Недавно вороны продемонстрировали понимание концепции нуля. И это лишь самое последнее из ряда свидетельств об умении животных оперировать числами и абстракциями. Однако всё же их представление о числах может отличаться от нашего.



Высокий интеллект врановых – воронов и ворон – известен давно. Недавно вороны даже продемонстрировали понимание концепции нулевого множества – такое редко можно встретить у других животных.

Понимание концепции чисел часто считается отличительной чертой человека – явным признаком нашего интеллекта, вместе с языком отличающим нас от других животных.

Но это совершенно не так. Пчёлы считают приметные объекты на пути к источникам нектара. Львицы оценивают, сколько раз рычали представители другого прайда, чтобы решить, атаковать их или отступать. Некоторые муравьи считают количество шагов. Некоторые пауки считают количество пойманных в паутину насекомых. Один вид лягушек строит весь брачный ритуал на числах. Когда самец издаёт свой крик – воющий звук, заканчивающийся коротким «кудахтаньем» – его соперник отвечает, кудахтая два раза после своего крика. Тогда первый самец кричит и кудахтает уже три раза, второй – четыре, и так далее, пока после примерно шести раз у них уже не хватает дыхания.

Практически все виды животных, которые изучали исследователи – насекомые и головоногие, амфибии и рептилии, птицы и млекопитающие – различают различное количество объектов в наборах или звуков в последовательности. И у них есть не только ощущение «больше» или «меньше» – они различают примерное количество. Два отличается от трёх, 15 отличается от 20. Эта способность разума, называемая «различением численности», судя по всему, общая для животных, и развилась достаточно давно – так утверждает Джорджио Валлортигара, нейробиолог из Трентского университета в Италии.

И вот теперь исследователи открывают всё более сложные числовые возможности у своих подопытных животных. Многие виды демонстрируют способности к работе с абстракциями вплоть до простейших математических действий. Некоторые даже показали, что понимают количественный принцип нуля – эта идея настолько парадоксальна, что не сразу укладывается в голове даже у детей. Эксперименты показали, что обезьяны и пчёлы понимают, как обращаться с нулём, и правильно располагают его на численной прямой. В работе, опубликованной этим летом в журнале Journal of Neuroscience, исследователи рассказывают, что с этим справляются также и вороны.


Самец лягушки вида túngara в брачных соревнованиях занимается подсчётом криков

Из того, что три этих вида принадлежат к совершенно различным группам – приматам, насекомым и птицам – следует, что способности обращаться с числами в царстве животных появлялись в результате эволюции снова и снова. Учёные теряются в догадках по поводу того, зачем природа одарила такое большое количество животных по меньшей мере рудиментарными способностями к счёту, и может ли эта информация помочь нам понять, откуда взялась человеческая математика. Вопросов пока больше, чем ответов, однако нейробиологи и другие эксперты узнали уже достаточно, чтобы улучшить и расширить наше понимание когнитивных способностей животных. Даже в таких «крохотных мозгах, как у пчёл и муравьёв», говорит Брайан Баттерворт, нейробиолог-когнитивист из Университетского колледжа в Лондоне и автор готовящейся к выходу книги «Умеют ли рыбы считать?», «есть механизм, позволяющий этим существам читать язык вселенной».

Способность к счёту


Почти 120 лет назад в Берлине жила лошадь по кличке «Умный Ганс», завоевавшая статус звезды. Она, казалось, разбиралась в арифметике, и отбивала копытом решения задач на сложение, вычитание, умножение и деление. Однако один студент-психолог понял, что лошадь просто внимательно следит за своим тренером и людьми из толпы, знавшими ответ.

Этот эпизод глубоко укоренил скептическое отношение к тому, как животные разбираются в счёте. Некоторые исследователи утверждают, что если у людей имеется «истинное» понимание числовых концепций, то в случае с животными просто кажется, что они различают разные группы объектов – на самом же деле они полагаются на менее абстрактные характеристики, вроде размера или цвета.


Вороны запоминают количество увиденных объектов, у них есть для этого особые нейроны. В результате они умеют отличать группу из четырёх объектов от группы из трёх или пяти.

