В прошлый вторник у нас выступала Ира Овчинникова — научная сотрудница Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, ассистентка-исследовательца в University of Houston.
Большую часть времени на работе Ира исследует, как опыт раннего детства влияет на языковое развитие и как это отражается в мозговой активности, а также занимается изучением расстройств развития.
Делимся с вами записью и расшифровкой эфира.
Меня зовут Ира Овчинникова, я – научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека в СПБГУ. Еще я пишу диссертацию в университет Хьюстона, поэтому я сейчас в Хьюстоне, на 9 часов назад от Москвы, и у меня сейчас где-то середина дня.
Q: психология – это наука?
Это нормальный вопрос, которым задаются все. И студенты психфака, и люди, которые занимаются психологией.
Ответ простой: все то, что соответствует критериям научности и маркируется как наука – это наука. В 30-х годах прошлого века Карл Поппер ввел критерий фальсифицируемости теорий: то есть, любая теория может считаться научной, если ее можно опровергнуть какими-либо фактами, экспериментами на эмпирическом материале. Проблема психологии здесь очевидна: теория будет связана с общими понятиями, которые являются абстрактными, но материальный мир – он здесь и сейчас.
Для того, чтобы отвечать этому критерию, в психологии есть понятие операционализации. Это когда я беру абстрактное понятие и прихожу к конвенциональному мнению о том, как мы будем это понятие высчитывать. Таким примером будет являться скорость ответа на некие стимулы.
Я вообще – когнитивный психолог (скоро объясню, что это значит). Также это может быть скорость обработки, точность ответа, множество других понятий операционализации. Так теории, мысли, идеи, которые относятся к психологии, могут быть как научными, так и вовсе не научными. К ненаучным теориям относится классический психоанализ, например: его просто нельзя опровергнуть. Потому что, согласно классическому психоанализу, вообще все – возможно. При этом, из психоанализа за 60 лет развития мысли выросли теории, которые являются опровержимыми. Например, теория привязанности Мэри Эйнсворт, где нас интересует то, как ранний младенческий опыт влияет на развитие человека.
Далее, в психологии есть когнитивное направление. Его можно считать золотым стандартом науки, оно полностью соответствует критериям научности. К наиболее развитым относятся теории рабочей памяти Алана Бэддели; можно посмотреть множество различных теорий про то, как видоизменялось представление о рабочей памяти, как эмпирический материал, результаты экспериментов позволяли нам, как научному направлению, улучшать эти знания и делать их более точными. В данный момент теория рабочей памяти состоит из нескольких отдельных частей, которые еще не нашли своего опровержения в экспериментах. То есть, согласно Попперу, ни одна из них не будет истинной, но мы говорим, что у нас просто недостаточно материалов, чтобы ее опровергнуть. И еще проблема любой теории – методология науки в целом. Старую теорию может заменить только новая теория. Нельзя просто сказать, что старая не работает, нужно представить новую парадигму, объяснение для старых феноменов и новых парадоксов.
Я занимаюсь исследованиями нейроимиджинга в расстройствах развития в данный момент, хотя начинала 12 лет назад с исследований формирования понятий. Мне всегда было интересно, как люди формируют понятия, как учатся новому, и как происходят ошибки в этой истории. Последние 4 года я занимаюсь нейроимиджингом, психофизиологией, также занимаюсь МРТ у людей с расстройствами развития – это аутизм, дислексия, класс других расстройств.
Q: какие существуют методы нейроимиджинга, где они применяются, как вы их используете?
Нейроимиджинговые методы можно классифицировать по двум шкалам. В целом, это все методы, где мы пытаемся понять, как устроен мозг как биологический субстрат, как он функционирует и реагирует на разные стимулы. Все методы можно поставить на график с двумя осями: Х – это временное разрешение (то, как точно во времени мы улавливаем информацию о процессах), а Y – пространственное разрешение (то, насколько маленькие процессы мы можем увидеть).
Например, МРТ, на которую вас могут отправить для определения проблем с любым органом – это обычно структурная МРТ. То есть, рентгенолог или исследователь будет смотреть, как орган выглядит и находится в пространстве.
И, если это анатомическая МРТ, то я не смогу посмотреть на то, как тот же мозг функционирует – только на то, из чего он состоит. Или меня может интересовать, например, diffusion tensor imaging (DTI) – как связаны разные части мозга. И у такого метода очень низкое временное разрешение, почти нулевое – информация берется за один момент, никакой динамики нет. Зато у него высокое пространственное разрешение, я могу видеть не только отдельные структуры, но и ядерный уровень, хотя я не буду видеть отдельные слои.
ЭЭГ – это обратная ситуация. Я накладываю на человека шапку с электродами, обладающими высоким временным разрешением, и получаю информацию с точностью до миллисекунд. Это очень высокое временное разрешение для человеческого мозга. Но пространственное разрешение будет очень низким, потому что я буду угадывать, какие части мозга реагируют. Придется использовать усредненное представление о том, как в черепной коробке расположен мозг и какие его части отвечают на сигналы.
Q: а как понять, как связаны части мозга? Pathways или анатомические структуры, которые соединяют?
Для этого есть специальный метод – это как раз DTI. Нас в этой ситуации интересует, каким образом вода реагирует на магнит, так как у вас будет происходить изменение направления молекул воды. И по этим направлениям мы выстраиваем пути белого вещества. Здесь надо понимать, что это та часть, где происходит очень большое количество программирования, потому что МРТ – это не фотоаппарат.
Я эту метафору часто использую, когда рассказываю студентам или коллегам о том, как работает МРТ: то есть, у меня нет другой возможности на 100% узнать, что происходит в организме, кроме вскрытия. Но я, конечно, хочу, чтобы испытуемые были живы.
МРТ позволяет с высокой точностью предугадывать, как выглядят наши пути, но это все же – модели. В том числе и тогда, когда вы идете к врачу, и он пытается понять по вашему скану, как у вас связаны разные части мозга. Разные методы обладают разной точностью, и с годами качество методов повышается – это тоже входит в мои задачи. Здесь работают люди с разной экспертизой, и это всегда будет междисциплинарная наука, где люди с образованием в области физики, инженеры, математики, и также, в том числе, люди, занимающиеся когнитивной психологией и психологией развития, будут выстраивать максимально правдоподобную модель.
Q: но у всех людей же одинаково расположены в пространстве сосуды в отделах мозга?
Нет, различия есть. Я не думаю, что сейчас могу точно сказать, но потом покидаю ссылок об этом. В целом, мы всегда надеемся, что все расположено в пространстве схожим образом, крайне близко, но бывают отклонения — и расстройства, и такие, что никак не влияют на качество жизни человека и на восприятие и обработку им информации.
Q: как применяете ЭЭГ в исследованиях?
Надо понимать, что ни одно из исследований, в которых я участвую, не может быть выполнено одним человеком. Это огромный миф: наука уже давно не существует в формате «седовласый человек сидит в белой башне», всегда работают большие команды. Проекты, в которых работаю я, зачастую осуществляются силами 30-40 человек. Всегда большие выборки, большая работа по поиску испытуемых, менеджменту данных.
Например, сейчас в нашей лаборатории в Санкт-Петербурге идет большой проект по исследованию биоповеденческих показателей у людей с опытом институционализации. Под институционализацией мы понимаем людей, которые жили в детских домах или домах ребенка.
Про детские дома все слышали, а дома ребенка — это структуры детского дома для детей до 4 лет (после 4 лет их переводят в детские дома, дома-интернаты). Нам интересно, каким образом такой ранний опыт влияет на развитие – как в детстве, так и в подростковом возрасте и зрелости. Наш основной фокус – это языковое развитие. Есть большая гипотеза о том, что институционализация в раннем возрасте снижает разнообразие и количество языковой информации, обращенной к конкретному ребенку.
Есть большие социальные изменения, которые происходят в этой области: когда людей, которые работают с детьми – воспитателей, нянечек – обучают больше взаимодействовать с детьми, разнообразить их опыт общения. Но всем понятно, что это все равно не «свой» ребенок, и, как бы хорошо эти люди не делали свою работу – а я встречала замечательных воспитателей и нянечек – все равно получается определенная специфика проживания, рабочие условия. И нас интересует, каким образом влияет на ребенка эта специфика, отсутствие близкого взрослого. Под близким мы понимаем того, на которого ребенок всегда полагается, который почти всегда доступен, с которым он формирует безопасную привязанность и с которым у него самые близкие отношения. Обычно, зачастую, это – мама. Этот взрослый формирует, выдает ребенку языковую информацию, помогает формироваться его когнитивной системе. Это влияние мы рассматриваем с точки зрения психофизиологии; меня интересует, как дети по-разному (или одинаково) обрабатывают языковую информацию, языковые стимулы в экспериментах, и сохраняются ли эти различия в подростковом и взрослом возрасте.
