Вячеслав Ермолин, 4 января 2021года.
Начало года время прогнозов и ожиданий пусковых программах разных стран и компаний. Реальные пусковые манифесты в полном объеме закрыты. Есть оценки и заявления менеджмента агентств и компаний.
Пусковая программа США состоит из великолепной SpaceX и всех остальных — старых коcмических фирм и новых космических «частников». Стартапы и «старички». «NewSpace» & «OldSpace». Сделаю оценку по максимальным ожиданиям и реалистичным. Оценка по Spacex.
Максимальное число запусков SpaceX в 2021 году — 48! По опубликованным манифестам — 41.
Мой прогноз на 2021 год — SpaceX сделает 26 (плюс-минус 2) попыток орбитального запуска при одной аварии ракеты семейства Falcon.
SuperHevy/Starship орбитальный полет не совершит.
Falcon Heavy стартует два раза.
По пусковым системам и заказчикам запуска:
Starlink: заявлено 11. Мой прогноз — 11.
Пилотируемая программа: заявлено — 7 (пилотируемые и грузовые миссии). Мой прогноз — 5 по программе МКС.
Коммерческие запуски: заявлено — 13. Мой прогноз — 6.
Военные запуски: заявлено — 6. Мой прогноз — 3.
Запуски NASA (без МКС): заявлено — 2. Мой прогноз — 1.
Запуски SS (SuperHevy/Starship): заявлено — 2. Мой прогноз — 0.
Запуски Falcon 9: Заявлено — 35. Мой прогноз — 24.
Запуски Falcon Heavy: Заявлено — 4. Мой прогноз — 2.
Прогноз относительно орбитальных 48 запусков взят из группы VK SpaceX. Расшифровки манифеста нет. Встречал оценку и в 51(!) запуск. Известные мне манифесты SpaceX (Wiki и форумы NSF) содержит 33-41 запуск.
В 20-м году обещали (40+), в реальности получилось 25.
Ссылки:
NSF. Пусковой манифест США 2021 года (41 запуск).
SpaceX.NSF. Пусковой манифест SpaceX 2021 года (33 запуска SpaceX).
Wiki: Пусковой манифест 2021 года (общий) (42 запуска SpaceX).
Прогноз от группы SpaceX (telegram) (48 запусков SpaceX).
Тема форума NSF с прогнозами на 21-й год. (перевод на русский).
Инфографика в высоком разрешении.
Valerij56
Если в прогнозе одна авария, то после неё будет минимум пара месяцев перерыв в запусках…
И еще. В списке 48 коммерческие запуски на МКС учтены дважды, как запуски на МАС и как коммерческие?
striver
Это еще Вячеслав оптимист. Ближайший грузовик — 12-е мая, после этого — через полгода. Хотя, Дрим Чейзер не летит, поэтому могут заменить на Дракон. Не уверен. Пилотируемых для НАСА — 2, не более. Постоянные смещения. К тому же, на фоне подлёта Науки ближе к концу осени (это мой прогноз), экипаж будет занят другим, чем принимать Тома Круза… а там у них полёт намечен на конец октября. Если НАСОвские полёты смещаются, то туристы тем более уйдут вправо на 2-3 месяца. Space Adventures — вообще тишина. Поэтому 4-5 Драконов — это вполне адекватная цифра.
Valerij56
Ну, прогнозы каждый может давать свои. Будет интересно сравнить прогноз с реальностью…
А вот концептуальные ошибки (или двусмысленности?), когда полёт коммерсантов к МКС учитывается два раза — это претензия к автору.
AirLibra Автор
Вы не разобрались
Планируемые пилотируемые запуски SpaceX — 7
April - USCV-2: Dragon v2 Crew 2 — Falcon 9 (B1061.2 S) — Kennedy LC-39A
May 12 - Dragon v2 SpX-22 (CRS-22) — Falcon 9 — Kennedy LC-39A
August 12 (TBD) — Dragon v2 SpX-23 (CRS-23) — Falcon 9 — Kennedy LC-39A (or September 1)
September 12 - USCV-3: Dragon v2 Crew-3 — Falcon 9 — Kennedy LC-39A
October - AX-1: Dragon v2 — Falcon 9 — Kennedy LC-39A
November 15 — Dragon v2 SpX-24 (CRS-24) — Falcon 9 — Kennedy LC-39A
Late - Dragon v2 (four Space Adventure spacetourists) — Falcon 9 — Kennedy LC-39A
Считаю, что будет не более пяти.
Valerij56
А это тоже коммерческий запуск к МКС. Первый полёт Axiom Space. То есть такой запуск один, но учитываться должен во всех своих «номинациях», и как пилотируемый, и к МКС, и коммерческий.
