Наблюдения из Шанхая: Мобильный конгресс и наши первые китайские клиенты



Посещение Мобильного конгресса в Шанхае (Mobile World Congress) — это моя вторая поездка в Китай: мы решили выходить на китайский рынок еще несколько месяцев назад, и первыми впечатлениями я уже поделился. После первой поездки у нас не было уверенности, что дело пойдет, но не попробовать было бы странно. С тех пор у нас появилось несколько клиентов из Китая, и уже нет сомнений, что рынок нам поддался. Теперь мы думаем о том, чтобы ускориться на нем, и для этого изучаем местный менталитет и опыт других компаний в Китае — китайских и российских.

Что было на Мобильном конгрессе

Мобильный конгресс в Шанхае — это клон Мобильного конгресса в Барселоне, где наши сотрудники тоже бывали. По размерам он меньше барселонского конгресса, но тоже немаленький — три огромных павильона и обширная программа конференций, которая стоит сумасшедших денег. Как и в Барселоне, здесь должны встречаться телеком-операторы со всего мира, но в реальности — со всей Азии. Встречаются они не только между собой, но и с поставщиками разных продуктов и услуг, так или иначе связанных с телеком-индустрией. Для чего мы здесь оказались? Здесь есть все компании, с которыми мы могли бы работать в Китае, — либо среди экспонентов, либо среди посетителей.

Чтобы помочь российским компаниям познакомиться с потенциальными партнерами из Азии, РВК и «Руссофт» организовали на конгрессе «Русский день», где получилось собрать 50–60 посетителей из компаний из разных стран. Там были несколько российских компаний, которые на общем фоне смотрелись неплохо — ABBYY, SPB TV, и несколько состоявшихся стартапов.

Помимо нетворкинга для нас были важны знания о рыночных трендах в онлайн-играх и телевидении, основных отраслях, где применяются услуги CDN. На конгрессе была секция, где выступали люди из игровых компаний, но там 80% выступлений были на китайском языке с фрагментарным переводом. В секции, где выступали представители телевидения, было больше английского, и там я задержался. Особенно интересной оказалась презентация CIBN (аналог нашего ВГТРК). Они воспринимают телевидение не просто как фон для вечернего семейного досуга.



Роль телевидения в Китае будущего гораздо важнее: это главный канал двустороннего взаимодействия с семьей как с единицей потребления. Китайские телевизионщики убеждены, что для покупки продуктов на всю семью, для оплаты счетов и так далее всегда будет нужен не смартфон, а телевизор. Роль телевидения будет значительнее, и нам это только на руку.

Об азиатском подходе к продуктам

Чтобы понимать, какие продукты нужны китайскому рынку, я изучал те, что там уже есть — как в B2B-секторе, так и в потребительском. Некоторые решения, которые я увидел в Шанхае, вовсю продаются на азиатских рынках, но у нас отсутствуют как класс. Мне понравилась, например, маленькая коробочка — роутер, который зарегистрирован во всех азиатских сетях, в нем уже прошиты все электронные SIM-карты всех операторов. То есть ты путешествуешь по Азии, и у тебя всегда есть интернет по локальному тарифу, и ко всем сетям роутер подключается автоматически. Получается что-то вроде роутеров, которые продают наши сотовые операторы, только от всех операторов сразу.

Еще из интересного — сервис, который представляла на форуме одна корейская компания. Она устанавливает свою иконку на все телефоны, которые продаются в Корее, и продает ее другим разработчикам как место под их приложения. В этом месяце за право поставить под этой иконкой свое приложение заплатит одна компания, в другом месяце — другая. Это очень удобно: никому из них не нужно бегать по всем производителям телефонов и договариваться с каждым отдельно. Это очень серьезная бизнес-модель, которой в России тоже не хватает. Мы регулярно видим пресс-релизы из разряда «В телефонах LG Nexus теперь установлен “Яндекс” вместо Google». И каждый раз пожимаешь плечами: ну круто, молодцы…

Когда ты приезжаешь на европейские выставки, то понимаешь, насколько ты отстаешь в понимании даже своего собственного продукта от местных конкурентов. Я имею в виду маркетинг: чтобы тебя рассматривали серьезно, нужно миллионы вложить в продвижение бренда и упаковку продукта. А в Азии с маркетингом обстоят дела примерно как в России — даже японские и корейские компании, которые были представлены на выставке, не впечатляли маркетингом и самовыражались в технологиях. Что ж, мы в России привыкли к тому же, значит, при выходе на азиатские рынки хотя бы в маркетинг не нужно вкладывать миллионы, как если бы мы решили выйти в Европу.

