Этот проект я могу описать тремя ключевыми словами: релакс, топчик и Windows 98. Релакс - это потому, что хотелось построить ретрокомпьютер без надрыва и долгостроя, как я это продолжаю делать со своим 386-м. Относительно дешевые запчасти, большой выбор, без напряга. Топчик: ну понятно, если уж строишь компьютер с опозданием на пятнадцать лет, то хочется сделать чуть элитнее, чем сделал бы тогда. А Windows 98 тут причем? С этого на самом деле все и началось: помимо всех прочих интересных особенностей Pentium 4 (своя архитектура, горяч, много мегагерц), это последняя платформа Intel, совместимая с Windows 9x. Более того, только на железе этой эпохи можно собрать компьютер, на котором "взлетят" все ОС Microsoft - от MS-DOS до Windows 10. Challenge accepted.

Практически ничего из железа для предыдущей статьи я не использовал. То был калибровочный шоппинг, включить и понять, что тебе на самом деле нужно. Я купил новую матплату, другую видеокарту, новую оперативную память. В итоге, собрал пусть и не самый мощный ПК с процессором на архитектуре NetBurst, но представителя позднего поколения, компьютер мечты примерно на начало 2005 года. Сегодня расскажу про весь набор железок, но начну с размышлений про три четыре оттенка совместимости.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Про совместимость

Сразу скажу, что я не являюсь поклонником строительства period-correct систем и не стесняюсь вставлять в ретробилд современное железо, если так получается интереснее. И критику по этому поводу не принимаю, уж извините. Если более строго относиться к этому вопросу, то Pentium 4 - это эпоха Windows XP, а вовсе не Windows 98. Для последней куда лучше подойдет Pentium 2 или Pentium 3, с ассорти из карт расширения PCI и ISA, 32-64 мегабайтами памяти и прочим. Мой проект - этот попытка натянуть устаревшую ОСь на слишком быстрое для нее железо, но так, чтобы все работало без грандиозных страданий. Как определить грандиозность? Для этого хочется поговорить про оттенки совместимости. Их бывает четыре:

  • Совместимость полная. Начинается с официального релиза операционной системы, и продолжается вплоть до выпуска следующей ОС. Начало определено точно: 25 июня 1998 года. Окончание более размытое: 19 июня 2000 года была выпущена Windows Millenium, но пользователи ее не особо приняли. Параллельно с Windows 9x существовала линейка Windows NT, и выпущенная в феврале 2000 года Windows 2000 стала первой мейнстримной "профессиональной" ОС, которую все чаще можно было обнаружить на обычных пользовательских ПК. У тех, кто мог ее позволить, конечно: тут уже 32 мегабайтами RAM не обойдешься, крайне желательно 128 и больше. Поэтому допущу, что окончанием эпохи Windows 98 стал выпуск Windows XP в октябре 2001 года. Для меня это стало поворотным моментом, когда я перестал пользоваться Windows 98 повседневно. С 1998 по 2001 год практически все компьютеры были совместимы с Windows 98 полностью. Я имею в виду, что большинство железа тестировалось для работы с этой операционной системой. Любая техника за эти четыре года будет работать под Windows 98 максимально стабильно. Самый простой критерий: пока компьютеры с Windows 98 на борту стоят новыми на полках магазинов, совместимость обеспечивается.

  • Совместимость "задним числом". Новые компьютеры уже какое-то время продаются в комплекте с более современными ОС. Совместимость потихоньку деградирует, но зачастую производители прикладывают к своей продукции драйверы для этой системы: вдруг пользователь решит поставить новую железку в старый компьютер, или ему требуется именно эта ОС для каких-то задач. Вместе с тем, при тестировании большее внимание уделяется Windows 2000 и Windows XP, на Windows 98 то фирменного софта не хватает, то какие-то глюки вылезают, ранее совершенно неприемлимые. Эта эпоха продолжается с конца 2001 года по 2003-2004 годы.

  • Совместимость на последнем издыхании. Это как раз мой случай. Последние версии драйверов с поддержкой Windows 98, поддержка еще официальная, но требует креативного подхода к строительству. Уже сильно заметен возраст ОС, вылезают ранее незаметные ограничения то по памяти, то по объему жесткого диска. Это конец 2004 и начало 2005 года.

