
Порой бывают такие камеры, о которых многие забывают, но сами по себе они являются весьма достойными аппаратами для съёмки. При этом их цена из‑за невостребованности может быть весьма привлекательной. Nikon F80, вышедшая в начале нулевых, не получила должной популярности из‑за определённых обстоятельств, но сейчас, с новой волной популярности фотоплёнки, про неё нет‑нет, да вспоминают. А недавно я сам стал обладателем этой камеры!

Вообще‑то, я искал себе Pentax Spotmatic. Хотелось чего‑то механического, надёжного и красиво выглядящего. И чуть было не заказал из Китая тушку легендарной зеркалки, как на барахолке всплыла другая тушка, куда более крутая и интересная — Nikon F80. 5000 рублей были моментально переведены продавцу, ибо желающих купить камеру за такую цену было немало. Прошло меньше недели с момента заказа, и новая‑старая камера уже была у меня в руках. Весьма увесистая тушка, вместе с батарейным блоком смотрится весьма солидно! К сожалению, объектива с автофокусом на тот момент у меня не было, так что пришлось достать Гелиос МС 81н, который делался под никоновский байонет. И вот тут я вспомнил, почему я одновременно и люблю, и терпеть не могу Nikon… Но давайте всё по порядку!
Nikon F80 — это прямо идеальный вариант для тех, кому надо много фич за немного денег. По сути, это урезанная версия F100, которая, в свою очередь, является урезанной версией F5, самой топовой, самой ультимативной плёночной камерой всех лет. Да, некоторые преимущества у F100 перед F80 действительно есть, но не все они стоят тех денег, что просят за старшую модель. Эта камера и так нагружена весьма крутыми опциями, которых нет в плёночных камерах того же ценового диапазона на вторичке.

Nikkor AF MK1 35-105mm f/3.5-4.5
Свема 100 (как 40 исо)
Моя основная камера — беззеркалка Fujifilm X-T1. Даже с учётом того, что использую её с батарейным блоком, Nikon F80 своими габаритами явно больше. Камера ощущается довольно внушительно, а дизайн — вообще отдельная тема.

Есть ли минусы у F80? Конечно, но они не столь существенные. Во-первых, без батарейного блока пользоваться камерой не очень удобно, для мизинца места нет (даже с моей маленькой ладонью). А ещё батарейный блок решает вопрос с батарейками. Камера ОЧЕНЬ прожорливая, ией требуется две CR123A. А блок даёт возможность поставить четыре пальчиковых батарейки — главное, чтобы это были хорошие алкалиновые батарейки. Однажды взял очень дешёвые, которые были совсем невесомые — даже на одну плёнку не хватило. Как только на экранчике показывает половину батареи — знайте, что осталось вам снимать немного. Но и сам блок не без минусов: на нём нет дублирующей кнопки спуска затвора и колёсиков для настройки диафрагмы и выдержки. В общем, имея такую камеру, нужно носить с собой запасную пачку батареек, дабы не остаться в ситуации, когда заряда не хватит на следующий снимок.

Другой нюанс заключается в ненадёжном механизме замка задней крышки. Пластиковые защёлки отламываются, и задник не закрывается. Та же проблема имеется и у более старшей F100. Но и эта проблема решается! Кто-то сам мастерит металлические защёлки, кто-то их заказывает, а кто-то печатает защёлки из пластика. Защёлки клеятся на суперклей, крышка закрывается, и можно не бояться, что плёнка засветится.

А ещё F80 не поддерживает инфракрасную плёнку, потому что счётчик кадров как раз таки инфракрасный. Снимать-то вы можете, но счётчик может всё засветить. Но сколько инфракрасных плёнок вы можете вспомнить? Лично мне на ум приходит только Rollei Infrared 400 — и то, она не настолько чувствительна к инфракрасному диапазону, есть немало классных кадров, снятых именно на эту камеру и именно на эту плёнку.

Учитывая, что это просьюмерская камера с фичами, которыми многие пользоваться не будут каждый раз, часть функционала запрятана в меню. Да, на этот маленький экранчик выводится не только информация о текущих основных настройках, но и меню, в котором без инструкции точно не разобраться. И как же приятно, что вместе с камерой продавец положил оригинальную инструкцию, да ещё и на русском! Каждая настройка обозначается отдельной цифрой: первое значение — собственно, пункт меню, вторая — настройка той или иной опции. В идеале иметь всегда при себе шпаргалку, чтобы знать, как настроить камеру.

А вот меня расстраивает тот факт, что вспышка тут синхронизируется максимум на выдержке в 1/125, в то время как F100 может синхронизироваться на 1/250. Это стоит учитывать, особенно при студийных съёмках. А ещё минимальная выдержка здесь 1/4000, вместо 1/8000. Но давайте будем реалистами: кому из вас такая скорость нужна? В солнечный день лучше прикрыть диафрагму или использовать ND-фильтр.