Однако за последние два десятилетия было проведено достаточно тщательных экспериментов, чтобы в результате стало ясно: даже у животных с очень маленьким мозгом есть удивительные способности по распознаванию чисел. Один из общих механизмов, судя по всему, занимается оценкой количества предметов, и большую часть времени делает это верно, хотя в принципе он не совсем точный. К примеру, у животных очень хорошо получается различать численность групп предметов, сильно разнящихся по значению – то есть, сравнить группу из шести точек с группой из трёх будет проще, чем группу из шести точек с группой из пяти. А когда разница между двумя множествами одинаковая, то животным легче обращаться с небольшими количествами – отличить 34 предмета от 38 тяжелее, чем 4 от 8.

Все эти сильные и слабые стороны отражаются в активности нейронов животных. В префронтальной коре обезьян учёные нашли нейроны, специально заточенные под работу с разными количествами. Нейроны, реагировавшие на три точки, также слабо активировались при появлении двух или четырёх, но на сильнее отличающиеся количества, типа 1 и 5, уже не реагировали. У людей тоже есть такое примерное ощущение количества, однако они также связывают количество с определёнными числовыми символами, и за эти точные значения отвечает уже другая группа нейронов.

Судя по всему, ощущение чисел – врождённое свойство, укоренённое в мозгах всех животных, включая человека. «В основе чувства количества лежит древний психофизический закон», — сказал Валлортигара.

Как только «стало понятно, что почти у всех, или даже у всех животных есть способности работать с числами, сразу хочется узнать – до какого предела?» – спрашивает Скарлет Ховард, постдок из Университета Дикина в Австралии, изучающая распознавание чисел у пчёл. Если у животных есть естественное, записанное в генах умение отличать множества, учёным хочется понять, какие ещё возможности связаны с этим.

Сначала разобрались с арифметикой. Некоторые виды продемонстрировали способность к сложению и вычитанию. В 2009 году Роза Ругани, психолог из Падуанского университета в Италии, обнаружила, что если поставить недавно вылупившихся цыплят перед выбором из двух групп предметов, импринтингу которых они подверглись, то цыплята обычно выбирают более крупную группу. Затем команда закрывала эти группы экранами, и перемещала часть предметов из одной группы в другую. Цыплята наблюдали за этим. Вне зависимости от того, сколько предметов перемещали исследователи, цыплята всегда выбирали экран, за которым пряталось больше предметов. Они, судя по всему, занимались чем-то вроде сложения и вычитания, следя за изменениями количества предметов в группах. И для этого их никак не обучали. «Они спонтанно работают с подобными количественными оценками», — сказала Ругани.


Цыплёнок выбирает группу предметов


Роза Ругани, психолог из Падуанского университета в Италии

Дикие обезьяны умеют делать нечто похожее. Под их наблюдением несколько учёных помещали кусочки хлеба в закрытую коробку, а потом периодически вынимали по одному кусочку. Обезьяны не видели, сколько осталось кусочков в коробке, но продолжали подходить к ней, пока оттуда не достали последний кусок – что говорит о том, что они занимались вычитанием в целях добычи еды.

Пчёл же можно обучить простейшей арифметике. В 2019 году Ховард с коллегами научили насекомых отмечать цвета и количество увиденных объектов, а потом добавлять единичку к количеству синих или отнимать единичку от количества зелёных. К примеру, если пчёлы летели через лабиринт с тремя синими фигурами, а потом им давали выбор из двух или четырёх предметов, они всё время выбирали четыре.

«Они способны решать такие задачи, потому что в естественной среде обитания им приходится много всего узнавать», — сказала Ховард. Никто не знают, занимаются ли пчёлы в природе складыванием и вычитанием – такого учёные ещё не видели, однако и причин искать такое поведение не было. Но у пчёл всё же есть все необходимые предпосылки для арифметики. Кроме того, «их среда обитания может быть естественной площадкой для обучения», — добавила Ховард.


В экспериментах медоносные пчёлы продемонстрировали понимание концепции нуля. Также их обучили простейшей арифметике.

Подобные открытия мотивируют исследователей на поиски ещё более абстрактного представления о числах у животных. В 2015 году, через несколько лет после опытов с цыплятами, Ругани с коллегами обнаружили, что животные связывают меньшие множества с левой стороной, а большие – с правой. Это похоже на числовую прямую, с которой обычно работают люди. «Казалось, что это изобрёл человек», — сказал Эдриан Дайер, исследователь зрения в Королевском мельбурнском технологическом институте. Он работал с медоносными пчёлами и был научным руководителем Ховард. Однако, возможно, это связано с тем, как мозг некоторых животных обрабатывает информацию. Сейчас Дайер проверят, пользуются ли пчёлы такой же репрезентацией числовой прямой.

