Всем привет!

Хочу поделиться опытом переезда в Россию из стран СНГ и ведения своего ИТ бизнеса. Часть данной истории будет полезна в том числе и тем, кто хочет переехать в Россию чтобы работать по найму.

Немного о себе

Я Павел (CEO в Антек-ЕСД) и родом я из солнечной Молдавии :) Мне 25 лет. В 2018 году открыл свою ИТ компанию в Москве. На момент открытия компании я уже 3 года работал как разработчик ПО на крупную корпорацию. Сейчас мы делаем стартап и уже привлекли первых клиентов.

Попробую рассказать к чему нужно быть готовым. Это моя первая статья такого рода, так что прошу не судите строго :)


Допустим Вы решили переехать в Россию и открыть здесь компанию. Возникает вопрос - с чего начать и как это все дело организовать?

Перед тем как ехать в Россию, обновите загран и внутренний паспорта, что бы они были валидны как можно дольше. Это позволит избежать кучи проблем.

Регистрация по месту жительства

Граждане безвизовых стран имеют право въезда на территорию РФ на 3 месяца.

При въезде обязательно в миграционной карте необходимо указать цель визита - работа!

Вот Вы въехали в страну, все в порядке, но - у Вас есть 7 рабочих дней чтобы зарегистрироваться по месту пребывания. Если Вы остановитесь в отеле - отель сделает регистрацию на срок пребывания в нем самостоятельно. Если есть возможность - лучше регистрироваться на квартире, тогда первичную регистрацию можно будет делать сразу на 3 месяца.

При смене места жительства у Вас так же будет ровно 7 рабочих дней на смену регистрации.

Первичная регистрация оформляется на почте или в МФЦ. Любые продления \ изменения места жительства оформляются в территориальном УФМС. Для того чтобы поставить себя на миграционный учет необходимо скачать и заполнить бланк. Бланки меняются примерно раз в год, так что я прикреплю актуальный на сегодня. Бланки и образцы заявлений на регистрацию

В итоге для регистрации необходимо распечатать:

  1. Заполненный бланк 2 шт

  2. Копию паспорта гражданина РФ (Того кто ставит на миграционный учет)

  3. Копию паспорта иностранного гражданина

  4. Копию миграционной карты

Если Вы планируете открыть компанию - то ее нужно открывать после того как сделаете регистрацию.

Для открытия юр. лица иностранному гражданину помимо загран паспорта необходимо иметь при себе внутренний паспорт страны, из которой он прибыл. Переводы всех документов нужно делать у нотариуса в России.

Перед тем как идти открывать юр. лицо нужно

1. Найти офис

Кажется, что это просто и очевидно, но нет. Есть много подводных камней на которые стоит обратить внимание.

  1. Уточните предоставляет ли арендодатель юр адрес. Идеально если да, часто бывает, что предоставляют за деньги. На пример аренда адреса 36 тыс рублей в год. Этого можно избежать если у вас в компании планируется учредитель гражданин РФ с долей 50%+ и у него есть в собственности квартира. Тогда можно юр адрес сделать на нее. В остальных случаях ищите арендодателя, который предоставляет юр адрес.

  2. Когда Вы более-менее определились с адресом, поспрашивайте у соседей, арендодателя мнение о налоговой, к которой прикреплен этот адрес. Разные налоговые работают очень по-разному. Еще лучше сходите и посмотрите, как там обстоят дела, много ли окошек и очередей.

  3. Еще очень неочевидный момент - монополия на интернет. Во многих бизнес-центрах есть интернет-провайдер монополист, который дерет три шкуры за интернет. На пример, за 10мб\с в одном месте мне предлагали заплатить 25 тыс рублей \ месяц. Поэтому офис подешевле не всегда значит, что в итоге будет дешевле.

  4. Также часто при аренде офиса коммунальные платежи не включены в стоимость. У всех расценки разные и туда может быть включено что угодно, вплоть до оплаты услуг садовника.

Пример: Когда я арендовал свой первый офис, я платил 60 тыс за офис, 10 тыс за интернет (10 мб\с) и 10 тыс за коммунальные услуги.

ОЧЕНЬ ВАЖНО - читайте внимательно договор. Иногда туда включают очень неочевидные пункты.

Приведу пару примеров из договоров, которые я читал:

  1. Штраф 100 тыс за использование интернета не от указанного провайдера в договоре

  2. При окончании аренды компания обязана заменить весь ковролин в помещении и оплатить комиссию за износ ремонта

  3. При досрочном прекращении аренды компания обязана заплатить неустойку равную сумме 3х месяцев аренды помещения.