Например, есть такой эксперимент, представленный в парадигме oddball paradigm – я его очень люблю. Компонент, который там представлен, называется «негативность рассогласования» (mismatch negativity). Так, например, для детей, типично развивающихся, характерно следующее: до года жизни (примерно) они могут различать звуки разных языков. Так, например, дети будут различать звуки «та», «га» и звук, который я не могу произнести (горловой звук между «Г» и «Д», часть хинди). С возрастом, к году жизни, языковые статистики накапливаются, и ребенок перестает слышать разницу между звуком хинди и русским языком, он просто перестает быть особенным, различающимся. Проявляется это так: вы предъявляете аудиально ребенку повторяющийся ряд звуков «га» (очень много), это становится линией отсутствия изменений. Дальше, когда ребенок слышит звук «та», который для него различен, на мозговой активности вы видите резкое изменение, скачок. Это и есть негативность рассогласования. До года жизни, вне зависимости от того, предъявите ли вы редким стимулом «та» или горловой звук, вы будете видеть негативность рассогласования. Если же вы проведете это эксперимент на типично развивающихся детях после года жизни (русскоязычных, это важно), то вы не увидите этой негативности рассогласования на звук из хинди, или в принципе на звуки из неродной речи.
Нам было интересно, происходит ли такое же запоминание звуков у детей, проживающих в домах ребенка, или же негативность рассогласования остается и в более старшем возрасте. Мы провели эксперимент. Оказалось, что фонологическое осознание – возможность услышать различие между звуками хинди и родным языком — стирается и у детей из домов ребенка. То есть, они получают достаточное количество языкового инпута для того, чтобы обладать информацией о родном языке и речи – то есть, точно умеют определять родной язык.
При этом, если мы проводим эксперименты, связанные с более высокими структурами обработки информации – например, когда детей просят называть объекты, или когда им показывают картинку мальчика и говорят, что это цветок – информация обрабатывается дольше у детей из домов ребенка. Поэтому мы считаем, что там присутствует некоторое отставание в языковом развитии. Это мы видим и на поведенческих методиках; мы никогда не работаем только с психофизиологией, считаем, что это не очень информативно. Работа также и на поведенческом уровне позволяет сопоставить, то, что видно на уровне поведения и на уровне активности мозга. Есть ли полностью совпадающая интерпретация, или я буду видеть различия, и буду считать в такой ситуации, что на уровне поведения иногда различий нет, а на уровне мозговой активности – есть, и это не до конца сглаженное различие. Хотя оно может сглаживаться с годами, в зависимости от того, когда человек попал в семью, как долго он прожил в доме ребенка или детском доме.
Q: какая из трактовок слова «сознание» актуальна?
Я не занимаюсь проблемами сознания. Я понимаю, что существует большое разнообразие трактовок сознания, но сейчас я использую это понятие на достаточно бытовом уровне – как возможность осознавания.
Q: Вы видели контент Виктории Степановой? Можно считать ее психологом? Она считает, что может по фото определить сексуальную ориентацию.
Нет, это невозможно. Не знаю, кто такая Степанова.
Кстати, могу поговорить про псевдопсихологию и то, почему она нас тоже бесит. Возможно, еще сильнее, чем людей, которые не занимаются психологией. Это большая проблема: когда я прихожу куда-то, я не представляюсь психологом. Потому что иначе все подумают, что я сейчас буду рассказывать про ведических женщин, решать чужие проблемы, говорить, как надо правильно жить и рекомендовать психотерапевта.
Насчет психотерапевтов – я могу порекомендовать сообщества, которым я доверяю, или людей, с которыми я училась (или у которых училась). Но все остальные пункты – это совсем мимо меня, я таких советов не даю.
Псевдопсихология раздражает меня потому, что мне сложнее с ней бороться. Я оказываюсь в ситуации, когда я вижу человека, с которым была в хороших отношениях лет 10 назад, и он вдруг ушел в псевдопсихологию, и я понимаю – ой, похоже, мы не будем больше общаться. Для меня это болезненно. Люди, которые только смотрят на псевдопсихологию со стороны, могут просто сказать: ну, я просто не буду с ним знакомиться. Это во-первых.
Во-вторых, псевдопсихология плохо влияет на научную психологию. Она автоматически ставит под сомнение ее научность; «наука ли это» — нормальный вопрос, который все задают. Кроме того, и рассказывать про исследования, которые произошли в психологии, приходится с самого начала. Приходится начинать с методологии Карла Поппера; после него происходило еще много чего – был Марк Полони, например, и большая группа британских и венгерских методологов. И все это приходится рассказывать очень быстро, чтобы потом рассказать всего лишь об одном исследовании.
Я думаю, что это все точно так же может влиять на большое количество людей, которые отвечают за финансирование разных областей науки, особенно в России, и у которых нет возможностей, времени или желания подробно разбираться в том, как работают те или иные области знаний.
Я хотела рассказать про два других своих любимых проекта, помимо проекта по институционализации. Вторая большая область, которая меня интересует в нашей лаборатории – это проект по превалентности (распространенности) расстройств аутистического спектра на территории Российской Федерации. В значимости от того, как мы будем считать распространенность, и насколько окажется распространено каждое конкретное заболевание, расстройство или другая особенность развития, мы, как государство, должны будем изменять финансирование каждой конкретной области. В данный момент нет точной статистики по России по тому, как часто встречаются РАС.
Лаборатория, в которой я работаю, существует в плотном сотрудничестве с фондом «Выход», помогающим семьям с людьми с расстройствами аутистического спектра. Соответственно, мы начинали проект в Санкт-Петербурге, в Приморском районе, для оценки распространенности РАС. Это заняло у нас три года, мы продолжаем этим заниматься. Это очень большой проект. Он связан с необходимостью, во-первых, наладить понимание демографической статистики в целом в конкретном регионе. Команда большая, мультидисциплинарная, работают люди, занимающиеся популяционными исследованиями. Например, когда вы оцениваете популяционное исследование, вы строите модель, в которой вы пытаетесь понять, каким образом вы можете максимально представить генеральную совокупность (это все люди, на которых вы планируете перенести этот результат; например, когда мы говорим про конкретный район, это дети, проживающие в этом районе). Вам нужно оценить численность и демографическое разнообразие генеральной совокупности, чтобы понять, где вы конкретно можете получить качественную информацию об этих детях.
Такие исследования происходят в два этапа. Первый этап – это скрининговый этап; то есть, мы определенным образом работаем с поликлиниками, опрашиваем как можно большее количество людей по короткому опроснику. В нем они отвечают особенности развития своего ребенка, отвечая на вопросы « да/нет». Есть понятие «красных флажков» — особенностей, которые характерны для детей с РАС или для расстройств развития в принципе. Когда человек набирает определенное количество «красных флажков», мы связываемся с семьей и приглашаем их на второй этап. Кроме того, мы стараемся найти детей с минимумом «флажков» — потенциально нейротипичных, и также приглашаем их в лабораторию. На втором этапе мы занимаемся полной оценкой развития, включая батарею, связанную с оценкой РАС. Таким образом, мы определяем распространенность РАС в конкретном регионе, и это позволит нам создавать дизайн исследования, которое можно будет в полной мере провести в России.
За это я люблю работу в своей лаборатории. Она не только дает мне возможность заниматься разными проектами, но и позволяет чувствовать, что я делаю что-то социально полезное.
Третий проект, о котором я хотела рассказать – это проект о расстройстве языкового развития в изолированной популяции на крайнем севере России. Этот проект для меня интересен потому, что под «изолированной популяцией» мы понимаем популяцию из всего 800 человек. Эта конкретная популяция известна этим расстройством. Мы оцениваем, каким образом расстройство языкового развития передается у них, и смотрим, как это представлено на разных поколенческих уровнях. Мы собираем рассказы у бабушек, у мам, у всех ближайших и дальних родственников для того, чтобы оценить их языковое развитие, проводим полный комплекс оценки языкового развития у детей, смотрим, каким образом происходят связи внутри одной семьи.
Q: с чего начать, чтобы научиться помогать развитию ребенка?
