Как это было раньше? Подарили десятилетнему Пете на день рождения «Game boy» и несколько игровых картриджей. Мальчик счастлив, ведь у него появилась собственная крутая игрушка, которая никому больше не принадлежит, никто ее не сможет отнять (ну, кроме мамы, грозящей лишить Петю на две недели его новой вещицы, если тот не сделает уроки). Что нужно для того, чтобы ребенок мог спокойно продолжать в нее играть? Розетка, зарядник в комплекте; если игровая приставка сломалась, то обычный мастер из первой попавшейся ремонтной мастерской.
А как дела обстоят сегодня? Подарили хирургу из крупной известной американской клиники робота-ассистента «da Vinci». Хирург обрадовался, ведь теперь качество и скорость проведения операций в разы возрастут! Одна операция, вторая, третья... Как удобно, как здорово. Но спустя полгода выясняется, что у робота износились некоторые механизмы, нужно смазать шестерни, купить кое-какие запчасти и заменить старые на новые. И тут наш хирург вспоминает, что когда он покупал робота у производителя (Intuitive Surgical), те ребята на контрактной основе заставили своего клиента пользоваться только их услугами по техническому обслуживанию и только их оригинальными запчастями. Хирург высылает запрос в компанию с описанием проблемы и просьбой отправить ему прайслист на сервисные работы и запчасти производителя. Проходит какой-то час, и вот появляется долгожданный ответ. Стоимость запчасти n - 100 долларов, стоимость запчасти n1 – 200 долларов и так далее. Хирург делает круглые глаза, ведь после отправки запроса на прайслист он зашел в интернет и посмотрел рыночные цены на те же самые детали, и там запчасть n стоила 65 долларов, а запчасть n1 – 170 долларов. «Как же так? Почему я должен просто так переплачивать за запчасти для моего робота, если можно купить их в другом месте намного дешевле?» – думает хирург. «А вот так вот» - отвечает менеджер по продажам компании Intuitive Surgical, - «вы с нами контракт заключили? Заключили. А теперь мучайтесь» (злодейски смеется).
Конечно, данное повествование весьма утрировано и сильно упрощено в сравнении с действительностью, но суть судебных исков[1] от американских клиник Franciscan Health, Valley Medical Center и Kaleida Health оно передает. Представители одного из госпиталей заявили, что после оповещения производителя роботов da Vinci о планируемом заключении контракта на обслуживание устройства с третьими лицами, те удаленно отключили робота прямо во время операции! Это вынудило хирургов кардинально поменять первоначальный сценарий процедуры прямо в разгар хирургического процесса и ожесточенной борьбы за здоровье пациента. При этом стоимость одного робота-ассистента находится в пределах от 500 000 до 2,5 млн долларов; большую часть годового дохода Intuitive Surgical получают от сервисных контрактов, необходимых для поддержания машин в исправном состоянии (около 4 млрд долларов).
И получается так, что данная схема может работать с абсолютно любым техническим устройством, которое функционируют за счет мощностей производителя. Кем в этом случае становится покупатель беспилотного автомобиля, умного пылесоса или станции с голосовым ассистентом? Правильно – арендатором, который теперь на протяжении всего срока использования своей игрушки вынужден платить за него ренту, чтобы арендодатель вдруг не решил нажать красную кнопку. Да, физически устройство остается у потребителя, но оно ничто без цифрового программного обеспечения, находящегося во власти продавца, который изначально сообщил, что ПО лицензировано и является собственностью компании. В итоге производитель имеет очень удобный такой рычаг для сбора денег, а все вокруг сводится к уже известным капиталистическим отношениям, когда словосочетание «частная собственность» уходит в прошлое. Корпорации собирают ренту, когда захотят, делают с нами, что захотят, а мы платим и зависим.
