Tesla собирается подключить гигантскую батарею к электросети Техаса, которая испытывала перебои в феврале. Дочерняя компания Tesla, зарегистрированная как Gambit Energy Storage LLC, уже строит станцию хранения энергии мощностью более 100 мегаватт в техасском Англтоне, примерно в 40 милях к югу от Хьюстона. Батарея такого размера могла бы обеспечивать энергией около 20 тысяч домов. Детали конструкции батареи не разглашаются, а сам проект держится в секрете.
Однако при подаче документов в Комиссию по ценным бумагам и биржам США компания Gambit была указана как дочерняя компания Tesla.
В период, когда Техас переживал энергетический кризис, Илон Маск раскритиковал в Twitter Совет по надежности электроснабжения Техаса, некоммерческую группу, которая управляет системой, рассчитанной на более чем 26 млн потребителей. Сам Маск недавно переехал в Техас и расширяет деятельность своих компаний в штате.
Система хранения энергии Gambit уже зарегистрирована Советом по надежности электроснабжения. Она располагается рядом с подстанцией Texas-New Mexico Power. Уоррен Лашер, старший директор по системному планированию в Совете, сказал, что старт коммерческой эксплуатации объекта запланирован на 1 июня. О сроках службы батареи информации тоже нет.
Tesla уже на протяжении нескольких лет работает с технологиями бытовой энергетики. Еще в марте 2015 года Маск представил домашний аккумулятор Powerwall. Годом позже Tesla приобрела SolarCity, установщика солнечных батарей, основанную Маском и его двоюродными братьями. Затем Маск предложил проект «солнечной крыши», который претерпел несколько изменений, но не смог серьезно конкурировать на рынке. Наконец, в 2020 году Tesla презентовала собственный инвертор солнечной энергии, который дополнит линейку домашних солнечных батарей.
Между тем проект Tesla в Южной Австралии, запущенный в 2017 году, который примыкает к ветряной электростанции и может хранить излишки электроэнергии, стал крупнейшим в мире проектом по производству аккумуляторов с мощностью 100 мегаватт.
«Я думаю, что в долгосрочной перспективе Tesla Energy будет примерно такого же размера, как Tesla Automotive», — заявил Маск во время своего финансового отчета в июле 2020 года. Он признал, что «энергетический бизнес в совокупности больше, чем автомобильный».
Аккумуляторы Tesla подключены к подстанции Mira Loma в южной Калифорнии, Эдисон, к востоку от Лос-Анджелеса. Система на 20 мегаватт, которая работает с декабря 2016 года, поддерживает работу сети в часы пик и помогает коммунальному предприятию максимально использовать возобновляемые ресурсы. В районе залива Сан-Франциско PG&E Corp. и Tesla строят систему мощностью 182,5 МВт на электрической подстанции в Мосс-Лендинг, которая должна быть введена в эксплуатацию к августу.
К 2030-м годам на Tesla Energy может приходиться до 30% от общей выручки компании. Сегодня это примерно 6%. «Энергетический бизнес Tesla в процентном отношении растет быстрее, чем их автомобильный бизнес, и он будет только ускоряться », — отмечает Дэниел Финн-Фоли, руководитель отдела хранения энергии Wood MacKenzie Power and Renewables.
Внимание Маска к Техасу связано еще и с тем, что это доминирующий энергетический центр США с природным газом, нефтью, солнечными и ветровыми ресурсами. На протяжении более столетия электросеть Техаса подавала электроэнергию потребителям по линиям электропередач. Однако климатические изменения стали для нее вызовом.
Проект Gambit был изначально разработан Plus Power из Франциско, частной компанией по возобновляемым источникам энергии, имеющей аккумуляторные батареи в нескольких штатах.
Скотт Альберт, бывший сити-менеджер Англтона, сказал, что Plus Power работает с Tesla. Компания подтвердила продажу проекта неизвестной стороне и отказалась от дальнейших комментариев.
REPISOT
Опять-таки, в течении какого времени?
striver
Ну, это первоисточники такие. Уже видел, тоже задавался такими вопросами. Но, батарея кроме объема отдаёт и принимает. 100 МВт — это на отдачу.