Я не могу отвечать на этот вопрос, это слишком индивидуально. Кроме того, совершенно необязательно делать буст развития. Я верю, что люди, которые посещают хабр, читают, пишут на хабре – очень развитая аудитория; продолжайте просто играть и говорить со своими детьми.
Я не занимаюсь индивидуальным консультированием. Я не клинический психолог, это важно. Я имею право работать с клиническими популяциями, но не имею права проводить консультации (и никогда к этому не стремилась).
Q: какое исследование можно провести на ложные воспоминания?
Почитайте Элизабет Лофтус, это очень классно.
Для всех: ложные воспоминания – это такое событие, которое, как вам кажется, случилось с вами, вы уверены, что помните его, но на самом деле его не было. Элизабет Лофтус – психолог, исследователь памяти, человек, который больше всех вложил в развитие исследования ложных воспоминаний; про нее очень интересно читать, даже если вы не интересуетесь психологией.
История с ложными воспоминаниями выглядит следующим образом: когда вы оказываетесь, например, свидетелем аварии, то от того, как вам зададут вопрос, будет влиять то, какой ответ и каким образом вы дадите. Если разных людей спрашивать, с какой скоростью МЧАЛАСЬ машина и с какой скоростью ЕХАЛА машина до аварии, то, статистически, те люди, кого спрашивали со словом «мчалась», будут давать более высокие оценки скорости, чем вторая группа.
Элизабет Лофтус очень много работала (и работает, как мне кажется) с системой заключенных и людей, находящихся в предварительном заключении и это влияло на изменение протоколов допроса на территории США.
Q: ложные воспоминания – это дежа вю?
Ложные воспоминания – это когда вы считаете, что с вами что-то происходило какое-то время назад, и вы уверены в этом. Например, в том, что вы были в Диснейленде. А ваши родственники говорят – не были мы в Диснейленде в твоем детстве, прости. Может быть какое-то более обширное воспоминание. А дежа вю – это когда вам кажется, что о событии, которое только что произошло, вы знали заранее. Дежа вю и ложные воспоминания, как считается, имеют общие корни, но подробнее про дежа вю я не могу сказать.
Q: может ли служить примером ложных воспоминаний детализация сна?
Ведь, как правило, нам снятся размытые образы, а уже четкость и логичность событий произошедших во сне мы додумываем, пересказывая сон.
Я боюсь соврать, поэтому я скажу, что не знаю. У меня есть собственные додумки, но это не может считаться экспертным знанием.
Я хотела еще поговорить на тему «что делать, если у меня образование физика, математика, CS и я хочу работать в нейронауке или когнитивной науке». Во-первых, это классно, приходите к нам, у нас есть печеньки. Во-вторых, перед этим почитайте литературу. Я очень рада людям, которые приходят в когнитивную нейронауку со знаниями из других областей; мне, например, в команде не хватает человека с инженерным образованием, или со знанием классической математики, теории графов.
У меня есть проект про связность головного мозга у детей с опытом институционализации – это проект, который я делаю в этом семестре. Я пытаюсь взять разные метрики коннективности (связности) и написать скрипт, который позволит мне обработать один и тот же набор данных, используя разные метрики, и получить разные результаты, а дальше – написать к этому каждый раз отдельную интерпретацию и отдельное представление о том, какое заключение можно сделать. И так же сделать с данными взрослых людей с опытом институционализации. Проблема в том, что я пишу на Arc, но плохо пишу на Python и совсем не умею работать с Matlab, а это очень пригодилось бы. Мне хорошо было бы иметь в помощь кого-то, с кем можно обсуждать разные метрики. Я начинаю сейчас теорию графов, использую метрики из теории графов, но остается большое разнообразие оценочных систем, например – динамических систем. Это было бы очень в помощь.
Есть одна проблема, которая происходит с людьми, приходящими из областей, которые считаются более естественно-научными. Это как на той картинке из xkcd, где проранжированы разные научные области в представлениях о их точности, и математик говорит: «Да вас отсюда вообще не видно». Люди, которые приходят в когнитивную науку или нейронауку из более точных областей, считают, что, сейчас они возьмут тот метод, который использовали до этого – например, машинное обучение – и приложат его, а потом расскажут мне, как работает вся область знания. Это не срабатывает. Потому что для того, чтобы вам интерпретировать результаты ML (в том числе), или чтобы сделать более точную модель, надо понимать, что происходит внутри. А для этого нужно получить хотя бы часть того образования, которое люди по 10 лет получают.
Это не наезд. Я действительно призываю вас прийти к нам и попробовать что-нибудь сделать, если вам интересно. Я попрошу оставить мои контакты под видео. Может быть, вы сможете присоединиться к одному из наших проектов и даже попасть к нам на постоянной основе; я надеюсь, что в ближайшем будущем у нас появится позиция инженера. Но такая классическая проблема остается.
У меня есть хороший друг, он пишет диссертацию по использованию ML с данными МРТ. Он сам физик. И примерно раз в месяц он мне говорит: данные какие-то непонятные, что тут происходит? И я ему пересказываю кусок cognitive neuroscience. Конечно, я понимаю, что для того, чтобы иметь достаточно знаний на эту тему, нужно большое количество времени, и у него этого времени просто не было. Поэтому, если вы хотите работать в нейро- или когнитивной науке и хотите прийти в проект – пишите в лаборатории, которые этим занимаются. Обязательно найдете проект, который будет вам подходить, и в котором общаться будет приятно и интересно, и вас будут в состоянии адекватно услышать.
Кстати, есть отличная смешная история на тему того, «что делать, если у меня образование физика, математика, CS и я хочу работать в нейронауке». Илон Маск какое-то время назад анонсировал компанию, связанную с нейро, чтобы построить artificial intelligence. И сделал объявление в твиттере: приходите все, нужны только предварительные знания в области инжиниринга или программирования, и нужно, чтобы не было предварительных знаний в области когнитивной психологии, нейро или чего-то подобного. Все бы ничего, но через какое-то время они делали презентацию этой компании, и на картинке с описанием мозга перепутали левую и правую части (это просто сделать, если вы никогда не смотрели на мозг и не представляете, как он устроен). Такая шутка теперь есть. Хотя я очень уважаю Илона Маска.
Q: есть ли сознание у кошки?
Сейчас я воспользуюсь этим моментом. У меня есть чудесный опыт, где я имею прекрасную возможность обсуждать наличие сознания, поведения и прочего у животных. У моих прекрасных друзей есть проект bobig.ru — это научно-просветительский проект, в котором они рассказывают про взаимодействие с собаками, про то, какие аспекты жизни и поведения собак существуют. Они ставят классные ссылки на исследования. Там можно прочитать про сознание у собак – это схожий вопрос, и ответ тоже будет схожий.

sergdemanov
Нет ответа на главный вопрос! Есть ли сознание у кошки?
galimova_ruvds Автор
Согласна! призываю ovchinir ответить в комментариях
tgz
Есть, только оно примитивное, по сравнению с человеческим. А человек кроме сознания обладает еще кое-чем.
chelovek-jpeg
человек ничем не отличается от животных и уж точно не является венцом природы, ведь любое его супер-гениальное достижение супер-гениально лишь в его глазах, с позиции той же кошки человек занимается какими-то глупостями, также как и кошки для нас. У кошек очевидно абсолютно такое же сознание, они также видят сны (а значит представляют, воображают и мыслят, ведь сон это и есть поток мыслей), дрыгают лапками, думая, что это не сон, а реальность, те же самые эмоции — страх, грусть, лень, юмор (игра котят друг с другом), радость, также у них вполне могут быть психические болезни типа того же раздвоения личности, повышенной агрессии и прочего
omxela
А кто-то спорит? Все так. Но вопрос: сознание — это бинарная штука? То есть,
его либо нет, либо оно совсем есть? Или есть градации? Вот у двухлетнего
ребенка, который еще не говорит (ужас!) — у него есть сознание? Мне ближе
не кошки, а собаки. Буду о них. Вот они — это примерно двухлетний ребенок,
который не может говорить. Но ребенок научается. А собака — нет. Самое
смешное, что наше подсознание (не говорю, что это такое) — это тоже
по своим повадкам примерно (конечно, примерно) двухлетний ребенок.
Лично у меня нет сомнений в наличии сознания у собак. И они, в самом
деле, подвержены психическим хворям. Только тут нужно сказать, что
их дикие прообразы (волки) таким хворям не подвержены вовсе. То есть,
сознание, психика, болезни — все это плата за многовековое общение с
человеком. Это такая суровая эмпатия. Дети, кстати, пользуются ею во всю
в период начального развития от 0 до 3-х, потом с 3-х до 5-ти, и так далее.