Также насекомых, птиц и приматов удалось обучить сопоставлять символы количеству элементов. «Мы взяли пчёл и начали обучать их как младшеклассников: этот символ обозначает вот это число, — сказал Дайер. – И они поняли связь». Шимпанзе, которых обучили связи количества с символами, также научились последовательно прикасаться к цифрам по порядку уменьшения.

Теперь исследователи изучают другие виды численных задач. Ругани с командой изучают, могут ли обезьяны разделить множество надвое, и определить концепцию «середины». Для этого им нужно сравнить количество элементов с левой и правой части разделительной линии. Пока что, по её словам, результаты впечатляют.

Снова и снова эти и другие учёные находят свидетельства наличия у животных не только простого ощущения количества, но и различного набора абстрактных и комплексных форм распознавания чисел. Поэтому для некоторых нейробиологов текущим рубежом считается изучение того, имеется ли у животных численная абстракция, соответствующая такой неуловимой концепции, как «ничто».

Особое количество


Все количественные понятия абстрактны. Понятие «три» может обозначать группу из трёх точек, трёх стульев или трёх человек. «Понимание чисел соответствует возможности оценить размер набора, вне зависимости от его состава», а также разницу между наборами, пояснил Баттерворт. «Даже если пчёлы считают лепестки, всё равно, все цветы чем-то отличаются друг от друга – расположением, или структурой лепестков».

Однако одно количество отличается от других. «Ноль – особое и странное понятие, — сказала Ругани. – Это не просто абстракция, позволяющая оценить некие предметы, это понятие об их отсутствии».

Даже у людей есть проблемы с понятием нуля. К примеру, маленькие дети не связывают пустое множество с количественными оценками. Они считают его отсутствием предметов, особой категорией. И если дети начинают справляться с понятием чисел к возрасту около 4 лет, то с нулём как с числом они привыкают обходиться только ещё спустя пару лет.


Андреас Нидер, нейробиолог из Тюбингенского университета

Это происходит потому, что использование нуля требует «выхода за пределы эмпирического восприятия мира», говорит Андреас Нидер, нейробиолог из Тюбингенского университета – то есть, осознания того, что пустое множество можно считать количеством, и что «ничто» можно через что-то обозначить. «Ведь мы не покупаем в магазине ноль рыб», — сказал он.

Также он пояснил, что «если изучить историю математики, станет ясно, что ноль тоже появился в ней довольно поздно». Историки обнаружили, что человеческие сообщества не использовали ноль в математических расчётах вплоть до седьмого века.

«С этой человеческой точки зрения, ноль – штука не биологическая, а культурологическая», — сказала Аврора Аваргес-Вебер, специалист по когнитивной этологии из Тулузского университета во Франции, изучающая пчёл вместе с Ховард и Дайером.

Но Нидер думал иначе. Он считал, что некоторые животные могут относиться к нулю как к количеству, даже если у них нет его символьного представления, как у людей. И, конечно, в 2016 году его группа продемонстрировала, что в префронтальной коре обезьян есть нейроны, реагирующие на ноль, но не на другие количества. Также животные показали одну характерную ошибку: они чаще путают ноль с единицей, чем с двойкой. «Они ощущают пустое множество как количество, близкое к единице на числовой прямой», — сказал Нидер.

В 2018 году Аваргес-Вебер, Ховард, Дайер и их коллеги обнаружили подобные способности и у пчёл. Ховард считает, что из этого следует предрасположенность животных к «этому цифровому осознанию, к высокому уровню понимания абстрактных числовых концепций». Понимание концепции нуля может быть более распространённым умением в животном мире, чем считалось ранее.


Пчёлы могут считать количество примет на местности, чтобы искать еду. В данном исследовании это были жёлтые палатки.

Результаты экспериментов с пчёлами удивили исследователей – не только потому, что оказалось, что животное с менее чем миллионом нейронов в мозге (у человека их 86 млрд) воспринимает ноль как количество – но и потому, что пчёлы и млекопитающие разошлись на эволюционном пути около 600 млн лет назад. Их последний общий предок «вряд ли вообще что-то мог воспринимать», — сказала Аваргес-Вебер, не говоря уже о способности к счёту. Нидер, не участвовавший в этой работе, делает из этого вывод, что способность различать нулевое и другие количества предметов появилась в результате эволюции независимо в двух разных ветвях развития.

