. erlyvideo
            05.09.2015 14:59
            -1

            Я имел ввиду, что Go по скорости мягко говоря не впечатлил. Треть секунды на рассылку сообщения — это немыслимо медленно.


            1. stalkerg
              05.09.2015 15:08

              Возможно там производительность не в язык упирается. Или алгоритмы где то то кривые, это ведь нужно исследовать.


            1. FZambia
              05.09.2015 15:18

              я честно говоря думал, что это просто вброс, на который не нужно отвечать:) Во-первых – это 1000 сообщений, а не одно, во-вторых — на каждое из 1000 отправленных сообщений в реквесте формируется результат выполнения в JSON-е ответа. И я сравниваю реализацию Центрифуги на 2-х разных языках, а не языки.


            1. sergeylanz
              05.09.2015 15:37

              это. все разговоры… вот тесты с цифрами.http://benchmarksgame.alioth.debian.org/u64q/compare.php?lang=go&lang2=hipe


              1. namespace
                05.09.2015 15:53
                +2

                Бенчмарки это та еще синтетика: Go по тесту mandelbrot смог нагнуть Erlang ровно в 20 раз, а это звучит как какой-то очень редкий угловой случай.


  1. kadishmal
    09.09.2015 05:49

    Спасибо за пост! Узнал про Centrifugo впервые. Выглядет очень привлекательным. Сразу возник вопрос: какая разница между ним и SocketIO?


    1. FZambia
      10.09.2015 00:40

      Пожалуйста:) На самом деле не совсем корректно сравнивать Centrifugo с Socket.IO – Центрифуга использует SockJS (аналог Socket.IO) как транспорт для сообщений между браузером и Centrifugo, используя всевозможные HTTP транспорты, когда не удается установить Websocket соединение, ну и все на этом. В остальном это отдельный продукт со своей внутренней механикой и встроенными возможностями.