Hiperpotam
Похожая станция на 100 МВтч в Австралии обеспечивает мощность 70 МВт в течение 10 минут либо 30 МВт в течение 3 часов. Короче, это средство исключительно для сглаживания пиков потребления или компенсации кратковременного пропадания энергии в масштабах небольшого городка. Зато дорого и пафосно :)
mig126
Но вы же не спорите с тем что и очень полезная? Альтернативных решений способных за миллисекунды выдать по необходимости нужную ёмкость фактически нет.
Генераторы(даже постоянно запущенные) слишком инерционные.
Hiperpotam
Очень полезная на маленьких «кривых» сетях, где много нестабильной «зелёной» генерации и наблюдается дефицит обычных мощностей. В нормально работающих больших сетях это не нужно, там прекрасно работают традиционные решения. Например, в Германии с их 40% «зелёной» выработки в прошлом году и стабильной сетью таких аккумуляторных станций нет вообще.
Собственно, первая такая станция была построена в Австралии именно в «кривом» месте, где из-за слабости и нестабильности генерации цена на энергию колебалась в десятки раз.
striver
Хм, кривость в том, что производители электроэнергии задирают цены?
Hiperpotam
Задранная цена — это следствие «кривости». А сама она заключается в том, что сеть маленькая, содержащая нестабильную генерацию и неспособная адекватно реагировать на изменения потребления или аварийные ситуации. Там цена за киловатт-час временами превышала $10 в периоды дефицита энергии. В такой крошечной сети даже маленькая батарейка на 100 МВтч дала значительный результат. В больших сетях мощности гуляют на пару порядков больше, и там эти 100 МВтч — котячий пшик.
striver
В Калифорнии ставят батарейку на 4 ГВт*ч на месте газовой ТЭС.
Hiperpotam
Ради эксперимента — да пожалуйста. Даже будет интересно посмотреть. Но надо понимать, что игрушки эти дорогие, энергию они не вырабатывают, а платить за всё, в итоге, будет потребитель.
numitus2
Это не игрушки а бизнес. Возобновляемая энергетика создает огромные перепады стоимости энергии, и на этом можно хорошо заработать. Например при стоимост 1 квч батарей в 130$. если каждый день ловить разницу в 20 центов на кв*ч. То всего за 650 дней батареи окупятся, а дальше будут давать хорошую прибыль
Hiperpotam
Совершенно верно. Только надо помнить, что прибыль, положенная в карман владельцем «батарейки», берётся из тарифов. И если обычный житель это как-нибудь переживёт, хотя и скажет пару матерных слов, то энергопотребляющий бизнес (другой, не на батарейках) может и удрать из страны или просто закрыться. Что частенько и происходит.
striver
Куда это бизнес может удрать? Там тоже ставят батарейки. В Иран?
anonymous
Вот только с такими батарейками пики будут не 10$, а условно 5$, потому что дифицит уже не такой острый. И конечный потребитель заплатит-таки меньше.
striver
Такие мощности — это уже не эксперимента ради.
numitus2
В германии просто есть много традиционных станций. Вы забываете что 51% в германии это средняя велечина. Минимум зеленой генерации это 16% среднесуточной и 25% средненедельной генерации. А провалы компенсирует газ и соседи
Hiperpotam
Провалы, которые вызваны сменой сезонов иди просто пасмурной и безветренной погодой на недельку, не покроет никакая батарейка. Сеть у немцев не падает именно благодаря традиционной генерации, которая в такие периоды должна обеспечивать все потребности. А если кто-то поддался «зелёной» рекламе или просто решил немного сократить затраты — у них может случиться Техас.
striver
numitus2
Hiperpotam
Да, все провалы покрыл газ. США внезапно стали первым по объёмам производителем газа в мире. Всегда надо смотреть, кто из «сильных мира сего» что делает, а не что говорит. Американцы под убаюкивающий шепоток про «зелёную энергетику» делают упор именно на «вонючий газ», а не на панельки и батарейки. Экономика держится не на них.
cepera_ang
Газ самый зелёный из углеводородов, хотя и всё равно не атом. Чего он вонючий-то?