  • Несовместимость. Официальной поддержки больше нет, но путем относительно сложных фокусов можно заставить старую ОС работать на новом железе. Приведу здесь ссылку на видео с канала Phil's Computer Lab, где Фил собирает систему на Windows 98 с процессором Intel Core 2 Quad. Чтобы оно хоть как-то работало, Фил отказывается от видеокарты стандарта PCI Express, и строит довольно странную комбинацию из мощного процессора (у которого используется только одно ядро) и дохлой (в сравнении) видеокарты. Так тоже можно, но я себе поставил задачу сделать ПК с производительным и официально совместимым железом. Да, без многочисленных видео Фила эта статья не получилась бы, за что заочно выражаю ему большую благодарность: он исследовал этот вопрос досконально в десятке видеороликов, может быть не самых увлекательных на Ютюбе, но очень полезных.

Про материнскую плату

Понятно, что процессору без разницы какой код выполнять. Совместимость обеспечивают три вида устройств: чипсет на материнской плате, видеокарта и звук. Чипсет - самый важный ингредиент: если есть драйверы к нему, это автоматически гарантирует работоспособность большого количества периферии, от портов USB до сети и контроллеров IDE/SATA. Последний чипсет Intel с официальными драйверами под Windows 98 - это Intel 915 и 925. На 915-м материнская плата у меня уже была, но хотелось что-то покруче. Чипсет Intel 925X - это решение для энтузиастов и у него довольно много отличий от более бюджетного варианта, включая поддержку памяти стандарта DDR2. Где-то в Италии я добываю отличную материнскую плату Asus P5AD2 Deluxe.

Эта материнская плата оснащена современным сокетом 775, но поддерживает только процессоры Intel Pentium 4. Pentium D, а тем более Intel Core 2 требуют более "свежих" чипсетов и других матплат, но там уже не будет поддержки Windows 98. Давайте рассмотрим плату подробнее, она стоит того. У меня никогда такой не было: 15 лет назад, за свои, я бы никогда такое не купил. Всегда был выбор между "процессор чуть помощнее" и "матплата подороже", и он всегда разрешался в пользу процессора, или видеокарты, или жесткого диска потолще. Недорогая матплата и так будет работать, особенно если не требуется разгон.

Теперь я вижу, что упускал за счет такой экономии. На плате реализовано два контроллера SATA1 по 4 порта каждый, два контроллера IDE (всего три канала, до шести устройств), то есть всего к компьютеру можно подключить до 14 жестких дисков и/или оптических приводов. IDE и SATA контроллеры поддерживают различные режимы RAID.

Идем дальше: два гигабитных сетевых контроллера, отдельный модуль WiFi 802.11b/g, реализованный прямо на плате, сейчас, увы, достаточно бесполезный. 8 портов USB 2.0, 3 порта FireWire 400 и 800. К сожалению, до меня не дожили многочисленные аксессуары к этой плате, включая ассортимент планок для вывода дополнительных портов. В том числе вот такая интересная планка с разъемом Ethernet:

На плате относительно немного слотов под карты расширения: один PCI Express x16 под видеокарту (развлечения с SLI начались примерно в это же время, но не на платформе Intel), три слота PCI, два PCI Express x1. Плюс: восьмиканальное аудио с оптическим и коаксиальным цифровыми выходами, параллельный порт, разъем GAME/MIDI. Есть три разъема для подключения вентиляторов, на процессоре и на корпусе. В этом плане за 15 лет произошел большой прогресс, вентиляторов в современных компьютерах стало заметно больше.

Из софтовых фишек: многочисленные настройки напряжения процессора, памяти и чипсета, возможность менять частоту системной шины в широких пределах. Пара режимов "оверклокинга" для ленивых, когда задается только динамическое повышение частоты в моменты пиковой нагрузки. Восстановление после неудачного оверклокинга без сброса параметров BIOS, голосовые (в том числе кастомные!) сообщения о неисправностях, возможность поменять стартовую картинку. Важной особенностью чипсета Intel 925X является поддержка всех двух процессоров Pentium 4 с частотой системной шины 266 Мгц (1066 эффективная). Найти такие будет нелегко, и вместе с платой в комплекте шел Pentium 4 Prescott с частотой 3,4 Ггц и "стандартной" частотой FSB 200/800 Мгц. Он умудрялся перегреваться и уходить в троттлинг со штатным кулером без всякого разгона, поэтому я поменял его на более поздний Pentium 4 Cedar Mill с частотой 3,2 Ггц. Скорее всего это временный вариант, но такой, более холодный процессор, можно и разогнать, пользуясь возможностями материнской платы. Увы, во всех этих процессорах заблокирован множитель, а воспользоваться "лайфхаком" по уменьшению множителя за счет настроек энергосбережения, плата не дает. Общий вывод: это очень крутая плата для поздних Pentium 4. Для Windows 98 это слегка перебор: Socket 478, чипсет Intel 875, видеокарта с интерфейсом AGP - это куда более подходящая конфигурация. Но работать будет!