Для меня решением этих проблем стала аренда в Коворкинге. Как правило там не жестят с договорами и включено много всего, о чем Вам как руководителю придется задуматься, а именно:

  1. Организация воды, кофе, печенек и т.д.

  2. Уборка офиса

  3. Холодильники

  4. Мебель

  5. Кухня

  6. Интернет

Еще приятный бонус в виде общего пространства, которое можно использовать, принтеров, вендорных автоматов с едой и т.д.

2. Подготовить документы

Сделать переводы и копии паспортов. Заполнить все необходимые формы. Мы обращались в компанию, которая занималась помощью с открытием юр лиц поэтому точно не скажу какие формы нужны.

Так же нужно получить гарантийное письмо от арендодателя с копией документов подтверждающих право собственности.

В юридическом адресе обязательно должна быть указана комната \ помещение и т.д. иначе откажут в регистрации юр лица.

3. Выбрать коды ОКВЭД

Очень важно тщательно подобрать коды ОКВЭД. В зависимости от кодов можно получать различные льготы. О льготах я расскажу далее, здесь приведу пример ОКВЭДов, которые отлично подойдут ИТ стартапам

  • 62.01 – разработка компьютерного программного обеспечения;

  • 62.02 – деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий;

  • 62.02.1 – деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;

  • 62.02.4 – деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;

  • 62.03.13 – деятельность по сопровождению компьютерных систем;

  • 62.09 – деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;

  • 63.11.1 – деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

ОЧЕНЬ ВАЖНО: При заполнении документов, если ген диром будет иностранный гражданин - НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не указывайте отчество. Все остальные документы, гос порталы (снилс, гос услуги и т.д.) будут открываться на загран паспорт, в котором скорее всего нет отчества. Я так попал и у меня не работает электронная подпись. Переделать потом это очень проблематично.


Открытие юр. лица

После того как Вы собрали все документы - нужно выбрать систему налогообложения.

Выбор системы налогообложения

По закону, если доля иностранных учредителей превышает 50% то компания не имеет права применять упрощенную систему налогообложения.

Поправка - по закону не имеют право применять УСН иностранные компании. Если учредители иностранцы, но открывают юр. лицо в России, то могут.

Спасибо @edogsи @NiGMa4Habrчто обратили внимание.

Это значит, что если вы не хотите иметь дела с НДС, то нужно найти гражданина РФ, который откроет вместе с Вами компанию и его доля в компании должна быть 50%. Если Вы открываете с гражданином РФ то проблем нет.

УСН15 vs УСН6

УСН 15

Подойдёт тем, кто планирует большую часть поступающих средств тратить на зарплату и нужды компании. Расчет идет 15% от доход - расход. НО, при этом не менее 1% от общего оборота.

На пример, если компания получила 100000 рублей, а потратила 90000 рублей то налог будет рассчитываться по формуле:

100000 - 90000 = 10000; 10000 * 0.15 = 1500 рублей составит налог. При этом если компания потратит не 90 тыс, а 100 тыс, то налог состави 100000 * 0.01 = 1000 рублей.

УСН 6

Подойдет тем, у кого высокая прибыль и низкие затраты. Расчет идет 6% от выручки.

На пример, если компания получила 100000 рублей, то заплатит она 6% от 100 тыс. 100000 * 0.06 = 6000 рублей.

После того, как Вы выбрали систему налогообложения, можно подавать документы в регистрирующий орган. Примерно через 1-2 недели после подачи документов, компанию добавят в https://egrul.nalog.ru/ и присвоят ей ИНН.

Будьте готовы к тому, что банки будут звонить Вам по 30 раз в день в течение недели предлагая открыть счет.

Выбор банка

Для того, чтобы компания могла функционировать, ей нужен расчетный счет. Тут все очень индивидуально, кому интересно - напишите мне или в комментарии, я расскажу какой банк выбрал сам и почему.

После запроса на открытие счета в банк, сотрудник банка придет и проверит Ваш офис.


Разрешение на работу иностранному гражданину

Для безвизовых иностранцев есть два варианта разрешения на работу: Патент и ВКС. В обоих случаях нужен трудовой договор. В случае с ген диром - он заключает договор между его организацией и собой. Также необходима медицинская страховка на все время действия Патента / ВКСа.

По моему опыту гораздо эффективнее обратиться в организацию, которая помогает с этими документами. Могу порекомендовать организацию, которой сам пользуюсь в Москве.

