Данная статья выражает мое личное мнение, основанное на опыте подготовки и сдаче экзамена на сертификат PMP (Project Management Professional) от Project Management Instittute
Вся информация содержащаяся в статье не является официальной и не должна восприниматься как руководство по подготовке и прохождению экзамена на сертификат PMP.
Получить всю официальную информацию, вы можете на сайте www.pmi.org
О чем это мы
Сертификат PMP от Project Management Institute (pmi.org) является на сегодняшний день самым признаваемым по всему миру сертификатом подтверждающим квалификацию специалистов в сфере управления проектами. Наличие данного сертификата будет несомненным плюсом при рассмотрении вашего резюме потенциальным работодателем.
Большие изменения 2021
Начну с изменений, так как многие интересующиеся PMP уже изучили вопрос прохождения аккредитации для доступа к сдаче экзамена, и интересуются лишь изменениями в самом экзамене.
Зачем что то менять?
Изменения отражают нацеленность PMI на то чтобы экзамен тестировал актуальные и востребованные рынком знания.
В наши дни проекты осуществляются практически во всех областях знаний и используют различные подходы к управлению проектами. Сертификация тестирует кандидатов на наличие навыков и опыта управления тремя основными типами проектов, предиктивный, гибкий и смешанный. В новой версии экзамена примерно половина вопросов касается предиктивного подхода к управлению проектами и половина гибкого и смешанного соответственно. Изначально я готовился к экзамену версии 2020 и там Agile проектам уделялось гораздо меньше внимания.
Немного теории о существующих типах проектов чтобы было понимание о чем вообще изменения:
Предиктивный - тип проекта при котором заранее известно каким будет конечный продукт соответственно вы еще на стадии планирования получаете подробный бюджет, сроки, необходимость в ресурсах, и главное можете еще до начала работ спрогнозировать выгоды получаемые от реализации данного проекта. Задача PM придерживаться плана проекта. В качестве примера можно привести проект строительства дома. Есть проектное решение, известно какие работы нужно произвести, какие материалы нужно закупить, последовательность работ подробно описана, требования к результатам проекта подробно изложены в договоре и приложениях.
Гибкий(agile) - тип проекта при котором каким будет итоговый продукт проекта невозможно понять заранее. У заказчика нет подробных требований к результатам проекта. Есть проблема или так называемая “боль” которая требует решения, цель проекта найти/создать это решение. Соответственно проект управляется по принципу как можно быстрее создаем что то минимально решающее часть проблемы, смотрим с заказчиком стало лучше да/нет, если да, значит направление верное, двигаемся далее, нет ищем другое решение. И так итерация за итерацией РЕГУЛЯРНО общаясь с заказчиком и получая от него фитбэк создаем решение которое полностью (если это достижимо) решает проблемы (создает возможности) заказчика. Данный подход очень распространен в управлении IT проектами, Например заказчик приходит с проблемой “долгий и непрозрачный документооборот между сотрудникам посредством email”. Предлагаем решение - DMS (система управлением документами), делаем MVP (минимально функциональный продукт) устанавливаем на машины заказчика, заказчик тестирует, например, отправляет документ, смотрит как он проходит всех сотрудников, видит где документ “зависает” и т.д. Получаем фитбек, “это то, что надо”, работаем дальше, добавляем фичи, отдаем заказчику, получаем фитбек и так пока заказчик не получает продукт который решает его проблему.
Гибридный (смешанный) - тип проекта который объединяет в себе оба предыдущих подхода к управлению проектом. Довольно часто бывает так что часть требований к продукту описана подробно что позволяет применять предиктивный подход к работе над проектом но так же остается часть требований которые будут понятны только в процессе работы над проектом, и для таких требований применяется гибкий (agile) подход. В качестве примера можно привести проект включающий в себя разработку цифрового продукта на основе существующего аналога с существующими характеристиками(предикт часть) и последующая адаптация и кастомизация продукта под конкретные нужды заказчика (agile) часть.