C_21
Привыкли газ на кухне нюхать, а в газ для потребителей специально добавляют вонючую добавку для запаха. Иначе газ без запаха наполнит квартиру, а пользователи с дивана запаха не учуют и случится хлопок.
Средний человек даже не знает, что природный газ в чистом виде не имеет запаха и цвета.
Hize
Верно! Используют одорант по большей части именно для обнаружения утечек. Одоризация происходит непосредственно на городской газораспределительной станции. В высокой концентрации одоранты ядовиты, но в газе его концентрация мала.
Одорант может использоваться как химическое оружие.
striver
Хм, чудесно, ВИЭ — шишь да ничего. Как до блекаута, так и после. Проблема сети была вызвана как раз по причине провала традиционной энергетики.
balamutang
Там провалилось все. Фото обледеневших ветряков тоже доступно
striver
Какое-то дежа вю. Читайте выше.
balamutang
Дык Техас с их кучей разных сетей, не входящий ни в одну глобальную сеть и есть та самая «маленькая «кривая» сеть»
invite_ciel
Вообще-то есть ГЭС и ГАЭС.
Там как раз "инерционные" генераторы позволяют выдерживать заданные 50 (60) Гц вне зависимости от существенных колебаний нагрузки, что позволяет не развалить систему, которой прежде всего требуется синхронизация частоты. А на плавное изменение нагрузки в пределах дня можно оперативно реагировать заслонками и внешними лопатками турбины, а также вводом и выводом дополнительных турбин.
При этом напряжение (и мощность) регулируется безынерционно с помощью управления обмоткой возбуждения.
Собственно, у меня складывается ощущение, что весь Tesla Energy — это попытка бюджетно заменить ГАЭС на что-то, что не требует огромного водохранилища.
Bedal
Кстати, в США есть даже (мы в модель ставили) воздушная аккумулирующая станция в Алабаме. Закачивают в пещеру 160атм (кажется, по памяти), а потом вырабатывают энергию, выпуская этот воздух. Опять же по памяти, 110мВт в течение часа генерит.
Bedal
100мВт компенсации могут помочь даже большой системе, спасти её в период слабых связей и опасности асинхронного хода.
Hiperpotam
Это обычная для неспециалистов путаница между мощностью и ёмкостью. В результате у аккумуляторов емкость начинает измеряться в ваттах :)
Misha_Mo
100 мегаватт это и есть емкость батареи. только должна быть единица измерения мегаватчас
Они поставят 40 штук Мегапаков
www.bloomberg.com/news/features/2021-03-08/tesla-is-plugging-a-secret-mega-battery-into-the-texas-grid?sref=DWzi38c2
каждый мегапак имеет емкость 3 мегаватчаса и может выдавать 1,5 мегавата мощности.
если 100 мегаваттчас разделить на 20000 домов то получится по 5 киловаттчас на дом.
numitus2
Скорее всего ёмкость не 100мвт а 100мвт*ч. В таком случае эта батарея сможет обеспечивать Техас в течении фантастических 9 секунд
livsius
если емкость — 100 мвт*ч, то речь будет идти о 9 нс.
SergLV
Это первые "ростки". По мере падения цен и масштабирования, всё изменится.
mig126
Так больше то особо и не надо, она нужна чтобы сглаживать краткосрочные пики, с которыми никакие другие варианты резерва не справятся ввиду инерционности.
Hiperpotam
С очень короткими пиками обычная генерация справляется без проблем. Там типичной допустимой перегрузкой по току для генераторов является 1.5 в течение нескольких минут, а за это время резерв пойдёт в работу. Другое дело, если достаточного резерва нет, как это бывает в мелких изолированных сетях.
numitus2
Кроме микропроцессоров ни одна другая вещь в истории не дешевела экспоненциально
striver
Алюминий?
