Новый генеральный директор Пэт Гелсингер до своего ухода из Intel работал в компании 30 лет и поднялся до ранга CTO, потом ушёл. Теперь его возвращение и назначение на должность CEO считают признаком выздоровления Intel. Возможно, компания сможет переломить тренд и вернуться на лидирующие роли в бизнесе. Однако нужен кардинальный технологический прорыв. А кто для него подойдёт лучше, чем бывший технический директор Пэт Гелсингер, главный технарь в компании?

Гелсингер с первых дней оправдывает ожидания, которые на него возлагают. Он начал с того, что возвращает на работу в компанию ведущих инженеров и архитекторов CPU, своих бывших коллег.

Хотя Гелсингер официально вступит в должность только 15 февраля, но его возвращение уже вызвало ажиотаж среди сотрудников научно-исследовательских команд Intel, пишет AnandTech.

Последняя новость — возвращение на работу старшего научного сотрудника Гленна Хинтона, который был ведущим архитектором ядра Nehalem, а последние три года провёл на пенсии. Другие ведущие архитекторы Nehalem — Ронак Сингал и Пер Хаммерлунд. Первый и сейчас работает в Intel над процессорами следующего поколения, а второй уже пять лет работает в Apple.


Анонс Nehalem на стенде 12-летней давности

Nehalem — микроархитектура процессоров компании Intel, представленная в IV кв. 2008 года, для ядра Bloomfield в исполнении LGA 1366 и для ядра Lynnfield в исполнении LGA 1156.

Микроархитектура построена на базе Core, но с кардинальными изменениями, включая новый встроенный контроллер памяти, новую шину QPI вместо FSB, возможность встроить графический процессор, кэш 3-го уровня и поддержку Hyper-threading.


Микроархитектура Intel Nehalem в 4-ядерной реализации

Гленн Хинтон — тоже ветеран Intel с 35-летним опытом работы (профиль на LinkedIn). Кроме роли архитектора Nehalem, он был ведущим разработчиком микроархитектуры Pentium 4, одним из трёх ведущих архитекторов Intel P6 (из которого вышли Pentium Pro, P2 и P3) и, в конце концов, одним из создателей базовой архитектуры Intel Core, которая до сих пор находится на переднем крае технологий Intel.

Он также ведущий архитектор Intel i960 CA, первого в мире суперскалярного микропроцессора. На Хинтона зарегистрировано более 90 патентов из восьми микропроцессорных проектов, в которых он участвовал. Хинтон ещё более десяти лет работал в Intel после выхода Nehalem, но именно микроархитектура Nehalem везде упоминается как его главное достижение.

На своей страничке в LinkedIn Хинтон пишет, что будет работать над «захватывающим проектом высокопроизводительного процессора».



В комментариях также говорится, что «если бы проект не был таким интересным, я бы не вернулся — как вы знаете, выход на пенсию чертовски приятен».



Гленн сказал, что обдумывал этот шаг с ноября, а финальным фактором, который склонил чашу весов в пользу этого решения стало возвращение в компанию Гелсингера.

Коллеги из компании Intel высказали мнение, что Гленн не единственный бывший архитектор Intel, который может вернуться в компанию. В последние годы несколько архитекторов и ведущих специалистов ушли из Intel к конкурентам, таким как AMD и Apple. Возможно, кого-то переманят назад.

AnandTech пишет, что возвращение с пенсии ведущего архитектора CPU для работы над новым проектом — крайне нетривиальное событие. Можно предположить, что проект нового процессора действительно необычный и захватывающий. Кроме того, подобные проекты требует нескольких лет разработки, поэтому недавний пенсионер Хинтон подписывает долгосрочный рабочий контракт.

Подробности о новом проекте пока не разглашаются. Мы не знаем, что это такое. Нет уверенности даже, что новый CPU основан на архитектуре x86.

Intel сейчас оказалась в крайне тяжёлой ситуации. Новый процессор Apple M1 на микроархитектуре ARM практически не уступает по производительности топовым процессорам Intel, а по энергоэффективности превосходит их.



«Впервые за 15 лет компания, не имеющая лицензии x86, создаёт микропроцессор для потребительского рынка, который вполне может конкурировать с чипами x86. Если Apple сохранит или улучшит свои позиции по отношению к Intel и AMD, это заметят и другие компании с лицензиями на ARM. Nvidia, которая купила ARM в ожидании одобрения регулятора, безусловно, заметит это. Если ARM может превзойти x86, то вся экосистема WinTel уязвима так, как этого не было с самого начала эпохи персональных компьютеров, — пишет Stratechery. — Падение Intel от короля индустрии к наблюдателю началось уже в 2005 году: несмотря на то, что у Intel имелась лицензия ARM для производства XScale, компания не захотела сосредоточиться на энергоэффективности, а предпочла диктовать дизайн клиентам, таким как Apple, рассматривая их новый iPhone, вместо того, чтобы попытаться приспособиться под них (как это сделала TSMC)».



Так что новый процессор Intel тоже может быть основан и на архитектуре ARM. Так или иначе, но реальные результаты работы увидим только через 3-5 лет.

Известно, что в Intel несколько групп разработки работает над разными проектами. Мы видим постоянное обновление архитектуры Skylake, а также первые итерации ядра Cypress Cove, которое включает 10-нм ядро Ice Lake (портировано на 14-нм) и графику из Tiger Lake.





Это реальные продукты, которые выходят на рынок.

В то же время другие проектные группы работают над CPU следующего поколения — и того поколения, которое будет за ним. Единственным препятствием к выходу этих инновационных процессоров является производство. Революционные процессоры остаются на бумаге просто потому, что заводы Intel просто физически не в состоянии реализовать замыслы архитекторов.

Сегодня уже дошло до того, что Intel размещает заказы на фабриках TSMC, потому что у той более продвинутое оборудование и есть возможность производить более современные микросхемы по техпроцессу 5 нм.

Но сотрудники и акционеры Intel надеются, что Пэт Гелсингер повернёт компанию в другую сторону и изменит культуру Intel. Новый генеральный директор реально может проводить совещания с инженерами и по-настоящему обсуждать дизайн процессоров. Предыдущие руководители Intel не могли этого делать, потому что не обладали столь глубокими техническими знаниями.


Пэт Гелсингер во времена работы техническим директором Intel демонстрирует процессоры Intel Itanium 2

Таланты хотят работать с талантами, а грамотные инженеры — с другими грамотными инженерами. Мы уже сейчас видим, что технический бэкграунд и авторитет Гелсингера заставляет вернуться с пенсии архитектора CPU для работы над новыми проектами — и это ещё до того, как Гелсингер официально заступил в должность.