Внедрение зависимостей - DI - Dependency injection - термин часто встречающийся на собеседованиях. Сам по себе концепт опирается на более объемный принцип инверсии зависимостей (буква D в SOLID), но намного проще и ближе к практике. Кратко можно сказать, что при внедрении зависимостей, мы задаем значения переменных объекта в момент выполнения программы, а не в момент компиляции.
В этой статье я постараюсь показать, что использование специальных библиотек для DI - это легко и удобно, даже для небольших проектов и опишу три случая с кодом ДО и ПОСЛЕ. Надеюсь, даже в небольшом проекте сразу станет понятно, что код после применения внедрения зависимостей стал чуть-чуть лучше.
Часто программисты не понимают, для чего им в их небольших проектах, которые далеки от тысяч файлов корпоративных громад, нужно внедрение зависимостей. В таких проектах не описываются интерфейсы, используются одни и те же классы, экземпляры которых можно передать всем, кому это необходимо. На самый крайний случай, используются синглтоны для получения единственного экземпляра класса во всем приложении.
Работать мы будем с достаточно популярной библиотекой GetIt. Проект минималистичен: приложение показывает погоду в настоящий момент с использованием одного из двух сервисов: Yandex.Weather или VisualCrossing. Если пользователь разрешит, то учитывается его местоположение и погода будет актуальна для его города.
Пример 1. Переход от внедрения переменных через конструктор и создания их в коде к использованию GetIt. В нашем случае настройки приложения, а именно - какой сервис для получения погодных данных был выбран пользователем - хранятся в стандартном платформенно-зависимом хранилище - SharedPreferences. При запуске приложения запускается тот сервис, который был выбран ранее. Если ничего не выбрано, запускается сервис по-умолчанию.
До внедрения GetIt класс настроек создавался в main и передавался в остальные классы через конструктор:
Future<void> main() async {
WidgetsFlutterBinding.ensureInitialized();
final settings = SettingsRepository();
await settings.loaded;
runApp(MyApp(settingsRepository: settings));
}
class MyApp extends StatelessWidget {
const MyApp({Key? key, required this.settingsRepository}) : super(key: key);
final SettingsRepository settingsRepository;
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
home: HomePage(settingsRepository: settingsRepository),
...
);
}
}
class HomePage extends StatefulWidget {
const HomePage({Key? key, required this.settingsRepository}) : super(key: key);
final SettingsRepository settingsRepository;
...
После внедрения GetIt класс настроек регистрируется в нем и затем его получают только там, где он действительно нужен, промежуточные классы не загромождаются лишними переменными.
Future<void> main() async {
WidgetsFlutterBinding.ensureInitialized();
final settings = SettingsRepository();
await settings.loaded;
GetIt.instance.registerSingleton(settings);
runApp(const MyApp());
}
class HomePage extends StatefulWidget {
const HomePage({Key? key}) : super(key: key);
@override
_HomePageState createState() => _HomePageState();
}
class _HomePageState extends State<HomePage> {
SettingsRepository get settingsRepository => GetIt.instance.get<SettingsRepository>();
...
И переход на внедрение зависимостей вместо создания переменной: получение позиции пользователя. Для этой операции в _HomePageState используется Geolocator. В дальнейшем при юнит-тестировании и виджет-тестировании мы не сможем обращаться к этой библиотеке, поэтому нужно заменить способ получения позиции пользователя на DI. Было:
Future<void> _loadWeather() async {
final knownPosition = await Geolocator.getLastKnownPosition();
...
}
Стало:
//в main.dart
Future<void> main() async {
...
final position = await geolocator.getLastKnownPosition();
if (position != null) {
GetIt.instance.registerSingleton<Position>(position);
//позицию можно было бы получать и из настроек пользователя, если он не согласен давать доступ к GPS
}
...
//в home_page.dart
Future<void> _loadWeather() async {
final knownPosition = GetIt.instance.isRegistered<Position>() ? GetIt.instance.get<Position>() : null;
...
}
Аналогично может быть зарегистрирована служба логирования, служба обработки ошибок, клиент http и т.д. Нет нужды упоминать экземпляр класса в конструкторе, а значит меньше параметров, которые необходимо задать при инициализации.
Пример 2. Использование одного из поставщиков данных. В приложении описан общий интерфейс получения погодных данных, тем не менее каждый раз определять, к какому конкретно классу надо обратиться для получения данных, - неудобно. Здесь тоже поможет GetIt. Вместо того, чтобы создавать экземпляр класса в виджете, который ответственен за показ погоды и пересоздавать виджет или экземпляр класса, в коде используется геттер, который получает всегда актуальный класс-поставщик погодных данных через GetIt.
Было:
Future<void> _loadWeather() async {
final position = await Geolocator.getLastKnownPosition();
final Map<DateTime, WeatherCondition> predictions;
if (widget.settingsRepository.remoteServerName == YandexWeatherProvider.providerName) {
predictions = await YandexWeatherProvider().loadPredictions(position?.latitude ?? 0.0, position?.longitude ?? 0.0);
} else {
predictions = await VisualCrossingWeatherProvider().loadPredictions(position?.latitude ?? 0.0, position?.longitude ?? 0.0);
}
currentWeather = predictions[DateTime.now().hourStart];
setState(() {});
}
Стало:
// в main.dart
Future<void> main() async {
...
