За последние полтора года пандемия коронавируса принесла в жизни разработчиков много нового и, по большей части, неприятного. Однако нельзя не отдать ей должное в одном отношении: меры изоляции в разы ускорили процесс, который вызывает у IT-сообщества горячий интерес и смутные надежды уже не первое десятилетие. Речь идет, разумеется, о переходе на удаленную работу.
Дистанционный режим за эти месяцы удалось хотя бы на короткое время опробовать огромному количеству людей, и это в каком-то смысле сыграло роль вынужденного эксперимента. Реального опыта, который можно обрабатывать, превращать в статистику и использовать как аргументы за и против перехода на удаленку, стало в разы больше – и исследователи не замедлили этим воспользоваться. Сегодня мы хотели бы рассказать о нескольких исследованиях, которые рассматривают проблемы удаленной работы именно в разработке ПО и пытаются ответить на вечные вопросы: что меняется, в какую сторону и стоит ли игра свеч.
Успешно ли программисты работают на дому?
Одно из самых масштабных исследований под названием A Tale of Two Cities: Software Developers Working from Home During the COVID-19 Pandemic провела группа ученых во главе с Данаей Форд. Они поставили перед собой цель выяснить, какие преимущества, трудности и возможности появляются с переходом на работу на дому, а также оценить уровень продуктивности разработчиков в новых условиях.
Для сбора данных были проведены два опроса с промежутком в несколько недель, всего в них приняло участие около 4000 разработчиков. Разнесенность опросов во времени была важной частью исследования: авторы хотели зафиксировать как первые впечатления тех, кто недавно сменил режим работы, так и более взвешенные оценки спустя некоторое время. Основную массу опрошенных составляли сотрудники компании Microsoft.
Первая анкета, которая рассылалась в марте 2020 года, состояла из тридцати вопросов. В ней участникам предлагалось оценить собственную продуктивность после перехода на удаленную работу по пятибалльной шкале, перечислить, что нравится и что не нравится в текущем распорядке, назвать основные сложности, с которыми они сталкиваются, и предложить идеи для оптимизации процессов на уровне компании. Большинство вопросов были открытыми: люди имели возможность оставлять подробные текстовые описания своего опыта в свободной форме.
Затем авторы взялись за систематизацию полученных данных. На основании текстового анализа были выделены те преимущества, трудности и пожелания, которые респонденты упоминали особенно часто. Опираясь на итоговый список, авторы сформулировали более конкретные вопросы («Испытали ли вы Преимущество Х/Трудность Х в процессе работы? В какой мере это влияло на производительность?») для второй, расширенной анкеты, которая рассылалась три недели спустя.
После обобщения результатов обоих опросов исследователи получили набор информации, который выглядит в целом обнадеживающе, но в то же время, во многом противоречиво. Опыт разработчиков, как намекает название итоговой статьи, оказался очень неоднородным – то, что одни называли в числе преимуществ надомной работы, другие воспринимали как трудность, с которой приходится бороться. В пожеланиях опрошенные выказали больше единодушия, но и там наблюдаются довольно существенный разброс потребностей и явная корреляция с исходными условиями.
Сформулируем основные выводы, к которым пришли авторы в ходе исследования.
Общая производительность, по оценкам самих разработчиков, сохранилась и даже немного повысилась.
Результаты опроса разработчиков об изменениях в продуктивности
Примерно две трети опрошенных сообщили, что их производительность как минимум не ухудшилась, причем число удовлетворенных за три недели, которые прошли между этапами опроса, значительно выросло – с 62% до 68%. Вероятно, это говорит о том, что после первого периода адаптации плюсы надомной работы раскрылись перед разработчиками полнее. По итогам второго опроса, 26% стали работать продуктивнее, а еще 11% — значительно продуктивнее. В то же время, процент тех, на кого перемена сказалась негативно, тоже нельзя назвать пренебрежимо малым – даже после периода адаптации их число составляет около трети опрошенных.
Вдобавок к опросам авторы также провели количественный анализ по одной из метрик продуктивности – количеству pull request-ов, выполненных сотрудниками. Сопоставление с прошлогодним результатом также подтвердило положительную динамику – разработчики не завышают собственные результаты, они действительно работают эффективно.