Написанное выше является подводкой к тренду, сформированному на сегодняшний день. Он связан с термином «цифровой капитализм» (или «платформенный капитализм»), который появился относительно недавно. В 2017 году в Кембридже вышла книга молодого британского политолога и экономиста Ника Срничека «Капитализм платформ». В ней обсуждается произошедшая во многих секторах экономики трансформация современных предприятий, которая привела к появлению компаний нового типа - платформенных, то есть тех, которые по большей части ориентированы не на промышленное производство, а на работу с данными. Это могут быть: рекламные платформы (Google, Facebook), облачные (Salesforce, AWS), промышленные (Siemens, GE), продуктовые (Spotify, Rolls Royce) или бережливые платформы (Airbnb, Uber). Насчет последних поясним - это те компании, которые стараются минимизировать объем активов, находящихся у них в собственности, и выиграть за счет максимального сокращения издержек. В этом контексте Срничек критически оценивает данную тенденцию, так как положение корпораций нового типа теперь является максимально выгодным для них самих и не особо привлекательным для обычных потребителей. Социальное неравенство вновь актуально. И очевидно, что рента – это не только деньги, но и огромные массивы накопленных данных и знаний (причем важно понимать разницу в этих двух терминах: данные - информация о том, что нечто произошло, знания - информация о том, почему нечто произошло), которые раскрывают абсолютно все о том, кто их предоставил. Предпочтения, личная информация, привычки и подобное в огромных объемах формируют поведенческую цепочку потребителей, благодаря которой корпорации способны предсказывать действия интересующих их групп людей. А как говорится, кто владеет информацией, тот владеет миром.
Платформенные корпорации сегодня выступают в качестве посредников. Это удобно, выгодно, безопасно и с минимальными рисками. Apple Store и Play Market, Uber и Яндекс Такси, Facebook и Instagram - все они являются платформами, на которых разработчики, водители, предприниматели и другие могут вести свой бизнес; обычные пользователи могут публиковать личные данные, рассказывать о своих предпочтениях. Сами корпорации собирают эти огромные массивы данных, благодаря которым, например, можно предсказать спрос в той или иной сфере еще до появления явных и очевидных для большинства участников рынка признаков. Кроме того, платформенные компании устанавливают собственные правила игры, так как создаются целые экосистемы, от них зависящие.
А в случае чего - просто нажимаешь кнопку и отключаешь пользователя платформы, который что-то нарушил.
Комментарии (29)
Dynamometr
20.07.2021 18:15+1А в случае чего - просто нажимаешь кнопку и отключаешь пользователя платформы, который что-то нарушил.
Хуже того, такую "кнопку" можно нажать во всех платформах сразу, просто выключив человека или целый бизнес.
starpearl
20.07.2021 21:06Если смартофон для понтов, то печально регулярно оплачивать апдейты и апгрейды. Если эти ''да винчи'' для бизнеса, то развитие и поддержку ''платформы'' оплачивают клиенты или пациенты.
Batu
20.07.2021 21:22-1Проблема высосана из пальца и решена сто лет назад. Конкуренция на рынке и наличие технически и юридически грамотного персонала. Если глав. врач берет откаты, то проблема политическая. Кто его там держит. В любом другом случае покупай оборудование там, где выгодно. Ну, и научись договариваться. Думать надо в любом случае. На то и голова дана.
Goupil
20.07.2021 21:30В случае с роботом монополия-с, плюс такое ощущение что робот работает только если имеет связь с сервером, что уже само по себе нехорошо.
BlackMokona
20.07.2021 22:13-1Таки финансируйте разработку аналогов, мало что ли компаний делают роботов. Отказывайтесь брать по невыгодному для вас контракту. И тд
Goupil
20.07.2021 23:55+3Многим бы хотелось, но в биомедицине такая бюрократия (по всему миру), что мелким и даже средним рыбам это непосильно. То есть сделать робота, написать код, даже интегрировать в работу - можно, но вот пройти по всем инстанциям и везде получить зеленый свет - очень долго и очень дорого. Не дай бог что-то где-то как-то не так, скандал на весь мир.
raamid
21.07.2021 01:06Кроме того, монополист мог занести кому нужно круглую сумму и конкуренты будут годами топтаться на входе из-за невозможности получить лицензию.