GetIt.instance.registerSingleton<WeatherProvider>(settings.remoteServerName == YandexWeatherProvider.providerName ? YandexWeatherProvider() : VisualCrossingWeatherProvider());
...
}
...
// при загрузке погоды
WeatherProvider get weatherProvider => GetIt.instance.get<WeatherProvider>();
Future<void> _loadWeather() async {
final knownPosition = GetIt.instance.isRegistered<Position>() ? GetIt.instance.get<Position>() : null;
final predictions = await weatherProvider.loadPredictions(knownPosition?.latitude ?? 0.0, knownPosition?.longitude ?? 0.0);
currentWeather = predictions![DateTime.now().hourStart];
setState(() {});
}
...
// при переключении настроек пользователя
void _changeServer(String? value) {
if (value == null) return;
settingsRepository.remoteServerName = value;
GetIt.instance.unregister<WeatherProvider>();
GetIt.instance.registerSingleton<WeatherProvider>(value == YandexWeatherProvider.providerName ? YandexWeatherProvider() : VisualCrossingWeatherProvider());
setState(() {});
}
Аналогично можно регистрировать онлайн/оффлайн поставщики данных, любые взаимозаменяемые модули.
Пример 3. Использование mock-объектов для тестирования. А теперь нам нужно написать виджет-тесты. Если бы проект был чуть более сложным и включал например BLoC для управления состоянием, то эти модули тоже нужно было бы тестировать с помощью юнит-тестов. И здесь мы сразу встречаемся с невозможностью сделать это без дополнительного изменения кода, потому что при юнит-тестировании и виджет-тестировании SharedPreferences и Geolocator недоступны, да и предсказать, что ответит бэкенд невозможно. С GetIt тест написать просто - создаем mock-класс для настроек или для поставщика данных, моделируем ответы бэкенда, отображение которых будет легко проверить, через Mockito и можно быть уверенным в корректности работы приложения.
class MockProvider extends Mock implements WeatherProvider {}
void main() {
final repository = MockProvider();
setUpAll(() {
final service = GetIt.instance;
service.registerSingleton<WeatherProvider>(repository);
});
testWidgets('отображение данных о погоде', (WidgetTester tester) async {
when(repository.loadPredictions(any, any)).thenAnswer((_) async {
return {DateTime.now().hourStart: WeatherCondition(windDirection: WindDirection.north, temperature: 10.0, windSpeed: 3.0, windGust: 8.0)};
});
await tester.pumpWidget(const MaterialApp(
home: HomePage(),
));
await tester.pumpAndSettle();
final titleText = find.text('Current weather:');
expect(titleText, findsOneWidget);
final weather = find.text('Ветер: 3.0 N, порывами 8.0, температура: 10.0');
expect(weather, findsOneWidget);
});
}
В наших проектах в Россельхозбанке мы применяем GetIt в основном для тестирования и упрощения кода аналогично первому и третьему примеру. Бывают и ситуации, когда используются разные классы, реализующие одинаковый интерфейс, в зависимости от того, какой билд был создан. Например, для debug билда все логирование происходит в консоли, а для release билда используется другой класс логирования, который отправляет информацию о критических ошибках на бэкенд.
Подведу итоги. В применении библиотек для Dependency Injection есть неоспоримые преимущества:
меньше параметров в классах,
нет нужды менять код объекта, если зависимый класс поменял что-то в своей реализации или был заменен другим,
возможность использования mock-объектов при тестировании.
aamonster
Берём педивикию и читаем: en.wikipedia.org/wiki/Dependency_injection#Constructor_injection
Т.е. у вас Dependency Injection была с самого начала!
Yahhi Автор
Вы правы. Изначально в коде использовались Constructor Injection (кстати не везде, было и создание переменных прямо в классе). Тем не менее, в структуре виджетов специфичной для Flutter, такой подход нарушает принцип DIP (высокоуровневые модули не должны зависеть от низкоуровневых) и заставляет импортировать общие классы чуть ли не в каждый класс независимо от того, нужны они там или нет.
В результате отредактировала название поста: он про то, как пользоваться библиотеками, облегчающими использование DI.
aamonster
Важно понимать, что у контейнера по сравнению с более примитивными методами DI есть не только плюсы. Да, упрощается код, больше гибкость, удобней тестировать. Но по сути запись в единственном инстансе GetId – это глобальная переменная со всеми её недостатками.
sshikov
Да тут вообще такое впечатление складывается, что писавший не особо понимает, о чем пишет. Ну вот смотрите:
Типа, четыре преимущества? А вот фигушки. Два пункта из четырех (первый и третий) на самом деле не преимущества вовсе, а принципы (из SOLID). Т.е. это описание того, как следует поступать, чтобы получить преимущество. А преимущества тут на втором месте и на четвертом — а именно полученная гибкость в реализации зависимостей (в том числе тестовые зависимости в виде моков). Гибкость — преимущество, зависеть от интерфейсов — способ его достижения.