Основные источники
- DOM Living Standart
- HTML Living Standart
- Document Object Model (DOM) Level 3 Core Specification
- DOM Parsing and Serialization
Введение
JavaScript
предоставляет множество методов для работы с Document Object Model
или сокращенно DOM
(объектной моделью документа): одни из них являются более полезными, чем другие; одни используются часто, другие почти никогда; одни являются относительно новыми, другие признаны устаревшими.
Я постараюсь дать вам исчерпывающее представление об этих методах, а также покажу парочку полезных приемов, которые сделают вашу жизнь веб-разработчика немного легче.
Размышляя над подачей материала, я пришел к выводу, что оптимальным будет следование спецификациям с промежуточными и заключительными выводами, сопряженными с небольшими лирическими отступлениями.
Сильно погружаться в теорию мы не будем. Вместо этого, мы сосредоточимся на практической составляющей.
Для того, чтобы получить максимальную пользу от данной шпаргалки, пишите код вместе со мной и внимательно следите за тем, что происходит в консоли инструментов разработчика и на странице.
Вот как будет выглядеть наша начальная разметка:
<ul id="list" class="list">
<li id="item1" class="item">1</li>
<li id="item2" class="item">2</li>
<li id="item3" class="item">3</li>
</ul>
У нас есть список (ul
) с тремя элементами (li
). Список и каждый элемент имеют идентификатор (id
) и CSS-класс (class
). id
и class
— это атрибуты элемента. Существует множество других атрибутов: одни из них являются глобальными, т.е. могут добавляться к любому элементу, другие — локальными, т.е. могут добавляться только к определенным элементам.
Мы часто будем выводить данные в консоль, поэтому создадим такую "утилиту":
const log = console.log
Миксин NonElementParentNode
Данный миксин предназначен для обработки (браузером) родительских узлов, которые не являются элементами.
В чем разница между узлами (nodes) и элементами (elements)? Если кратко, то "узлы" — это более общее понятие, чем "элементы". Узел может быть представлен элементом, текстом, комментарием и т.д. Элемент — это узел, представленный разметкой (HTML-тегами (открывающим и закрывающим) или, соответственно, одним тегом).
У рассматриваемого миксина есть метод, наследуемый от объекта Document
, с которого удобно начать разговор.
Небольшая оговорка: разумеется, мы могли бы создать список и элементы программным способом.
Для создания элементов используется метод createElement(tag)
объекта Document
:
const listEl = document.createElement('ul')
Такой способ создания элементов называется императивным. Он является не очень удобным и слишком многословным: создаем родительский элемент, добавляет к нему атрибуты по одному, внедряем его в DOM
, создаем первый дочерний элемент и т.д. Следует отметить, что существует и другой, более изысканный способ создания элементов — шаблонные или строковые литералы (template literals), но о них мы поговорим позже.
Одним из основных способов получения элемента (точнее, ссылки на элемент) является метод getElementById(id)
объекта Document
:
// получаем ссылку на наш список
const listEl = document.getElementById('list')
log(listEl)
// ul#list.list - такая запись означает "элемент `ul` с `id === list`" и таким же `class`
Почему идентификаторы должны быть уникальными в пределах приложения (страницы)? Потому что элемент с id
становится значением одноименного свойства глобального объекта window
:
log(listEl === window.list) // true
Как мы знаем, при обращении к свойствам и методам window
, слово window
можно опускать, например, вместо window.localStorage
можно писать просто localStorage
. Следовательно, для доступа к элементу с id
достаточно обратиться к соответствующему свойству window
:
log(list) // ul#list.list
Обратите внимание, что это не работает в React
и других фреймворках, абстрагирующих работу с DOM
, например, с помощью Virtual DOM
. Более того, там иногда невозможно обратиться к нативным свойствам и методам window
без window
.
Миксин ParentNode
Данный миксин предназначен для обработки родительских элементов (предков), т.е. элементов, содержащих одного и более потомка (дочерних элементов).
children
— потомки элемента
const { children } = list // list.children
log(children)
/*
HTMLCollection(3)
0: li#item1.item
1: li#item2.item
2: li#item3.item
length: 3
*/
Такая структура называется коллекцией HTML и представляет собой массивоподобный объект (псевдомассив). Существует еще одна похожая структура — список узлов (NodeList
).