Про корпус

В 2005 году распространяется мода на Barebone, годом ранее я тестирую компактный компьютер Shuttle XPS с процессором Pentium 4 и единственным слотом расширения "под видеокарту". Это довольно ограниченный вариант, и я ищу что-то более традиционное. Тогда же становятся известными корпуса компании Lian Li: достаточно дорогие, но очень качественные, полностью из алюминия, с минимумом пластмассовых деталей. Я добываю модель Lian Li PC7 - впервые этот корпус появился в продаже в 2006 году.

К корпусу "бесплатно" прилагался полноценный компьютер (все кроме жесткого диска): более поздняя сборка на Intel Core 2 Quad примерно 2008 года. Для меня это приятный бонус, и кое-что я использую в своем ретробилде. Прежде всего, башенный кулер Thermalright.

Два привода DVD-RW с интерфейсом SATA. Помимо прочего, этот компьютер я планирую использовать для чтения и записи на различного рода болванки. Оба привода спрятаны под откидными декоративными панелями на корпусе:

Характерный для середины нулевых аксессуар: универсальный кард-ридер с другими дополнительными разъемами, заменивший трехдюймовый дисковод.

Дисковод тоже хочется вернуть, для совместимости с более древними ПК. Покупаю недорогой экземпляр с черной передней панелью. По факту, он оказался скорее серым. Судя по расположению разъемов для наушников, и внешних портов USB/Firewire, корпус предназначен для установки на стол, чтобы было красиво. На полу этот закрывающийся крышкой отсек будет в самом неудобном месте:

Для своего 2008 года это был недешевый компьютер, но у него есть еще одна уникальная особенность: он создан с прицелом на максимальную тишину. Корпус изнутри обит звукопоглощающим материалом.

Вентиляторы на корпусе и кулере не прикручены, а на стяжках поставлены под углом. Выглядит очень странно, предположу, что это было сделано сборщиком для минимизации шума.

Блок питания выдает достойные для тех лет 600 ватт, но я его поменяю на современный 650-ваттный Seasonic с отстегивающимися проводами. Так приятнее и тише: большую часть времени вентилятор этого БП выключен.

Про видеокарту Для экспериментов в предыдущей статье я приобрел видеокарту GeForce 6800 с 128 МБ видеопамяти, третью по производительности в этом поколении видеокарт Nvidia, после модификаций Ultra и GT. GeForce 6 - последняя серия видеокарт с поддержкой Windows 98. Для подавляющего большинства игр под эту ОС любой ускоритель 2004 года будет оверкиллом, но было два повода поискать иное решение. Во-первых "простой 6800" - это не "топчик", а видеокарты 6800 Ultra довольно редкие и довольно дорогие. Мне хотелось, чтобы и актуальные для 2005 года игры работали нормально. Во-вторых, есть известные проблемы с совместимостью 6ххх со старыми играми. Обратил внимание на продукцию конкурента: там поддержка Windows 98 продолжалась вплоть до поколения Radeon R400 2004-2005 годов. Самая производительная видеокарта этой серии - Radeon X850XT c 256 мегабайтами RAM.

Точнее, была версия X850XT PE с небольшим разгоном частот процессора и памяти относительно оригинала, но этого можно потом добиться программными методами. На видеокарту установлен нештатный кулер Zalman VF700, выпускающийся и по сей день. На чипы видеопамяти предыдущий владелец наклеил индивидуальные радиаторы. По сравнению с GeForce 6800 и ее злым 40-миллиметровым вентилятором, это очень тихая видеокарта.

В отличие от GeForce 6800, видеокарта требует дополнительного питания с помощью шестиконтактного разъема. Преимуществом этих видеокарт для старых игр является наличие разъема DVI - повышает качество изображения на современных мониторах, упрощает захват видео. Для совместимости со старыми ТВ есть комбинированный разъем с выходами S-Video и компонентным.