При составлении договора нужно будет указать что договор начинает действие со дня получения Патента \ ВКСа и обязательно нужно будет в договоре указать номер страхового полиса.

Миграционный центр в Москве находится в поселке Сахарово (ММЦ Сахарово), до которого добираться в лучшем случае часа 3 из Москвы. Место на карте: https://yandex.ru/maps/-/CCUqR-GR-D

Поэтому чем лучше Вы подготовитесь заранее, тем меньше Вы будете ездить туда (если Вы делаете бизнес в Москве)

Патент

Для получения патента нужно будет пройти мед осмотр, предоставить трудовой договор и все переведенные документы, которые Вы привезли с собой.

В ММЦ Сахарово это все делается на месте. Для патента там неплохо организованно все.

При получении патента нужно будет заплатить тыс 6, кажется и потом нужно будет платить каждый месяц эту фиксу. При этом по идее эти 6 тыс можно зачесть в НДФЛ, но налоговые иногда не принимают это и получается двойной НДФЛ :)

ВКС (Высоко квалифицированный специалист)

Тут немного интереснее. Весь прикол ВКС в том, что он обладает некоторыми льготами, а именно:

  1. Первичную регистрацию можно не делать т.е. если Вы имея ВКС выехали из РФ и потом вернулись назад, то Вам нужно сделать регистрацию в течении трех месяцев, а не как раньше в течении семи дней.

  2. Из налогов на зарплату Вы платите только 13% НДФЛ. Никаких других налогов платить не нужно

Из минусов - раз в квартал организации нужно отправлять уведомление о выплате заработной платы.

  1. Минимальный уровень ЗП - 167 тыс рублей до вычета НДФЛ.

  2. Если организация забыла отправить \ отправите с опозданием - штраф от 400 тыс до 1млн рублей на организацию

  3. Если организация отправила по старой форме (форма обновляется раз в год) - штраф от 400 тыс до 1 млн рублей на организацию.

    Я один раз отправил по старой форме и попал на 400 тыс. Приятного в этом очень мало.

Тщательно выбирайте регион где, Вы планируете работать. Москва и МО, на пример, это разные регионы. По ВКС и Патенту можно работать только в тех регионах, которые были указаны. Как правило Вам не дадут выбрать больше одного региона. Основной офис в компании и юр адрес должны находиться именно в этом регионе.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! После получения патента или ВКСа работодателю необходимо уведомить МВД о принятии иностранного сотрудника на работу в течение 3х дней. Если не уведомить или опоздать - штраф 400тыс - 1млн рублей.

Поздравляю - проделав всю эту работу вы можете начать легально осуществлять трудовую деятельность.

Выбор бухгалтерии

Для организаций есть несколько вариантов:

  1. Нанять штатного бухгалтера (удобно, но дорого)

  2. Онлайн бухгалтерский аутсорс (Бухгалтерия, предоставляемая банками, Мое дело и т.д.)

  3. Просто бухгалтерский аутсорс (Когда Вы находите бухгалтеров неподалеку от офиса, и они за определенную сумму ведут Вашу компанию)

Я попробовал варианты 2 и 3 и пришел к выводу что нет ничего лучше - чем когда есть возможность прийти к бухгалтеру лично и решить какой-то вопрос. Когда пользовался онлайн аутсорсом я столкнулся с двумя проблемами:

  1. До бухгалтера очень сложно дозвониться. Много времени уходило на послушать мелодию звонка. Вечно у них слишком много работы и нормально с ними не поговорить и ничего не выяснить. Мне постоянно отвечали не лучшим образом, по типу - мы не в курсе и разбираться не хотим.

  2. Не знаю с чем связано, но они лепят лишь бы слепить. Когда я перешел от одной онлайн компании к офлайн бухгалтерам, онлайн компания продолжала создавать мне счета на оплату зарплаты просто из головы и налоги рассчитывали тоже из головы. Как выяснилось позже они еще не учитывали льготы, о которых я им сообщал и как результат их работы я переплатил пару сотен тысяч рублей налогов.

Я никого не призываю срочно менять бухгалтерию. Все что выше сказано - моя субъективная оценка. Возможно, мне не повезло с онлайн аутсорсом, но как вышло так вышло.

После того как Вы нашли себе бухгалтера MVP бизнеса готов, и Вы можете спокойно заняться продуктом :)

Развитие ИТ стартапа

Теперь хочу поговорить о том, как развивать ИТ стартап в России.