Массивоподобные объекты имеют свойство length
с количеством потомков, метод forEach()
(NodeList
), позволяющий перебирать узлы (делать по ним итерацию). Такие объекты позволяют получать элементы по индексу, по названию (HTMLCollection
) и т.д. Однако, у них отсутствуют методы настоящих массивов, такие как map()
, filter()
, reduce()
и др., что делает работу с ними не очень удобной. Поэтому массивоподобные объекты рекомендуется преобразовывать в массивы с помощью метода Array.from()
или spread-оператора:
const children = Array.from(list.children)
// или
const children = [...list.children]
log(children) // [li#item1.item, li#item2.item, li#item3.item] - обычный массив
firstElementChild
— первый потомок — элементlastElementChild
— последний потомок — элемент
log(list.firstElementChild) // li#item1.item
log(list.lastElementChild) // li#item2.item
Для дальнейших манипуляций нам потребуется периодически создавать новые элементы, поэтому создадим еще одну утилиту:
const createEl = (id, text, tag = 'li', _class = 'item') => {
const el = document.createElement(tag)
el.id = id
el.className = _class
el.textContent = text
return el
}
Наша утилита принимает 4 аргумента: идентификатор, текст, название тега и CSS-класс. 2 аргумента (тег и класс) имеют значения по умолчанию. Функция возвращает готовый к работе элемент. Впоследствии, мы реализуем более универсальный вариант данной утилиты.
prepend(newNode)
— добавляет элемент в начало спискаappend(newNode)
— добавляет элемент в конец списка
// создаем новый элемент
const newItem = createEl('item0', 0)
// и добавляем его в начало списка
list.prepend(newItem)
// создаем еще один элемент
const newItem2 = createEl('item4', 4)
// и добавляем его в конец списка
list.append(newItem2)
log(children)
/*
HTMLCollection(5)
0: li#item0.item
1: li#item1.item
2: li#item2.item
3: li#item3.item
4: li#item4.item
*/
Одной из интересных особенностей HTMLCollection
является то, что она является "живой", т.е. элементы, возвращаемые по ссылке, и их количество обновляются автоматически. Однако, эту особенность нельзя использовать, например, для автоматического добавления обработчиков событий.
replaceChildren(nodes)
— заменяет потомков новыми элементами
const newItems = [newItem, newItem2]
// заменяем потомков новыми элементами
list.replaceChildren(...newItems) // list.replaceChildren(newItem, newItem2)
log(children) // 2
Наиболее универсальными способами получения ссылок на элементы являются методы querySelector(selector)
и querySelectorAll(selector)
. Причем, в отличие от getElementById()
, они могут вызываться на любом родительском элементе, а не только на document
. В качестве аргумента названным методам передается любой валидный CSS-селектор (id
, class
, tag
и т.д.):
// получаем элемент `li` с `id === item0`
const itemWithId0 = list.querySelector('#item0')
log(itemWithId0) // li#item0.item
// получаем все элементы `li` с `class === item`
const allItems = list.querySelectorAll('.item')
log(allItems) // массивоподобный объект
/*
NodeList(2)
0: li#item0.item
1: li#item4.item
length: 2
*/
Создадим универсальную утилиту для получения элементов:
const getEl = (selector, parent = document, single = true) => single ? parent.querySelector(selector) : [...parent.querySelectorAll(selector)]
Наша утилита принимает 3 аргумента: CSS-селектор, родительский элемент и индикатор количества элементов (один или все). 2 аргумента (предок и индикатор) имеют значения по умолчанию. Функция возвращает либо один, либо все элементы (в виде обычного массива), совпадающие с селектором, в зависимости от значения индикатора:
const itemWithId0 = getEl('#item0', list)
log(itemWithId0) // li#item0.item
const allItems = getEl('.item', list, false)
log(allItems) // [li#item0.item, li#item4.item]
Миксин NonDocumentTypeChildNode
Данный миксин предназначен для обработки дочерних узлов, которые не являются документом, т.е. всех узлов, кроме document
.
previousElementSibling
— предыдущий элементnextElementSibling
— следующий элемент
log(itemWithId0.previousElementSibling) // null
log(itemWithId0.nextElementSibling) // #item4
Миксин ChildNode
Данный миксин предназначен для обработки дочерних элементов, т.е. элементов, являющихся потомками других элементов.