Изменения экзамена
Главными изменениями в экзамене я бы, несомненно, назвал изменения содержание вопросов. В предыдущих версиях экзамена большое количество вопросов касалось документов являющихся “входами” и “выходами” в процессы а также инструментов и техник которые сопровождают процессы проекта. Текущая версия экзамена как мне кажется больше нацелена на проверку опыта управления проектами, чем на знание методологий (это тоже по прежнему тестируется) гораздо больше вопросов описывающих рабочие кейсы из реальной практики с необходимостью выбрать наиболее подходящий вариант решения описываемой проблемы. Лично я считаю это изменение облегчает сдачу экзамена, так как вопросов требующих зазубривания специфичного документооборота стало меньше. (далеко не все практики описанные в PMBOK применяются в реальных проектах на 100% в следствии чего для сдачи экзамена, даже бывалым руководителям проектов требовалось заучивать наизусть очень много информации. Теперь уклон гораздо больше смещен в сторону понимания процессов и реальный опыт управления (учить по прежнему надо, но меньше).
Экзамен. Метрики
Всего вопросов 180, (было 200) на которые дается 230 минут. Соответственно на каждый вопрос по 1,27 мин. Основная часть вопросов состоят из описания какой то ситуации и ниже предлагается выбрать необходимое действие(или правильный ответ) из 4-х вариантов. Также есть вопросы где показан график описывающий какие либо метрики проекта и предлагается выбрать на графике участок характеризующий какую то конкретную ситуацию. Еще есть вопросы где вариантов ответа более 4-х и нужно отметить несколько правильных. И последний тип вопросов это вопросы в которых требуется сопоставить (перетащить мышкой) утверждения из левого столбика с утверждениями из правого столбика.
Вопросы экзамена делятся на три области знаний:
People – 42% вопросов.
Process – 50% вопросов.
Business environment – 8% вопросов.
Экзамен имеет 4 оценки ваших знаний:
Needs improvement – ваш уровень знаний значительно меньше минимально необходимого для сдачи экзамена. Незачет.
Below target. Ваш уровень знаний немного не дотягивает до минимально необходимого для сдачи экзамена. Незачет.
Target. Ваш уровень знаний соответствует минимально необходимому для сдачи экзамена. Зачет.
Above target. Ваш уровень знаний превосходит минимально необходимый для сдачи экзамена. Зачет.
По окончании экзамена вы получите распечатку с указанием вашей оценки по каждой из 3-х областей знаний. Важно, вам нужно получить зачет (target или above target) по каждой из областей знаний. Если хотя бы в одной из областей знаний оценка будет незачет (below target или needs improvement) то даже при оценке above target по двум оставшимся областям знаний к сожалению вы получите оценку экзамена failed.
Какой процент вопросов должен быть отвечен правильно, чтобы получить оценку target или above target, официально не известно. На некоторых сайтах можно встретить цифры от 60% до 70%, однако PMI данную информацию нигде не публикует. На одном вызывающем доверие сайте сказано, что наиболее вероятно, что помимо подсчетов процента правильно отвеченных вопросов, учитывается еще и сложность вопросов. Не смотря на то, что конкретной формулы подсчета официально нет, специализированный сайт подготовки к экзамену PMP project-management-prepcast.com предлагает для ориентира следующую градацию:
менее 50% - Needs improvement. Незачет.
от 50% до 65% - Below target. Незачет.
от 65% до 75% - Target. Зачет.
более 75% - Above target. Зачет.
Экзамен делится на три блока по 60 вопросов. Счетчик времени общий на весь экзамен и не привязан к блокам. Вы можете скипать вопросы, возвращаться к вопросам, помечать, менять ответ. При достижении 60-го и 120-го,вопроса блока вам покажут табличку со всеми вопросами, сообщат о наличии неотвеченных вопросов, при наличии таковых, и предложат закончить данную секцию, взять 10 мин. перерыв, либо продолжить без перерыва. Важно - после перехода к следующему блоку вопросов, вернутся к предыдущим вопросам, будет нельзя. По окончании экзамена вы увидите результат сразу. Без статистики, просто, passed/failed.
