Apple в прошлом году заставила понервничать весь мобильный рекламный рынок, анонсировав для App Store новую политику приватности данных. Теперь создатели приложений обязаны спрашивать разрешение пользователей на рекламный трекинг (да-да, тот самый нашумевший IDFA). Правила, которые несколько раз откладывали, вступили в силу в начале этого года.
В этой статье разберемся, как повлияла новая политика на рынок, и что именно изменилось для пользователей, разработчиков и рекламодателей. А также расскажем, как заполнить анкету по сбору данных, чтобы ваше приложение прошло ревью в App Store.
Персональные данные и изменения с iOS 14
Что такое персональные данные в целом, чем отличаются GDPR и CCPA, какие есть фреймворки для поддержки законов, и как их добавить в своё приложение — мы подробно рассказывали в этой статье. Если вкратце, персональные данные — это информация, которая может идентифицировать пользователя. У законов есть свои различия в терминологии (о них как раз говорили в прошлом материале), но суть примерно одна.
Apple делает большой акцент в своих продуктах на защиту пользовательских данных ещё со времен, когда в сеть слили личные фото знаменитостей. Подобный инцидент сильно ударил по репутации и имиджу, повторения этого компания явно не хочет. Поэтому каждый год на презентациях уделяется отдельное внимание приватности персональных данных: в 2016 году Apple разрешила пользователям полностью отключать отслеживания их активности в приложениях, а в 2020 с анонсом iOS 14 ввела ряд новых изменений, связанных с прозрачностью работы с данными.
Изменения назвали App Tracking Transparency (ATT). Релизнулись они на полгода позже, чем планировалось — в первую очередь из-за неготовности рынка. Было непонятно, как это будет работать не только на показ рекламы, но и на проливку трафика, если пользователя нельзя будет идентифицировать. И AppsFlyer возмущался, и рекламные компании. Поэтому Apple перенесли обновление на декабрь, потом на апрель и включили уже в iOS 14.5.
App Tracking Transparency — это фреймворк, который помогает разработчикам рассказать пользователю, как используются его персональные данные: пол, возраст, IDFA, IP-адрес и другие.
А теперь поговорим о том, что изменилось на практике для всех сторон.
ATT для пользователя
На странице каждого приложения появилась секция с информацией об используемых пользовательских данных и конфиденциальности. Теперь каждый пользователь может узнать, какие данные использует приложение в виде специальных карточек. Выглядят они так:
Если разработчик использует какие-либо данные, то он обязан самостоятельно об этом сообщить (например, у нас в iFunny необходим доступ к галерее, чтобы пользователь мог загружать картинки).
Для этого нужно вручную заполнить анкету и указать, какие данные и для чего конкретно используются. Теперь с этим стало попроще, так как появилась документация на русском языке (раньше в юридической терминологии было не так просто разобраться) — её можно увидеть при заполнении анкеты. Посмотреть документацию отдельно тоже можно, но только на английском языке.
Заполнение анкеты
Разберем по шагам, как правильно заполнить анкету сбора данных. Без неё ваше приложение просто не пропустят в App Store.
1. Откройте анкету. Она находится в разделе «Конфиденциальность приложения» на странице в App Store Connect.
2. Ответьте на вопрос, собирает ли ваше приложение персональные данные.
Если «Нет» , то заполнение анкеты завершится. А на странице приложения в App Store будет отображаться информация, что в приложении не ведётся сбор пользовательских данных.
Если «Да», то в следующем разделе укажите конкретные данные, которые вы или ваши партнеры собираете.
При этом данные можно не указывать, если выполняются все условия:
данные не используются для слежения за пользователем (подробнее в App privacy details on the App Store);
данные не используются в рекламных целях (подробнее в App privacy details on the App Store);
сбор данных происходит не на постоянной основе, не является частью основной функциональности и опционален для пользователя;
пользователь явно передаёт данные через интерфейс приложения и уведомлен, как и для чего они будут собираться.
3. Отдельно для каждого типа данных укажите цель использования. Здесь важно отметить пару моментов:
Являются ли данные персонализированными (идентифицированными) — то есть можно ли их сопоставить с каким-либо id пользователя или устройства.
И нужны ли для трекинга — то есть используются или передаются третьим лицам для рекламных целей.
В общем-то, это всё. Информация из этой анкеты будет использоваться на странице приложения, и именно её будут видеть пользователи.
ATT для разработчика
Здесь начинается техническая часть фреймворка: пишется в коде и вызывается конкретный API, чтобы запросить у пользователя явное разрешение на использование персональных данных. О том, как это реализовать в своём приложении, мы подробно поговорим в следующем материале.