Про звуковую карту Вопрос совместимости звуковых карт в Windows 98 и MS-DOS подробно исследовал тот же Фил из Phil's Computer Lab. Его рекомендации: либо ESS Solo-1, либо Creative Sound Blaster Live 5.1 (желательно в Retail-версии SB0010, а не как на фото):

Либо звук серии Audigy:

Останавливаюсь на последней: у этой модели красивый текстолит радикально-черного цвета, позолоченные разъемы, бонусный порт FireWire, но отсутствует порт Game/Midi (точнее, для него требуется отдельная планка).

У карты большой ассортимент разъемов, есть возможность подключения к CD-ROM через цифровой интерфейс, для совместимости со старыми играми. Еще одно небольшое дополнение: планка от матплаты Asus P4PE, добавляющая к звуковой карте цифровые выходы, оптический и коаксиальный.

Интегрированным на материнскую плату звуком мы пользоваться не будем. Во-первых, наш вариант лучше, во-вторых, отсутствуют драйверы. Для Audigy есть официальные "дрова" под Windows 98, имеется эмуляция SoundBlaster 16 для старых DOS-игр. А для новых - аппаратные звуковые эффекты Creative EAX, еще один феномен своей эпохи, который, на мой взгляд, обязательно должен быть реализован в старом компьютере. Ах да, есть табличный синтез, с возможностью смены наборов сэмплов, но только под Windows (под DOS доступен только штатный набор). Более "элитный" вариант звука под Windows 98 - звуковые платы Aureal Vortex и собственным процессором эффектов.

Про хранение данных Здесь никакого ретро: два новых SSD, Samsung 860 EVO на 500 гигабайт для Windows XP и Crucial BX500 на 240 гигабайт для Windows 98. Любые накопители с объемом более 137 гигабайт под Win98 нужно использовать осторожно, подробнее об этом я напишу в следующей части данного эпоса.

Интерфейс SATA1 не полностью раскрывает потенциал этих современных накопителей. Да и для 2005 года SSD - это все же анахронизм, производительным вариантом тех времен был бы RAID-массив из жестких дисков на 10 тысяч оборотов в минуту. Но это громоздко и громко. Помимо SSD, будет установлен один жесткий диск IDE на 320 гигабайт (Windows 7). Пока не определился, как реализовать накопитель под DOS: в виде традиционного НЖМД или в виде флешки в адаптере CF-IDE.

Про память Пока - два модуля Hynix DDR2 объемом 512 мегабайт каждый. Для совместимости, в Windows 98 лучше не использовать более гигабайта RAM, точнее другие объемы потребуют подготовительной работы.

Сборка Прошла без происшествий.

Жесткие диски и SSD (всего 4 накопителя) я разместил в отдельной корзине, также обработанной звукопоглощающим материалом. Внутренние разъемы USB на плате ушли на карт-ридер и внешние порты на корпусе. Укладка кабелей, ну скажем так, "удовлетворительная". На перспективу хочется поменять один из приводов на BluRay - в середине нулевых это было модно. Желательно с возможностью записи, в идеале - с поддержкой более современных дисков BDXL.

Система получилась очень тихая, тише, чем мой "полусовременный" десктоп - там довольно сильно шумит видеокарта с единственным вентилятором. Здесь же умеренный шум четырех кулеров (по одному на процессоре и видеокарте, два на корпусе). Корпусные кулеры подключены к штатным разъемам материнской платы и управляются через настройки BIOS. Пройдемся по современным и ретробенчмаркам.

Geekbench4 под Windows 7:

3DMark 2001 под Windows 98:

3DMark 2005 под Windows XP:

С такой производительностью получаются уверенные 50-60 кадров в секунду в первом Far Cry с высокими настройками качества изображения и "нормальным" для тех времен разрешением 1024x768. Это, пожалуй, верхний предел для игр, которые на этом компьютере планируется запускать. Все остальное время было потрачено на прохождение игры Need for Speed Underground 2003 года: на таком железе, под Windows 98, игра работает стабильно, с максимальными настройками графики.

Готово!

А нет, подождите, самое главное забыл, наклейки!

Вот теперь готово! С наступающим Новым Годом! В следующем году расскажу про умеренные страдания при установке Windows 98SE на этом железе, а также пройдусь по теме оверклокинга.