Nikkor AF MK1 35-105mm f/3.5-4.5
Тасма тип 42л (как 800 исо)
Ни плюс, ни минус: у F100 10-пиновый разъём для тросика спуска затвора, он электронный. F80 имеет старую добрую резьбу для тросика прямо в кнопке затвора. Так что можно взять любой советский тросик и использовать его для съёмки.

Гелиос МС 81н 50мм f2
Kodak Color Plus 200 (просрочка, снято как 32 исо)
Для упрощения кадрирования снимка можно включить сетку в видоискателе — для съёмки архитектуры прямо очень полезная штука (да и в целом — порой с ней проще). Видоискатель, кстати, очень яркий, светлый и с возможностью корректировать диоптрию от -1,8 до +0,8: не шибко большой диапазон, но этого хватит, если у вас небольшие проблемы со зрением. Я же, со своими -3 всё равно в очках смотрю в видоискатель.

Ещё одной важной фичей для людей с неидеальным зрением является подтверждение фокусировки. Если кадр в резкости — то в левом нижнем углу загорается зелёный кружочек, говорящей о том, что вы попали в фокус. Фича важная — особенно при использовании мануальных объективов. Не уверены, что попали в фокус? Покрутите геликоид ещё, пока не появится заветный кружочек. Причём можно даже настроить камеру так, чтобы, если вы не попали в фокус, затвор не срабатывал при нажатии на кнопку спуска затвора. Правда, эта настройка не всегда будет полезна: если вы хотите художественную съёмку сделать с мульти-экспозицией, то вам явно лучше отключить такую настройку.

Nikkor AF MK1 35-105mm f/3.5-4.5
Свема 100 (как 40)
Да, тут есть мульти-экспозиция! Для того, чтобы с ней снимать, нужно перевести камеру в соответствующий режим рычажком. Но самое интересное в том, что можно ещё и экспокоррекцию настроить так, чтобы каждый последующий снимок экспонировался иначе.

Про экспокоррекцию вы ещё вспомните, когда будете снимать просрочку: минимальное значение iso здесь 6. И если у вас завалялась адская просрочка на 3 iso, то можно выставить коррекцию на плюс один стоп, дабы считать экспозицию именно как 3 iso.
Вы не взяли с собой вспышку внешнюю? Не беда — есть встроенная вспышка (а в F100 её нет, кстати!) Мощность её регулируется, она вполне способна вытянуть плёнку при невысоких исо. Пару раз на ночных мероприятиях именно с маленькой вспышкой и снимал. И ничего, вполне сносно получалось даже.

Камера не была нацелена на массового потребителя — она была связующим звеном между недорогими потребительскими зеркалками и более профессиональной линейкой камер. И это была весьма достойная камера — хоть и большинство всё равно брали более дешёвую, без лишних для большинства функций Nikon F65. Да и время было уже такое, когда плёнка постепенно уходила в прошлое, уступая место цифровым камерам, стремительно набиравшим обороты. Страшно подумать, но F80 продержалась в производстве целых 6 лет. Но модель стала очень важной для Nikon: на основе F80 в 2002 вышла очень популярная D100 — практически тот же дизайн корпуса, разве что у подключаемой батарейной ручки появилась нормальная эргономика, крутилки и кнопка спуска затвора. И хоть матрица у камеры кропнутая, всё остальное — вполне профессиональное. Хороший сенсор от Sony, полноценный механический затвор, жирные пиксели. Картинка получается очень резкой и с плёночными цветами. В том же году вышла и Fujifilm FinePix S2 Pro: она тоже была сделана на базе F80, чуточку с другим дизайном сзади, имела аж три дисплея (монохромный сверху и сзади, ну и цветной — тоже сзади). Байонет тот же, никоновский.