Мне так кажется.
DaneSoul
omxela
Неоднократно встречал упоминания о таких работах. Но я не есть специалист в этих вопросах, поэтому изложил сугубо свою личную картинку. Мне это напомнило известный анекдот. Волки Вас смутили, а подсознание — нет?
DaneSoul
А вот с психическими болезнями все более наблюдаемо и многие из них имеют вполне конкретные исследуемые проявления на молекулярно-клеточном уровне в том числе.
И я не вижу почему у волков не будут проявляться психические заболевания возможные у собак. Тем более что фрустрирующих волков бегающих в зоопарках кругами видел лично.
michael_v89
Не надо путать сознание и интеллект.
Bedal
не примитивное, а другое, эпизодическое (с поправками на то, что считать сознанием). Любой владелец кошки или собаки скажет, что иногда животное ведёт себя разумнее окружающих людей. Но именно иногда. Разумные эпизоды есть у всех теплокровных, у кого чаще, у кого реже.
И у человека такие эпизоды — тоже именно отдельные, не связные эпизоды. У человека, выросшего вне языкового общения с другими людьми. То есть человек сам по себе — животное очень умное, но не разумное.
Полноценный разум (или сознание, зависит от определений) возникает за счёт передачи результатов предыдущего разумного эпизода на вход следующего. Соответственно, язык (не обязательно устный, это может быть и язык жестов) — обязательное условие разумности. Отдельный человек становится разумным, освоив язык и начав думать словами.
Yermack
https://en.wikipedia.org/wiki/Animal_consciousness во многом зависит от определения. Так или иначе, в способности воспринимать себя и свое восприятие некоторые виды находятся довольно близко к нам. А вот проект Бобин не нашелся — зато посмотрел пару роликов про производство бобин
andrew_progs
Да, я тоже попробовал искать как Бобин, так и Bobin — ничего подобного нет, единственное релевантное упоминание — тут, а очень интересно было бы почитать конкретно про собак.
И получается так, что за ответом на вопрос отправили искать несуществующий(публично, по крайней мере) проект. Интересный уход от ответа, хоть и довольно неуважительный по отношению к читателям\слушателям. Можно было хотя бы под видео ссылку оставить.
iiwabor
Чтобы ответить на вопрос, есть ли у кошки сознание — просто посмотрите ей в глаза и найдете ответ)
Sultansoy
смотря в глаза животному, вы попадаетесь на уловку эмпатии, от того и мнимое понимание
psychodelist
Тот, кто считает, что понимание мнимое знает какое есть действительное?
chelovek-jpeg
самое интересное, что когда кошки, например, просят кушать, они сами смотрят нам в глаза и мяукают. Т.е. понимают, где у нас глаза, как они выглядят и для чего они нужны
brom_portret
не факт. может это автоматические реакции и внутри у кошечки не сознание а философский зомби
red75prim
Если уж заговорили о философском зомби, то сначала докажите, что вы не философский зомби и понимаете о чём говорите, а не просто выдаёте автоматические реакции.
brom_portret
а какое моя потенциальная философскозомбость имеет отношение к вопросу наличия сознания у кошки?
red75prim
Если принять возможность существования ФЗ, то вы не сможете доказать наличие сознания у себя, не то что у кошки.
Удивляет как эта ошибка мысленного эксперимента получила такое распространение.
brom_portret
Какая ошибка?
red75prim
Философский зомби. Представить его невозможно, остаётся порочный круг: если ФЗ возможен, то он возможен.
brom_portret
ок, а в чем ошибка, друг?
dolovar
Alex_ME
А согласно некоторым, довольно радикальным, ммм… философским взглядам (см. панпсихизм) феноменальное сознание (т.е. способность к субъективным ощущениям, квалиа, вот это все) в той или иной степени (возможно, очень-очень малой) присуща вообще всей материи.
Sadler
Можно, конечно, так смело допустить, что сознание как феномен является неотъемлимым свойством материи. Тогда нужно найти границу между сознанием и простым логическим исполнителем, логической цепью, у которой нет никакого выбора, а поведение диктуется исключительно внешней средой. Исходя из этого, лично я считаю память, хотя бы кратковременную и примитивную, необходимым критерием сознания в его привычном понимании. А само сознание воспринимаю как механизм прогнозирования, машину предсказания будущего по текущим сенсорным входам и предыдущему опыту.
Alex_ME
Выше я говорил о сознании как о субъективном ощущении, а не о поведении, выборе, какой-то сложной умственной деятельности. Понятий создания много, это одно из них.
Некоторые теории сознания (сомневаюсь, что они тянут на научную теорию) разделяют сознание-доступ — как раз "думание", когнитивные, функциональные свойства, и феноменальное сознание — способность к субъективному ощущению.
Ключевые слова: трудная проблема сознания, квалиа и то же феноменальное сознание. Есть некоторые статьи на хабре на эту тему.
Возможно, все это чисто философские упражнения для ума, а реально стоит "shut up and calculate".
andrey_aksamentov
На этот вопрос ответ может дать только сама кошка! Осталось совсем ничего — наладить диалог!
Bedal
а у термина «сознание» есть настолько строгое определение, что эти состояния можно различать?
Refridgerator
Текущая позиция гуманитарного научного знания — нет, не имеет. В том числе и потому, что сознание по определению является тем, что характерно только для человека — то есть то, что качественно отличает человека от всех прочих животных. При этом сознание не индивидуально — с точки зрения социологии, человек носитель не просто сознания — человек носитель общественного сознания (из чего в частности следует, что он ограничен в свободе воли и желаний) и выросший вне общества человек полноценным сознанием обладать не будет (эффект маугли).
Сознание, в своей краткой формулировке — есть отражение реальности, и одно из качественных особенностей, отличающих наличие сознания — это способность к творчеству. Человек может нарисовать картинку любимой кошки и поделиться ею с другими людьми. Кошка не нарисует портрет любимого человека и не будет обсуждать с другими кошками, какой же он у него няшка.
dolovar
Refridgerator
По определению, сложившемуся исторически, и по определению, согласно которому гуманитарные науки и развивались. Даже само слово «гуманитарный» содержит в себе подсказку — «human» значит человек.
Можно даже увидеть в действиях природы:dolovar
Психология вполне успешно прикладывается к изучению психики не только человека.
Заметьте, как от «сознания» разговор свернул к «творчеству», а теперь к «разуму». Постулаты «сознание это когда творчество» и «сознание это когда разум» лично мне видятся слабо обоснованными, мягко говоря.И лингвистика может заниматься не только человеческими языками.
Некоторые и биологию относят к гуманитарным наукам, противопоставляят техническим и забывая про естественные, бывает.
Мне здесь только одно интересно — в чем практическая польза проведения границы «это гуманитарное»?
Не говоря уже о том, что определения вида «слабоопределенный термин — это другой слабоопределенный термин» сами по себе плохо работают.
Refridgerator
Например — по этой схеме собрать кота из компонентов не получится:
michael_v89
Почему это?
Refridgerator
Как минимум потому, что компоненты для сборки вы не сможете купить в магазине или вытащить из других, неработающих котов.
michael_v89
Да запросто.
Робокот MarsCat
Какая разница, как называть детали? На возможность сборки это не влияет.
Если же у вас на картинке не названия деталей, то и картинка не схема. По не-схеме собрать кота действительно не получится, но деление наук тут ни при чем.
Refridgerator
Так это вроде робот, а не живой кот. Я смогу отличить робота от живого кота.
michael_v89
Так живого кота в принципе нельзя собрать из компонентов, он сам растет. Если мы его соберем, то это тоже будет робот. Тогда у вас просто изначально невыполнимая задача, и ни о чем другом это не говорит.
Refridgerator
Живому человек можно добавить компонент от другого, не обязательно живого не обязательно человека — он от этого не превратится в робота и продолжит жить дальше. А собрать живого человека из компонентов исключительно от мёртвых людей пока ещё не научились. Жизнь здесь является качественным свойством, которое невозможно получить чисто синтезом.
michael_v89
Ок, но я не понимаю, как это связано с исходным комментарием.
a1111exe
Разве человек — не часть природы? Если не часть, то сверъестественное существо — отсюда до религии один шаг. Если часть, то у природы бывает разум — а это (по Вашим словам) признак первобытного мышления, разновидность религии. Интересно получается… :)
Мне трудно представить себе философию как гумантираную науку, но не будем об этом… Насколько мне известно, в философии нет общепринятого консенсуса о природе сознания. Вообще говоря, в англоязычной литературе различают между mind и consciousness. Первое обычно имеет более широкий контекст и включает в себя элементарные квалиа типа сенсорных ощущений. Второе понимается в более узком смысле — например, как способность к рефлексии и интроспекции. Первое практически по умолчанию приписывается и животным. Второе, обычно, тоже — после всяких хитрых экспериментов демонстрирующих способности типа узнавания себя в зеркале.
michael_v89
Одно из качественных особенностей, отличающих наличие сознания — это способность мяукать. Не вижу никаких причин, почему это определение менее верное.