Экзамен можно сдавать на русском или английском языке. Я сдавал на английском так как все доступные качественные материалы для подготовки были только на английском языке. Та же Rita Mulcahy не имеет перевода на русский а в PMBOK на русском все названия звучат довольно непривычно, например привычный термин WBS (work breakdown structure) в русской версии звучит как ИСР (иерархическая структура работ). Вроде как логично, но я понял, что встретив подобную аббревиатуру на экзамене я не сходу пойму что она означает, а ведь это постоянно употребляемый термин, что уж говорить о каких то специфичных аббревиатурах. В общем я решил что буду сдавать на английском хотя во время экзамена несколько раз думал, что может это было ошибкой так как встречались вопросы содержащие специфические термины которые с трудом давали понять смысл вопроса. На самом деле сейчас я возможно выбрал бы экзамен на русском языке так как даже при выборе русского языка у вас останется возможность посмотреть английский вариант вопроса (я этого не знал когда выбирал на каком языке назначать экзамен).
Как готовиться
Книги
Я бы рекомендовал начать с книги Rita Mulcahy PMP Exam prep, актуальное издание на момент написания статьи – десятое, можно использовать и более ранние версии (я готовился по 8-й) но имейте ввиду, что более ранние версии не содержат материалов касательно Agile методологии. Книги Риты читаются легко акцентируют внимание на важных вещах и содержат большое кол-во вопросов для тренировки. Рекомендую прочитать 2-3 раза.
PMBOK Guide sixth edition, Agile practice guide - можно скачать с сайта PMI, бесплатно для членов PMI.
PMBOK - это свод лучших практик и инструментов которые необходимо знать для того чтобы внедрять эти практики на реальных проектах. Чтиво, на мой взгляд, довольно сложное и менее эффективное в сравнении с той же Ритой. Точно не стоит начинать с этой книги но необходимо прочитать хотя бы раз, далее перечитывать хотя бы по диагонали, делая акцент на пробелах в знаниях.
Программы и приложения
Поднаторев в теории, примерно за месяц до даты экзамена я перешел к тренировкам на эмуляторе экзамена на сайте. Это как мне кажется внесло самый большой импакт в мой успех при сдаче. При первой эмуляции экзамена я успел ответить только на 40% вопросов за отведенное на экзамен время. Оказалось, что 1.2 мин. на вопрос это совсем не много особенно если вы не сходу понимаете контекст вопроса на английском. В итоге я натренировался отвечать на все вопросы за отведенное время и плюс у меня оставалось около 10 мин. на то, чтобы вернуться к помеченным вопросам и перепроверить ответы. Главное выбрать эмулятор экзамена для подготовки, вопросы которого будут максимально схожи с вопросами реального экзамена (Я использовал популярный сайт project-management-prepcast.com, тренировочные вопросы были очень похожи на те, что были на экзамене). Мне часто встречались эмуляторы где все вопросы, похоже, брались из каких то определений PMBOK и предлагалось выбрать термин, который под это определение подходит. Мобильные приложения, которые мне попадались все были написаны по этому принципу. Польза от такого рода тренировки тоже, наверное, будет, но к вопросам экзамена это вас не подготовит. Если вы хорошо воспринимаете информацию на слух можно скачать какие ни будь курсы по подготовке к PMP например с udemy.com или coursera.com и слушать их по дороге на работу (я включал в машине вместо радио).
Из того что нужно именно выучить это Project documents и какие процессы относятся к какой project process group и к какой project knowledge areas.
Project documets нужно знать, так как в ответах иногда встречаются схожие термины но один из них выдуманный и нужно понимать как звучит правильный. Например «issue log» и «issue list», issue log – это реальный документ проекта, issue list- вымышленный термин.
Project processes and project knowledge areas нужно хорошо понимать поскольку вопросы в основном описывают какую либо ситуацию проекта и вам нужно понять по контексту в какой стадии проекта вы находитесь и к какой knowledge area этот процесс относится что бы выбрать правильный вариант действия.
Хорошо бы так же выучить ITTO (inputs, tools and technics, outputs) всех процессов, но в последней версии экзамена вопросов по этой тематике стало гораздо меньше. Поэтому рекомендую просто запомнить хотя бы одинаковые для всех процессов ITTO, по моему опыту, этого должно быть достаточно.
