В проекте инфраструктурного закона США, содержащем более 2700 страниц, есть предложение обязать автопроизводителей встраивать во все выпущенные после 2027 года автомобили функцию алкотестера. Если этот закон будет принят, будет чётко прописана дата завершения исследовательской программы, которую федеральное правительство и автопроизводители совместно разрабатывают уже более 10 лет.

С 2008 года огромное количество разных организаций работают над изобретением технологии, способной предотвратить пьяную езду. Шутка ли – в одних только США ежегодно из-за этого гибнет порядка 10 000 человек [в России в 2020 году в таких ДТП погибло 4515 человек – четверть от всех смертельных случаев на дороге].

«Национальная администрация безопасности на шоссе» (NHTSA) объединилась с группой, представляющей всех крупнейших автопроизводителей, «Автомобильной коалицией за безопасность дорожного движения» (ACTS) для формирования «программы по разработке системы обнаружения алкоголя у водителей в целях безопасности» с не очень приятным акронимом DADSS.

По этой программе разрабатывается две отдельных системы обнаружения алкоголя. Одна из них определяет наличие алкоголя в крови, анализируя воздух в салоне автомобиля – она каким-то образом должна отличать дыхание водителя от дыхания остальных пассажиров. Вторая использует датчик касания с инфракрасной подсветкой, встраиваемый в кнопку запуска автомобиля, обнаруживающий наличие алкоголя в крови прямо через кожу.

Обе системы должны работать автономно, без каких бы то ни было действий со тороны водителя. Предполагается, что при обнаружении алкоголя машина никуда не поедет, однако её можно будет завести, чтобы включить климат-контроль или зарядить телефон. Технологию предполагается лицензировать на открытой основе, чтобы все производители автомобилей и запчастей были «в равных условиях» – хотя бесплатной она не будет.

Хотя в проекте закона DADSS напрямую не упоминается, в нём предлагается обязать всех производителей встраивать в автомобили, выпущенные после 2027 года, пассивные технологии предотвращающие вождение автомобиля «под веществами».

Конечно, это хорошо только в теории. Даже простые анализаторы дыхания, подключаемые к зажиганию, периодические отказывают. Наверняка недовольных людей будет очень много, если распространить эту технологию на все машины – при её использовании по сотне миллионов раз в день даже 0,01% ложных срабатываний выльется в миллионы ошибок.

В данный момент в рамках проекта DADSS тестируется датчик дыхания «версии 3.3», который устанавливают в автомобили в тех случаях, когда даже минимальное содержание алкоголя в крови недопустимо. Судя по всему, датчик пока не умеет надёжно различать точный уровень алкоголя в крови [в США допустимым для вождения является содержание алкоголя в крови до 0,08% (0,8 промилле); в России – до 0,3 промилле / прим. пер.].

Также руководство программы предсказывает, что «версия 4.0» датчика должна стать достаточно небольшой и надёжной, чтобы её можно было разместить в обычных автомобилях уже к 2024 году. Датчик касания планируется закончить на год позже.

Отвечая на вопрос касательно сохранения тайны личной жизни автолюбителей, представитель программы сообщил, что в соответствии с законами и соглашением о сотрудничестве, по которому действуют NHTSA и автопроизводители, при внедрении данной системы необходимо будет ввести рабочие процедуры и принять все меры безопасности для защиты данных от непреднамеренного разглашения.

Однако современные автомобили так плотно интегрируются с различными технологиями и платформами, что иногда автопроизводители не могут повлиять на уровень безопасности своих автомобилей. Буквально в этом году хакеры продавали данные владельцев автомобилей Audi и Volkswagen, хранившиеся на небезопасном облачном сервере Microsoft Azure. Брелоки автосигнализаций постоянно взламывают. В 2019 году хакеры удалённо отключали двигатели автомобилей, заходя в учётные записи тысяч различных сторонних платформ для управления автопарком, используя пароль по умолчанию «123456».