Refridgerator
Потому что для мяукания не нужно переосмысливать реальность. Вы вполне можете имитировать маукание (с помощью магнитофона например) — это не наделит источник звука мяукания сознанием.
michael_v89
Творчество мы тоже можем имитировать (с помощью видеомагнитофона например), и оно тоже не наделяет источник видео творчества сознанием.
Refridgerator
Имитировать и пытаться имитировать — несколько разные вещи. Уже существуют нейросети, которые пытаются это делать — но они работают по заложенным в них алгоритмам и ни одна из них не смогла (пока ещё) переосмыслить реальность. Попугай может повторять слова за человеком — но обсудить с ним наличие квалиа у философского зомби у вас вряд ли получится (а если получится — ну ок, чё).
michael_v89
Кошка не имитирует мяуканье. Следовательно, в соответствии с моим опредлением у нее есть сознание.
Refridgerator
michael_v89
Да, я к этому и веду. И где же обоснование вашего постулата?
Нет, нужно его просто обосновать. А если обоснованный постулат не вписывается в накопленную систему знаний ("у животных не может быть сознания, это же все знают"), возможно эти знания неправильные.
Никакой. Как ее нет и с творчеством как признаком сознания/интеллекта (которые почему-то все то и дело путают).
Я не знаю, что в этом контексте означает слово "самодостаточную", так как ценность определяют потребители, обладающие сознанием. Но я совершенно точно знаю, что тысячи лет назад, когда появились первые наскальные рисунки, никто не продавал их за миллионы долларов, а следовательно это никак не может быть определяющим признаком сознания.
Даже если бы продавали, это все равно не доказывает, что этот признак хоть как-то связан с сознанием или интеллектом. Золото тоже продают за миллионы долларов, это не значит, что у золотой жилы в земле есть сознание.
Refridgerator
Я вроде бы вполне однозначно изложил в чём разница. Кошки не сочиняют сказок, которые другие кошки пересказывают своим котятам в воспитательных целях. По крайней мере я не слышал о наблюдениях, которые бы это однозначно подтверждали.
Она значит что, например, имеет ценность не только песня «Yesterday» в исполнении Пола Маккартни, но и ноты этой песни сами по себе, которые будут исполнять другие люди на других инструментах, записывать на скрижалях и передавать следующим поколениям.
Может, кто-то кому-то отдавался за эти рисунки, почём мне знать. Признак сознания в том, что для рисования нужна мотивация и наделение рисунка смыслом, понятного другим людям.
Если вы постулируете «не только человек обладает сознанием» — вам нужно определиться, на каком этапе способность сознания заканчивается. У млекопитающих? Насекомых? Растений? Природы? Всего что движется? Всего сущего в принципе?
dolovar
Если я постулирую, что не только человек обладает ногами, то мне нужно определиться, на каком этапе способность обладать ногами заканчивается: млекопитающие, насекомые, растения, живое, двигающееся, сущее?
P.S. Если песня — это творчество, то в творчестве замечены не только млекопитающие, но и птицы.
Refridgerator
dolovar
У ног есть функциональность, да. Но как из этого следует, что именно мне, постулирующему «ноги не только у людей», нужно проводить границы между ходящими, ползающими, плавающими и так далее?
Для обоснования постулата мне достаточно привести несколько убедительных примеров. Кому и для чего нужно определить «на каком этапе способность чего-то там заканчивается»?
Refridgerator
Наверно потому что в науке ценность выдернутых из контекста отдельно взятых фактов околонулевая. Почему-то в биологии не говорится, что «не только человеческие детёныши питаются молоком»? Там почему-то выделяется отдельный класс животных — млекопитающие, у которых есть какие-то общие черты и среди которых — и вид Человек разумный (лат. Homo sapiens). А вот про Сattus sapiens почему-то ничего не сказано; может потому что сattus никакой не sapiens?
dolovar
— Почему и отчего заметившему факт нужно обязательно провести все возможные границы?
Речь шла про сознание, а не про разум.— Потому что факт сам по себе не имеет значения.
— Я клад нашел!
— Теперь тебе нужно найти все клады, потому что в экономике стоимость одного клада околонулевая.
Refridgerator
dolovar
Вот, например, я постулирую — сознание опирается на механизм знаний, соответственно сознание присутствует у животных, способных к абстрактному мышлению и обладающих механизмом долговременной памяти.
Теперь Вы вменяете мне в обязанность выяснить, есть ли механизм долговременной памяти у кузнечиков, рыб фугу и снежных людей, чтобы провести границы. Почему именно мне? Какая практическая польза от проведения границ для раскрытия первоначального постулата?
Далее, например, кто-то другой постулирует — в определении сознания обязательно должна присутствовать рефлексия, значит сознание есть у тех животных, которые способны узнавать себя в зеркале.
Теперь Вы вменяете ему в обязанность выяснить, в чем разница между теми кошками, которые узнают себя в зеркале, и которые не узнают — сознание есть только у первых. Почему именно постулировавший должен прорабатывать детали, вычерчивать все границы?
Refridgerator
1. Потому что в противном случае будет ещё хуже — можно постулировать любую дичь, в том числе и с явной целью троллинга, и требовать от остальных доказательства обратного, что полностью снимает ответственность за любые изречения.
2. Потому что постулат по определению недоказуем и вводится для того, чтобы решить нестыковки в наблюдаемых экспериментах. Например — корпускулярно-волновой дуализм (от которого, насколько мне известно, в современной физике уже отказались) который вне двухщелевого эксперимента никакой ценности не имеет.
3. постулат может быть просто ошибочным — например вследствие неправильной интерпретации результатов эксперимента.
dolovar
Обосновывать и оценивать постулат следует не проведением границ, как мне кажется. Постулат «сознание есть только у людей» даже с границей выглядит сомнительно и бесполезно.
Вы предлагали определять не границы, а свойства.Но, кажется, я понял.
— Если определение сознания, которого Вы придерживаетесь, допускает существование сознания не только у людей, то поясните, по-вашему какие свойства сознания позволяют определить его наличие или отсутствие?
Refridgerator
Разрешите мне отказаться от продолжения этой дискуссии — у меня появилось мотивация доработать свой спектроанализатор с произвольным N — потому что наконец появился человек, проявивший к нему интерес. Всем участникам спасибо за участие и плюсики в карму в благодарность (а у вас уже стоял))
michael_v89
А я не сказал, что он лично ваш. "Ваш" в данном контексте означает, что вы его привели.
А, ну понятно всё, "это сложно объяснить, вы ничего не понимаете". Нету тут ничего сложного, есть у кошки и сознание и интеллект. Это ясно любому, кто наблюдал за разными животными больше одного дня. Просто некоторым очень хочется верить в уникальность человека.
Ну что за логические манипуляции, вроде нормальная дискуссия была) Не надо выдавать желаемое за действительное. Ответ на этот вопрос нисколько не однозначный в целом, и ваш ответ в частности.
Ну да, не сочиняют. А люди не мяукают. Хотя могут пытаться имитировать.
И этот факт совершенно не означает, что это является определяющим признаком, есть сознание или нет. Именно по этому критерию между мяуканьем, гавканьем и творчеством нет разницы.
Более того, многие люди тоже сказок не сочиняют. У них нет сознания?
Ноты сами по себе ценности не имеют, они имеют ценность только в восприятии других людей, обладающих сознанием. А значит в определении сознания этот критерий участвовать не может, так как получается логическая тавтология.
А, то есть уже не в стоимости в миллионах долларов? А говорите, однозначный.
Давать/получать знания в форме разрозненных комментариев, пытаясь вместить в них несколько лет наблюдений — довольно проблематично. Но если вам действительно интересно, у меня есть статья на эту тему.
Refridgerator
Refridgerator
michael_v89
Я вас уверяю, есть много людей, которые не смогут кодировать/декодировать ноты. У них тоже нет сознания?