Hiperpotam
В цене люминя с момента изобретения электролизного способа выработки лет сто назад или сколько там, основная часть — цена потребной для этого электроэнергии. Ниже уже никак, поэтому алюминий не будет дешёвым, Скорее, наоборот, поскольку «зелёная» энергетика дороже традиционной.
striver
А сколько он стоял по началу? На 3 порядка дороже, чем сейчас.
Hiperpotam
Это были лабораторные опыты, по факту. Вложили мильён, получили грамм. С разработкой электролизного метода цена сразу и радикально упала, и с тех пор вот уже 130 лет этим методом и производится. Никакого прогресса :)
striver
Ну, так да, когда добрались до минимально возможной цены — падения нет. Возможен потом только рост, ибо спрос выше предложения. Но, на данный момент — интересные перспективы и на рынок лезет кто кому не лень. За счёт этого будет достигнута нижняя планка. После этого, тот кто успеет занять больше нишу — выживут, а остальные — уйдут с рынка. После нижней планки выживания могут начать её подымать. Но, на данный момент, может быть себестоимость $50 за 1 кВт*ч в пакете.
Hiperpotam
На рынок алюминия выбраться трудно. Нужно море дешёвой электроэнергии. Это где-нить в районе Ангарского каскада или Саяно-Шушенской ГЭС, где гуляют дикие гигаватты по себестоимости 5 копеек за киловатт-час, можно люминь плавить сколько угодно и быть в прибыли. Но таких мест в мире немного.
Am0ralist
Исландия не имеет своих бокситов, но из-за достаточно дешевого геотермального электричества вполне себе его производила)
Hiperpotam
Норвегия тоже производит. У них избыток почти дармовой энергии с гидростанций. И, кстати, норвегов мало интересуют «зелёные» источники энергии. У них настолько навалом традиционной гидроэнергетики, что всякие ветряки-панельки ставят разве что для галочки, чтобы быть в тренде, так сказать.
DimanDimanyich
внезапно
wigneddoom
Определение отличное! Надо только вычеркнуть слово "зелёная", хотя оно и так в кавычках. Халявы, к сожалению, не бывает.
unC0Rr
Норвегов очень интересуют зелёные источники энергии. Например, сейчас строят крупнейшую в мире плавучую офшорную ветровую электростанцию. И вообще, план Норвегии — стать поставщиком электроэнергии и зелёного водорода для континентальной Европы, когда нефтяной век закончится.
striver
Вы по сути мне ничего не ответили.
Hiperpotam
Всё, что требует для своего производства много разного сырья, не может радикально дешеветь просто в силу стоимости добычи и производства этого самого сырья. Если в автомобиле, скажем, полтонны железа, то оно и полсотни лет назад — полтонны, и через полсотни лет в будущем — всё те же полтонны, которые надо найти, добыть, переработать и наделать из него много разных деталюшек на большом и дорогом производстве :)
То же самое и с аккумуляторами. Сильно ли, скажем, подешевели обычные свинцовые аккумуляторы для автомобилей в последние полвека? То-то и оно.
Am0ralist
Не согласен. Если сырье изначально добывалось мало или не самым экономичным способом, то при его массовой добыче цена вполне может упасть.
Только потому, что полвека назад добыча железа уже была оптимизирована лучше добычи многих прочих элементов, например.Вспомните, что первый алюминий стоил дороже золота.
Hiperpotam
Алюминий подешевел не из-за массового производства. Строго наоборот — сначала был открыт дешёвый способ, а потом уже началось массовое производство. И за 130 лет ничего нового не случилось. Нет прогресса. Закон сохранения энергии очень трудно «усовершенствовать» :)
В нынешних литиевых аккумуляторах особо удешевлять уже нечего. Всё, что там применяется, добывается в промышленных масштабах уже десятки лет, производство отработано. Да, за счёт роста объёмов себестоимость можно ещё немножко снизить, но и только. Вся их «обвязка», от силовой электроники и электрики до железных шкафов, тоже особо дешеветь не будет, поскольку ничего нового в ней нет, всё производится давно и массово.
striver
Какие-то выдуманные факты. Там нет массовости, здесь уже потолок.
cepera_ang
А из чего в конечном счете складывается стоимость полтонны сырья? Из энергии затраченной на передвижение материала физически, изменение его формы, плавку и т.д., работы людей обеспечивающей эти процессы и оборудования на котором это происходит (плюс мелочи, вроде стоимости капитала для первоначальной оплаты всего этого).