Среди преимуществ на первый план выходят следующие моменты:
- Экономия времени на дорогу. За вычетом необходимости ездить в офис и обратно средний работник получает около часа дополнительного времени в день. Более половины респондентов считают, что качество жизни и работы при таком раскладе улучшилось. Он дает плюсы сразу в нескольких отношениях: возможность больше времени отдавать задачам, дольше спать, общаться с семьей.
- Гибкий график. Дома разработчики могут свободнее планировать день, а значит, работа реже вступает в конфликт с другими обязательствами. Переключаясь между домашними и рабочими делами, люди сводят к минимуму периоды простоя и дают голове отдохнуть, чтобы вернуться к проблеме со свежими силами.
- Повышенная концентрация. Многие отмечали, что дома работается спокойнее, а если возникают какие-то отвлекающие факторы, то их гораздо проще контролировать. Предсказуемо горячей оказалась тема собраний: на удаленке их в принципе проводится меньше, а те, которые остаются, благодаря онлайн-формату позволяют присутствовать в фоновом режиме, попутно занимаясь чем-то еще
- Условия работы. Пространство, обустроенное под личные потребности, оказывается удобнее, чем общее, которое приходится делить со множеством людей. В качестве конкретных плюсов был назван целый ряд вещей, касающихся здоровья и комфорта: температура в помещении, освещение, тишина, наличие поблизости туалета, возможность носить удобную одежду и слушать громкую музыку.
- Моменты, связанные со сферой личных отношений: больше времени для общения и заботы о семье.
- Моменты, связанные с финансовой стороной: экономия денег на проезде и готовых обедах.
Расчеты показали, что в наибольшей степени с ростом продуктивности коррелируют такие преимущества, как повышенная концентрация и хорошие условия работы. Но какой-то положительный эффект дают и практически все остальные, за исключением экономии времени на проезде.
Если говорить о сложностях, чаще всего упоминались следующие проблемы:
- Связь – сюда входят любые проблемы с удаленным доступом к инструментам, которые используются в работе. Некоторые отмечали, что страдают не столько из-за собственной связи, сколько из-за ненадежной сети у коллег, постоянно уходящих в оффлайн. Эта проблема, впрочем, относится к числу тех, острота которых спала со временем.
- Коммуникация на удаленке выступает источником разнородных проблем. С одной стороны, отпадает один из проверенных и привычных способов выйти на связь – просто подойти к рабочему месту нужного человека. С другой стороны, альтернативные каналы множатся и становится сложнее отслеживать все сразу и давать быструю реакцию.
- Многие респонденты на дистанционном режиме стали склоняться к нездоровому образу жизни. Прежде всего, это практически полное отсутствие физических нагрузок – обратная сторона жизни без поездок в офис. Другая распространенная проблема – затягивающийся рабочий день. Без естественных перерывов и смены обстановки люди просто не замечают, как перерабатывают.
Самыми губительными для производительности оказались такие факторы, как обилие отвлекающих моментов, снижение мотивации, плохие условия работы, нарушенный распорядок, затрудненное общение с коллегами.
Несколько аспектов дистанционной работы оказались крайне неоднозначными – в анкетах их регулярно относили и к преимуществам, и к затруднениям, причем нередко отмечали как сильно влияющие на продуктивность. В число таких факторов входят:
- Большая автономность в работе. Вне офиса контроль начальства над подчиненными ощутимо ослабевает; кого-то это мотивирует, кого-то – наоборот, расхолаживает.
- Близость к семье – этот фактор оказался амбивалентным из-за того, что идет рука об руку со сниженной концентрацией. С одной стороны, общество близких создает психологически комфортную атмосферу, с другой – служит источником шума и отвлекающих моментов и перебивает желание заниматься делом.
- Условия работы. Не у всех респондентов нашлась возможность быстро организовать удобное рабочее место, тем более в условиях пандемии, когда альтернатив домашнему офису, по факту, нет.
- Новый распорядок. Практика показывает, что отсутствие четкого разделения между рабочим и нерабочим временем может как давать свободу в распределении обязанностей, так и приводить к полному хаосу, когда не заключенная в рамки работа подавляет и вытесняет всё остальное.
- Новые каналы общения с коллегами. Кто-то отдыхает душой от совещаний, у кого-то их стало только больше, кому-то не хватает живого общения или привычных инструментов.