Аккредитация
Для того чтобы сдавать экзамен на сертификат PMP вам сначала необходимо пройти аккредитацию на сайте PMI Institute. Цель аккредитации удостоверится, что вы обладаете достаточным опытом в сфере управления проектами, так как данный сертификат рассчитан на senior PM, для тех, кто еще не обладает достаточным опытом, существует сертификат CAMP. У вас есть два варианта подтверждения квалификации.
1 вариант
Высшее образование.
3 года опыта управления проектами.
35 часов тренингов по подготовке PM.
2 вариант
Среднее образование.
5 лет опыта управления проектами.
35 часов тренингов по подготовке PM.
Для описания образования будет стандартная форма с названием уч. заведения и адресом. Тут все просто. Подтверждение же опыта управления проектами потребует больше усилий. Помимо названия, сроков и описания проекта вам нужно будет описать полученный опыт от реализации проекта, а так же разбить проект на фазы (инициация, планирование, выполнение, контроль, закрытие) и указать их длительность в процентном соотношении. Лично я просто сделал принт скрин всех форм, которые нужно заполнить, сделал табличку эксель по аналогии, заполнил все сначала на русском, потом перевел все на английский и просто копипастил все на сайт. В качестве 35 часового тренинга я указал пройденный мною курс PM professional с сайта udemy.com. Не было уверенности что его засчитают, но все прошло хорошо.
У вас будет 90 дней после начала процесса аккредитации для того чтобы закончить заполнение всех форм. То есть, достаточно времени для того чтобы все подготовить и оправить на проверку. Проверка занимает до 5 дней. По правилам PMI ваша аккредитация может попасть под аудит, (PMI указывает, что это рандомный процесс) тогда вас попросят предоставить подтверждающие документы. Я данный процесс не проходил поэтому сказать как он выглядит не могу. И наконец после того как вы успешно прошли аккредитацию у вас будет ровно 12 месяцев для того чтобы оплатить экзамен и назначить процесс сдачи. При неудачной сдаче экзамена можно назначить пересдачу, но потребуется доплата. Всего экзамен можно сдавать 3 раза в течении года после прохождения аккредитации.
Стоимость
Цена экзамена:
555$ если вы не член PMI.
406$ если у вас есть членство PMI.
139$ стоит годовое членство PMI.
Очевидно, что выгодней оформить членство в PMI тогда экзамен будет стоить 406$, что в сумме с платой за членство составит меньше на 10$ чем просто сдача экзамена без членства в организации. Плюс членство позволит вам бесплатно скачать последнюю версию PMBOK Guide sixth edition+Agile practice guide.
В принципе по поводу процесса экзамена и подготовки к нему, мне больше нечего рассказать, во всяком случае из того что не подпадает под определение «разглашение информации являющейся интеллектуальной собственностью». Надеюсь эта статья будет полезна тем кто готовится к экзамену на PMP сертификат или тем кто только изучает данный вопрос.
Немного флуда
Возможно ли сдать экзамен PMP без опыта управления проектами?
По поводу того можно ли сдать экзамен не имея реального опыта управления проектами, тут мое мнение следующее: Как говорили в небезызвестном советском фильме «Можно конечно и зайца курить научить, в принципе нет ничего невозможного» только мне трудно представить мотивацию человека который станет готовиться к данному экзамену не имея реального опыта управления проектами. На это уйдет довольно много времени а главное не принесет желанного профита. Что делать дальше с полученным сертификатом?
Если бы ко мне на собеседование пришел человек и сказал что у него нет опыта в управлении проектами но при этом есть сертификат PMP, то я бы во первых проверил бы легитимность его сертификата на сайте PMI, а потом бы спросил на кой черт он тратил на это время и если сертификат PMP не был просьбой умирающего родственника, то это значило бы, что у человека явные проблемы с приоритетами и тайм менеджментом. Если же соискатель будет пытаться приписать себе не существующий опыт, то это сразу станет очевидно. 90% времени работы ПМ это коммуникации, коммуникации с внутренней командой и руководством, коммуникации с внешними командами и руководством подрядчика и заказчика, коммуникации с представителями гос. структур и надзорными органами, официальная переписка, личное общение и видео конференции. Этот опыт нельзя получить на курсах или из книг.