Ну вот попросили вы, а человек не сочинил. Потому что не хочет, или потому что вашего языка не знает. Это значит, у него нет сознания?
Вы постоянно пытаетесь придумать какие-то критерии, которые затыкают логические нестыковки в предыдущих утверждениях и создают новые.
Это не значит, что это является определяющим признаком сознания.
Это даже не значит, что они не могут их сочинить. Может они вам сказки не рассказывают потому что у них речевой аппарат не развит. Сны например им снятся, чем не сказка? Просто рассказать о них они не могут.
Refridgerator
Ну значит вы его плохо промотивировали. Если он понял просьбу — он обоснует свой отказ. Если не понял — то тоже даст понять, что не понял о чём речь.
И как вы это определили, если рассказать о них они не могут?
Refridgerator
michael_v89
Я вот собаке говорю "сколько будет 2+2", она уши поднимает, смотрит вопросительно и хвостом виляет. Тоже дает понять, что не понимает о чем речь.
Вот это и есть факты наблюдений, которые вы упорно игнорируете.
Никак, это просто предположение. Просто пока вы не докажете, что это не так, ваш тезис "кошки не сочиняют сказок" тоже не доказан. Это же вы делаете утверждение, что не сочиняют, а не я, вам его и доказывать.
И? Кодировать/декодировать ноты люди все равно не умеют.
Некоторые животные рисуют, а волки на луну воют. И подавляющее большинство животных строит инженерные конструкции под названием "жилище". Это все подходит под понятие "творчество".
Ну и что? Я-то спросил про момент когда они еще не научились. Вы же говорили, что не умеют значит нет сознания. Почему вдруг критерий поменялся?
А кроме того, у нас разговор не об этом. Да, если существ можно научить читать ноты, значит у них есть сознание. Это правда требует точного определения слова "научить", но неважно. А у нас разговор о том, можно ли сделать вывод, что если научить нельзя, то сознания нет. И про это вы вообще еще ни одного аргумента не привели.
Refridgerator
Я привёл достаточно доводов, на мой взгляд. Но против вашего «для наличия сознания достаточно мяукать» они конечно же бесследно меркнут. Против мяуканья мне нечего противопоставить, правда. В этом Вы победили.
michael_v89
Ну давайте я еще раз объясню. Вы привели доводы про утверждение "если есть творчество, значит есть сознание". А я просил привести доводы про "если нет творчества, значит нет сознания".
Это как выражение "необходимо и достаточно" из математики. "Необходимо" означает, что без этого никак, а "достаточно", что больше ничего не надо.
Вы так и не поняли? Мое "для наличия сознания должна быть способность мяукать" ничем не отличается от вашего "для наличия сознания должно быть творчество". Потому что они оба никак не доказаны.
Refridgerator
А разве это не так? Среди других животных тоже есть уникальные по каким-то определённым признакам.
michael_v89
Так а неважно, что склонны считать вы или я, важно какими фактами вы это обосновываете. Наблюдения дают факты.
Очевидно же, что я говорю про то, о чем идет речь, об уникальности по критерию наличия сознания, раз у нас в данном разговоре это синоним интеллекта. Человек в этом не уникален.
У человека и млекопитающих животных схожее строение и схожие органы чувств, а органы чувств это единственный источник информации об окружающем мире. Тут даже логически не может в середине пути обработки информации появиться какой-то магической сущности, которая есть у человека, но почему-то нет у животных, хотя пути и результаты обработки информации одинаковые. Если вы бросаете собаке мяч, а она его ловит, значит и вы и собака наблюдаете мяч и реагируете на его движение. Если вы считаете, что получать информацию "я наблюдаю мяч" вам позволяет ваше сознание, значит и у собаки оно есть. Все просто.
michael_v89
Если вы постулируете «только человек обладает сознанием» — вам тоже нужно в этом определиться. Спящий, новорожденный, 9 месяц беременности, первый день беременности? Человек 2000 лет назад, неандертальцы, человекообразные обезьяны, из которых неандертальцы появились?
Refridgerator
Так выше писал уже. Человек не просто носитель сознания — он носитель общественного сознания, к которому приобщается в процессе развития. Конечно, у новорожденного вы его экспериментально не найдёте — но у него предпосылки. Как и ноги, которые у него вроде есть, но пользоваться ими он ещё не умеет.
Вы можете привезти аборигена из Африки — и он достаточно быстро социализируется для того, чтобы говорить по-английски, сниматься в кино наравне с белыми и даже получить Оскара. А даже близкая к нам обезьяна так не сможет, даже если она внешне очень-очень будет на человека.
Am0ralist
Но при этом, если человеческого младенца изолировать от общества и дать на воспитанием волкам, то через пару лет пытаться социализировать его будет бессмысленно, ага.
michael_v89
Зато они рисуют, так же как маленькие дети. Вы же только что это называли основным признаком.
О, уже общественное сознание появилось. Так про него никто и не спорил) Весь разговор идет про обычное сознание, которое и позволяет "приобщаться к общественному". Собаки например вполне понимают, что означают некоторые слова, причем могут изучить это на любом языке. Возможности их интеллекта таковы, что приобщение к языку возможно только в этих пределах.
Am0ralist
Черт, я вспомнил примеры лучше. Стада слонов управляются самками, чем старше самка, тем лучше живёт стадо. Рисовать слоны, кстати, вроде тоже учатся.
А ещё обезьяны придумали проституцию, когда их научили пользоваться «деньгами».
А сколько животных проходят зеркальный тест (то есть осознают самого себя)…
ArtemSi
Вот-вот. Жду ответа! Я явно уже созрел для него!
lavmax
И правильно, что нету. На такие вопросы не должно быть ответов ибо они не имеют смысла. Есть ли сознание у кошки зависит от вашего определения сознания — вот и весь ответ. Можно придумать определения в которых кошка будет или не будет обладать сознанием.
michael_v89
В этом вопросе подразумевают то явление, которое называют сознанием у человека, и что привязка именно к человеку несущественна. Если вы придумаете определение, которое этому не соответствует, значит оно не является ответом на этот вопрос.
dolovar
Если же вопрос несет смысл, то в нем подразумевается какое-то другое определение.
michael_v89
У человека есть нос. Вопрос "есть ли нос у кошек?" лишен смысла?
dolovar
Одно утверждение: носы бывают у людей.
Даже придумывать не нужно, определений уже много разных придумали, остается только выбирать по вкусу. Цитата из вики: У ученых не было и нет консенсуса, поэтому вопрос про сознание у кошек — это ну очень не четкое ТЗ, для которого принципиально невозможно найти решение, устраивающее все стороны.Совсем другое утверждение: заметный выступ посреди лица, свойственный общественно развитому человеку и связанный с дыханием, идеальная сторона целеполагающей деятельности (большая часть фразы взята из определения «сознания» в БЭС).
Во втором случае вопрос про кошек потеряет смысл.
Следовательно, задававший вопрос должен или придерживаться не второго, а какого-то другого, не завязанного на людей определения, либо не понимать, чего он хочет своим вопросом добиться.
Поэтому и получается, что:
michael_v89
Ну так я и написал — подразумевают, что привязка именно к человеку несущественна. Поэтому если придумать определение, которое без привязки к человеку не имеет смысла, то оно не является ответом на тот вопрос, который подразумевался. Соответственно, нужно определение, которое завязано на особенности, которые есть у человека и у кошки. А это отсеивает значительную часть определений.
s1im
В вопросе про Викторию Степанову, возможно, имелась в виду популярная ютуб-блогерша Вероника Степанова (1.5М подписчиков)?
Alexufo
Эта которую киданули разрабы из Львова?) Программисты анальники.avi
FlyingDutchman2
Есть и Виктория: https://vk.com/victoriya_stepanova
VPryadchenko
"Она считает, что может по фото определить сексуальную ориентацию.
Нет, это невозможно."
Интересно, в результате какого эксперимента была опровергнута эта гипотеза, и с какой достоверностью? Или это только мнение респондента? Тогда это не очень-то "научно")
red75prim
https://arxiv.org/abs/1902.10739 Нейросеть определяет по фотографии сексуальную ориентацию мужчин с точностью 68%, женщин — 77%.
northzen
Там используются в том числе культурные признаки, например, наличие макияжа или наличие очков (а значит и готовность в них фотографироваться). Это можно увидеть по усредненным фотографиям женщин обоих классов.
red75prim
Да, какую-то роль это играет. В работе есть и точность предсказаний только по форме лица (facial morphology): для мужчин — 62%, женщин — 72%.