Среди пожеланий руководству чаще всего звучали следующие призывы:
- Помочь с оборудованием. Программисты привыкли к мощным машинам, доступу к нескольким мониторам и другой роскоши. Экстренно перебравшись домой, многие не сумели обеспечить себе такой же уровень комфорта в плане техники. Судя по ответам, наиболее востребованы дополнительные мониторы, компьютеры с хорошей производительностью, шумподавляющие наушники, мыши.
- Позаботиться о связи, которая создает проблемы для многих: подтянуть удаленные сервисы, оплатить сотрудникам высокоскоростной интернет.
- Выделить бюджет на оборудование домашнего офиса. В основном, здесь подразумеваются покупки хорошей офисной мебели, эргономичных кресел и так далее. Хотя некоторые не отказались бы и от кофе-машины.
- Не возвращать сотрудников в офис после окончания пандемии.
- Оказывать информационную поддержку, чтобы людям было проще сориентироваться в новой инфраструктуре и этикете.
Список распространенных пожеланий по организации работы на дому
При этом здесь прослеживается интересная закономерность: разработчики, у которых сохраняется высокая продуктивность, и разработчики, у которых она упала, склонны просить разных вещей. Те, кто успешно справляется с переходом на удаленку, гораздо больше обеспокоены состоянием домашнего офиса и в два раза чаще остальных настаивают на том, чтобы сохранить дистанционный режим в будущем. Те же, кто стал работать менее успешно, чаще упоминают проблемы со связью и оборудованием, мечтают об информационной поддержке и просят сократить число собраний. Это сам по себе достаточно красноречиво говорит о том, что влияет на производительность при надомной работе.
Итак, собранные сведения подводят авторов к заключению, что ситуация с работой из дома в IT-сообществе складывается двоякая. С одной стороны, эта перемена, скорее, во благо – в новых условиях работать оказалось не только безопаснее, но и эффективнее. С другой стороны, пестрота откликов, историй и пожеланий показывает, что оптимизировать процесс будет сложно. Хорошо организовать удаленную работу можно только помня, что домашние условия (а значит, и потребности, и проблемы) у разных групп людей никогда не будут одинаковыми – корпорациям придется проявлять готовность идти навстречу сотрудникам в самых разных вопросах.
Точно успешно?
Результаты другого исследования, которое проводила крупная интернациональная команда ученых во главе с Полом Ральфом, нашли отражение в статье Pandemic programming: How COVID-19 affects software developers and how their organizations can help. В отличие от рассмотренной выше работы, здесь авторы не оставляют в стороне специфическую обстановку, которую создает пандемия, как фактор, которым можно пренебречь. Напротив, они подчеркивают, что на текущий момент массовый переход на дистанционный режим происходит в условиях серьезного кризиса, и делать выводы о продуктивности и комфорте удаленной работы на базе свежих данных следует с осторожностью.
При отборе участников команда стремилась к максимально широкому охвату аудитории. Анкета из нескольких блоков вопросов (касающихся душевного состояния, изменений в производительности, домашней обстановки, состояния здоровья, степени соблюдения карантинных мер) была переведена с английского на 12 других языков и распространена по 54 странам. Исследователи ориентировались на всех сотрудников IT-компаний, независимо от должности, но основная масса откликнувшихся оказались разработчиками.
Преследуя цель проследить зависимости между производительностью работы и различными другими аспектами жизни разработчика, авторы использовали для оценки продуктивности анкету от ВОЗ (Health and Work Performance Questionnaire), где работоспособность рассматривается через призму здоровья. По результатам вырисовывается следующая картина: разработчики оценивают свою продуктивность после перехода на удаленку ниже, чем в офисе, и это напрямую коррелирует с ухудшением их психологического состояния.
Распределение оценок продуктивности по шкале (график слева — до перехода, график справа — после)
Другими значимыми для качества работы факторами оказываются эргономичность рабочего места, состав семьи (наличие партнера облегчает работу, наличие детей — наоборот) и уровень подготовленности к пандемии. Ощутимее других групп качество жизни испортилось у людей с инвалидностью, родителей и женщин.
Итог выглядит мрачнее, чем в других исследованиях, но авторы справедливо указывают на то, что такой взгляд помогает избежать излишне радужной оценки происходящего и завышенных ожиданий. Многим людям тяжело перестраиваться на новый рабочий режим, потому что они выбиты из колеи, не готовы к резкой перемене и в большей степени загружены домашними делами (скажем, из-за закрытых детских садов или больных членов семьи). Руководству нужно иметь это в виду и делать скидки, вместо того чтобы ждать магического воздействия на производительность от надомной работы.