Комментарии (25)


  1. hecategram
    04.08.2021 23:01

    ну китайцы тут же придумают какую то чудо ткань, которые все спиртовые пары перехватит.


    1. DrPass
      04.08.2021 23:48
      +1

      Это вообще блажь какая-то. У системы, анализирующую воздух в автомобиле, можно просто датчик заклеить синей изолентой. А если девайс палец просвечивает… я даже не буду говорить о его точности, но думаю, резиновые палочки для нажимания кнопок запуска двигателя тоже быстро появятся в продаже.


      1. DaneSoul
        05.08.2021 00:41
        +1

        думаю, резиновые палочки для нажимания кнопок запуска двигателя тоже быстро появятся в продаже.
        Добавить к датчику сканер отпечатка пальца не проблема.


        1. DrPass
          05.08.2021 00:51

          Добавить к резиновой палочке место для наклеивания фото отпечатка пальцев — тоже не проблема :) Это не говоря уже о том, уместна ли в машине вообще такая опция. Всё-таки предполагается, что машину запускает носитель ключа, а не фиксированный список лиц, хранимый где-то на её флеш-памяти. Да и автопроизводители вряд ли будут из кожи вон лезть, максимально усложняя жизнь своим покупателям, чтобы не дай боже, не смогли обмануть датчик. Формально выполнят требования законодательства, и на этом всё.


      1. khulster
        05.08.2021 12:16

        У системы, анализирующую воздух в автомобиле, можно просто датчик заклеить синей изолентой. 

        Если датчик расположить поглубже в системе вентиляции, где-то перед кондиционером, то задача заклейки оного изолентой несколько усложнится, а риск слететь с гарантии при очередном ТО - увеличивается.

        Плюс получаем дополнительную противоугонную опцию искаропки - уходя из машины оставляем открытым флакон со спиртом. :)


        1. DrPass
          05.08.2021 13:15

          Если датчик расположить поглубже в системе вентиляции, машина напрочь потеряет суперспособность перевозить и пассажиров с перегаром, даже если сам водитель стёкл как трезвышко.


          1. khulster
            05.08.2021 13:24
            +1

            Эта опция и сейчас относительно сомнительная в плане ее надежности и эффективности. Ну и решается вторым фактором же. Если в воздухе есть следы алкоголя - будьте добры доказать что вы не бухой любом другим способом. Тем же датчиком (проблемы резиновых палочек на самом деле нет если датчик не совсем бинарный).


  1. raamid
    04.08.2021 23:56

    По идее к тому времени должны уже появиться полностью автономные автопилоты. Пьяному ведь можно на автопилоте ехать? Причем, если водитель пьяный, то не позволять переключаться на ручное управление.


  1. Gordon01
    05.08.2021 03:24

    Вот бы еще геозоны с жестким ограничением скорости, как у самокатов, хотя не, это же совсем другое.

    Шутка ли – в одних только США ежегодно из-за этого гибнет порядка 10 000 человек

    While Americans drove less in 2020 due to the pandemic, NHTSA’s early estimates show that an estimated 38,680 people died in motor vehicle traffic crashes—the largest projected number of fatalities since 2007. This represents an increase of about 7.2 percent as compared to the 36,096 fatalities reported in 2019

    То есть подавляющее большинство смертельных ДТП совершили трезвые водители из-за превышения скорости, но за борьбу с пьянством можно получить больше политических очков, так что закроем глаза и представим что проблемы нет)


    1. 0xd34df00d
      05.08.2021 04:06

      Борьба с пьянством не мешает борьбе с превышением скорости.


    1. iproger
      05.08.2021 05:21

      Смотрите дальше, борьба за меньшее количество автомобилей, удобные города. Но видимо не в этом веке.


      1. Gordon01
        05.08.2021 05:53

        В Америке вряд ли в этом веке, там больше чем половину страны придется перестраивать и уплотнять, им столько людей негде взять, чтобы эти поля одноэтажных бараков заселить и превратить в города. Да и шоссе там до сих пор строят и расширяют.