Думаю, это не учли ребята из ВК (и засчитали один запуск за два или даже три), а вы скопировали их ошибку.
AirLibra Автор
Не путайте. Это разные миссии — одна от Axiom на МКС, вторая с непонятными «туристами» по высокой орбите вне МКС.
По плану МКС — две пилотируемых и три грузовика. Три грузовика потому, что Dragon 2 унаследовал недостатки Dragon 1 — малый вес груза который он способен доставить на МКС. А МКС требуется 4 грузовика в год. Будет еще один Сygnus.
Я цифру в 48 запусков не использую, под нее нет манифеста. Использую 41 — это по манифесту с форума NSF.
striver
AirLibra Автор
Цитата из отчета аудита… (повторяется еще в двух местах).
Оригинальный текст — страница 9
«SpaceX — Прошлые вызовы CRS-1
SpaceX также столкнулась с рядом проблем во время CRS-1, включая ограничения по объему груза для своего космического корабля Dragon 1 и проблемы системного проектирования, связанные с изменениями конструкции ракеты-носителя Falcon 9. На протяжении всего периода CRS-1 NASA и SpaceX изо всех сил пытались полностью использовать заявленную массу груза Dragon 1, составляющую 3310 кг, из-за ограничений внутренних размеров капсулы, ограничений по объему, а также размеров и форм различных эквивалентов мешков для перегрузки груза (CTBE) (31). В 13 миссиях CRS-1, выполненных до 2017 года, находящийся в герметичном отсеке компонент груза варьировался от 450 кг (14 процентов от общего веса космического корабля) до 2024 кг (61 процент от общего веса космического корабля). Общая средняя масса груза в герметичном отсеке для всех выполненных миссий составило менее 50 процентов от заявленного (32). Если учитывать негерметичный отсек для грузов, в прошлых миссиях SpaceX CRS-1 средний общий вес груза составил около 2200 кг, или 66 процентов от общего заявленного максимального веса.»
striver
Так вес или объем?
CRS-12 — 3,31т доставили. Как раз то, что заявлено в ТТХ. Да, форма капсулы не располагает к оптимальному использованию объему, но по массе — Дракон тянет, если объем правильный, более того — 2-й Дракон допилили и улучшили параметры по объему на 30%, но, да, у них теперь более габаритные грузы не войдут.
Про 50% — читаем как хочем
То есть, НАСА не были в курсе ТТХ и возможностей, поэтому заключили не один контракты, а 3 в рамках первого CRS, а потом еще… при этом Сигнус, который тянет 3,7 летал лишь 1 раз в полной загрузке. Странная какая-то ситуация… кстати, а чего отказались от европейского грузовика, там же под 8т тянули.
НАСА наверное не в курсе возможностей. Поэтому платят за 3,3т, а грузят 2т. Более того, странно, что Драконы вообще прошли сертификацию. Мистика. Хотя, нет никакой мистики
— те, кто не устроили НАСА не попали в финал. Читаем далее:
Хм, вот так дела, странным образом Дракон попал в эти рамки.
И еще раз, далее по тексту
Вот еще, на счёт того, что Дракон никак не поменялся
Самое смешное то, что общая масса за 2-м контрактом будет уменьшена, а стоимость увеличена. И это несмотря на увеличение объемов при каждом пуске почти на 1т. ДЧ говорим спасибо, но и ценник добавляем соответственный.
Increased SpaceX Prices
НАСА вместо того, чтобы позволить и далее летать на первых Драконах, чтобы снизить стоимость, выдвинула кучу условий и доработок. Это они сделали с Сигнусом.
AirLibra Автор
Вес и объем связанные величины. НАСА в новом контракте вводит спец единицу учета — объем с определенной плотностью.
striver
В точку. Когда Спейсы предлагали в 2006-м году, то у НАСА не нашлось специалистов, которые бы оценили объем к массе? Как они вообще куда-то летают… даже не знаю.
Valerij56
Малый объём капсулы — обратная сторона возможности вернуть груз с МКС. Кроме того, общая масса груза, доставленного на МКС, вполне соответствует договору на его доставку. Генеральный инспектор по должности должен искать резервы — он это и делает, но это не недостатки Дракона, а особенности его конструкции.
AirLibra Автор
Естественно — малый вес груза следствие создания возвращаемой капсулы. Общий вес груза доставленный на МКС соответствует договору, но… Для этого потребовались дополнительные рейсы. и их пришлось купить сверх планируемого. В свете этого выглядят предельно нелепо гордые утверждения поклонников Маска — полезный вес, доставляемый Dragon — 6 000 кг. 6 тонн, Карл! Когда по факту не смогли обеспечить расчетную загрузку в 3 300 кг. Это один из фейков и фейлов Dragon 1.