«Совершенно иной нейронный субстрат выдал когнитивные способности настолько высокого уровня», — сказал Хади Мабуди, когнитивист из Шеффилдского университета. К сожалению, исследователям пока не удалось изучить активность нейронов пчёл в тот момент, когда они работают с числами. Из-за этого сложно сравнивать их представление о нуле с представлением обезьян. Учёные поняли: чтобы получить ответ на вопрос, как возможность подсчитать «ничто» развилась более одного раза, нужно изучить мозг другого животного.

Параллельная история


Так Нидер с коллегами обратились к воронам, общий предок которых с приматами жил более 300 млн лет назад, и которые в результате эволюции получили совершенно другой мозг. У птиц нет префронтальной коры, у них есть свои «интеллектуальные центры», как сказал Нидер, с другой структурой, связями и траекторией развития.

Но, несмотря на все эти различия, исследователи нашли знакомое числовое понимание нуля: вороны чаще путали пустой экран с изображением одной точки, чем с изображениями двух, трёх или четырёх точек. Запись мозговой активности ворон показала, что нейроны в области "плаща мозга" ставят ноль в ряд с другими количествами, как и в префронтальной коре приматов. «С физиологической точки зрения всё прекрасно сходится, — сказал Нидер. – Мы видим точно такие же отклики, такой же код – что в мозгу вороны, что в мозгу обезьяны».

Одно объяснение того, как одинаковая платформа нейронов появилась в таких разных мозгах, состоит в том, что это просто эффективное решение общей проблемы подсчёта. «Это очень здорово, поскольку из этого следует, что это просто наилучший способ», — сказала Аваргес-Вебер. Возможно, существуют физические или иные внутренние ограничения того, как мозг может обработать ноль и другие количества. «Возможно, существует совсем немного способов создания механизма кодирования чисел», — сказал Валлортигара.


Джорджио Валлортигара, нейробиолог из Трентского университета в Италии

И всё же, только из того, что вороны и обезьяны кодируют абстракции типа нуля одинаковым образом, не следует, что это единственный способ. «Возможно, что в процессе естественной истории, биологической эволюции, появились разные решения одинаковых задач вычисления», — сказал Валлортигара. Исследователям придётся изучить других животных, чтобы это выяснить. В недавно опубликованной в журнале Cerebral Cortex работе Валлортигара с коллегами нашли в мозгу данио-рерио регион, связанный с количествами, хотя пока и не проверяли способность этих животных воспринимать ноль.

Когда мы лучше поймём основы работы пчёл с числами, мы можем столкнуться с новыми сюрпризами. В прошлогоднем исследовании Мабуди с коллегами «показали, что шмели пользуются совершенно иной стратегией подсчёта», если сталкиваются с количеством объектов, не превышающих четыре. Он считает, что их открытия говорят о том, что механизмы подсчёта чисел у пчёл могут отличаться от других животных.

Но, возможно, более фундаментальным вопросом, касающимся числовых абстракций в мозгах разных животных, будет не то, как эта способность работает, а почему она вообще появилась. Зачем животным в принципе различать количество? Почему эволюция раз за разом обеспечивала животным понимание не только того, что четыре меньше пяти, но и что четыре квадрата в некоем смысле эквивалентны четырём кругам?

Валлортигара считает, что одной из причин является важность арифметики. «Животным постоянно приходится вести подсчёты. Даже простейшим, — сказал он. – А если у вас есть абстрактное представление количества, это очень легко сделать». Абстрагируя числовую информацию, мозг делает процесс вычислений более эффективным.

Возможно, под эту концепцию попадает и ноль. Если на территорию заходят два хищника, а уходит только один, то она остаётся опасной. Ругани предполагает, что животному в такой ситуации нужно не только вычесть единичку, но и интерпретировать ноль как «результат предыдущего вычитания», что животное потом может связать с определёнными условиями окружающей среды. «В данном случае, дойдя до самого малого значения, до нуля, можно решить, что окружение безопасно», — сказал Ругани. При поисках еды ноль может означать, что нужно искать в другом месте.