before(newNode)
— вставляет новый элемент перед текущимafter(newNode)
— вставляет новый элемент после текущего
// получаем `li` с `id === item4`
const itemWithId4 = getEl('#item4', list)
// создаем новый элемент
const newItem3 = createEl('item3', 3)
// и вставляем его перед `itemWithId4`
itemWithId4.before(newItem3)
// создаем еще один элемент
const newItem4 = createEl('item2', 2)
// и вставляем его после `itemWithId0`
itemWithId0.after(newItem4)
replaceWith(newNode)
— заменяет текущий элемент новым
// создаем новый элемент
const newItem5 = createEl('item1', 1)
// и заменяем им `itemWithId0`
itemWithId0.replaceWith(newItem5)
remove()
— удаляет текущий элемент
itemWithId4.remove()
Интерфейс Node
Данный интерфейс предназначен для обработки узлов.
nodeType
— тип узла
log(list.nodeType) // 1
// другие варианты
/*
1 -> ELEMENT_NODE (элемент)
3 -> TEXT_NODE (текст)
8 -> COMMENT_NODE (комментарий)
9 -> DOCUMENT_NODE (document)
10 -> DOCUMENT_TYPE_NODE (doctype)
11 -> DOCUMENT_FRAGMENT_NODE (фрагмент) и т.д.
*/
nodeName
— название узла
log(list.nodeName) // UL
// другие варианты
/*
- квалифицированное название HTML-элемента прописными (заглавными) буквами
- квалифицированное название атрибута
- #text
- #comment
- #document
- название doctype
- #document-fragment
*/
baseURI
— основной путь
log(list.baseURI) // .../dom/index.html
parentNode
— родительский узелparentElement
— родительский элемент
const itemWithId1 = getEl('#item1', list)
log(itemWithId1.parentNode) // #list
log(itemWithId1.parentElement) // #list
hasChildNodes()
— возвращаетtrue
, если элемент имеет хотя бы одного потомкаchildNodes
— дочерние узлы
log(list.hasChildNodes()) // true
log(list.childNodes)
/*
NodeList(3)
0: li#item1.item
1: li#item2.item
2: li#item3.item
*/
firstChild
— первый потомок — узелlastChild
— последний потомок — узел
log(list.firstChild) // #item1
log(list.lastChild) // #item3
nextSibling
— следующий узелpreviousSibling
— предыдущий узел
log(itemWithId1.nextSibling) // #item2
log(itemWithId1.previousSibling) // null
textContent
— геттер/сеттер для извлечения/записи текста
// получаем текст
log(itemWithId1.textContent) // 1
// меняем текст
itemWithId1.textContent = 'item1'
log(itemWithId1.textContent) // item1
// получаем текстовое содержимое всех потомков
log(list.textContent) // item123
Для извлечения/записи текста существует еще один (устаревший) геттер/сеттер — innerText
.
cloneNode(deep)
— копирует узел. Принимает логическое значение, определяющее характер копирования: поверхностное — копируется только сам узел, глубокое — копируется сам узел и все его потомки
// создаем новый список посредством копирования существующего
const newList = list.cloneNode(false)
// удаляем у него `id` во избежание коллизий
newList.removeAttribute('id')
// меняем его текстовое содержимое
newList.textContent = 'new list'
// и вставляем его после существующего списка
list.after(newList)
// создаем еще один список
const newList2 = newList.cloneNode(true)
newList.after(newList2)
isEqualNode(node)
— сравнивает узлыisSameNode(node)
— определяет идентичность узлов
log(newList.isEqualNode(newList2)) // true
log(newList.isSameNode(newList2)) // false
contains(node)
— возвращаетtrue
, если элемент содержит указанный узел
log(list.contains(itemWithId1)) // true
insertBefore(newNode, existingNode)
— добавляет новый узел (newNode
) перед существующим (existingNode
)
// создаем новый элемент
const itemWithIdA = createEl('#item_a', 'a')
// и вставляем его перед `itemWithId1`
list.insertBefore(itemWithIdA, itemWithId1)
appendChild(node)
— добавляет узел в конец списка
// создаем новый элемент
const itemWithIdC = createEl('#item_c', 'c')
// и добавляем его в конец списка
list.appendChild(itemWithIdC)
replaceChild(newNode, existingNode)
— заменяет существующий узел (existingNode
) новым (newNode
):
// создаем новый элемент
const itemWithIdB = createEl('item_b', 'b')
// и заменяем им `itemWithId1`
list.replaceChild(itemWithIdB, itemWithId1)
removeChild(node)
— удаляет указанный дочерний узел
// получаем `li` с `id === item2`
const itemWithId2 = getEl('#item2', list)
// и удаляем его
list.removeChild(itemWithId2)
Интерфейс Document
Данный интерфейс предназначен для обработки объекта Document
.