Так, Nikon максимально плавно пересадила фотографов на цифру в начале XXI века — вроде функционал тот же самый, но уже цифра. F80 не стала популярной по очень простой причине: массовый пользователь брал либо более простые плёночные камеры, либо переходил на цифру, которая становилась всё доступнее. Увы, в одном Nikon не смогли обогнать своего главного конкурента в лице Canon: те в том же 2002 выпустили на рынок первую цифровую зеркалку с полнокадровым сенсором, а чуть раньше, в 2001 — с сенсором меньше, чем полный кадр, но больше, чем ныне стандартный кроп, APS-H (Сейчас используется APS-C). Ну а в 2005 Canon выпустят легендарный EOS 5D — линейка на долгие годы станет крайне популярной в среде профессиональных (и не очень) фотографов. Nikon же выпустят свою первую полнокадровую цифрозеркалку лишь в 2007, и это будет профессиональная репортёрская D3.
Правда, не всё так плавно, как эти два гиганта фотоиндустрии перешли к цифре — Pentax тоже хотели сделать более плавный переход, путём выпуска топовой «цифры» в корпусе топовой плёночной зеркалки, но что-то пошло не так, и дизайн вышел похожим на никоновский. Но Pentax в те годы — вообще тема для отдельной статьи.
Ну а Nikon F80 — это приятный отголосок прошлого. Может, вы и не будете использовать все фичи этой камеры на полную мощность, но она готова проявить себя и на улице, и в помещении, и в студии. Все необходимые фичи у неё есть, ощущается камера вообще недёшево, пользоваться ею приятно. Ну а если вы пользуетесь или пользовались цифрозеркалками Nikon, то вы быстро привыкнете к управлению и эргономике — многое вам будет знакомо!
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Комментарии (0)

buldo
21.09.2025 13:52С батарайным блоком оно по размеру уже почти F5. Наверное по весу тоже.

yurivv69
21.09.2025 13:52При стоимости приличной пленки сегодня примерно в миллион долларов за рулон, я что-то не вижу актуальности в батблоке, батареек хватает на сотни кадров.

Rikimortuy
21.09.2025 13:52Дело не в количестве кадров, а в удобстве хвата

yurivv69
21.09.2025 13:52Тут кто к чему привык. Я за годы так устал от бандур, к тому же спина неиллюзорно дает о себе знать. Поэтому для меня чем меньше по размеру полноценная полнофукциональная зеркалка - тем лучше. N80 я легко удерживаю одной рукой (у меня довольно огромная лапа с длинными пальцами). А если говорить о цифре, то мои основные камеры Sigma DP серий Merrill и Quattro, при этом при наличии у меня Sigma SDQH я на нее почти не снимаю, так как она большая и тяжелая. Мне бы чего полегче.) Есть еще цифровая зеркалка Nikon, но я на нее только в студии снимаю.

yurivv69
21.09.2025 13:52Прекрасная камера, сам такой пользуюсь (американской версией - N80) - считаю, что это лучшая пленочная камера сегодня по соотношению цена-размер-удобство съемки. Плюс огромный парк объективов Nikon за вменяемые деньги.

lonelymyp
21.09.2025 13:52Много фич, крутые опции.. Так а что за фичи то? Что за опции?

yurivv69
21.09.2025 13:52Самые главные фичи этой камеры, на мой взгляд, кроме управления по сути как у современной цифрозеркалки и наличия всех современных атрибутов нормальной камеры - это совместимость практически с любыми объективами Nikon и матричный никоновский экспозамер, что практически исключает промахи экспозиции.

Guren302 Автор
21.09.2025 13:52Довольно много режимов экспозамера и фокусировки, как минимум. Этого нет в более простых камерах. Так что на F80 можно выполнять приличные съёмки в студии.

leshkinn
21.09.2025 13:52Как-то купил F80, отбил одну пленку, накрутив современный 70/200f4. В этом и сила f80, она может и в отверточные объективы, и моторные.
Ну вот, отбил одну пленку и продал. Потому что слишком совершенная тушка, с моей точки зрения плёночной камере это не нужно

Guren302 Автор
21.09.2025 13:52А мне нравится) Она очень круто снимает, все те важные фичи, что есть в современных камерах есть, но при этом это плёнка. Хочется дополнительного плёночного челленджа - ставишь мануальное стекло и замеряешься вручную. А так - идеальная плёночная зеркалка для вполне серьёзных работ.

engine9
21.09.2025 13:52Еще одна такая статья и я снова начну снимать на плёнку из за таких как вы :)

yurivv69
21.09.2025 13:52Берите F80, я много чего перепробовал за несколько лет, это лучшее, что сейчас имеет смысл покупать. Не гонитесь за монстрами типа F100 и F5 - не имеет смысла. F80 делает все, что нужно. Да что там, я и на F401s снимаю без проблем, вся пленка практически годный выход. А F80 супер камера.

engine9
21.09.2025 13:52Хех, да у меня есть никоны поинтереснее :)
F4s и FM2n
yurivv69
21.09.2025 13:52Крутые камеры, спору нет. Но если стоит задача от пленки получить стабильный результат, а не просто повозиться со старой камерой и поймать исторический вайб, то F80 это матричный замер 2000 года против такового из восьмидесятых, плюс автофокус с 3-мя точками опять же на 12 лет позже разработанный.
А итоговый результат на пленке - это сама модель пленки + объектив + экспозамер.
engine9
21.09.2025 13:52У F4 есть и матричный замер и АФ :P

yurivv69
21.09.2025 13:52Я это знаю, безусловно. Просто F4 это первый опыт в этой области, а F80-100-5 это уже годы дополнительного совершенствования. Но на практике - вы правы - я снимал на F401s - камера тех же конца 80-х годов, и там было все прекрасно с экспозицией.

jaker
21.09.2025 13:52Да, только пленочки от 1000-1500 р и выше ...

yurivv69
21.09.2025 13:52Хорошие уже от 3000.