Отношениям руководства с работниками посвящена вторая часть исследования. Здесь речь идет о том, какие меры поддержки внедряются в компаниях и насколько они соответствуют реальным потребностям людей. Для опроса авторы собрали инициативную группу, которая совместными усилиями составила список самых разных вариантов помощи, которую компания может оказать сотрудникам – всего 22 пункта, от создания удобной виртуальной инфраструктуры до оплаты питания. Респондентам предложили пометить те пункты, которые претворила в жизнь их компания, и, в другом столбце, те, которые кажутся полезными лично им.
Список мер поддержки с указанием процента разработчиков, которые их поддерживают (левый столбец), и процента организаций, которые их внедряют (правый столбец)
Как показывают цифры в таблице, желаемое и действительное расходятся капитально. Разработчики с наибольшим энтузиазмом реагировали на такие варианты, как оплата интернета, закупка оборудования, спонсирование профессионального развития, снисходительное отношение к периодам низкой производительности и ресурсы для ухода за детьми. Корпорации же наиболее активно внедряют такие меры, как частые собрания онлайн, обеспечение инфраструктуры для работы на дому, заверения, что зарплата будет поступать в штатном режиме, а больничные – представляться по необходимости, а также разрешение брать домой рабочее оборудование.
Следует отметить, что проблема явно состоит не только в том, что руководство проявляет недостаточно рвения. Ситуация сильно осложняется тем, что выбрать небольшое количество «правильных» вариантов, судя по распределению голосов, в принципе довольно сложно. Даже самые популярные пункты отметили не больше половины разработчиков, а разброс между низшими и высшими строчками оказывается не слишком велик – около 20-25%. Это, опять же, говорит о том, что людям, в зависимости от личных обстоятельств, нужно разное, универсальных решений по оптимизации нет. Самое лучшее, что могут предпринять компании в такой ситуации – прислушиваться к пожеланиям и проявлять гибкость в организации процессов. Таким образом, несмотря на противоположную позицию в том, что касается общей оценки продуктивности, группа Ральфа приходит к тем же выводам относительно корня основной проблемы и путей ее разрешения, что и группа Форда.
Чем они занимаются?
С другой стороны к проблемам дистанционного режима подошел авторский коллектив работы The Daily Life of Software Engineers during the COVID-19 Pandemic во главе с Даниэлем Руссо: исследователей заинтересовали содержательные изменения в распорядке дня разработчиков – как у них теперь распределяется рабочее время, какие задачи стали более или менее ресурсозатратными. Для этой цели авторы провели два опроса в апреле и мае 2020 года среди примерно 200 сотрудников IT-компаний. Участники подверглись тщательному отбору, чтобы стартовые условия для всех были примерно одинаковыми: программисты из европейских стран с жестким карантином, которые перешли на дистанционный режим только после начала пандемии.
При составлении опросника авторы опирались на работу Андре Мейера: в 2019 году он выделил 15 основных типов задач, которыми на повседневной основе занимаются разработчики, и рассчитал, какой процент рабочего времени в среднем уходит на каждый из них. Респондентам представили список, полученный Мейером, и попросили аналогичным образом расписать, какую долю рабочего дня они обычно тратят на тот или иной вид деятельности. Перечень состоял из следующих пунктов (в порядке убывания заначимости по Мейеру): написание кода, исправление багов, совещания, тестирование, переписка, перерывы, инспекция кода, спецификация, самообразование, помощь, административные задачи, перебои (перерывы не по своей воле), документирование, другие задачи, общение с коллегами.
Затем данные были обработаны и сопоставлены с «базовым» вариантом рабочего дня, описанным Мейером. Так как его исследование проводилось совсем недавно, расхождения должны были наглядно показать, что именно изменилось для разработчиков в условиях надомной работы.
Сверху вниз: результаты первого опроса о распределении рабочего времени по задачам – результаты второго опроса – результаты, полученные Мейером до начала пандемии
Как можно заключить из графика, радикальных перемен не произошло. Рабочий день программиста по-прежнему складывается по большей части из написания кода, исправления багов, тестирования, совещаний и переписки с вкраплениями прочих задач. Однако это не значит, что переход на удаленку не повлек за собой никаких последствий: количественное соотношение изменилось по многим пунктам.
