В этой статье я бы хотел рассказать о компаниях, каждая из которых является «единорогом». Акции двух из трех уже можно купить на Нью-Йоркской фондовой бирже. Есть закономерность: все они родились в большой Бостонской агломерации. И если Кремниевая долина – это Мекка для софтверных стартапов, то Бостон, и особенно Массачусетский технологический институт (MIT) – Медина для инноваций в сфере производства.

Оговорюсь сразу: я не буду анализировать весь рынок 3D-печати, а остановлюсь на некоторых наиболее заметных представителях сегмента настольной 3D-печати. Но и тут все весьма условно, так как в процессе совершенствования технологии происходит плавное перетекание продуктов из одной категории в другую, и грубо можно выделить три основных категории: настольную, профессиональную и промышленную. Итак…

В 2011 году три американских студента основали в своем гараже компанию Formlabs. Ее возглавил Макс Лобовски. Родившийся в семье инженеров - эмигрантов из Украины, он с юности интересовался робототехникой и новыми технологиями, в старшей школе посещал различные профильные дополнительные занятия. Получив степень бакалавра в Корнельском университете, он поступил в магистратуру MIT, где и начал разработку своего настольного 3D-принтера, одновременно производительного и доступного по цене.  

Макс Лобовски
Макс Лобовски

Друзьям удалось быстро получить «ангельские» инвестиции, на которые в 2013 году они запустили свой первый продукт – принтер Formlabs Form 1. На краудфандинговой площадке Kickstarter им удалось собрать почти 3 млн. долларов от более чем 2000 бейкеров со всего мира, которые были в восторге от нового продукта, обещавшего сделать 3D-печать доступной практически всем. На тот момент на рынке были представлены модели принтеров, работающих по технологии засветки лазерным лучом фотополимерной смолы (SLA) с ценой от 100 тысяч долларов, Formlabs же предложил принтер за 1500 долларов. Компания, конечно, столкнулась с массой сложностей при производстве первой партии, но ей удалось отгрузить принтеры всем покупателям. И пусть они были далеки от совершенства, это позволило привлечь раунд А инвестиций в размере 19 млн. долларов и вернуть «ангельские» деньги.

Далее компания продолжила совершенствовать свой продукт и создавать экосистему наподобие Apple, частями которой являются сами 3D-принтеры, расходные материалы (смолы для различных задач), программное обеспечение для подготовки моделей к печати и оборудование для постобработки. В 2019 году оборот компании достиг 100 млн. долларов, в мае 2021 года она получила 150 млн. долларов в раунде Е от фонда SoftBank Investment Advisers по оценке стоимости компании в 2 млрд. долларов. После этого пошли разговоры об IPO, что было бы абсолютно логичным шагом, так как инвестфонды планируют это в перспективе 7-10 лет, и этот срок для инвесторов первого раунда уже наступил.

Однако, не взирая на большие ожидания рынка в интервью изданию BizJournals Макс Лобовски сказал, что он не спешит делать компанию публичной: «Мы бы предпочли не торопиться и лучше подготовиться, чтобы стать отличной публичной компанией… Мы получаем больший доход, чем все 3D-компании вместе взятые, ставшие публичными при помощи SPAC (процедура позволяющая стартапам выйти на IPО путем слияния с другой частной компанией). Тем не менее, когда я смотрю на действительно крупные, успешные, долгосрочные публичные проекты, к чему мы и стремимся, то вижу, что они находятся на совершенно другом уровне с точки зрения предсказуемости и прибыльности, чем мы». Это серьезные слова, и по всей видимости у главы компании есть основания их произносить. Скорее всего, прогноз капитализации компании в районе 4-6 млрд. долларов при успешном первичном размещении, что сделает ее крупнейшей компанией на рынке, ведь даже результат ветерана и многолетнего лидера рынка – компании 3DSystems на август 2021 года составляет не более 3,5 млрд. долларов.

В отличие от студентов из Formlabs, компанию Markforged создали ребята постарше. Впрочем, и тут не обошлось без MIT. Выпускник Массачусетского политеха Марк Грег столкнулся с 3D-печатью, когда его компания выполняла заказ для ВМФ США. Эксперименты в области повышения качества продукции навели его на мысль создать такой принтер, который бы мог армировать напечатанную модель карбоновой нитью, чтобы сделать ее прочной и пригодной для использования под нагрузкой.  

Сотрудники компании вместе с принтером Metal X, Марк Грег сидит справа от принтера.
Сотрудники компании вместе с принтером Metal X, Марк Грег сидит справа от принтера.