URL
иdocumentURI
— адрес документа
log(document.URL) // .../dom/index.html
log(document.documentURI) // ^
documentElement
:
log(document.documentElement) // html
getElementsByTagName(tag)
— возвращает все элементы с указанным тегом
const itemsByTagName = document.getElementsByTagName('li')
log(itemsByTagName)
/*
HTMLCollection(4)
0: li##item_a.item
1: li#item_b.item
2: li#item3.item
3: li##item_c.item
*/
getElementsByClassName(className)
— возвращает все элементы с указанным CSS-классом
const itemsByClassName = list.getElementsByClassName('item')
log(itemsByClassName) // ^
createDocumentFragment()
— возвращает фрагмент документа:
// создаем фрагмент
const fragment = document.createDocumentFragment()
// создаем новый элемент
const itemWithIdD = createEl('item_d', 'd')
// добавляем элемент во фрагмент
fragment.append(itemWithIdD)
// добавляем фрагмент в список
list.append(fragment)
Фрагменты позволяют избежать создания лишних элементов. Они часто используются при работе с разметкой, скрытой от пользователя с помощью тега template
(метод cloneNode()
возвращает DocumentFragment
).
createTextNode(data)
— создает текст
createComment(data)
— создает комментарий
importNode(existingNode, deep)
— создает новый узел на основе существующего
// создаем новый список на основе существующего
const newList3 = document.importNode(list, true)
// вставляем его перед существующим списком
list.before(newList3)
// и удаляем во избежание коллизий
newList3.remove()
createAttribute(attr)
— создает указанный атрибут
Интерфейсы NodeIterator
и TreeWalker
Интерфейсы NodeIterator
и TreeWalker
предназначены для обхода (traverse) деревьев узлов. Я не сталкивался с примерами их практического использования, поэтому ограничусь парочкой примеров:
// createNodeIterator(root, referenceNode, pointerBeforeReferenceNode, whatToShow, filter)
const iterator = document.createNodeIterator(list)
log(iterator)
log(iterator.nextNode()) // #list
log(iterator.nextNode()) // #item_a
log(iterator.previousNode()) // #item_a
log(iterator.previousNode()) // #list
log(iterator.previousNode()) // null
// createTreeWalker(root, whatToShow, filter)
// применяем фильтры - https://dom.spec.whatwg.org/#interface-nodefilter
const walker = document.createTreeWalker(list, '0x1', { acceptNode: () => 1 })
log(walker)
log(walker.parentNode()) // null
log(walker.firstChild()) // #item_a
log(walker.lastChild()) // null
log(walker.previousSibling()) // null
log(walker.nextSibling()) // #item_b
log(walker.nextNode()) // #item3
log(walker.previousNode()) // #item_b
Интерфейс Element
Данный интерфейс предназначен для обработки элементов.
localName
иtagName
— название тега
log(list.localName) // ul
log(list.tagName) // UL
id
— геттер/сеттер для идентификатораclassName
— геттер/сеттер для CSS-класса
log(list.id) // list
list.id = 'LIST'
log(LIST.className) // list
classList
— все CSS-классы элемента (объектDOMTokenList
)
const button = createEl('button', 'Click me', 'my_button', 'btn btn-primary')
log(button.classList)
/*
DOMTokenList(2)
0: "btn"
1: "btn-primary"
length: 2
value: "btn btn-primary"
*/
Работа с classList
classList.add(newClass)
— добавляет новый класс к существующимclassList.remove(existingClass)
— удаляет указанный классclassList.toggle(className, force?)