Нидер не может с этим согласиться. Он не видит у животных необходимости понимать ноль как некое количество, поскольку достаточно просто понимать концепцию отсутствия чего-либо. «Не думаю, что животные в повседневной жизни используют такое количество, как ноль», — сказал он.

Альтернативной возможностью будет то, что понимание нуля – и вообще количества предметов – просто появилось в результате необходимости распознавать визуальные объекты. В 2019 году, когда Нидер с коллегами обучали нейросеть на распознавание объектов на картинках, способность работы с числами возникла спонтанно, как побочный продукт более общей задачи.

Проблески зачатков математики


Для Нидера наличие способностей к численным абстракциям говорит о том, что «в мозгу этих животных уже есть какая-то основа для этого. Это может быть той основой, которую люди разработали в полноценное понимание концепции нуля».

Однако несмотря на все впечатляющие достижения животных, он подчёркивает разницу между концепциями для чисел у животных и у людей. Мы не просто понимаем количество, мы связываем их с произвольными символами. Набор из пяти объектов – это не то же самое, что число 5, сказал Нидер, а пустое множество не эквивалентно 0.

Даже если животных и можно научить связи двух предметов с символом 2, а трёх – с символом 3, «это не значит, что они могут сообразить, что 2 + 3 = 5», сказал Дайер. «А для школьника это элементарная задача». Однако, отметил он, ещё только предстоит разработать эксперимент, чтобы выяснить наличие у животных подобных рассуждений с применением символов.

Выйдя за рамки простого понимания количества и построив символьную систему счёта, люди смогли выработать более точную и обособленную концепцию числа, работать с количествами по определённым правилам, и создать целую науку их абстрактного использования – то, что мы называем математикой.

Нидер надеется, что его работы с нулём помогут продемонстрировать, как абстрактное ощущение чисел может появиться из приблизительного и практического. Сейчас он разрабатывает эксперименты для людей, чтобы подробнее изучить связь между символьными и несимвольными числовыми представлениями.

Валлортигара, Баттерворт и некоторые их коллеги сейчас работают вместе с Каролиной Бреннан, специалистом по молекулярной генетике из Лондонского университета королевы Марии, чтобы найти генетические механизмы, отвечающие за работу с числами. Они уже нашли гены, связанные с невозможностью изучать арифметику у людей (дискалькулией), и манипулируют эквивалентными генами у данио-рерио. «Думаю, что генетическая основа этой истории – будущее данной области, — сказал Валлортигара. – Определение генов, отвечающих за числа, станет реальным прорывом».

Комментарии (27)


  1. ophil
    29.09.2021 23:42
    +4

    Вячеслав, пжлст, исправьте ошибки в гугл переводе. Трачу свою крошечную карму против вашей запредельной. Статья интереснейшая, но откорректировать автоматический перевод будет вашим уважением к аудитории.


    1. SLY_G Автор
      30.09.2021 01:52
      +4

      Никогда не пользуюсть никакими автоматическими переводчиками.

      Если увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl-Enter.


      1. ophil
        30.09.2021 10:21

        отправил 2 исправления
        По поводу гугл-переводчика - не вижу в нём ничего плохого. Переводчики стали качественными, не только Гугл, а также позволяют мгновенно набрать большой текст. И уж точно не запрещают править его до совершенства.


  1. etoropov
    30.09.2021 03:33
    +1

    Может не такой уж ноль и особенный. Летит пчела и каждый раз думает: осталось пролететь 4 желтых палатки, осталось пролететь 3 желтых палатки, 2 палатки, 1 палатку, больше палаток пролетать не надо. Конечно, ноль будет близок к единице по отклику нейронов.


  1. liddom
    30.09.2021 06:35

    Кстати, очень интересно почитать про обучение нейросети счету. Есть ли где-то подробности?


    1. phenik
      30.09.2021 18:00
      +1

      На Хабре науч-поп перевод.
      Публикации по теме 1, 2, 3

      На русском статья по кот. можно получить представление о числовом познании.


  1. yulai-b
    30.09.2021 07:46
    +4

    Даже если животных и можно научить связи двух предметов с символом 2, а трёх – с символом 3, «это не значит, что они могут сообразить, что 2 + 3 = 5», сказал Дайер. «А для школьника это элементарная задача». 