Как продавать китайцам

На азиатских IT-рынках больше обращают внимание на практическую сторону вещей, а не на имиджевую. Если китайский предприниматель видит, что по техническим характеристикам и цене продукт ему подходит, то он не станет долго раздумывать о покупке. Как мне объяснили, для китайцев характерна «психология волка». Если они видят что-то выгодное — сразу это хватают, почти как у нас во времена позднего СССР. Быстрое принятие решения о покупке мне, как продавцу, не может не импонировать. В то время как на европейских рынках рефлексия при совершении сделок — обычное дело. Когда ты продаешь свой продукт в Европе, проходишь несколько ступеней маркетинговых коммуникаций. На каждой ступени приходится убеждать, и ты все время рискуешь нарваться на фразу: «Ой, я не знаю, надо подумать!» После нее переговорщик исчезает на полгода, и процесс продажи растягивается как гармошка.



Стереотип о неспешности и медиативном подходе азиатов был окончательно развенчан нашим опытом. Наш первый клиент из Китая пришел к нам на сайт, написал сообщение, что хочет с нами поработать, после чего мы его подключили, выставили ему счет, и он в тот же день его оплатил. То же самое было и со вторым клиентом (оба были представителями игровых компаний). Все они сами разобрались, все поняли, что к чему, и пользуются сервисом. А после поездки на форум мы сразу же вступили в активные переговоры еще с тремя: крупной медиагруппой, производителем телевизоров и разработчиком онлайн-игр. Китайцы не медлят, все доводят до конца, и это хорошо.

Самое важное в продаже — донести самую суть продукта так, чтобы китайский партнер смог разобраться сам. Если придется перейти к объяснениям, есть шанс наткнуться на языковой барьер. Большинство китайцев не говорят по-английски (и тем более по-русски), и без русско-китайского переводчика общаться с ними практически невозможно. Очень редко можно встретить китайского менеджера с идеальным английским и с западным MBA-образованием, но лучше бы ты его не встречал: во всем, что касается IT, он разбирается лучше тебя.

Про переговоры с китайцами

Сами по себе китайцы очень легки на подъем, быстро во всем разбираются, быстро принимают решения. Но если начинаются переговоры, то вместе с ними начинаются сложности, и это не только языковой барьер, но и ментальный. Внешнюю реакцию на твои слова ты вообще никогда не поймешь, а о внутренней можешь только догадываться. У меня был случай, когда я рассказывал человеку о какой-то технологии. Сказал один раз, он ответил, и мне показалось, что он точно понял. Сказал второй раз. А в третий раз я упомянул в разговоре о том же самом, но уже другими словами, и собеседник сделал круглые глаза: «Что, правда? Это же круто!». А тебе-то кажется, что он уже это знает.



Мне показалось, что до конца понять, что у китайца на уме, не будучи китайцем самому, просто невозможно. И все успешные российские компании, которые работают в Китае, кажется, об этом никогда не забывают. Они посылают в китайский офис российского директора, но в переговорах с местными, как правило, он не участвует. Директор нанимает для этого китайских менеджеров, а затем его функция — стоять над ними с палкой, следить, чтобы не воровали и не ленились. Периодически он летает в штаб-квартиру в России, чтобы пополнить запасы знаний и энергии. В общем, директор в Китае — это надсмотрщик. Известный факт: в китайских компаниях даже компьютеры расставлены так, чтобы начальник видел, чем подчиненные занимаются.

