«Общероссийский народный фронт» предложил главе Минцифры Максуту Шадаеву ввести уголовную ответственность за организацию сервисов по подмене номеров. В обращении ОНФ отмечается, что они стали одним из основных инструментов мошенников при хищении средств клиентов с банковских карт.
Кроме того, общественники требуют обязать операторов связи бесплатно предупреждать абонентов о подозрительных звонках и блокировать их без санкции суда. Как пояснил гендиректор TelecomDaily Денис Кусков, сейчас они не имеют права блокировать телефонные номера без причины, но делают это после получения жалоб от абонентов. Директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов «МегаФона» Сергей Хренов добавил, что для этого используются также списки Центробанка. В Tele2 говорят, что, пока в законодательстве нет определения термина «подозрительный номер», у операторов нет обязательства по предупреждению абонентов.
В Минцифры подтвердили, что уже разрабатывают три концепции системы для борьбы со звонками с подменных номеров. В 2020 году ведомство предложило обязать операторов связи устанавливать технические средства, которые будут противодействовать мошенничеству с использованием телефонных номеров и позволят установить источник трафика. Чиновники заявляли, что номера, используемые для фрода, нужно блокировать.
О необходимости такой борьбы заявили и в ЦБ. Только в первом квартале 2021 года регулятор выявил 6,1 тысяч номеров, с которых звонили мошенники. Это на 38 % больше, чем год назад.
По оценке зампреда правления Сбербанка Станислава Кузнецова, ежемесячно телефонные мошенники крадут 3,5–5 млрд рублей. В 2020 году телефонные и онлайн-мошенники заработали на обмане россиян около 150 млрд рублей.
В марте вступил в силу закон, который обязывает блокировать использующиеся на территории СИЗО или исправительного учреждения номера. Однако в МВД и в среде кибербезопасности заявляют, что подобные звонки, как правило, совершают из колл-центров с помощью средств IP-телефонии.
Летом вышел закон, который позволит блокировать звонки и сообщения с подставных номеров из-за границы.
Эксперты, однако, отмечают, что подменные номера используют не только мошенники, но и банки, ритейл, сфера услуг и прочие отрасли для информирования клиентов. По мнению Кускова, запрет не решит проблему с мошенничеством, так как в обращении находится около 11 млн нелегальных SIM-карт.
Руководитель департамента Group-IB по расследованию высокотехнологичных преступлений Андрей Колмаков считает, что меры внутри страны приведут к тому, что злоумышленники начнут использовать аналогичные сервисы за рубежом.
Директор технического департамента RTM Group Федор Музалевский же считает, что меры по блокировке серых номеров остаются крайне актуальными. Но он считает проблемой «техническую неготовность провайдеров и даже их незаинтересованность, ведь даже подменные номера — это трафик, и он оплачивается».
Между тем операторы заверили что уже работают над проблемой. «Каждый восьмой входящий звонок является нежелательным, а количество методов мошенничества с применением социального инжиниринга, к сожалению, не уменьшается», — заявили в «Вымпелкоме». В МТС с помощью собственной антифрод-системы ежедневно блокируют «более 60 тысяч попыток звонков с использованием подмены номера». В «Мегафоне» разработали систему, позволяющую банкам защитить своих клиентов при мошеннических звонках, и уже сотрудничают со Сбером и другими организациями.
Яндекс на днях запустил в своем приложении с автоматическим определителем номера функцию блокировки ненужных звонков. Такая возможность доступна на iOS и Android, а включить ее можно с помощью «Алисы».
Комментарии (18)
iAndrey
24.08.2021 11:31-2Я лучше сам напишу, что НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь.
Т.к. любой адекватный комментарий с оценкой как самого ОНФ, так и их инициативы, модераторам придётся удалить. Зачем их напрягать лишний раз?
vesper-bot
24.08.2021 11:35+3Вначале пусть реализуют защищенность сети на уровне SS7, потом пытаются что-то там регулировать. А не смогут во вменяемое время, это же что-то делать надо.
pchirikov
24.08.2021 13:57+1SS7 это проблема глобальная, стандарт слишком глубоко внедрился в сотовых сетях, так что на уровне отдельно взятой страны будет очень дорого и сложно что-то с этим сделать. Как следствие, проблему с фейковыми базовыми станциями в ближайшее время решить будет непросто. Но, если хотя бы на законодательном уровне запретят подмену номера и начнут бороться с мошенничеством через IP-телефонию это уже существенно усложнит жизнь мошенников.
ItsGreyDay
24.08.2021 13:48Помимо не хотят работать, наверное и не могут. Не операторам-мошенникам же идет доход , а тем кто крышует. А крышуют те, кто могут повлиять на тех, кто должен работать.
nikolayv81
24.08.2021 22:26И именно поэтому после звонка с левого номера приходит пуш/sms от оператора с фразой "мы знаем кто звонил" и предложением подключить платный антиспам фильтр....
Никогда такого не было и вот опять....
bumchik
24.08.2021 12:57Проблему мошеннических звонков можно было бы уменьшить, если б в телефонах можно было включить режим автоответчика - сначала послушать в записи чего хотят и далее спокойно решить интересно ли тебе. Добрая половина звонков рассчитана на то, что ты не готов, не успеваешь оценить ситуацию, а тебя начинают выводить из равновесия. Опять же останется история звонка - вещественное доказательство. Но к сожалению, эта функция выпилена в современных операционках. Есть конечно вариант записи в режиме громкой связи, но это уже непрактичные "костыли" , которые в реальности использовать невозможно.
pchirikov
24.08.2021 13:59А подмена номера сейчас де юре является легальной услугой?
Asket007
24.08.2021 18:29не является, но некоторые операторы её оказывают.
pvsur
24.08.2021 19:53Ну не всегда оператор может это от отследить.. к примеру, подключил корпоративного клиента, выдал ему логин пароль для звонков с его АТС, закрывает вызовы официально купленным номером клиента. А то, что клиент на своей АТС че-то там левое подключил, узнать оператор никак не может. Только по прилетающим жалобам от сопряжённых операторов или абонентов или органов... Тогда должен отключить, да..
qw1
25.08.2021 01:01А нельзя сделать что-то типа firewall, чтобы проходили звонки только с номеров, принадлежащих этому клиенту?
qw1
25.08.2021 17:41То есть «Ну не всегда оператор может это от отследить» надо читать как «не всегда хочет заморачиваться».
reci
25.08.2021 10:28+2>стали одним из основных инструментов мошенников при хищении средств клиентов с банковских карт.
А еще основным инструментом при расследовании отравлений :).
Просто статьи за мошенничество недостаточно?
tabfor
25.08.2021 16:29Для начала надо обязать банки прекратить операции с банковскими картами, используя PAN карты. Банковская карта должна обрабатываться только в двух случаях: покупка товара и снятие наличных. Никаких "сбросить деньги на карту". Есть расчетный счет, на котором проводятся все основные операции, а то, что к нему привязана карта, должно волновать только ее владельца. Все остальные не зная PIN стоят в сторонке.
hecategram
А как борьбу вести, если для начала нет системы регистрации номера. К примеру взял банк номер 888 - 888-8888 себе. И чтобы где то происходила регистрация, что номер принадлежит банку.
И как тут все делать, если подмена пойдет с соседней страны ?
nikolayv81
С соседней страны просто зарезать все звонки поставляющие номера РФ. Честно говоря трудно представить себе легальный бизнес которому при звонке из соседней страны нужно мимикрировать под номер из РФ.