    Это задача элементарна для школьника, который запомнил, что 2 + 3 = 5. Не знаю как это делается сейчас, сейчас, а мы на начальном этапе использовали счётные палочки. То есть, чтобы узнать, что 2 плюс 3 равно 5, нам нужно было положить две палочки, добавить к ним три и посчитать суммарное количество. Но при таком подходе и животное поймёт, что 2 + 3 = 5.


    1. Wizard_of_light
      30.09.2021 12:39

      Будете смеяться, но после вашего комментария впервые осознал, что сложение для чисел с одной значащей цифрой - табличная функция, и её в принципе выучить можно. Реально в голове для малых чисел "палочки" до сих пор.


  1. v1000
    30.09.2021 09:04
    +2

    «Ведь мы не покупаем в магазине ноль рыб»

    зато котики из мема этим постоянно занимаются.

    ну а по теме - звучит немного как различие в том, как люди думают - одни слышат "внтуренний голос", другие видят картинки. при этом такие люди удивляются, что можно думать не так как они. возможно и животные не считают, как мы, а "считают картинками", и даже не понимают, что можно по-другому.


  1. YNK
    30.09.2021 12:04

    Пустой экран это не логический ноль, а визуальный знак. Семиотика это, а не логика в чистом виде.


    1. Darth_Biomech
      30.09.2021 19:22

      У меня так же возник вопрос к экспериментам по счету, рассматривался ли вариант что животные различают не количество предметов, а общий размер кучки на экране? Если все точки которые надо посчитать одного размера, то животные могут просто выбирать тот экран где точки суммарно занимают больше площади, не понимая математического различия между ними. По идее это можно проверить тестом например где нужно выбирать между пятью маленькими точками и одной большой.


      1. phenik
        01.10.2021 03:50
        +1

        Да, такие проверки проводились — оценивается именно число объектов, но в некоторых случаях площадь и др. параметры могут влиять на подсчет. Самый простой способ проверки такой. Сначала показывают экран с точками, например 8-ю, затем тот же экран, но точки попарно соединяют тонкими линиями. При этом оценка численности падает в двое, т.к. испытуемые, и животные, и люди считаот связанные точки единым объектом. Площадь при этом практически не меняется. Также моделировали такие зависимости с помощью ИНС с соответствующей архитектурой — также подтвердилась независимость подсчета от др. параметров. Это результат эволюционного отбора, если бы оценки численности были через-чур приблизительные, зависели от множества параметров, то вряд-ли это способствовало выживанию.


  1. LuggerMan
    30.09.2021 12:35
    +2

    Я так и не понял, каким экспериментом выявляли понимание нуля! Только по нейронам? Всю статью только ради этого прочитал


    1. phenik
      30.09.2021 18:19
      +2

      Только по нейронам?
      Да, в таких экспериментах обычно предъявляют стандартные экраны с наборами точек в разных условиях и смотрят записи нейронной активности в определенных областях мозга. Предварительно эти области выявляются с помощью записи фМРТ. Речь об опытах на приматах, но все хорошо переносится на человека, т.к. анатомии мозга весьма близкие.

      Подробнее можно посмотреть в этих исследованиях 1, 2, а также по ссылкам в них.

      Сейчас считается, что ноль представлен в приблизительной системе счисления. Другие авторы называют это чувством численности, у животных. Более общее описание числового познания.


  1. sswwssww
    30.09.2021 20:58

    "К примеру, если пчёлы летели через лабиринт с тремя синими фигурами, а потом им давали выбор из двух или четырёх предметов, они всё время выбирали четыре." - как это взаимосвязано? Кто может объяснить суть эксперимента? Ничего не понял :)


    1. VDG
      04.10.2021 08:39

      Ховард с коллегами научили насекомых отмечать цвета и количество увиденных объектов, а потом добавлять единичку к количеству синих или отнимать единичку от количества зелёных.

      Если в лабиринте было N синих объектов, то потом выбирать надо кучу с N +1 объектами.
      Если в лабиринте было N зелёных объектов, то потом выбирать надо кучу с N -1 объектами.


  1. kanvas
    30.09.2021 21:36

    Тоже не понял как выявили понимание нуля?
    Дикие обезьяны могли или утомиться за наблюдением или перестать ощущать запах еду из коробочки.


  1. amatoravg
    01.10.2021 00:13
    +1

    А есть ли данные о возможностях животных воспринимать отрицательные числа? Возможно, ученые скоро и на комплексное исчисление пчел замахнутся, а шимпанзе научат брать интеграл :)


  1. rifatka
    01.10.2021 00:13

    Да что животные, даже растения умеют считать. Например, мухоловка.