Sadler
Собственным глазом на их composite faces я вижу основную разницу в форме носа и наличии/отсутствии очков. Можно попробовать повторить их результаты, но ограничить предсказание по 1-2-3 параметрам из latent space, тем самым уточнить, что там сеть действитльно нашла различного, и не является ли это ошибкой выборки.
dolovar
Карл не обладал монопольным правом очерчивать границы всех наук скопом.
Здесь уместно процитировать википедию: Любопытно, насколько популярным стал упрощенный образ науки, уложенный в прокрустово ложе единственного критерия.
Если же вместо модного критерия взять определение науки, то станет очевидно, что если не все, то многие психологи именно наукой и занимаются.
akryukov
Почему этот критерий переводят калькой?
Слово "фальсификация" в русском языке имеет коннотацию "подделки", а в английском — "превращение утверждения в ложь".
Если по-русски назвать его "критерий опровергаемости теории", то смысл будет передан лучше.
IcEWaRRiOr_2002
Конечно у кошек есть сознание, иначе живя в дикой природе, как бы она оценивала расстояние прыжка до птицы / мыши? Как без сознания кошка бы понимала, когда можно вступить в драку с противником, а когда драпать во все лопатки? Это заблуждение — считать, что у кошки нет сознания, глядя на своих питомцев, запертых в четырёх стенах, у которых из развлечений — сон, еда и редкие игры с хозяином, который иногда может лезть, когда у кошки нет настроения.
Emulyator
Ну тогда нельзя отказать в сознании и комарам, которых тоже знают, что лучше напасть на засыпающего в темноте, а днем отсидеться в безопасности где-нибудь на потолке. )
IcEWaRRiOr_2002
Ну да — все обладают сознанием того, или иного уровня развития. Да хотя-бы те же комары — одни шустрые, уворачиваются из-под мухобойки в каких-то сантиметрах от неё, а иные — вялые, их можно поймать пальцами, они не особо и стремятся улететь.
nikolayv81
Комары слишком большие, вот химические вещества знают с кем реагировать а с кем нет… Тут всё же вопрос определения...
chelovek-jpeg
так оно у них есть, в конце концов все мы очень дальние родственники. У них также есть сексуальное влечение, без этого размножения бы не было, также хотят кушать и также могут рандомно просто из интереса куда-то перемещаться, ведь любознательность такой же древнейший инстинкт. Это ж не роботы
dolovar
michael_v89
Можно. Это знание заложил в нее программист, у которого есть интеллект и сознание.
dolovar
IMHO, нельзя, поскольку это разные сущности: данные, информация, знания.
michael_v89
Тогда ни человек, ни комар не обладают знаниями.
dolovar
В человеке реализован механизм познания, поэтому человек создавать знания на основе информации, извлеченной из данных, получаемых от органов (и не только) чувств и памяти.
А вот комар тупо следует программе, опирающейся на информацию, извлекаемую из данных, получаемых от органов чувств.
Без знаний и сознание не нужно.
michael_v89
Ну вот, создал и заложил в программу. Программа обладает знанием. Хотя и не обладает способностью его создавать. Я говорю про обычные программы, а не про поведение комара.
Alexufo
Как бы таракан мог убегать, когда вы свет включаете?
Griboks
Самый наглядный пример, который полностью объясняет суть психологии как науки — не может ответить даже на самый банальный вопрос да/нет.
slonopotamus
Да и тут то же самое:
Ну и дальше всякое блабла. Простой ответ на этот вопрос — это или ДА или НЕТ.
Refridgerator
На самом деле правильный вопрос не в том, является ли психология наукой
dolovar
Возьмем дизайнера и спросим — вот этот цвет является красным, да или нет? Дизайнер ответит — нет, это кораловый. Другой дизайнер ответит — для вас какой диапазон считается красным? Третий дизайнер ответит — чистого красного не получится, всегда есть влияние профилей и воспроизводящего устройства. Что такое «красный»?
Возьмем программиста и спросим — эта функция правильно работает, да или нет? Программист ответит вопросом — а что есть правильно, что от функции ожидалось? Или ответит — да, не вижу проблем. Или ответит — не гадай, а напиши тест. Или ответит — вроде правильно, но сейчас так не принято. Что такое «правильно»? Все ли функции обязаны возвращать «да/нет»?
Возьмем ученого и спросим — вот это является наукой? Один ответит — да, поскольку это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. Другой ответит — вряд ли, там мало предсказательной силы, а значит вот эта ваша «выработка знаний» уже не наука, а беллетристика. Третий — будьте проще, если нельзя поставить опыт для попытки опровержения, то это не наука. Четвертый переспросит — вам вообще для чего нужен ответ на этот вопрос, он что-то даст человечеству? Этот вопрос сам по себе научен? И с каких пор критерием ученого стал навык отвечать «да/нет» на любые вопросы?
Возьмем психолога и спросим — кошка обладает сознанием? Один ответит — да, у кошек есть состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события. Другой — нет, сознание по определению это высшая, свойственная только людям и связанная со способностью объяснить мысли функция мозга. Третий согласится и укажет на словарь — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Четвертый покрутит пальцем у виска и предложит пешую прогулку в википедию, где вариантов разных ответов не меньше десятка, так что требование «банального да/нет» выглядит странно. Пятый психолог начнет спрашивать в ответ — что вы имеете в виду под сознанием, не спутали ли с разумом, давно ли вы ищете ответ на этот вопрос, какие способы поиска уже попробовали, есть ли планы на следующие попытки поиска, вы вообще для чего задаете этот вопрос, прикола ради?
P.S. На тему банальных ответов также вспоминаются вопросы с пресуппозицией — Вы уже перестали пить коньяк по утрам? Да или нет?
Griboks
Ну так можно про любую «науку» сказать и привести 100500 примеров: философия, экономика, психология, астрология, нумерология, догматика, магия и т. д. Только вот по поводу математики или физики нет никаких сомнений, любой человек трактует эти ваши термины «правильно».
Кроме того, обратите внимание, что даже в ваших примерах люди уточняют или отвечают на вопрос. Автор поста даже не удосужился ответить на свой собственный вопрос, а просто вылил бочку воды на читателя. Вот вам и психология: говорю любой бред, а отвечают пусть другие.
В любом случае есть необходимый и достаточный критерий научности — наука должна признаваться обществом, иначе это ненаука, псевдонаука или лженаука.
Почему же тогда психология всё-таки считается нестрогой наукой (полунаукой)? Да потому что она позволяет управлять обществом и промывать мозги, базируясь на статистике и математике, а не на ваших этих трактовках терминов.
S-e-n
Emulyator
Спасибо за статью! Ничуть не умаляя сложность исследований Ирины и её коллег и важность полученных результатов, но это достаточно узкоспециализированные проекты. Понятно, что на базе таких «кирпичиков» и строится общая теория в такой сложной области. Мне как обывателю, откровенно плавающему в терминологиях типа «языковых инпутов и метрик коннективности» хотелось услышать ответы на обывательские вопросы. Для физики примером будут вопросы: «почему небо синее, а гвоздь притягивается к магниту? верна ли теория вероятности Эйнштейна?» и любой физик постарается доступным языком ответить, а где-то поправить обывателя. В данном случае некоторые обывательские вопросы по сути остались без ответа. Возможно потому, что психология, как наука, пока не готова на них никак ответить, возможно, Ирина не хотела рисковать публичными рассуждениями из непрофильных для себя разделов, но такая реакция, ИМХО, добавляет обывателям повод покритиковать психологию за «ненаучность». Ведь как так, мы спросили, наука ответа не дала! Выше что-то подобное уже прозвучало. )
S-e-n
a1111exe
Интересно, на чём основано это утверждение.
chelovek-jpeg
вообще сон это поток мыслей. Т.е. когда нам снится, что мы, допустим, куда-то идём, на самом деле мы просто лежим и представляем это, но из-за отключения сознания (осознавания), нам начинает казаться, что всё это на самом деле. По поводу размытых образов, ну, например, когда мы представляем какого-то человека — в голове появляется не особо качественный образ, т.е. отрисовывается обычно лицо, а тело не особо, ведь мы в основном в лицо смотрим, ну и также со всем остальным — сложно сразу все в деталях представить
a1111exe
Не знаю, как у Вас, в моём опыте я способен отличать дневную реальность от сновидений только из-за контраста между регулярностью дневного сценария и нерегулярности ночных. Что касается реалистичности и детализации, то мои сны для меня не менее реалистичны, чем будни.