Компания была основана в 2013, а уже в 2014 году на выставке Solidworks World стартап представил свой первый продукт – принтер Mark One, который обладал двумя экструдерами, и мог армировать печатаемую модель нейлоном, стекловолокном и даже кевларом. Позже было представлена облачная платформа для управления печати The Digital Forge, а уже в 2017 году MarkForged объявил о выпуске настольного металлического 3D-принтера Metal X стоимостью в 100 тысяч долларов, в то время как аналоги конкурентов стоили миллион. В 2020 году оборот компании составил 70 млн. долларов, и менеджментом было принято решение вывести компанию на IPO с помощью SPAC. Компания представила потенциальным инвесторам концепцию аддитивных технологий 2.0, позволяющих производить готовые изделия, а не прототипы, что открывает путь для 3D-печати к производству товаров. Объем этого рынка оценивается экспертами в 13 триллионов долларов.

Опираясь на отчет Wholers Report, в 2020 году компания предсказала рост рынка аддитивных технологий со средним темпом в 27%, а это значит, что в ближайшие 8 лет с текущих 18 миллиардов долларов рынок вырастет до 118 миллиардов в 2029 году с 10-ти кратным ростом собственной выручки до 700 миллионов долларов уже в 2025 году.

 

15 июля 2021 года состоялся листинг MarkForged на Нью-Йоркской фондовой бирже, ей был присвоен тикер MKFG. Размещение прошло по оценке в 2 млрд. долларов, но спустя месяц акции слегка потеряли в цене, и текущая капитализация составляет около 1,5 млрд. долларов. Остается открытым вопрос: стоит ли покупать акции компании, которая планирует быть планово-убыточной еще минимум 2 года (компания прогнозирует оборот около 100 млн. долларов в этом году).

С одной стороны, на рынке достаточно компаний, торгующихся с еще большими мультипликаторами, а с другой, 3D-печать еще не настолько сформировавшаяся технология, чтобы можно было быть уверенным в 100% успехе именно той концепции, которую предлагает MarkForged. Собственно, одним из рисков для себя сама компания считает появление новых технологий, которые могут подорвать ее текущее технологическое превосходство. В целом инвесторы сейчас настроены положительно в отношении будущего 3D-печати. На них произвело сильное впечатление то, как технология проявила себя в первые, самые тяжелые месяцы пандемии, когда были нарушены производственные цепочки, и многие транспортные артерии перестали действовать. С помощью 3D-печати быстро удавалось наладить производство срочно необходимых клапанов для ИВЛ, защитных масок, переходников и многого другого. Концепция распределенного производства сразу превратилась из красивой идеи в реальную необходимость. Так что, как и всегда, у медали две стороны, но, если вы интересуетесь акциями с большим потенциалом, стоит как минимум присмотреться к этой компании и рынку аддитивных технологий в целом.

Последняя в моем повествовании – компания DeskTop Metal. Formlabs создали студенты MIT, Markforged – выпускники MIT, DeskTop Metal cсоздана предпринимателями со стажем Риком Фулопом и Йоханом Майербергом, а так же 4-мя (!) профессорами MIT. Идя к цели, Рик Фулоп основал 6 различных компаний, также возглавлял инвестиционный фонд. Йохан Майерберг был ведущим инженером в различных компаниях и стал техническим директором DeskTop Metal.

Рик Фулоп на фоне принтеров DeskTop Metal Studio System
Рик Фулоп на фоне принтеров DeskTop Metal Studio System

Задачей компании изначально было создание доступного по цене настольного 3D-принтера, печатающего металлические модели. Компания сразу стала фаворитом у инвесторов и привлекала раунды инвестиций с завидным постоянством. Среди ее доноров были BMW, Ford Motor, Stratasys (пионер создания технологии 3D-печати), инвестфонд SaudiAramco, General Electric и другие. Общая оценка в последнем раунде достигла 2,4 млрд. долларов при ничтожном обороте в 26 млн. долларов в 2019 году. Полученные средства шли на R&D и привлечение в компанию лучших инженеров и разработчиков. В 2017 году была представлена трёхкомпонентная система металлической печати на базе FDM технологии послойной печати с последующим выжиганием и запеканием конечной модели. Система была очень «сырой»: для печати было доступно небольшое количество материалов, а сама печать имела массу ограничений, конечные изделия выглядели грубыми с большими погрешностями по размерам. Тем не менее, разработки были продолжены, и компания анонсировала свою потенциальную звезду – систему высокоскоростной металлической печати Production System, которую правда с трудом можно назвать настольной. В компании уверяют, что ее технология Single Pass Jetting в 100 раз быстрее любой другой существующей технологии 3D-печати металлом, но поставки принтеров должны начаться только в конце этого года, поэтому в данном случае приходится верить на слово.