Итого, даже если стоимость энергии константа, всё равно есть векторы для оптимизации — автоматизация уменьшает долю и стоимость труда, оборудование может (и дешевеет) по мере прогресса в смежных областях (по-крайней мере на единицу обработанного материала + кривая обучения, если оборудования такого класса производится больше), да и энергоэффективность процессов можно повысить какими-нибудь рекуператорами, устранением трения, левитацией на сверхпроводящих электромагнитах при комнатной температуре и т.д.
Поэтому внезапно может оказаться, что полтонны железа в будущем стоят дешевле в разы, чем сейчас, потому что производятся на заводе с одним оператором, наблюдающим за самореплицирующимися роботами (сделанными из того же железа) и запитанном от небольшого модульного ядерного реактора с копеечной стоимостью энергии.
cepera_ang
Всё дешевеет экспоненциально по мере роста производства. Закон Райта, а по ссылке исследование MIT на примере 62 различных технологий.
cepera_ang
Даже "зрелые" технологии. Казалось бы, автомобили не должны дешеветь после 100+ лет производства, однако, дешевеют всё также экспоненциально, просто эта экспонента от кумулятивного объёма производства — каждое удвоение произведённых продуктов за всё время даёт примерно одинаковый процент удешевления. Но вот незадача, в случае, например, автомобилей, такое удвоение происходит за 30+ лет.
gxcreator
Интересная манипуляция с $/hp, сразу и не заметил.
darthmaul
Что двигатели дешевееют — вижу, а что на счёт машин? Да и для электромобилей мощность это вопрос желания/настроек скорее, электродвигатели крайне дешевы.
Bedal
Использую Ваш коммент в посте про регулирование энергосистем, как пример непонимания, уж извините :-)
numitus2
Извините а какого непонимания? Я понимаю что это система нужна для сглаживания минутных перепадов мощности сети, но просто в статье говорится что она может кого-то там обеспечить энергией.
Bedal
Вот если понимаете — то и пишите по этому пониманию, а не по ошибкам в статье :-)
И, кстати, не минутным даже, а в первую очередь секундным, до полуминуты — это уже покроет подавляющее большинство потребностей.
v1000
Это если с подводящими линиями будет все в порядке. Может больше смысла будет делать хабы поменьше поближе к потребителям, или вообще в каждый дом устанавливать.
striver
Так 100 МВт*ч — это капля в море, их нужно сотни таких.
Hiperpotam
Дык, есть такое для индивидуальных домов у Маска. Называется Powerwall. Если у вас есть лишние 4-5 тыс. долларов, можно поставить. Емкости 7 КВтч хватит на один вечер, если всё лишнее отключить (кондиционер, отопление, электроплиты и всё такое).
Но что-то не взлетело оно. Видимо, слишком дорого для массового потребителя при весьма скромных возможностях.
striver
Есть и то и другое. Не взлетело, особенно в Австралии, где делают виртуальную батарею на десятки тысяч домохозяйств.
Hiperpotam
Это и есть «не взлетело», поскольку проекту «Tesla Powerwall» уже лет шесть. Оно и понятно — чем мельче дробление, тем дороже хранение одного киловатт-часа. Поэтому домашние станции не взлетят, если за их установку хозяину кто-нибудь не подбросит деньжат, аналогично субсидиям на установку солнечных панелей.
striver
Что тогда взлёт? 100% покрытие домохозяйств панелями от Теслы?