Valerij56
Это не проблема Маска, что плотность груза не позволяла загрузить 3 тонны в капсулу и ещё три в багажник. Если ты садишься в самолёт, и у тебя ручная кладь легче, чем максимальный вес по тарифу, ты берёшь с собой в добавок кирпичи со стройки?
MyshinyjKorol
Я уже писал, что 6 тонн это масса полезной нагрузки на орбиту ниже МКС для миссий подобный некогда планировавшимся DragonLab. Так что это никакой не фейк и не фейл, просто не все всегда задаются вопросом на какую орбиту указаны характеристики.
А вот о том, что дополнительные миссии были заказаны из-за недогруза драконов, хотелось бы подтверждений, т.к. все доп миссии (к-е были также и у Цигнуса) обеспечивали МКС пару лет после завершения первичных контрактов первой фазы.
striver
Valerij56
Прошу прощения. Но тогда одна едина в трёх ипостасях, вторая в двух — пилотируемая и коммерческая.
AirLibra Автор
Надо посмотреть внимательно, попробую проверить из других источников.
Valerij56
Поэтому в таких статьях надо давать манифест запусков, отдельно считая запуски и их назначение. При этом количество запусков надо считать по ракетам, а сумма запусков «по категориям» будет больше, потому, что один запуск окажется одновременно в разных категориях.
Иначе не устранить неопределённость.
AirLibra Автор
Насчет 48 ответа в группе ВК SpaceX пока не получил (данные оттуда). Приведена без расшифровки. предполагаю, что могут быть дополнительные Starlink (к необходимой десятке) и несколько орбитальных полетов Starship. Надо сказать, что на форуме NSF в группе SpaceX ведется манифест — 33 запуска на 21-й год. Наиболее приближен к реальности. Общий манифест на NSF дает 41 запуск.
Valerij56
AirLibra Автор
1 5 — Turksat 5A — Falcon 9-104 (B1060.4) — Canaveral SLC-40 — 01: 27-05: 29
2 NET 14 января - Transporter-1: SXRS-3 / Sherpa-FX [Astrocast (x8), CPOD A ( PONSFD A), CPOD B (PONSFD B), Hawk D, Hawk E, Hawk F, QPS-SAR 2 Izanami], ARCE 1A, ARCE 1B, ARCE 1C, Capella-3 (Whitney 1), Capella-4 (Whitney 2 ), Delfi-PQ 1, EASAT, GHGSat-C2 (Hugo), GNOMES 2, Grizu-263a, HADES, ION-SVC 2 (ION-SVC Laurentius), Lemur-2 (x8), LibertyQube 1, LINCS A, LINCS B, Outpost Demonstration 1, PlasmaBrake, Pycubed, RadCube, SAMSON 1, SAMSON 2, SAMSON 3, Sattla, SpaceBEE (x24), SW1FT, Tartan Artibeus, TRSI 2, Umbra-SAR 2001, Vigoride-1 (NUTSAT), VZLUsat 2, XR-1, ELaNa 35: PTD-1 + несколько спутников — Falcon 9-105 — Canaveral SLC-40 ~ 17:00
3 Конец января- Starlink Flight 17 (x60) [v1.0 L16] — Falcon 9-106 — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
4 Январь -Февраль - Starlink Flight 18 (x60) [v1.0 L17] — Falcon 9 — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
5 Февраль - SARah-1, XVI LEO, Vigoride (NuX-1, IRIS-1, La Jument (3U), QMR-KWT, SPARTAN) — Falcon 9 — Vandenberg SLC-4E
6 Февраль -Марш — Starlink рейс 19 (x60) [v1.0 L18] — Falcon 9 — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
7 февраль-март - Starlink рейс 20 (x60) [v1.0 L19] — Falcon 9 — Canaveral SLC-40 / Кеннеди LC-39A
8 Рано Середина марта - SiriusXM SXM-8 — Falcon 9 — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
9 NET Q1 - Starlink рейс 21 (x60) [v1.0 L20] — Falcon 9 — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
10 NET Q1 - Starlink Flight 22 (x60) [v1.0 L21] — Falcon 9 — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
11 Q2 - USSF-44: TBD, TETRA-1 — Falcon Heavy-04 — Kennedy LC-39A
12 Q2 - Starlink, рейс 23 (x60) — Falcon 9 [v1.0 L22] — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
13 Q2 - Starlink, полет 24 (x60) — Falcon 9 [v1.0 L23] — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
14 Q2 - Starlink, рейс 25 (x60) — Falcon 9 [v1.0 L24] — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
15 Q2 - Starlink, полет 26 (x60) — Falcon 9 [v1.0 L25] — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
16 Q2 - Starlink, рейс 27 (x60) — Falcon 9 [v1.0 L26] — Canaveral SLC-40 / Кеннеди LC-39A
17 апрель - USCV-2: Dragon v2 Crew 2 — Falcon 9 (B1061.2 S) — Kennedy LC-39A
18 12 мая - Dragon v2 SpX-22 (CRS-22) — Falcon 9 — Kennedy LC-39A
19 Spring - USSF-52 — Falcon Heavy — Kennedy LC-39A
20 июнь - Транспортер-2: Vigoride (Skykraft, TROPICS Pathfinder, Kepler Gen-1 (x2)), Миссия Kleos Polar Vigilance (x4) — Falcon 9 — Vandenberg SLC-4E / Canaveral SLC-40
21 2 квартал Июнь - Turksat 5B — Falcon 9 — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
22 21 июля - DART (тест на перенаправление двойного астероида), LICIACube — Falcon 9 — Vandenberg SLC-4E (или февраль 2022 г.)