— удаляет существующий класс или добавляет новый. Если опциональный аргументforce
имеет значениеtrue
, данный метод только добавляет новый класс при отсутствии, но не удаляет существующий класс (в этом случаеtoggle() === add()
). Еслиforce
имеет значениеfalse
, данный метод только удаляет существующий класс при наличии, но не добавляет отсутствующий класс (в этом случаеtoggle() === remove()
)classList.replace(existingClass, newClass)
— заменяет существующий класс (existingClass
) на новый (newClass
)classList.contains(className)
— возвращаетtrue
, если указанный класс обнаружен в списке классов элемента (данный метод идентиченclassName.includes(className)
)
// добавляем к кнопке новый класс
button.classList.add('btn-lg')
// удаляем существующий класс
button.classList.remove('btn-primary')
// у кнопки есть класс `btn-lg`, поэтому он удаляется
button.classList.toggle('btn-lg')
// заменяем существующий класс на новый
button.classList.replace('btn', 'btn-success')
log(button.className) // btn-success
log(button.classList.contains('btn')) // false
log(button.className.includes('btn-success')) // true
Работа с атрибутами
hasAttributes()
— возвращаетtrue
, если у элемента имеются какие-либо атрибутыgetAttributesNames()
— возвращает названия атрибутов элементаgetAttribute(attrName)
— возвращает значение указанного атрибутаsetAttribute(name, value)
— добавляет указанные атрибут и его значение к элементуremoveAttribute(attrName)
— удаляет указанный атрибутhasAttribute(attrName)
— возвращаетtrue
при наличии у элемента указанного атрибутаtoggleAttribute(name, force)
— добавляет новый атрибут при отсутствии или удаляет существующий атрибут. Аргументforce
аналогичен одноименному атрибутуclassList.toggle()
log(button.hasAttributes()) // true
log(button.getAttributeNames()) // ['id', 'class']
log(button.getAttribute('id')) // button
button.setAttribute('type', 'button')
button.removeAttribute('class')
log(button.hasAttribute('class')) // false
В использовании перечисленных методов для работы с атрибутами нет особой необходимости, поскольку многие атрибуты являются геттерами/сеттерами, т.е. позволяют извлекать/записывать значения напрямую. Единственным исключением является метод removeAttribute()
, поскольку существуют атрибуты без значений: например, если кнопка имеет атрибут disabled
, установка значения данного атрибута в false
не приведет к снятию блокировки — для этого нужно полностью удалить атрибут disabled
с помощью removeAttribute()
.
Отдельного упоминания заслуживает атрибут data-*
, где символ *
означает любую строку. Он предназначен для определения пользовательских атрибутов. Например, в нашей начальной разметке для уникальной идентификации элементов используется атрибут id
. Однако, это приводит к загрязнению глобального пространства имен, что чревато коллизиями между нашими переменными и, например, переменными используемой нами библиотеки — когда какой-либо объект библиотеки пытается записаться в свойство window
, которое уже занято нашим id
.
Вместо этого, мы могли бы использовать атрибут data-id
и получать ссылки на элементы с помощью getEl('[data-id="id"]')
.
Название data-атрибута после символа -
становится одноименным свойством объекта dataset
. Например, значение атрибута data-id
можно получить через свойство dataset.id
.
closest(selectors)
— возвращает первый родительский элемент, совпавший с селекторами
LIST.append(button)
log(button.closest('#LIST', 'document.body')) // #LIST
matches(selectors)
— возвращаетtrue
, если элемент совпадает хотя бы с одним селектором
log(button.matches('.btn', '[type="button"]'))
// у кнопки нет класса `btn`, но есть атрибут `type` со значением `button`,
// поэтому возвращается `true`
insertAdjacentElement(where, newElement)
— универсальный метод для вставки новых элементов перед/в начало/в конец/после текущего элемента. Аргументwhere
определяет место вставки. Возможные значения:
beforebegin
— перед открывающим тегомafterbegin
— после открывающего тегаbeforeend
— перед закрывающим тегомafterend
— после закрывающего тега
insertAdjacentText(where, data)
— универсальный метод для вставки текста
Text
— конструктор для создания текста
Comment
— конструктор для создания комментария
const text = new Text('JavaScript')
log(text) // "JavaScript"
const part = text.splitText(4)
log(part) // "Script"
log(part.wholeText()) // Script
const comment = new Comment('TODO')
log(comment) // <!--TODO-->
Объект Document
location
— объект с информацией о текущей локации документа
log(document.location)
Свойства объекта location
:
hash
— хэш-часть URL (символ#
и все, что следует за ним), например,#top
host
— название хоста и порт, например,localhost:3000
hostname
— название хоста, например,localhost
href
— полный путьorigin
—protocol
+host
pathname
— путь без протоколаport
— порт, например,3000
protocol
— протокол, например,https
search
— строка запроса (символ?