Компания вышла на IPO 10 декабря 2020 года по той же схеме SPAC и в своей презентации для потенциальных инвесторов обозначила следующие параметры: планируемый оборот в 2025 году – 942 млн. долларов, выход на операционную прибыль в 2023 году, а также указала на то, что планирует потратить значительную часть полученных средств на сделки по поглощению других компаний из сферы 3D-печати.

Капитализация на Нью-Йоркской фондовой бирже в момент выхода на IPO 10 декабря составила фантастические 6 миллиардов долларов. В ходе размещения было привлечено 580 миллионов долларов и компании был присвоен лаконичный тикер DM. Уже в феврале 2021 года акции выросли еще сильнее, и капитализация компании превысила 8 миллиардов долларов. DM заявила, что станет первой компанией в истории 3D-печати с капитализацией более 10 миллиардов долларов. Получив огромные средства в свое распоряжение, уже в январе 2021 года DM объявила о первой сделке поглощения: за 300 млн. долларов был куплен немецкий производитель профессиональных фотополимерных 3D-принтеров EnvisionTEC (основана в 2002 году и является одной из старейших на рынке). Для меня такой выбор был не очевиден, между DM и EnvisionTEC сложно найти что-то общее и добиться существенного синергетического эффекта от этой сделки будет сложно. EnvisionTEC продолжил работу под своим брендом, как 100% дочка DM, и планирует выпуск ряда новых моделей для своих ключевых потребителей – стоматологических клиник и ювелирных компаний. Также в течение этого года были куплены несколько небольших компаний, специализирующихся на производстве материалов и ПО. DM расширяет за счет этого свою патентую базу и собирает под своим крылом лучшие идеи и людей. Самым же громким приобретением стала объявленная в августе покупка за 575 млн. долларов еще одной публичной компании – американской ExOne. Созданная в 2005 году в Питтсбурге, она специализируется на производстве промышленных 3D-принтеров для создания литьевых форм из песка и других материалов. Примечательно и то, что ей удалось коммерциализировать патент на эту технологию, выданный MIT еще в 1993 году. В данном случае можно сказать, что продуктовые линейки DM и ExOne находятся ближе друг к другу и они уже представили совместное портфолио на базе продукции обеих компаний, в котором одни продукты дополняют другие.

Логично было бы предположить, что акции DM взметнулись до небес после таких громких приобретений, но в реальности произошло обратное. Со своего пика в феврале акции упали в 4 раза и сейчас торгуются на уровне 8$ за штуку, а капитализация слегка превышает 2 млрд. долларов. Видимо, первая эйфория инвесторов сменилась более трезвым подходом к текущим результатам компании. Возможно, на это повлияло недовольство части акционеров ExOne, посчитавших цену продажи компании несправедливой и готовящих коллективный иск к менеджменту с целью заблокировать сделку.

Стоит ли покупать акции DM сейчас, когда они так сильно упали, или подождать дальнейшего падения? Я бы сказал, что их текущий уровень очень комфортный для входа, но, конечно же, определенный риск у таких инвестиций тоже есть. И это несмотря на то, что компания отчиталась об успешных результатах работы за 1-е полугодие, на основании которых DM ожидает выручку свыше 100 млн. долларов в этом году.

Подводя итог, хочется сказать, что ряд биржевых аналитиков считает происходящее на рынке аддитивных технологий «ренессансом». Рынок пришел в движение после пандемии, которая дала всем надежду на то, что технология созрела для серьезных задач, а также на то, что ситуация в отрасли 2013-2014 годов не повторится. Тогда методика была еще очень «сырой», но привлекала массу внимания прессы и потенциальных инвесторов. Это разогнало акции лидеров рынка 3DSystems и Stratasys до неведомых высот, а потом, когда случилось разочарование результатами их работы, падение доходило до 20 раз от пиковых значений. Стартапы скупали пачками, не особо разбираясь с тем, что с ними делать впоследствии. Большинство этих сделок только усложняли работу компаний, не давая сфокусироваться на основном бизнесе. Хочется надеяться, что история станет хорошим уроком для новых гигантов индустрии. В этом году уже состоялся ряд выходов компаний из сферы 3D-печати на IPO с помощью SPAC, и еще несколько крупных размещений планируется на конец года. И, если вас интересует этот сектор, следите за новостями.

Александр Корнвейц

Эксперт в области аддитивных технологий и 3D-оборудования, основатель и руководитель компании «Цветной мир»

 

Комментарии (0)