23 июль - GPS III SV05 — Falcon 9 (B1062.2 S) — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
24 12 августа (TBD) — Dragon v2 SpX-23 (CRS-23) — Falcon 9 — Kennedy LC-39A (или 1
25 сентября ) 1-5 сентября - WorldView Legion 1, WorldView Legion 2 — Falcon 9 — Vandenberg SLC-4E
26 12 сентября- USCV-3: Dragon v2 Crew-3 — Falcon 9 — Kennedy LC-39A
27 NLT сентябрь - SARah-2, SARah-3 — Falcon 9 — Vandenberg SLC-4E
28 Q3 - O3b mPower 1, O3b mPower 2, O3b mPower 3 — Falcon 9 — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A
29 NET H2 - GPS III SV06 — Falcon 9 — Canaveral SLC-40
30 Q4 - TBD — Super Heavy / Starship (первый полет) — Boca Chica / Kennedy LC-39A
31 октябрь - AX-1: Dragon v2 — Falcon 9 — Kennedy LC-39A
32 15 ноября — Dragon v2 SpX-24 (CRS-24) — Falcon 9 — Kennedy LC-39A
33 ноябрь- IXPE (Imaging X-ray Polarimetry Explorer) [SMEX-14] — Falcon 9 — Kennedy LC-39A
34 Декабрь - NROL-85: Intruder 13A / 13B (TBD) — Falcon 9 — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC -39A (или H2)
35 декабрь - NROL-87 — Falcon 9 — Vandenberg SLC-4E (или H2)
36 декабрь- Транспортер-3: Vigoride — Falcon 9 — Canaveral / Vandenberg SLC-4E
37 Декабрь - WorldView Legion 3, WorldView Legion 4, WorldView Legion 5, WorldView Legion 6 — Falcon 9 — Canaveral SLC-40 / Kennedy LC-39A (или Q1 2022 г. )
38 Поздно - ViaSat-3 Америка — Falcon Heavy — Kennedy LC-39A
39 Поздно - Inmarsat GX6B — Falcon Heavy — Kennedy LC-39A
40 Поздно - Dragon v2 (четыре космических туриста из Space Adventure) — Falcon 9 — Kennedy LC-39A
41 TBD - коммерческий comsat — Super Heavy / Starship — Boca Chica / Kennedy LC-39A
Valerij56
А что же тогда эти е указали?
AirLibra Автор
Это вообще не пойми что, отдельно вывели из манифеста.
Старшип в планах конечно учитывается — два полета на орбиту по плану.
Valerij56
Из этого «не пойми что» что-то наверняка полетит, только вот на Фальконе ли? А Старшипы, вероятно, на орбиту в этом году не полетят. Хотя со Старшипами всё может быть.
AirLibra Автор
Оценки ожидаемых орбитальных запусков имеют очень большой разброс (плюс-минус 20%). Космонавтика отличается публичным пиаром и тотальным невыполнением объявленных планов (в срок).
Valerij56
У меня нет претензий к методике вашей оценки числа запусков, потому, что это ваше право. Но ваши взгляды на перспективы развития аэрокосмической отрасли мне кажутся очень эклетичными и не современными.
AirLibra Автор
Да, я скептик по отношению к экзотическим (новым) способам выхода на орбиту. Хочется конечно и Звездолет из нержавейки и многорежимный двигатель для космического самолета…
Valerij56
Ну, это совсем не новый и не экзотический способ выхода на орбиту. Это всё та же двухступенчатая ракета на химических ЖРД. необычно здесь только то, что ракета должна быть полностью многоразовой. Но надо учесть, что аналогичный проект «Морской Дракон» предлагался ещё в шестидесятые прошлого века.