и все, что следует за ним), например,?name=John&age=30
Методы location
:
reload()
— перезагружает текущую локацию
replace()
— заменяет текущую локацию на новую
title
— заголовок документа
log(document.title) // DOM
head
— метаданные документа
body
— тело документа
images
— псевдомассив (HTMLCollection
), содержащий все изображения, имеющиеся в документе
const image = document.createElement('img')
image.className = 'my_image'
image.src = 'https://miro.medium.com/max/875/1*ZIH_wjqDfZn6NRKsDi9mvA.png'
image.alt = "V8's compiler pipeline"
image.width = 480
document.body.append(image)
log(document.images[0]) // .my_image
links
— псевдомассив, содержащий все ссылки, имеющиеся в документе
const link = document.createElement('a')
link.className = 'my_link'
link.href = 'https://github.com/azat-io/you-dont-know-js-ru'
link.target = '_blank'
link.rel = 'noopener noreferrer'
link.textContent = 'Вы не знаете JS'
document.body.append(link)
log(document.links[0]) // .my_link
forms
— псевдомассив, содержащий все формы, имеющиеся в документе
const form = document.createElement('form')
form.className = 'my_form'
document.body.append(form)
log(document.forms[0]) // .my_form
Следующие методы и свойство считаются устаревшими:
open()
— открывает документ для записи. При этом документ полностью очищаетсяclose()
— закрывает документ для записиwrite()
— записывает данные (текст, разметку) в документwriteln()
— записывает данные в документ с переносом на новую строкуdesignMode
— управление режимом редактирования документа. Возможные значения:on
иoff
. Наберитеdocument.designMode = 'on'
в консолиDevTools
и нажмитеEnter
. Вуаля, страница стала редактируемой: можно удалять/добавлять текст, перетаскивать изображения и т.д.execCommand()
— выполняет переданные команды. Со списоком доступных команд можно ознакомиться здесь. Раньше этот метод активно использовался для записи/извлечения данных из буфера обмена (командыcopy
иpaste
). Сейчас для этого используются методыnavigator.clipboard.writeText()
,navigator.clipboard.readText()
и др.
Миксин InnerHTML
Геттер/сеттер innerHTML
позволяет извлекать/записывать разметку в элемент. Для подготовки разметки удобно пользоваться шаблонными литералами:
const itemsTemplate = `
<li data-id="item1" class="item">1</li>
<li data-id="item2" class="item">2</li>
<li data-id="item3" class="item">3</li>
`
LIST.innerHTML = itemsTemplate
log(LIST.innerHTML)
/*
<li data-id="item1" class="item">1</li>
<li data-id="item2" class="item">2</li>
<li data-id="item3" class="item">3</li>
*/
Расширения интерфейса Element
outerHTML
— геттер/сеттер для извлечения/записи внешней разметки элемента: то, что возвращаетinnerHTML
+ разметка самого элемента
log(LIST.outerHTML)
/*
<ul id="LIST" class="list">
<li data-id="item1" class="item">1</li>
<li data-id="item2" class="item">2</li>
<li data-id="item3" class="item">3</li>
</ul>
*/
insertAdjacentHTML(where, string)
— универсальный метод для вставки разметки в виде строки. Аргументwhere
аналогичен одноименному аргументу методаinsertAdjacentElement()
Метод insertAdjacentHTML()
в сочетании с шаблонными литералами и их продвинутой версией — тегированными шаблонными литералами (tagged template literals) предоставляет много интересных возможностей по манипулированию разметкой документа. По сути, данный метод представляет собой движок шаблонов (template engine) на стороне клиента, похожий на Pug
, Handlebars
и др. серверные движки. С его помощью (при участии History API
) можно, например, реализовать полноценное одностраничное приложение (Single Page Application
или сокращенно SPA
). Разумеется, для этого придется написать чуть больше кода, чем при использовании какого-либо фронтенд-фреймворка.