Если у вас нет этого опыта, вы не сможете его сымитировать. В процессе собеседования собеседующим вас специалистам станет очевидно, что вы не обладаете заявленными навыками и как минимум вы просто не получите работу а как максимум попадете в черный список сотрудника HR которым он может поделится с HR отделами других компаний (такая практика существует т.к. никто не хочет тратить ресурсы и время специалистов отвлекающихся от работы для того чтобы вас собеседовать) и тогда процесс поиска работы может сильно затянутся. Например, на одном из собеседований на должность контрактного управляющего отделом государственного заказа, мы предложили претендентке на чистом листе А4 примерно набросать «рыбу» официального письма заказчику. Плюс рассказать, как бы велась официальная переписка с заказчиком. Легенда следующая, в соответствии с контрактом заказчик до начала работ должен передать подрядчику исполнительную документацию на выполняемые работы. Специалист такое письмо накидал бы без проблем. Основное что требовалось, рассказать, что письмо пишется на бланке организации, обязательно имеет исх. номер и дату, в тексте указывается данные контракта и пункт контракта в соответствии, с которым заказчик должен предоставить исп. документацию. Это простейшая рабочая ситуация и в принципе понимать как пишутся официальный письма может и человек без опыта, но это только точка входа после которой вы начинаете задавать уточняющие вопросы типа: «как будете отправлять»; «как поймете, что заказчик получил письмо»; «что если заказчик никак не отреагировал на письмо» и т.д..
Смысл в том что есть подход «де юро» который можно знать и не обладая опытом, а есть сложившаяся практика, дополняющая официальную. К примеру если вы с заказчиком будете обмениваться только официальными письмами через почту на юр. адрес то это во первых может затянуть сроки, во вторых может вызвать раздражение у лояльного заказчика. В итоге мы ожидаем от кандидата, именно рассуждений и уточняющих вопросов, по которым будет понятно, что он погружен в процесс. И способов вычислить у вас отсутствие реального полевого опыта у каждого специалиста бесконечно много. Как только у собеседующих сложится ощущение, что вы уверено рассказываете только официальную версию рабочих процессов по вашей специальности и не рассказываете какие либо тонкости, проблемы и курьёзы профессии, вас начнут гонять по вашему опыту, погружаясь в мелочи, и в итоге все равно станет очевидным, что весь ваш опыт основывается на видео с ютуба, общении на форумах и участия в каких-нибудь пет проектах.
Безусловно, существуют специальности, в которых можно стать не плохим специалистом самостоятельно. Например, чтобы научится класть плитку нужно просто класть плитку и вы обретете этот навык, даже не работая в качестве плиточника, вопрос кол-ва повторений. Можно стать не плохим программистом занимаясь самостоятельно при должной дисциплине, запилить какие то стоящие пет проекты на github прокачать софт скилы и при устройстве на работу позиционировать себя как мидла с опытом участия в проектах. Но получить опыт коммуникации со стейкхолдерами проекта можно только в реальном проекте. Поэтому не стоит приписывать себе не существующий опыт, так же как и в принципе не стоит писать в резюме то чего нет на самом деле, это все равно так или иначе узнается и снизит ваш кредит доверия в глазах вашего руководства и коллег. Резюмируем, очевидную вещь, прохождение сертификации не делает вас профессионалом в управлении проектами, (не смотря на то что на сертификате будет указанно что вы Project manager PROFESSIONAL), им делает вас релевантный опыт управления проектами. PMP должен подтверждать ваш опыт а не заменять его.
На этом все. Желаю удачи на экзамене!
Vezzird
Привет!
Спасибо, что поделился и поздравляю.
Из того, что дернуло:
Процессы и документы которые были — нужны и полезны, просто не все в таких проектах участвовали (в плане масштаба), это сильно влияющий фактор был.
И про below target, это в новом экзамене связано с тем, что доменов стало три. Формально, если наименьший по весу домен будет below, а два других above, то результат будет pass, но система оценки правда не совсем очевидная.
В старых версиях были люди, кто сдавал 2 домена ниже цели и проходили.