        В Европе все довольно успешно идет, в некоторых городах уже и въезд в центральную часть без прописки запрещен. В Мадриде вообще шикарно стало.


        1. DaneSoul
          05.08.2021 11:32
          +2

          чтобы эти поля одноэтажных бараков заселить и превратить в города
          А самый главный вопрос — ЗАЧЕМ, собственно говоря, это делать?
          В Европе мало земли при большом населении, отсюда высокая плотность и большие города единственная возможность.
          В США места уйма, в чем тогда сакральный смысл всех загнать в мегаполисы?
          Сейчас, в США весь смак в том, что есть выбор где жить — в мегаполисе или в одноэтажной застройке, и наличие такого выбора — это прекрасно. Так как и в том и в другом есть свои преимущества и недостатки в зависимости от предпочтений конкретного человека.


          1. Gordon01
            05.08.2021 13:21
            -1

            Потому что субурбия финансово несостоятельна и спасти от ее от вымирания может только уплотнение с конвертацией с стандартный город. Наличие/отсутсвие "лишней" земли никакой роли не играет.


            1. 0xd34df00d
              05.08.2021 18:23
              +1

              Можете как живущему в субурбии


              Скрытый текст

              с отдельным большим домом, с отдельным личным участком земли, и с на порядки большим уровнем комфорта, чем когда я жил в крысятнике-человейнике в Нью-Йорке, оплачивая 3225 долларов в месяц за аренду мелкой студии


              объяснить, что именно там финансово несостоятельно и что там собирается вымирать?


              1. iproger
                05.08.2021 22:15

                Без точных цифр сложно сказать как оно есть на самом деле, но вот я вижу много статей если загуглить что-то типа «american suburb becoming poor». И на утубе тоже есть материалы как субурбии не вытягивают финансирование многочисленных дорог и требуют продажи новых субурбий чтобы найти деньги.

                Манхеттен - не лучшей пример «города» с чем можно сравнивать жизнь в субурбии.


                1. 0xd34df00d
                  05.08.2021 23:52
                  +1

                  Так это ж от субурбии зависит. С тем, что некоторые субурбии финансово несостоятельны, я спорить не буду. С тем, что любые — с этим буду.


                  Всё точно так же, как с городами — там тоже есть банкроты, там тоже есть несостоятельные, неблагоприятные и так далее города.


              1. lokkiuni
                05.08.2021 22:40

                А солнечные панели вообще отстой - вон в Воркуте пробовали - мало вырабатывают. Я это к тому, что если выбирая из двух крайностей одна совсем плоха - совершенно не значит, что всё что между можно получить проведя прямую линию между точками. У малоэтажной застройки (3-5 этажей) и среднеэтажной (7-10) есть свои неоспоримые плюсы, в частности ОТ и наличие общих пространств помимо торговых центров, при этом в отличие от перегруженных мегаполисов нет эффекта Выхино. И не надо пол-часа до города добираться. В общем, в плане градостроения Европа впереди планеты всей - США в этом плане за очень странные решения и традиции держится.


                1. 0xd34df00d
                  06.08.2021 00:06

                  Общие пространства есть и в субурбии — в пешей доступности от меня несколько мелких парков уровня «погулять с детьми», и пара парков чуть крупнее, а также общий бассейн. ОТ — я бы на самом деле не называл это преимуществом (особенно в ковидные времена).


                  Плюс, лично на мой взгляд, малоэтажная застройка не отличается принципиально от многоэтажной — у вас возникают все те же коммунальные проблемы уровня «соседи шумные», «улица шумная и со световым загрязнением», «личного пространства на улице нет», «негде поставить гриль для мяса», «охота походить по личной беговой дорожке, но уже два ночи, соседи снизу будут недовольны», и так далее.


                  В общем, в плане градостроения Европа впереди планеты всей — США в этом плане за очень странные решения и традиции держится.