  1. HerrJohan
    01.10.2021 07:47

    Всегда думал что это крайне любопытно. Если эволюционно есть необходимость в различении признаков, то мозг в конце концов начинает рождаться с этими умениями. Не совсем в тему, но... К примеру мы ставим лица в телефонную книгу. По идее - различать числа почти бесконечно проще, чем лица. НО! - эволюционной задачи различать фигурки чисел (они то и сделаны относительно недавно) в нашем мозгу не было, в отличие от (социальным животным это необходимо) лиц. В итоге номер воспринимать сложнее (нет таких навыков в мозгу) нежели лица, для решения этой задачи в мозгу есть специальные отделы. Но это тоже сформировалось относительно недавно. Еще в средние века было замечено что европейцам, к примеру, азиаты кажутся на одно лицо. Как и азиатам европейские лица кажутся одинаковыми. Это было интересно отражено в фильме "Великий", где японка говорит герою Деппа (для меня европейские лица все одинаковые)


  1. VDG
    04.10.2021 09:10
    +2

    Я занимаюсь кодированием «всего сущего» в распределённые нейронные представления и год назад сделал работающую модель численности, как я считаю — биоподобную.

    Активность «численных» нейронов аппроксимируется случайными гауссами (как у живых численных нейронов). Если произвольные объекты кодировать распределёнными представлениями одинаковой плотности, то плотность «суммарного» кода пропорциональна количественной сумме объектов.

    Соответственно, разные количества объектов активируют свои нейронные группы численных нейронов. Ошибки получаются такие же как описано в этой статье. То есть, 3 немного путается с 2 и 4 и не путается с 5, или 8.

    Понятие нуля тоже есть. Он получается вследствие низкой спонтанной активности нейронов входного слоя, которая всегда присутствует. Этакое смещение активности в плюс. То есть, для ноля объектов тоже есть своя нейронная группа. И, естественно, как и нейронные группы других численностей, она немного путается с соседними. А соседняя у нуля только одна — единица, как и в статье.

    Сложение количеств объектов получается элементарно. Это сложение опять же плотностей кодов этих объектов. А вот с вычитанием не всё так ясно.


    1. phenik
      05.10.2021 14:31
      +1

      Соответственно, разные количества объектов активируют свои нейронные группы численных нейронов. Ошибки получаются такие же как описано в этой статье. То есть, 3 немного путается с 2 и 4 и не путается с 5, или 8.
      В этой статье авторы выдвигают предположение, что приближенная система счисления (ANS) представляет не натуральные числа, а рациональные. Подробно не разбирал, но смысл такой. Если имеется три идентичных объекта по всем характеристикам, то наибольшая активность будет у целевых нейронов с настройкой 3, у других минимальная. Но если два объекта одинаковые, а третий, напр, в два раза меньше. Как считать? С одной стороны объектов по прежнему 3, но один меньше. В природе это соответствует, напр, 3 одинаковым взрослым львам нападающим на антилопу, и она оценивает их число 3. Но если два взрослых, и один львенок решил поучаствовать в охоте? Львенок для взрослой антилопы не сильно представляет угрозу. Поэтому последняя ситуация несколько менее угрожающая, нежели 3 взрослых. Соответственно нужно упорядочить эти ситуации, а не сливать в одну. В последнем случае активность нейронов может быть максимальной настроенных, как на 3, так и на 2. Суммарная активность условно 2.5 меньше, меньше чем 3 в первом случае. Отсюда появляются рациональные числа. В природе нет чисел, это такая аналоговая оценка (комплексный признак) выработанная эволюцией в борьбе за выживание. В этой оценке нужно все учитывать, а не абстрактное число львов. Т.е. разбросы активности нейронов не соответствующих числу объектов в сцене это не только возможная ошибка, а учет дополнительной информации об объектах. Ошибкой тоже может быть. В одной статье читал, что в опытах с макаками, когда напрямую мерили активность нейронов, если ситуация была нормальной, то наибольшая активность была у целевых нейронов. Но когда макак отвлекали, на тех же сценах, активность целевых нейронов падала, не целевых возрастала, и тем больше, чем больше их отвлекали, т.е. они банально не распознавали объекты точно. Но может и эту ситуацию можно оценить, как неточный подсчет, совсем приблизительный, и поэтому также рациональный.