Впрочем, несмотря на ментальную пропасть и некоторое лукавство со стороны китайцев, они очень хорошо относятся к россиянам. Официальная риторика властей в Китае такая же, как и у нас в России, и иллюстрируется фразой «русский с китайцем — братья навек!». Я прилетел в Китай по транзитной визе и должен был остановиться в определенном отеле, но в нем не оказалось свободных мест, и я остановился в другом. Так я оказался в черном списке на получение транзитной визы в следующий раз. После Китая я посетил еще одну страну, но обратно летел с пересадкой в Китае, где случилась беспрецедентная ситуация в аэропорту. Мой багаж по случайности не отдали на транзит в Москву, а отправили на общую ленту, то есть на территорию Китая. Чтобы его забрать, мне надо было формально въехать в Китай, но с этим были проблемы, ведь я в черном списке. Однако китайские пограничники после долгих уговоров разрешили зайти мне на территорию Китая, взять чемодан и выйти обратно. Представить себе такое в Европе или США просто невозможно. Может быть, у китайских пограничников есть какая-то неофициальная установка русских не обижать?

Можно ли стать успешным в Китае

По итогам поездки в Шанхай мы начали переговоры с еще тремя потенциальными клиентами. Это три китайские компании: телеканал, производитель телевизоров (со своим smart TV) и разработчик онлайн-игр. Но, что еще важнее, у нас появилось понимание того, что полноценная работа на китайском рынке возможна. Пусть наш менталитет все-таки ближе к европейскому, чем к азиатскому, многие особенности китайского рынка нам близки и понятны, и приспособиться к ним будет даже проще, чем к особенностям европейским.

Самое удивительное — это скорость, с которой живут китайцы. В Шанхае я пообщался с китайцем, который вернулся на родину из Торонто, где он учился несколько лет. Он говорил, что в Шанхае все происходит гораздо быстрее, а канадцев называл ленивыми. Нам кажется, что быстро время течет в Москве, но в Шанхае у меня было ощущение, что оно течет еще быстрее.

Жизнь в современном Китае очень резко меняется. Со времен соприкосновения с европейской культурой нынешнее поколение китайцев, наверное, стало первым, которое ест досыта. Из-за этого в Китае даже существует культ еды: при минимальной задержке рейса в аэропорту я получал от авиакомпании плошку риса с мясом. Однако китайцы очень быстро удовлетворили свои базовые потребности, отошли от концепции «скопировать западное и продать дешевле».

Если верить историкам, в Средние века на Китай приходилось около 40% мирового ВВП, и теперь не исключено, что история повторится. В 2014 году Китай уже стал крупнейшей экономикой мира, пока с долей 16,3% в мировом ВВП. Китайцы способны снова многократно опередить все остальные страны, как в технологическом развитии, так и в потреблении, и мы хотим оказаться поблизости.

Комментарии (6)


  1. TimsTims
    28.09.2015 18:00
    +1

    Некоторые решения, которые я увидел в Шанхае, вовсю продаются на азиатских рынках, но у нас отсутствуют как класс. Мне понравилась, например, маленькая коробочка — роутер, который зарегистрирован во всех азиатских сетях


    Ох слёзы радости! Вот что мешает сделать у нас всего лишь в одной стране похожую штучку! Включил и не паришься!!!


    1. NikolayRyabkov
      28.09.2015 18:23
      +1

      Залогинился, чтобы запросить название. gorod, не подскажете — как называется?


      1. gorod
        28.09.2015 22:03

        TelecomSquare — см. www.telecomsquare.co.jp


    1. khim
      28.09.2015 18:45

      Вот что мешает сделать у нас всего лишь в одной стране похожую штучку!
      ОПСосы. Так же, как и везде. Тони Ахонен утверждает, что Apple хотела сделать iPhone5 с виртальной симкой, на что все операторы дружно сказали «если в iPhone5 не будет использоваться SIM-модуль, то он не будет продаваться в наших магазинах — без вариантов и не обсуждается».

      То есть сделать-то такую штуку несложно, а вот договориться потом с ОПСосами… это точно не был прототип типа «как мы можем»? Оно точно продаётся? Потому как мне сложно представить себе как разработчикам этого железа удалось договориться. Хотя это Азия, конечно, там немного другие «правила игры», всё может быть…


  1. motomac
    29.09.2015 11:33

    Пишете про Китай, а на фото столица совсем другой страны.


    1. gorod
      29.09.2015 14:17

      Да, не ту фотку поставили, извините. Сейчас уже правильная фотка стоит. А на Тайвань я тоже заезжал в эту поездку.