Writer4
21.09.2025 13:52Да не, Ilford где-то от 700. А вы какие имеете в виду?

yurivv69
21.09.2025 13:52Поправился немного, отстал от жизни, пардон. Kodak Ektar 100 или Portra 160, например.

Guren302 Автор
21.09.2025 13:52Ну это уже прям серьёзныве плёнки для серьёзных съёмок на глянец, грубо говоря. Хорошие ЧБ от Илфорда стоят дешевле 1к, да и цветные кодаки стоят не то чтобы прям дорого, до 1,5к.

Guren302 Автор
21.09.2025 13:52В совместных закупках - всё дешевле.

yurivv69
21.09.2025 13:52Но если учесть стоимость проявки пленки (даже без сканирования), к цене пленки еще нехилая копеечка добавляется.

Guren302 Автор
21.09.2025 13:52Если снимать постоянно, лучше купить сканер. ЧБ можно самому проявлять (благо есть химия довольно эконочичная и мощная), цвет - да, придётся в лабе.

here-we-go-again
21.09.2025 13:52Ну в целом старые никоны на просторах снг удобны еще и тем, что к ним подходит множество советских объективов, не обязательно качественных, но интересных как исторически так и своими особенными искажениями.

alliumnsk
21.09.2025 13:52Чем это черта "старых никонов"? советская оптика имеют чаще м42 или реже pentax K байонет. На беззеркалки или зеркалки Canon EF все это хорошо ставится через переходники, а на старые никоны нет.

here-we-go-again
21.09.2025 13:52м42 все таки не ровня никоновскому байонету, в никоновском тебе и авто фокус будет и управление диафрагмой даже без электроники

Yuvitch
21.09.2025 13:52Ну в целом старые никоны на просторах снг удобны еще и тем, что к ним подходит множество советских объективов...
Ну совсем не соглашусь. Старые Каноны удобны этим -- у них рабочий отрезок самый маленький -- 44мм. Сделать переходник на 45.5 (М42 и байонет К) -- легко, а вот на 46.5, как у Никона -- только с переходной линзой. Вот нигде я не видел переходник с линзой с хоть каким-то просветлением.
... так и своими особенными искажениями.
Ну и стоит ли овчинка выделки...

Chillingwilli
21.09.2025 13:52Читаю и ловлю флешбэки из нулевых - прожорливая камера, батарейный блок без кнопок, хрупкая защелка крышки - да, это тот самый никон, который мы любим.. Они всегда умели делать гениальные вещи и тут же портить их какой-нибудь досадной мелочью

Rikimortuy
21.09.2025 13:52По сути это идеальная точка входа в мир пленочной фотографии для тех кто привык к цифрозеркалкам. Та же эргономика, тот же автофокус, но при этом вся магия пленки. И да, за 5000 рублей это просто подарок

engine9
21.09.2025 13:52Вайб не тот, ИМХО, ощущения как от цифрозеркалки без экранчика. Когда камера "механика" с экспонометром вот это тот самый вайб. И затвор клац-клац, и крутилки есть и мимо экспозиции не промахнёшься и видоискатель огромный.
vesowoma
не деградировал ли со временем пластик камеры, особенно там где вставки под "кожу"?
возможно стоит присмотреться к аккумуляторам формата 16340, есть как традиционные 3,6 В, так и 3,0 В для полной совместимости с CR123.
yurivv69
В моем N80 все прекрасно, камера в идеальном состоянии. Покупал на Авито за 2000 рублей.
Writer4
Сейчас вообще что то с пленочными камерами странное творится, ценник с моей точки зрения неадекватный. Пошел на Авито, посмотрел, Canon EOS 1v - 100-200, ломаный - 40 т.р. Вот этот Никон F80 - от 10, а скорее 15 и выше.
Какой-то ретро бум, причем не только на фото, а и например на печатные машинки. Раньше их отдавали очень дешево, а сейчас где-то 10-20-30 тыс в зависимости от модели.
buldo
Вы ещё не искали nikon fm3a или F6
Guren302 Автор
нет, пластик живой, но липковатый - лечится спиртом. Аккумы да, как вариант, но батарейки продаются везде, их проще купить и поменять сразу)