StjarnornasFred
20.07.2021 22:51+2Продолжение истории с ремонтом тракторов? Да, похоже, проблема есть, но она в условиях рыночной экономики решается уходом к конкуренту (так, на постсоветском пространстве сама мысль о том, что трактор-кормилец невозможно починить в локальном порядке, звучит фантастически).
Как бы то ни было, мир спасут пираты и хакеры. Все эти защиты от ремонта, vendor lock, одноразовые картриджи и т. д. - нередко взламываются и отвязываются от производителя. Конечно, это приводит к лишению гарантии, но всегда ли это важно? Например, если гарантийный срок уже вышел, то принтер/робот/автомобиль вполне можно "расшить" и отвязать от производителя, а то и вовсе накатить кастомную прошивку с новыми, ранее отсутствовавшими возможностями. Более того: опенсорс рулит в прямом смысле - OpenPilot делает Теслой почти любой автомобиль.
Goupil
21.07.2021 00:02+3Если на робота-хирурга нет гарантии и пациент после такой операции пострадал или умер (по любой причине, даже не зависящей), с хирурга и госпиталя три шкуры сдерут, на западе целая когорта адвокатов кормится с malpractice suits. Добрая половина всех телодвижений медицинских специалистов среднего и высшего звена вот почти уже век - прикрытие своей задницы.
resk0
21.07.2021 06:54+2Компания-производитель робота сыграла против себя, поспешила надавить. Ок, может с этими ребятами она все же выиграет битву (есть контракт), но заключить следующие будет ОЙ КАК СЛОЖНО. Кто на такое подпишется? Все будут ждать появления конкуренции, рыночных цен и условий, других условий контракта. Жизненной необходимости в таких роботах нет — цены заоблачные, пользы особо никакой (круто, удаленно, но он не автономен — просто исполняет команды в реальном времени, чтобы не возить хирурга или пациента туда-сюда). Это был эксперимент и он показал свою слабую сторону.
Alexander34
21.07.2021 10:42+3Проблема в стоимости робота. При арендной модели стоимость покупки должна быть минимальная или ноль. Ребята решили нахлобучить госпиталь два раза - продали робота, а потом высокую цену обязательного обслуживания выставили. Та же история с любой сложной техникой. Мир переходит в сторону аренды, но хочется вначале продать трактор за полную цену, а потом закабалить покупателя и тянуть с него деньги дальше. В случае с трактором я грамотных пиратов приветствую .
tmg
21.07.2021 13:48-1может da vinci уже давно discontinued считается и фирма активно его меняет на mako или даже ещё на что новее, вот и ставят цены на запчасти такие тк может каждую запчасть поштучно производят заново. так то можно подешевке купить целого робота, списанного и оттуда запчасти надербанить - но фирма то сама не будет таким заниматься же?
это все равно, что возмущаться о дорогих оригинальных запчастях на jaguar 80х годов, когда можно купить на свалке jaguar 80х годов за 100$ и вытащить оттуда нужную запчасть
namikiri
21.07.2021 14:05Собственно поэтому если автомобиль — то без компьютера или хотя бы без модема.
Peter_N
21.07.2021 14:11Кем в этом случае становится покупатель .... умного пылесоса ...? Правильно – арендатором
Что-то не припомню, чтобы я платил ренту iRobot-у за свой экземпляр Roomba ;-)
snuk182
21.07.2021 18:42Это пока в загружаемом автоматически обновлении прошивки не появилась функция "плати, или я всосу этого пса!" :D
Xander_d
21.07.2021 14:11+1Мне вот интересно: из текста как будто бы следует, что сервисный контракт на робота, который был отключен во время операции, в тот момент действовал. Госпиталь сообщил, что они рассматривают возможность перехода, а им отключают робота. Это вообще как? А если бы пациент умер в этот момент? Ну, не знаю, шел-шел скальпель по сердцу, и вдруг остановился 8\
ads83
21.07.2021 14:49Лет 15 назад кто-то продавал дорогие принтеры и дешевые расходники, а кто-то - дешевые принтеры, но дорогие картриджи. Не вижу, чем принципиально отличается эти две ситуации.