Все что будет ниже мое субъективное мнение и мой опыт, который позволяет развивать мой бизнес дальше. Возможно, кому-то он подойдет, кому-то нет. У всех свои стратегии развития. Возможно то, что я опишу баян, хотя для меня это было совсем не очевидно или не понятно, как это применить.

Нетворкинг всему голова

Когда я слушал разные курсы по предпринимательству, постоянно слышал нетворкинг, нетворкинг - но вечно задавался вопросом: где взять этот самый нетворкинг?

Спустя три года работы я могу выделить 2 основных места, где можно хорошо занетворкаться:

  1. Дорогое профильное образование. Я акцентирую внимание на дорогом, т.к. чем дороже образование тем более обеспеченные люди его посещают, тем больше вероятность того, что они полезный контакт. Т.к. я изначально программист, то с коммуникацией у меня плохо было. Поэтому я пошел на программу проф переподготовки связанную с психологией. Благодаря этому я смог расширить свой функциональный диапазон, научился понимать эмоции, научился лучше коммуницировать с сотрудниками и клиентами.

  2. Бизнес-клуб. Я вступил в бизнес-клуб по рекомендации друга и ни дня не жалею об этом. Бизнес-клуб мне дал: Первых клиентов, контакты крутых юристов, экспертизу в вопросах, в которых я плавал. Я знаю, что есть много бизнес-клубов и что там тоже есть и хорошие, и плохие. Мне повезло и мой оказался очень крутым. Стоимость членства ~ 60 тыс. рублей в год. Не жалею ни копейки, вложенной в эту активность.

Не забывайте развивать свои слабые стороны

Для того, чтобы успешно вести дело нужно быть не только крутым специалистом, но еще обладать огромным количеством софт скилов. Всегда больно признавать свои слабые стороны, но проработав их - можно достичь куда больших успехов.

Мой личный опыт

На моем примере - я изучаю психологию и хожу в клуб переговоров. Я 3 года назад утверждал что-то, по типу "психология это пустая, ненужная болтовня". Оглядываясь назад, я понимаю, что очень сильно себя ограничивал. Это сказывалось на всем: на взаимодействии с подчиненными, партнерами, клиентами. Только после того как я больше года инвестировал в развитии своей социальной части - у меня все пошло в гору.

Льготы для ИТ бизнеса

За время работы я нашел 2 способа реально снизить сумму налогов:

  1. Вступить в технопарк Сколково

  2. Получить аккредитацию в Минкомсвязи

Обе эти программы уменьшают налоги на зп до 13% НДФЛ + 7% все остальное вместо 13% + 30% и дают еще доп плюшки.

Сколково

Сначала я пытался попасть в сколково. Скажу сразу - у меня это не вышло. Возможно, если бы не бросил, дожал бы это тему, но есть способ полегче получить тот-же набор льгот.

Для того, чтобы попасть в сколково нужно будет заполнить заявку. Заявка выглядит как множество сочинений на тему почему именно ваш стартап станет успешным, как он будет зарабатывать и что в нем инновационного. Желательно заполнять заявку на русском и английском языках

Аккредитация ИТ компании

Тут все проще. Нужно заполнить заявку на гос услугах. Аккредитация ИТ-компаний :: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (digital.gov.ru)

Постскриптум:

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Если у кого-то есть интересный опыт и он готов им поделиться - буду рад обсудить в комментариях. Если Вы с чем-то несогласны или видите неточность - пишите, поправлю.

Комментарии (13)


  1. elektroschwein
    17.10.2021 20:30
    +35

    Начать, стоило, наверное с этих правил: 9.5 правил ведения безопасного IT-бизнеса в России. И всегда помнить, к чему может привести их нарушение.


  1. Sultansoy
    17.10.2021 20:31
    +1

    Шикарная статья. Именно то, чего очень не хватало собранно в одном месте. Был бы рад услышать дальнейшее перетекание из стартапа в уже устоявшийся бизнес.


    1. Antek-ESD Автор
      17.10.2021 20:33
      +1

      Постараюсь описать в будущем :)


  1. aborouhin
    17.10.2021 21:47
    +1

    К слову, зарегистрировать юр. лицо можно и в жилом помещении, приложив согласие собственника (ещё прощё в своём, но у меня дом на жену оформлен, приложил её согласие - без вопросов прокатило). Если есть своё жильё или родственники/знакомые, готовые дать согласие - это упрощает процесс. Потом при смене офисов не надо менять адрес в ЕГРЮЛ (что иногда раздражает налоговую). И такой адрес точно не окажется адресом массовой регистрации (фактор риска и для налоговой, и для банка).
    Но - это в Московской области и 3 года назад. В Москве 46-я налоговая более отмороженная. Поменялось ли что к худшему за последнее время - не могу сказать.