      1. VDG
        06.10.2021 06:03
        +1

        Думаю, в подсчёте явное участвует внимание. То есть, счёт производится только группы объектов, которые выделило внимание. Антилопа может отнести львёнка к объекту другого класса — не представляющего угрозу. Внимание выделяет класс опасных зверей, взрослых львов, например. Тогда в зоне внимание останется только два взрослых льва.

        В моей модели у рациональных чисел тоже может быть (точнее, — обязано быть, просто не было необходимости проверять специально на рац. числах) свой уникальный код, так как колокола нейронов «отцентрированы» на числовой оси случайным образом. Но в таком случае плотность кодов объектов должна модулироваться. К примеру, 10% для взрослого льва, 5% для львёнка. Тогда получим код для 2,5.


        1. phenik
          06.10.2021 11:15
          +1

          Думаю, в подсчёте явное участвует внимание. То есть, счёт производится только группы объектов, которые выделило внимание.
          А проблема буриданова осла?) Перед ослом две кучки апельсинов, в одной два одинаковых, в другой два таких же, и третий наполовину меньше? Какую с наибольшей вероятностью выберет первой? Обычно животные выбирают большую кучу, как и дети.

          Вопрос о роли внимания в этом вопросе интересный, и до конца не решенный, особенно если время оценки сильно ограничено. В диапазоне субитизации (другое название Parallel individuation system) от 1 до 4-х объектов возможно используется механизм предвнимания. В этом исследовании авторы подробно попытались разобраться со степенью участия внимания. Они нашли, что оно неравномерное по всему диапазону оценки, и делится на три поддиапазона. В вашей системе насколько понял механизм один для любой численности. А разброс оценки подчиняется закону Вебера? Т.е. это решение работает аналогично биологическому?


          1. VDG
            06.10.2021 23:03

            Буриданов осёл — выдуманный персонаж. Не вижу проблемы с кучками апельсинов и живым ослом. Выбор вероятностный. Если есть две кучи с большим, но одинаковым количеством апельсинов, то осёл и я выберем из них случайную (скорее ту, что ближе).

            У моей модели оценка количества происходит моментально и точно (для некоторого диапазона). То есть, относится к субитизации, но диапазон не ограничен 4 предметами. Но потолок есть, он зависит от плотности нейрокодов. Можно настройками выставить ограничение в 4 объекта.

            Потолок в 4 объекта, кстати, означает, что плотность нейрокодов должна быть ~10-15%, что соответствует средней активности мозга. Если точнее, то 10% на нейрокод плюс 5-10% на спонтанную активность (по которой получается код нуля).

            Закон Вебера-Фехнера про интенсивность ощущений. В модели же подсчёт предметов производится по бинарному типу — предмет есть или нет.

            В примере поясняющей картинки с вики, отобрав (механизмом предвнимания) на сцене звёдочки одного цвета, получим их суммарный нейрокод. Подав теперь его на «зону» численности, на его выходе я получу уникальный нейрокод, соответствующий количеству этих отобранных вниманием предметов. Складывать можно и апельсины с яблоками (объекты разных классов), главное, чтобы они все одновременно, так сказать, попали в фокус внимания.

            Вот картинка активности нейронов численности в модели. * я вам её показывал
            По оси x — нейроны. По оси y — тесты по пять представлений количеств.
            Видно, что чем больше «кучи», тем больше путаются нейроны и тем менее стабильный нейрокод они будут формировать.

            картинка
            image


            1. phenik
              07.10.2021 10:55
              +1

              Закон Вебера-Фехнера про интенсивность ощущений. В модели же подсчёт предметов производится по бинарному типу — предмет есть или нет.
              Естественно определяется решаемой задачей. Моделирование биологического аналога или техническими требованиями. Эволюция нашла оптимальное решение между эффективностью, затратами ресурсов, быстродействием, сжатием информации и тд, и как результат соответствие закону В-Ф, есть теоретические работы с доказательством такого вывода. В этом нет ничего удивительного, т.к. это универсальное решение эволюция выработала еще на одноклеточных микроорганизмах, перенесла на нервные клетки и сетевые решения. В технических системах, если таких ограничений нет, то можно точно подсчитывать любое число объектов, тем более, если не используются модели ИНС. Вспомнил, что у ваше решение работает на др. принципе.