Алерт-запрос на отслеживание данных появился в iOS 14.5 и стал обязательным требованием ко всем разработчикам — без него нельзя получить IDFA.
IDFA (The Device Identifier For Advertisers) — это уникальный случайный идентификатор, который передается рекламным сетям и используется ими для идентификации вашего устройства.
Вы наверняка заметили, что теперь в большинстве приложений при первом запуске появляется алерт запроса разрешения на отслеживание. Если нажать «Попросить не отслеживать», то рекламные сети перестанут получать IDFA устройства.
Важный момент, о котором многие забывают: реклама в приложении не исчезнет, она просто перестанет быть таргетированной.
Альтернативы IDFA
Для работы с пользователями, которые отказались от отслеживания активности, Apple предусмотрела сразу два альтернативных инструмента — фреймворк для атрибуции рекламы без IDFA SKAdNetwork и IDFV.
1. SKAdNetwork. Чтобы реклама таргетировалась через него, рекламодатель должен сделать специальный id для передачи в рекламные сети, который разработчики добавят в своё приложение.
Но у него есть и большой минус. Фреймворк собирает данные в обезличенном виде и не позволяет оценивать эффективность каналов привлечения трафика — по сути ROI.
2. IDFV (identifier for vendor). Если IDFA это общий идентификатор для всех приложений на устройстве, то IDFV — только для приложений одного и того же разработчика. Первый видят все разработчики, второй — для каждого собственный.
С помощью IDFV разработчики могут рекламировать в своих приложениях другие свои приложения. Тавтология, но именно так это и работает.
Как повлияла новая политика Apple
На пользователей
Все просто — приватность и безопасность персональных данных. У Apple есть рекламный ролик, который наглядно показывает влияние IDFA:
На разработчиков
Разработчики, которые используют IDFA и получают прибыль с рекламы, должны готовится, что пользователей без IDFA станет меньше. А чем меньше пользователей с IDFA, тем дешевле реклама.
Поэтому нужно повышать лояльность аудитории и делать так, чтобы они давали согласие на трекинг. В ход идут разные эксперименты с запросами IDFA, чтобы найти лучший вариант, который даст больше всего принятий.
Мы, например, пробовали котика.
Некоторые разработчики делают pre pop-up. Сначала показывает один, где просят разрешение на использование IDFA, аргументируя тем, что иначе они не смогут поддерживать приложение бесплатно. Потом показывают второй — алерт от Apple. Нужно искать вариант, который позволит получить больше согласий. Это пока никак не запрещено.
На рекламный рынок
Глобально ничего не изменилось — рекламодатели начали выкупать трафик без IDFA. Рынок решил всё сам, опасения не подтвердились, доходы фактически не упали.
Пришлось, конечно, корректировать закупки, но это меньшее из бед. Без IDFA нужно перераспределить трафик — например, если на iOS меньше пользователей с IDFA, то нужно закупить больше на Android.
На другие компании
Facebook и AppsFlyer начали обновлять свои SDK и добавлять поддержку App Tracking Transparency.
Facebook, например, сделал свою реализацию — отдельную кнопку Limited Login. Если при обычном логине собирается вся информация о пользователе, то при ограниченном — никакая. В итоге, если пользователь разрешает трекинг, нужно использовать одну кнопку, если нет — другую. Разработчики могут получить реджект приложения, если не правильно заполнят информацию об использованию персональных данных и не реализуют трекинг IDFA. Другими словами, если указать, что данные будут использоваться, но не сделать на это запрос, то ревью в App Store не пройти.
Вслед за Apple компания Google анонсировала, что пользователей и разработчиков на Android ждут похожие изменения: к концу 2021 года рекламный идентификатор будет недоступен, если пользователь отказался от персонализированной рекламы.
Вместо заключения
В следующей статье поговорим о технической реализации App Tracking Transparency: как реализовать фреймворки внутри приложения, сделать запрос на IDFA, добавить поддержку Facebook Limited Login и подключить SKAdNetwork.
Dima4ka
Разве эппл не заставляет показать максимум одно окно перед реальным модальным, и после него модальное обязательно?
eugene_zav Автор
Про ограничение на количество окон в гайдлайнах Apple не указано, но есть правила, которые запрещают разработчикам делать окна, вводящие пользователей в заблуждение. Тут (в разделе Clarifying Tracking Requests) есть примеры окон, за которые можно получить реджект.