    Насчёт коворкинга - по моему опыту, печеньки, кофе и принтеры это круто, но ценник в ~2 раза больше, чем свой офис в том же районе. За эти деньги можно свой принтер, кофемашину и стратегический запас печенек купить. Если не цепляться за офисы класса А, то в небольших зданиях условия аренды обычно нормальные, без заскоков, охранники белые и пушистые и вообще всем пофиг, что ты там делаешь, как ремонтируешь, от кого проводишь интернет и т.п. - лишь бы деньги платил. Ну а ремонт до достойного уровня можно и самому один раз сделать, на разнице в арендной плате он за пару месяцев окупится.


    1. Antek-ESD Автор
      17.10.2021 22:42
      +1

      Я нашел коворкинг примерно за ту же цену что и просто офис, с учётом общего пространства. Часть которую я арендную меньше чем офис который бы я снял, но с учётом того что я могу много чем пользоваться то на то и выходит. Могу сказать что коворкинг не в центре может поэтому :)


    1. boroda_el
      18.10.2021 00:30

      В 46 согласие собственника было недостаточно уже в 2014. Только 50+% собственнику.


  1. edogs
    17.10.2021 21:50
    +3

    По закону, если доля иностранных учредителей превышает 50% то компания не имеет права применять упрощенную систему налогообложения.

    Это значит, что если вы не хотите иметь дела с НДС, то нужно найти гражданина РФ, который откроет вместе с Вами компанию и его доля в компании должна быть 50%. Если Вы открываете с гражданином РФ то проблем нет.
    Уверены что это относится к иностранным физ.лицам? А не только к организациям учредителям?
    www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837892
    Перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, установлен пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Данный перечень налогоплательщиков является исчерпывающим.
    Организации, учрежденные иностранными физическими лицами, не включены в вышеуказанный перечень налогоплательщиков.


    1. Antek-ESD Автор
      17.10.2021 22:50

      Возможно, завтра почитаю. Когда я открывал мне говорили что нельзя. Возможно на тот момент об этом мало кто знал или были другие причины.


  1. akhkmed
    17.10.2021 21:51
    +1

    Спасибо огромное за статью.

    Подскажите пожалуйста, ранее было, если сидишь на УСН, то вроде не обязательно вести бухгалтерский учёт. - теперь обязательно. Вы работали с бухгалтером, это значит вы не на ней либо есть другие причины?

    Другой вопрос про прошлогодний налоговый манёвр. Если правильно помню, все кроме тех, кто в Сколково или в реестре отечественного ПО, платят НДС. Как вы решили этот вопрос?


    1. Antek-ESD Автор
      17.10.2021 22:44

      Если на УСН то НДС не платишь, в этом вся суть УСН. Бухгалтер да, обязательно с самого старта компании.


  1. Voila2000
    18.10.2021 02:35

    Юр.адрес можно и на квартиру Ген.директора сделать.
    Регистрацию фирмы сейчас можно бесплатно сделать в Сбере, заодно и счет открыть. Возможно и другие банки оказывают похожие услуги.
    Сейчас обращаться в компанию, занимающуюся регистрацией, особого смысла не вижу. Все несложно сделать самостоятельно или у нотариуса. Хотя были когда-то давно времена, что физически попасть к заветному окошку было проблемой, и местами в очередях торговали.


  1. NiGMa4Habr
    18.10.2021 22:07
    +1

    По закону, если доля иностранных учредителей превышает 50% то компания не имеет права применять упрощенную систему налогообложения.

    Вы уверены?

    Я в Налоговом кодексе не встречал ничего подобного. См. НК РФ, ст. 346.12, п.3 -- например http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/a1d86f7078e645869b02fde85e8c972193557dee/

    Там перечислено много запретов (например, упоминается, что иностранная организация не может работать на УСН -- но это именно иностранная организация, т.е. зарегистрированная в другом государстве). Запрещено применять УСН "дочкам" других организаций ("доля участия других организаций составляет более 25%").

    Но вот про учредителей-иностранцев упоминаний нет.


    1. Antek-ESD Автор
      18.10.2021 22:55

      Добрый вечер! Спасибо большое, я перепроверил - да, Вы правы имеет. Завтра поправлю в статье.