В дистанционном режиме разработчики стали больше заниматься написанием кода, тестированием, самообразованием, административными задачами, спецификацией и документированием. С другой стороны, меньше времени у них уходит на исправление багов, совещания (здесь отмечено самое значительное падение из всего списка), перерывы, переписку и помощь коллегам. С некоторыми задачами ситуация складывается неоднозначная: например, продолжительность общения с коллегами сначала резко повышается, а затем падает ниже изначального уровня. У других, напротив, прослеживается отчетливая тенденция, как, например, стабильное сокращение у перерывов и помощи коллегам и стабильный рост у написания кода и самообразования.
В своей интерпретации результатов исследователи придерживаются оптимистичного взгляда на вещи. Однозначно позитивным следует считать то, что разработчики получают возможность больше времени уделять своему основному делу – работе с кодом и почти в два раза активнее занимаются изучением чего-то нового. Совещания в новом онлайн-формате, по всей видимости, становятся более лаконичными и информационно плотными. В домашней обстановке сотрудникам реже приходится отвлекаться, что способствует концентрации, но при этом нельзя не отметить, что и паузы в работе они делают реже – а это уже не настолько очевидный плюс. Здесь можно снова вспомнить об упомянутых в предыдущем исследовании проблемах с соблюдением баланса между работой и жизнью.
Некоторые изменения выглядят как прямое следствие технической адаптации к новому режиму. Отложенная коммуникация через корпоративные ресурсы (документы, спецификации) начинает приобретать большее значение, чем спонтанное, «живое» общение. Кратковременный скачок в частоте взаимодействия с коллегами, сменившийся сильным спадом, может объясняться тем, что на первых порах после перехода требовалось дополнительное время на обсуждение и отладку процессов, а позже эта необходимость практически отпала.
Обобщая свои наблюдения, авторы подчеркивают, что статистические данные не дают оснований для обычных страхов работодателей насчет снижения продуктивности и неэффективного расходования ресурсов. Несмотря на все неблагоприятные факторы, связанные с пандемией, разработчики успешно сохраняют приоритеты, справляются с перестройкой и даже извлекают из нее пользу.
Как они общаются?
В статье “How Was Your Weekend?” Software Development Teams Working From Home During COVID-19 Кортни Миллер и соавторы разбирают другой вопрос, который волнует многих в связи с удаленкой – эффективность командной работы, и приходят к менее утешительным выводам.
Исследование Миллер начиналось как анкетирование работников Microsoft, направленное на то, чтобы оценить удобство и эффективность удаленной работы в общем. Опрос включал сорок два вопроса, напоминающие те, которые задавала группа Форд: изменился ли уровень производительности, получается ли достигать поставленных целей, что именно этому препятствует и т.д. На этом этапе исследования авторы собрали более двух тысяч ответов, которые, в целом, давали неплохую картину. Более 75% респондентов заявили, что их способность достигать поставленных осталась как минимум на том же уровне, что и раньше. Только 23% опрошенных сообщили об ухудшении.
Результаты опроса разработчиков об изменениях в продуктивности
Однако при этом в открытых вопросах, где предлагалось сообщить о причинах затруднений, была выявлена закономерность, определившая дальнейший ход исследования. Если оставить в сторону бытовые факторы (болезнь, отсутствие помощи в уходе за детьми), люди чаще всего упоминали две проблемы:
- сложности в коммуникации;
- сложности при совместной работе.
Исходя из этого, коллектив Миллер составил второй опросник, где подробно разбиралась тема совместной работы. В частности, разработчикам предлагалось описать, как изменилось общение в команде, какие формы неформального взаимодействия теперь практикуются и какие аспекты коммуникации сильнее всего отражаются на результатах работы. Эту анкету заполнило около 600 человек, что позволило дополнить и уточнить выводы о специфике командной работы в удаленном режиме.
На основе собранных ответов исследователи отметили следующие тенденции:
- Изменения в командной культуре амбивалентны. С одной стороны, многие с сожалением говорят о том, что эмоциональная связь с коллегами ослабла, круг общения стал уже, а сами разговоры – менее личными. С другой стороны, люди стали проявлять друг к другу больше понимания и эмпатии, окрепло «чувство локтя» — работники с большей готовностью помогают и поддерживают друг друга при необходимости.