Hiperpotam
Взлёт — это выход бизнеса на прибыльность. Для бизнеса по производству электромобилей «Тесла» это потребовало полумиллиона экземпляров в год. То же самое происходит с любой сложной техникой — на мелкосерийных партиях прибыльности не будет, если вы хотите продавать её широким и не слишком богатым слоям населения. Ширнармассы не будут покупать батарейки за несколько тысяч $ из своего кармана, так как калькулятор сейчас есть у всех, и понятие «срок окупаемости» знакомо многим. Это только на эксклюзивные спорткары или космические ракеты есть покупатели, у которых деньги некуда девать :)
striver
О доходах они не говорят, но сообщают, что есть постоянный рост.
Hiperpotam
А теперь сравните, сколько ГВтч «зарыто» в автомобильных аккумуляторах той же Теслы, выпущенных за тот же период. То есть электромобили идут «на ура», а Powerwall до сих пор надо пропихивать, хотя начинали они примерно в одно время.
cepera_ang
Или просто мощностей по производству аккумуляторов не хватает на то и другое (и это основное направление развития сейчас, но приоритет всё равно автомобилям).
striver
1/10. Вы так и не предоставили критерии успешности.
DistortNeo
Не совсем так. Стоимость батарей вполне себе пропорциональна их ёмкости. Просто в случае одной большой батарей на сотни домохозяйств можно сэкономить на ёмкости за счёт коэффициента спроса.
Также дело в разных сценариях использования батарей: в одном случае батарея удовлетворяет потребности в течение длительного времени (несколько часов или даже сутки), в другом — в течение нескольких минут, пока происходит переключение на резервный источник электричества. Во втором случае ёмкость может быть ниже на порядок, а то и два.
Kelsink
Все не так плохо с Powerwall у коллеги (в Калифорнии) установлены две штуки. С субсидиями он не успел. По его подсчетам окупятся они за семь лет. Работают в режиме «зарядка ночью по ночному тарифу, отдаем днем». Я понимаю, что он фанат и это скорее «чтобы было» и чтобы не иметь проблем с веерными отключениями летом, когда все пытаются врубить кондиционеры. Но тем не менее.
Afterk
Цена Powerwall 2 была увеличена, спрос высок.
Hiperpotam
Учитывая, что литиевые аккумуляторы плохо переносят морозы, в недавнем техасском бедствии от них толку было бы чуть менее, чем нисколько даже в масштабах близлежащих деревень. Зато удобный момент для пиара, поскольку основное назначение проекта — получение прибыли на разнице цен на энергию между моментами дешёвой выработки при избытке энергии и дорогого потребления при её недостатке.
vedenin1980
Это совсем не так, даже в автомобилях они могут подогревать сами себя и терять относительно мало энергии в неподвижном состоянии. То что автомобиль может проехать значительно меньше в мороз связано с необходимости тратить много энергии на обогрев салона (чтобы пассажиры не замерзли нафиг).
А вот литиевые аккумуляторы в изолированном и отапливаемом помещении должны выдавать одинаковые токи и зимой и летом. Опять-таки, морозы минус 50 и минус 5 это очень разные морозы.
Hiperpotam
Про диапазон рабочих температур и параметры батареи на его границах как-то скромно не указывается нигде, а мне, как технарю, подобная «секретность» всегда очень подозрительна. Тем более, что все проекты реализуются в тёплых краях: южная Калифорния, Техас, Австралия.
striver
Вот здесь, в мануале. Страничка 6. От -20 до 50+ по Цельсию. Но рекомендации — 20 градусов срезать.
mig126
Не совсем точно. Значительные потери на обогрев наблюдаются лишь на коротких регулярных поездках по 5-10минут.
Если поездки хотя бы по пол часа и более, то потери на обогрев падают до 10% и меньше. Т.к. батарея сама является генератором тепла во время поездки. И в Тесла это тепло используется для обогрева салона(на сколько я слышал).
А вот самоподогрев вещь хоть и удобная, но коварная. Батарея в зависимости от морозов может полностью разрядится за неделю, а то и меньше. В РФ/Украину везут много таких батарей которые самоубРОСКОМНАДЗОР.
Но и то он лишь частичный. Первые несколько минут к примеру не работает зарядка качением.
striver
Какие-то выдуманные аргументы десятилетней давности.