Вот несколько полезных ссылок, с которых можно начать изучение этих замечательных инструментов:
- Element.insertAdjacentHTML() — MDN
- Изменение документа — JSR
- Шаблонные строки — MDN
- Template Literals — ECMAScript 2022
Иногда требуется создать элемент на основе шаблонной строки. Как это можно сделать? Вот соответствующая утилита:
const createElFromStr = (str) => {
// создаем временный элемент
const el = document.createElement('div')
// записываем в него переданную строку - разметку
el.innerHTML = str
// извлекаем наш элемент
// если мы используем здесь метод `firstChild()`, может вернуться `#text`
// одна из проблем шаблонных строк заключается в большом количестве лишних пробелов
const child = el.fisrtElementChild
// удаляем временный элемент
el.remove()
// и возвращаем наш элемент
return child
}
// шаблон списка
const listTemplate = `
<ul id="list">
<li data-id="item1" class="item">1</li>
<li data-id="item2" class="item">2</li>
<li data-id="item3" class="item">3</li>
</ul>
`
// создаем список на основе шаблона
const listEl = createElFromStr(listTemplate)
// и вставляем его в тело документа
document.body.append(listEl)
Существует более экзотический способ создания элемента на основе шаблонной строки. Он предполагает использование конструктора DOMParser()
:
const createElFromStr = (str) => {
// создаем новый парсер
const parser = new DOMParser()
// парсер возвращает новый документ
const {
body: { children }
} = parser.parseFromString(str, 'text/html')
// нас интересует первый дочерний элемент тела нового документа
return children[0]
}
const listTemplate = `
<ul id="list">
<li data-id="item1" class="item">1</li>
<li data-id="item2" class="item">2</li>
<li data-id="item3" class="item">3</li>
</ul>
`
const listEl = createElFromStr(listTemplate)
document.body.append(listEl)
Еще более экзотический, но при этом самый короткий способ предполагает использование расширения для объекта Range
— метода createContextualFragment()
:
const createElFromStr = (str) => {
// создаем новый диапазон
const range = new Range()
// создаем фрагмент
const fragment = range.createContextualFragment(str)
// и возвращаем его
return fragment
}
// или в одну строку
const createFragment = (str) => new Range().createContextualFragment(str)
const listTemplate = `
<ul id="list">
<li data-id="item1" class="item">1</li>
<li data-id="item2" class="item">2</li>
<li data-id="item3" class="item">3</li>
</ul>
`
document.body.append(createFragment(listTemplate))
В завершение, как и обещал, универсальная утилита для создания элементов:
// функция принимает название тега и объект с настройками
const createEl = (tag, opts) => {
const el = document.createElement(tag)
// перебираем ключи объекта и записывает соответствующие свойства в элемент
for (const key in opts) {
el[key] = opts[key]
}
// возвращаем готовый элемент
return el
}
const button = createEl('button', {
// настройками могут быть атрибуты
id: 'my_button',
className: 'btn btn-primary',
textContent: 'Click me',
title: 'My button',
autofocus: true,
// стили
style: 'color: red; cursor: pointer;',
// обработчики и т.д.
onmouseenter: function () {
this.style.color = 'green'
},
onmouseout: function () {
this.style.color = 'blue'
},
onclick: () => alert('Привет!')
})
document.body.append(button)
Заключение
Современный JS
предоставляет богатый арсенал методов для работы с DOM
. Данных методов вполне достаточно для решения всего спектра задач, возникающих при разработке веб-приложений. Хорошее знание этих методов, а также умение их правильно применять гарантируют не только высокое качество (чистоту) кода, но также избавляют от необходимости использовать DOM-библиотеки (такие как jQuery
), что в совокупности обусловливает производительность приложения, его поддерживаемость и масштабируемость.
Разумеется, шпаргалка — это всего лишь карманный справочник, памятка для быстрого восстановления забытого материала, предполагающая наличие определенного багажа знаний.
VDS от Маклауд быстрые и безопасные.
Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!
noodles
Что вы улучшили?
Чем это
лучше этого?: