Транспорту будущего не нужны водители, пилоты, машинисты. Не нужны и операторы дистанционных пультов управления. На планете много мест, где транспорт уже перевозит грузы и людей самостоятельно.

Рассказываем о последних достижениях и трендах в мире грузовых беспилотников.

Автомобильные грузоперевозки

В США и Западной Европе около 70% грузов перевозится автомобилями. Их основное преимущество перед самолетами, кораблями и поездами — гибкость. Нет привязки к портам и вокзалам, к расписанию и другим грузоотправителям. Легко выбрать удобные маршруты, сроки и объемы.

При этом автомобильные грузоперевозки заметно уступают воздушным в скорости, морским — в стоимости, а железнодорожным — в сохранности грузов.

Беспилотные грузовики могут сгладить эти недостатки. Без водителя-человека:
не нужны остановки на отдых → вырастет скорость,
не нужно платить зарплату → снизится стоимость,
намного меньше ошибок на дороге → повысится сохранность грузов.

Tesla обещает выпустить электрический тягач с автопилотом Semi в 2022 году
Tesla обещает выпустить электрический тягач с автопилотом Semi в 2022 году

Бизнес ожидает выгоды. Увеличение грузоперевозок будет происходить без найма миллионов дальнобойщиков. А разработчики доводят до ума свои модели и тестируют их на реальных перевозках.

Стартап Embark Trucks из Калифорнии с самого начала (с 2016 года) следовал простой концепции: беспилотники ездят только между хабами.

По городу фуру везет обычный тягач с водителем

Он доезжает до хаба — парковки на выезде из города

Там обычный тягач меняется на беспилотник

Беспилотник доставляет фуру до хаба на въезде в другой город.

Беспилотные тягачи Embark Trucks уже возят грузы между хабами в Лос-Анджелесе и Финиксе, штат Аризона (между ними около 600 км). В кабине сидит водитель-испытатель, контролирует работу автоматики.

Беспилотник Embark Trucks легко спутать с обычным тягачом. Его выдают только камеры над лобовым стеклом
Беспилотник Embark Trucks легко спутать с обычным тягачом. Его выдают только камеры над лобовым стеклом

КАМАЗ и Министерство транспорта России запустят перевозки беспилотными грузовиками между Москвой и Санкт-Петербургом в следующем году. До 2024 года они будут работать в тестовом режиме, затем — в полноценном коммерческом.

Авторы проекта подсчитали, что с развитием автономных перевозок в России:

  • скорость доставки грузов вырастет в 2,5 раза;

  • стоимость уменьшится на 15%;

  • количество ДТП снизится на 8%.

Беспилотные КАМАЗы уже прошли испытания в экстремальных условиях Крайнего Севера. Весной 2020 года они безаварийно проехали 2,5 тыс. км по Гыданскому полуострову (восточнее Ямала)
Беспилотные КАМАЗы уже прошли испытания в экстремальных условиях Крайнего Севера. Весной 2020 года они безаварийно проехали 2,5 тыс. км по Гыданскому полуострову (восточнее Ямала)

Со временем водители-испытатели тоже станут не нужны. Значит, грузовикам не понадобятся кабины. Многие автопроизводители и дизайнеры уже размышляют в этом направлении и представляют концепты.

Volvo Vera, самосвал Scania AXL, «КАМАЗ Челнок», «Грузовикус» Студии Артемия Лебедева
Volvo Vera, самосвал Scania AXL, «КАМАЗ Челнок», «Грузовикус» Студии Артемия Лебедева

Hyundai Motor показала 7 сентября концепт без кабины Trailer Drone. Эта платформа-тележка работает на водородных топливных элементах. Обе пары колёс могут поворачиваться, поэтому платформа разворачивается на пятачке и может ехать вбок.

Грузоперевозки по железным дорогам, воде и воздуху

Все виды транспорта для дальних перевозок грузов постепенно автоматизируются, не только автомобили.

Горно-металлургическая компания Rio Tinto в 2017 году первой в мире испытала беспилотный грузовой поезд в пустынном регионе Австралии. Такие поезда не выигрывают у обычных в скорости и экономии. Но зато они более безопасные — так как беспилотник следит за всеми знаками и ограничениями.

Во внешнем виде поездов Rio Tinto нет ничего футуристического, зато это самые длинные роботы в мире — до 2,4 км
Во внешнем виде поездов Rio Tinto нет ничего футуристического, зато это самые длинные роботы в мире — до 2,4 км

Немецкие ученые из Центра авиации и космонавтики смотрят дальше. Они хотят автоматизировать формирование составов, погрузку, разгрузку и маневры на сортировочных станциях. Сейчас на эти операции приходится больше половины времени и 30–40% себестоимости железнодорожных перевозок.

Концепт внешнего вида немецкого беспилотного товарняка NGT Cargo
Концепт внешнего вида немецкого беспилотного товарняка NGT Cargo

Самоуправляемое китайское судно «Цзиньдоуюнь-0» успешно совершило испытательный грузовой рейс в декабре 2019 года. Оно преодолело 20–25 км по морю около Макао. С тех пор инженеры дорабатывают функции автономного предупреждения столкновений, прибытия и убытия, навигации по рекам. С кораблями, как с грузовиками: просто только на свободном пространстве.

По оценке разработчиков, беспилотные суда будут на 20% дешевле обычных в производстве и эксплуатации. Это снизит стоимость морских перевозок, поэтому можно ожидать, что китайские товары и эквадорские бананы скоро подешевеют.

Китайские инженеры пока не гнались за размерами. «Цзиньдоуюнь-0» перевозит один контейнер
Китайские инженеры пока не гнались за размерами. «Цзиньдоуюнь-0» перевозит один контейнер

Норвежское автономное электрическое судно Yara Birkeland ближе к коммерческой эксплуатации. До конца года оно совершит свой первый рейс: перевезёт по морю груз из Херейи в Бревик (13 км) без единого человека на борту. За передвижением будут следить три наземных центра.

Длина Yara Birkeland — 80 м, вместимость — 103 контейнера, скорость — до 13 узлов (24 км/ч)
Длина Yara Birkeland — 80 м, вместимость — 103 контейнера, скорость — до 13 узлов (24 км/ч)

В будущем Yara Birkeland будет перевозить удобрения между тремя портами на юге Норвегии. Оно заменит 40 тысяч поездок на грузовиках ежегодно. О преимуществах беспилотного судна над судном с командой разработчики не сообщают.

Холдинг «Вертолеты России» представил на авиасалоне МАКС-2021 легкий беспилотный вертолет БАС-200. Он пролетает до 400 км со скоростью до 160 км/ч. Такие аппараты нужны для доставки мелких ценных грузов (например, медикаментов или почты) в отдаленные районы.

Максимальная взлетная масса БАС-200 — 200 кг, из них — 50 кг груза
Максимальная взлетная масса БАС-200 — 200 кг, из них — 50 кг груза

Комментарии (9)


  1. ss-nopol
    14.12.2021 18:48
    +1

    Обе пары колёс могут поворачиваться, поэтому платформа разворачивается на пятачке и может ехать вбок.

    А при чём тут беспилотность? Думаю и аналоговый водитель не отказался бы от такой возможности при прочих равных.


    1. C4ET4uK
      14.12.2021 19:36

      Элементы управления совсем другие. Переучиваться надо.


      1. DimanDimanyich
        14.12.2021 21:45

        ну вертолетом же как-то управляют. И это могут десятки тысяч, и удерживая на весу. А тут ASWD.


        1. C4ET4uK
          14.12.2021 23:25

          Тут скорее речь про массовость/сертификацию/права и прочие юридические заморочки. Ну и справедливости ради там совсем не WASD


  1. WondeRu
    15.12.2021 08:08

    Про трамваи Cognitive Technologies не написали


  1. OptimumOption
    15.12.2021 09:02

    "Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили?" - конечно заметили. Всё больше глупых аварий с участием фур, за рулём которых сидят "профессионалы". И что есть они в кабине, что их нет - одинаково, так что их (фуры) вполне можно считать беспилотниками :D


  1. jetcar
    15.12.2021 12:17

    В каком месте они часть нашей жизни? У меня и всё что меня окружает ни коим образом не было привезено на беспилотнике. Где-то они есть и может даже успешно работают, но чтото бизнес не торопиться переходить на то что дешевле и лучше, а это явный показатель того что там далеко от того что тут написано.


    1. SingularAI Автор
      15.12.2021 16:13

      В следующих частях материала расскажем о беспилотниках, которые интегрированы и в бытовую часть нашей жизни — ссылку обязательно прикрепим к этому комментарию!


  1. ShadowMaster
    15.12.2021 18:32
    +1

    Плохой пример взят в качестве первого. Как раз до автоматизации управления автомобилем далеко. А вот метро (и поезда вообще) в достаточной мере автоматизированы. Некоторые линии в некоторых городах даже полностью на автоведении. Автопилот в авиации делает большую часть работы по управлению самолетом. Но вот управление автомобилем сильно сложнее. И опровергну достоинства беспилотных грузовиков:
    не нужны остановки на отдых → в свете скорого повсеместного распространения электрогрузовиков они будут проводить на заправках очень много времени. Если только не заряжать его от мегаваттной линии. С человеком-водителем как раз все хорошо. Пока он отдыхает, грузовик заряжается.
    не нужно платить зарплату → чувствую что за автопилот придется платить абонентскую плату.
    намного меньше ошибок на дороге → а вот это не факт. Автопилоты уже научились ездить по горным серпантинам?