Каждая компания делает свой выбор, на что потратить деньги:
На дорогой цветной лазерный принтер, но один раз, а потом (относительно) немного платить за тонер
На (относительно) дешевый струйный принтер, но потом переплачивать за расходники
На (относительно) дешевый струйный принтер, а потом на "взлом" картриджей и использование СНПЧ (подача чернил из канистры)
На аутсорс печати в маленькую типографию в соседнем подвале.
И также у каждого выбора есть плюсы и минусы, а выбор технологии ("струйная печать нам не подходит") может этот выбор сужать. И также недооценка последствий и условий может привести к чрезмерным расходам.
И как в случае с принтерами, каждая компания может сделать выбор: пользоваться платформами, но брать на себя риски отключения, или поддерживать собственную инфраструктуру, что дороже и несет другие риски, или пользоваться другими технологиями.В случае госпиталя - просчитать стоимость использования "подарка" в течение срока службы и оценить риски. После чего принимать решение "а принимать ли подарок и переучивать хирургов".
В случае человека: "удалять ли телефон знакомого таксиста", ну или "продавать ли свою машину, ведь Uber и каршеринг дешевле".snuk182
21.07.2021 18:48дешевые принтеры, но дорогие картриджи
То-то все производители, стоило только отвернуться, перевели свои струйники на СНПЧ. Не пошла бизнес-модель.
Как мне кажется, в медицине в любом случае идет повышение квалификации. Лицензию же не пожизненно дают. Тут больше вопросов к финансированию и поддержке самого робота, которое в 100% случаев адово дорогое. Было уже, когда при определенных условия томографы сжигали пациента.
Am0ralist
22.07.2021 13:00Угу, только эти принтеры стали одноразовые. Гарантия год или 30к отпечатков.
У Епсона сдохла головка после второй заправки. У кэнонов примерно к моменту, как памперсы заполнятся и головки полосить начинают, но тысяч 45 отпечатков проходят.
Одно радует, на фоне картриджей экономия всё равно существенная.snuk182
22.07.2021 20:36Они и были не особо живучие - дохли либо от износа, либо от высыхания. Причем износ хотя бы окупается, но для этого надо быть фотостудией.
Am0ralist
23.07.2021 10:53Ну не знаю, с снпч сторонними раньше всё таки не 3 заправки жили принтеры при больших нагрузках. Тут я говорю: 1,5 гарантии по количеству и уже полосит черная головка. Менять по стоимости сравнимо с принтером (особенно с учетом, что попутно и памперсы к этому моменту заполнены, и тащить в сервис не бесплатно, чтоб даже просто счётчик памперсов сбросить). Но кэнон всё же лучше эпсона по нашему опыту из штук 7 работавших у нас. Главное, вайфайные их не брать — висят-с.
snuk182
23.07.2021 11:41Пардон. Я про картриджи. Первые кустарные СНПЧ застал только в теории, поскольку тратить половину стипендии на заправку принтера, который нужен раз в два месяца, мне осточертело очень быстро, и я сам принтер тупо выбросил. Но мне кажется, если ими не пользоваться хотя бы ежедневно, что картриджами, что СНПЧ, они сохнут и выходят из строя. Потому нужно быть фотостудией, чтоб оно хоть как-то окупалось.
Am0ralist
23.07.2021 13:48у меня был кэнон, шпприцы и я печатал чужие конспекты)
А с снпч как раз в мелкой типографии встречался.
K0styan
См. Роберт Силверберг - "Контракт", 1959.
Или одноимённый мультфильм Тарасова 1985 года.
urvanov
Wesha
Мультфильм снят по рассказу Роберта Сильверберга "Честный контракт".