На чём основано это утверждение? В частности, что конкретно считать потоком мыслей? В моей картине мира, например, сенсорные ощущения это разновидность мыслей.
chelovek-jpeg
имею в виду аудиовизуальные образы, которые возникают в голове во время процесса мышления. Те, картинки и звуки, которые появляются перед глазами, когда что-то представляешь, думаешь. Есть психические заболевания при которых человек перестаёт различать то, что он видит и слышит на самом деле и то, что он сам придумывает (таже шизофрения), воображаемые им образы выглядят также реалистично, как получаемые от органов слуха и зрения, такой человек по-сути всю жизнь видит сон
a1111exe
С позиций физики никакой человек, даже самый психически здоровый, не имеет непосредственного доступа к реальности, а все его ощущения генерируются мозгом — и когда человек бодрствует, и когда спит. Наши обыденные убеждения о том, что мы способны достоверно отличать реальность от сна, это не более, чем вера. Полезная и (главное) этически правильная, но тем не менее.
Bhudh
Видимо, г-жа психолог слишком далеко ушла в когнитивистику и забыла определения элементарных понятий из общей психологии.
Sild
Столько воды, и никаких выводов. Прекрасная психология.
psychodelist
Прекрасный психолог!
dolovar
(выныривая из комментариев)
Печальное:Уговорили, пойду таки прочитаю статью.
Забавное:
(дочитав)
Интервью как интервью. Комментарии вообще не про это.
psychodelist
Жаль, что ввёл в заблуждение. «Прекрасный психолог!» это была ирония:)
andrey_aksamentov
Любая наука основывается на теориях и доказательствах. Если есть только теория это религия.
Вроде бы в психологии есть доказательства методов и экспериментов, значит наука.
eimrine
Я был тем человеком, который услышал в речи психолога слово «сознание» и решил применить инженерный подход, задав классический вопрос об определениях:
Получив от человека, чей хлеб — работа с чьими-то конкретными проблемами чьего-то сознания, ответ в стиле Лемовских сепулек:
мне стал ясен ответ на главный вопрос вечера — является ли психология наукой. Вынесенный в заголовок вопрос про кошку тоже задал я, скорее по инерции, и если пересмотреть трансляцию с комментариями, то станет заметным нежелание специалиста отвечать на такие вопросы, которые могут пошатнуть кое-чей bias.
dolovar
Осознанность (продукт осознавания) включается в более общее понятие внимательности и не является синонимом сознания, то есть в ответе нет «сепулек».
Процитирую википедию для иллюстрации: Проще говоря, в интервью данный психолог (если она психолог) озвучила свою склонность к простым трактовкам, согласно которым сознание — это всего лишь показатель наличия осознавания, а вовсе не сложный комплекс из осознанности, самосознания, разума, творческого начала, сложных рефлексий и прочего, что под термин запихивали в классических определениях, включая общественное развитие, способность объяснять и даже «идеальную сторону целеполагания».
Refridgerator
dolovar
Refridgerator
Так значит он всё-таки мог ответить более конкретно?
dolovar
Для ответа на этот вопрос о конкретности позволю себе предложить Вам фрагмент интервью с настоящим физиком — Фейнман отвечает на вопрос о магнитах (ссылка на ютуб с переводом, взята из поиска, не является рекламой).
P.S. Мне здесь сразу несколько моментов нравится.
Для вынесения вердикта «не наука» широчайшему направлению оказался достаточным фрагмент короткого интервью с научной сотрудницей университетской лаборатории, ассистенткой-исследовательцей, имя которой запомнили не только лишь все.
Да и ожидания от интервью, похоже по комментариям, у некоторых было не меньше чем от «Четкие ответы на наиболее острые вопросы слушателей». Тезисы выступления были озвучены заранее отдельным постом, но кого интересует «оценка превалентности расстройств аутистического спектра», нам подавай сразу решение трудной проблемы сознания.
Вердикт выносится людьми, которые весьма вольно оперируют специальными терминами, беря за аксиому одну из десятка трактовок и подмешивая другие сущности. О трактовках, кстати, в интервью тоже было, неподалеку от ML. А если людям намекнуть, что в науке всё не так просто, как кажется, и толкование терминов играет весьма важную роль, то можно получить обвинение то ли в невежестве, то ли в попытках сакрализации знания для маскировки невежества.
В общем, комментарии подняли настроение, спасибо.
Am0ralist
Refridgerator
eimrine
Ну вы же понимаете что цитировать Википедию, а особенно русскоязычную — себе дороже, она хороша только для поиска ссылок на научные работы. Я вот решил узнать что значит новое для меня слово «внимательность» и получил осознавание. Все в сепулькарий!
Ваша ирония про физиков понятна, но неуместна, потому что, говоря метафорически, я задал вопрос не просто физику, а физику занимающемуся тёмной материей. Фраза «у меня другая специализация» на стриме с таким самоуверенным названием несколько диссонирует.
dolovar
Что касается википедии, то опираться следует не только на неё, разумеется, но если она подходит для цитирования, поскольку содержит краткие формулировки и ссылки на научные труды, то не вижу повода не воспользоваться случаем. Если пройти по ссылкам, то из «сепулькария» вполне можно выбраться.
Что касается заголовков, то кликбейт, увы, регулярно побеждает разум.
eimrine
В мире существуют психологи которые занимаются не вопросами сознания? Чем же они тогда занимаются, сломанные кости вправляют? Психолог, который не изучает сознание, для меня как физик который не изучает движение (метафору движения я выбрал потому что вроде как нету ни единой области физики, в которой что-нибудь бы не двигалось).
dolovar
Психика состоит не только из сознания.
И мне не известны факты, позволяющие называть сознание основополагающей структурой психики.
eimrine
dolovar
— Не всё.
— Где факты, что не всё?
— Где факты, что всё?
Закон Вебера-Фехнера похож на закон Ома.
Ну и на тему бесспорности не удержусь от цитаты:
eimrine
Спасибо за комментарий. То что я хотел получить от стримера, получил от вас. С законом Вебера-Фехнера спорить действительно не хочется, и про закон Ома вы меня тоже просветили.
Wizard_of_light
Дон может не столь благороден, но помнит о существовании динамических стереотипов и психических автоматизмов — которые к сознанию обычно не относят. Ну да ладно с автоматизмами — это ещё можно как-то в сознательную деятельность втиснуть, но как благородный дон, например, с точки зрения сознательной деятельности опишет явление сна, сомнамбулизма или эпилептического возбуждения? Да и вообще, работы психологам и психиатрам сильно убавилось бы, будь психика ограничена только сознательной деятельностью.
eimrine
Наверное, правильно будет сказать что наука не может дать такие ответы. Но есть так называемая паллиативная медицина, которая ставит немедленную помощь пациентам (например, с эпилепсией) как бы выше, чем научное знание, которое вполне может отсутствовать для некоторых кейсов (например, зачем мы спим, или допустим, почему мы стареем) — а помочь нужно прямо сейчас.
Лично мое отношение к дисциплинам с префиксом психо- примерно как к паллиативной медицине — полезно, но их представителям не нужно утруждать себя мимикрией под науку до тех пор пока самое лучшее (ИМХО!) определение сознания гласит, что это ни больше ни меньше «продукт деятельности коры головного мозга». Боюсь сказать глупость, но в зарубежных источниках даже «царица наук» Математика не относится в категорию Science, и ничего плохого в том что это не наука никто не находит.
other_letter
Я не буду повторяться про «много воды, нет конкретики». Это уже высказали.
Расскажу свой персональный двухходовый приём (где зачастую второй ход не нужен).
Под «персональным» я сейчас подразумеваю всего лишь то, что приём придуман лично мной и лично для меня он рабочий. Я не претендую на открытие или Истину. По сути это всего лишь IMHO:
1. Когда в ответе какого-то специалиста изобилует отсылка словами типа специальный/особый/итп. Эдакая сакрализация знания. Такими словами изобилуют ответы экспертов по ТВ, к примеру.
2. Когда-то немного почитал про «правила демагога» и вот если вижу несколько (несколько — это важно) приёмов — делаю вывод.
Хотите придать ответу «является ли наукой» вес? Это же просто.
Q: Является ли астрология наукой?
A: Да. Исходя их определения научности (ссылка) у нас есть три чётких критерия: А, В и С. Астрология соответствует А по определению, В — согласно исследованию (ссылка) и С потому что (ссылка).