                  Фиг знает. Я много жил в Москве, полтора года прожил в Лондоне, посетил ещё пару европейских стран и городов, пожил в Нью-Йорке и теперь вот живу в субурбии в 15 минутах от окрестностей мегаполиса и 30 минутах от центра (а также в 10 минутах езды от всего, что вам нужно, от каких-нибудь Home Depot и Whole Foods до тира, оружейного магазина, центра сдачи крови, переработки батарей и так далее) — и, знаете, если 7-10 лет назад, до эмиграции, я думал, что мегаполисы ​, то теперь я понимаю, что нифига.


                  1. DrPass
                    06.08.2021 03:39
                    -1

                    и, знаете, если 7-10 лет назад, до эмиграции, я думал, что мегаполисы ​, то теперь я понимаю, что нифига.

                    Наверное, на любителя. Я родился и вырос в тихом экологичном спальном районе, где тоже было «минут десять на машине» — и ты доедешь до чего угодно. Но сейчас живу в городе, и у меня в радиусе десяти минут пешком есть практически всё, что можно придумать — банальщина вроде дюжины банков, магазины, аптеки, крупный молл, торговый центр поменьше, два парка для прогулок, спорт: тренажерный зал, бассейн, батутный центр. Для души: магазины радиодеталей и компьютерного железа. Две больницы, в одной из которых меня чуть бесплатно не прикончили, зато во второй быстро исправили за вменяемые деньги. Да блин, тут даже роботы-динозавры есть (это для ребенка) и контора с суперкомпьютером (это просто так, на случай, если вдруг апокалипсис, и надо будет срочно спасти мир). Я не хочу обратно в субурбию :)


                    1. 0xd34df00d
                      06.08.2021 21:05
                      +1

                      Ну это вопрос того, насколько вам ценны те или иные аспекты жизни. Мне вот здоровый сон (которого я не мог достичь на сто процентов ни в одной из квартир) несоизмеримо важнее пешей доступности банков, моллов и батутных центров.


          1. iproger
            05.08.2021 20:59

            Выбор и должен оставаться. Но города в нынешнем виде ужасны. Все равно машина нужна, а ОТ не удобен. Пожалуй, только в самом Манхеттене будет норм перемещаться.

            Скажем, нужно попасть из Бруклина в Бронкс или Квинс. Это займет до 2ч если ехать на метро и автобусах. Все потому что метро кроме некоторых линий медленное, как и автобусы с сотнями остановок каждые 100 метров. В Квинс вообще нет прямых веток из Бруклина. Мне кажется, даже в Москве легче преодолеваются расстояния.

            И самое интересное что все уже поняли это и прямо сейчас в NJ строят те самые районы европейского типа с 5-6-этажной застройкой. Хотя районы это сильно сказано, пока больше просто здания.


      1. denaturat
        05.08.2021 10:35
        +1

        И правильно. Потому что надо больше хороших средств передвижения и еще меньше этих убогих городов с человейниками. То есть города это в принципе опухоль на теле планеты.


  1. ibrin
    05.08.2021 06:37

    И сразу все давай обсуждать методы обхода! Когда дело до этого дойдёт, то будут полностью компьютеризованные авто, сидящие в глобальной автомобильной сети, и с авторизацией водителя по био-id. Там уже не до пьяной езды будет.


  1. Tachyon
    05.08.2021 07:19

    Не буду обсуждать способы обхода, тут и до меня постарались.
    Как быть тем людям организм которых вырабатывает то ли спирт то ли вещества похожие на спирт ? Кажется у диабетиков в выдыхаемом воздухе есть пары ацетона, принимаемые алкотестерами за спирт (могу ошибаться, знающие поправьте меня) .

    Хотя в проекте закона DADSS напрямую не упоминается, в нём предлагается обязать всех производителей встраивать в автомобили, выпущенные после 2027 года, пассивные технологии предотвращающие вождение автомобиля «под веществами». .......

    Технологию предполагается лицензировать на открытой основе, чтобы все производители автомобилей и запчастей были «в равных условиях» – хотя бесплатной она не будет.

    По Русски это читается так : Нагибать и иметь всех поровну.