- Руководство старается налаживать взаимодействие между сотрудниками, но пока что выбранный подход слишком формален и не спасает ситуацию. Общения становится больше, но его качество оставляет желать лучшего. Так, допустим, число совещаний в некоторых командах даже выросло, но участники недовольны тем, как они проводятся: обсуждения ведутся сумбурнее, привлечь внимание и высказаться стало сложнее, не хватает моментов свободной, неформальной беседы.
- Пока что остро стоит проблема нового формата общения. В офисе существовал стандартный набор ситуаций, когда люди обычно перебрасывались словом с коллегами: походы за кофе или на обед, встречи в коридорах, пересечения в переговорках. На дистанционном режиме возможности для общения приходится создавать искусственно, и в этом сотрудники Microsoft пока не преуспевают. Чаще всего нерабочее взаимодействие сводится к быстрому обменом вопросами в духе «как дела?» перед онлайн-собранием или пересылкой друг другу картинок в мессенджерах.
- Все эти проблемы нельзя относить сугубо к области «гибких навыков», которые напрямую не сказываются на результатах работы. Ослабление коммуникации внутри команды ведет, среди прочего, к тому, что разработчики с трудом выполняют такие важные для процесса задачи, как мозговые штурмы или обмен информацией. Часто звучат жалобы на то, что разработчик не в курсе, чем занимаются его коллеги и как продвигается ход работ.
В заключение исследователи выдвигают ряд рекомендаций для руководства, которые могли бы способствовать более плодотворной командной работе. В их число входят, например, следующее:
- Организовывать собрания с прицелом на устранение выявленных слабых мест. Так, регулярные командные встречи, где каждый рассказывает о своих задачах и результатах, могут помочь с проблемой «не понимаю, что происходит у других». Индивидуальные беседы начальника с подчиненными дадут возможность быстро разрешать возникающие проблемы и снимут ощущение, что «работаешь в пустоту», о котором упоминают многие разработчики.
- Создавать новые возможности для неформального общения, возможно, на базе хобби. Некоторые команды, скажем, с переходом на удаленку увлеклись совместными онлайн-играми. При этом такие инициативы лучше планировать на не слишком активные периоды рабочего дня – граница между рабочим и личным временем сейчас и так становится слишком зыбкой, не следует отнимать у людей законные свободные часы ради тимбилдинга.
- Устанавливать стандарты общения, давать работникам понять, как следует пользоваться мало освоенными каналами коммуникации – каково допустимое время ожидания для ответа в менеджерах или как попросить слова на онлайн-собрании.
Итак, тема удаленки в IT рассматривается научным сообществом в разных ракурсах и разных тональностях и, вне всякого сомнения, будет продолжать притягивать к себе внимание и дальше. Пока что представляется, что разработчики, в общем и целом, успешно выдержали испытание самоизоляцией: по данным большинства исследований, производительность держится на уровне. В то же время, нельзя не признать, что неблагоприятные условия пандемии обостряют недостатки надомной работы, а спонтанность перехода разом высветила множество проблем, для которых еще предстоит искать решения. Учитывая, что многие IT-компании до сих пор сохраняют дистанционный или полудистанционный режим, у нас будет еще много возможностей понаблюдать за этими поисками.
Комментарии (4)
MilashchenkoEA
08.09.2021 16:12Хорошая статья на актуальную тему. Чуть затянутая, если немного ужать без потери смысла, было бы ещё лучше)
Tolomuco
08.09.2021 16:19+1Диаграмма:
Первый опрос:
1 лучше - 30%
2 "пофиг" - 32%
3 хуже - 36%
Второй опрос (почему-то 101% опрошенных):
1 лучше - 37%
2 "пофиг" - 32%
3 хуже - 32%
Описание диаграммы:
Примерно две трети опрошенных сообщили, что их производительность как минимум не ухудшилась, причем число удовлетворенных за три недели, которые прошли между этапами опроса, значительно выросло – с 62% до 68%.
В то же время, процент тех, на кого перемена сказалась негативно, тоже нельзя назвать пренебрежимо малым.
:)
LeshaRB
Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо,
Хайп вокруг "удалёнки", все не утихал...
AlexunKo
Ответ в стиле хокку.
Уж полночь.
На часах, а завтра на стендап.
А, блин, уже сегодня.