Транспорту будущего не нужны водители, пилоты, машинисты. Не нужны и операторы дистанционных пультов управления. На планете много мест, где транспорт уже перевозит грузы и людей самостоятельно.
Рассказываем о последних достижениях и трендах в мире грузовых беспилотников.
Автомобильные грузоперевозки
В США и Западной Европе около 70% грузов перевозится автомобилями. Их основное преимущество перед самолетами, кораблями и поездами — гибкость. Нет привязки к портам и вокзалам, к расписанию и другим грузоотправителям. Легко выбрать удобные маршруты, сроки и объемы.
При этом автомобильные грузоперевозки заметно уступают воздушным в скорости, морским — в стоимости, а железнодорожным — в сохранности грузов.
Беспилотные грузовики могут сгладить эти недостатки. Без водителя-человека:
не нужны остановки на отдых → вырастет скорость,
не нужно платить зарплату → снизится стоимость,
намного меньше ошибок на дороге → повысится сохранность грузов.
Бизнес ожидает выгоды. Увеличение грузоперевозок будет происходить без найма миллионов дальнобойщиков. А разработчики доводят до ума свои модели и тестируют их на реальных перевозках.
Стартап Embark Trucks из Калифорнии с самого начала (с 2016 года) следовал простой концепции: беспилотники ездят только между хабами.
По городу фуру везет обычный тягач с водителем
↓
Он доезжает до хаба — парковки на выезде из города
↓
Там обычный тягач меняется на беспилотник
↓
Беспилотник доставляет фуру до хаба на въезде в другой город.
Беспилотные тягачи Embark Trucks уже возят грузы между хабами в Лос-Анджелесе и Финиксе, штат Аризона (между ними около 600 км). В кабине сидит водитель-испытатель, контролирует работу автоматики.
КАМАЗ и Министерство транспорта России запустят перевозки беспилотными грузовиками между Москвой и Санкт-Петербургом в следующем году. До 2024 года они будут работать в тестовом режиме, затем — в полноценном коммерческом.
Авторы проекта подсчитали, что с развитием автономных перевозок в России:
скорость доставки грузов вырастет в 2,5 раза;
стоимость уменьшится на 15%;
количество ДТП снизится на 8%.
Со временем водители-испытатели тоже станут не нужны. Значит, грузовикам не понадобятся кабины. Многие автопроизводители и дизайнеры уже размышляют в этом направлении и представляют концепты.
Hyundai Motor показала 7 сентября концепт без кабины Trailer Drone. Эта платформа-тележка работает на водородных топливных элементах. Обе пары колёс могут поворачиваться, поэтому платформа разворачивается на пятачке и может ехать вбок.
Грузоперевозки по железным дорогам, воде и воздуху
Все виды транспорта для дальних перевозок грузов постепенно автоматизируются, не только автомобили.
Горно-металлургическая компания Rio Tinto в 2017 году первой в мире испытала беспилотный грузовой поезд в пустынном регионе Австралии. Такие поезда не выигрывают у обычных в скорости и экономии. Но зато они более безопасные — так как беспилотник следит за всеми знаками и ограничениями.
Немецкие ученые из Центра авиации и космонавтики смотрят дальше. Они хотят автоматизировать формирование составов, погрузку, разгрузку и маневры на сортировочных станциях. Сейчас на эти операции приходится больше половины времени и 30–40% себестоимости железнодорожных перевозок.
Самоуправляемое китайское судно «Цзиньдоуюнь-0» успешно совершило испытательный грузовой рейс в декабре 2019 года. Оно преодолело 20–25 км по морю около Макао. С тех пор инженеры дорабатывают функции автономного предупреждения столкновений, прибытия и убытия, навигации по рекам. С кораблями, как с грузовиками: просто только на свободном пространстве.
По оценке разработчиков, беспилотные суда будут на 20% дешевле обычных в производстве и эксплуатации. Это снизит стоимость морских перевозок, поэтому можно ожидать, что китайские товары и эквадорские бананы скоро подешевеют.
Норвежское автономное электрическое судно Yara Birkeland ближе к коммерческой эксплуатации. До конца года оно совершит свой первый рейс: перевезёт по морю груз из Херейи в Бревик (13 км) без единого человека на борту. За передвижением будут следить три наземных центра.
В будущем Yara Birkeland будет перевозить удобрения между тремя портами на юге Норвегии. Оно заменит 40 тысяч поездок на грузовиках ежегодно. О преимуществах беспилотного судна над судном с командой разработчики не сообщают.
Холдинг «Вертолеты России» представил на авиасалоне МАКС-2021 легкий беспилотный вертолет БАС-200. Он пролетает до 400 км со скоростью до 160 км/ч. Такие аппараты нужны для доставки мелких ценных грузов (например, медикаментов или почты) в отдаленные районы.
Комментарии (9)
OptimumOption
15.12.2021 09:02"Беспилотники — уже часть нашей жизни. Вы это заметили?" - конечно заметили. Всё больше глупых аварий с участием фур, за рулём которых сидят "профессионалы". И что есть они в кабине, что их нет - одинаково, так что их (фуры) вполне можно считать беспилотниками :D
jetcar
15.12.2021 12:17В каком месте они часть нашей жизни? У меня и всё что меня окружает ни коим образом не было привезено на беспилотнике. Где-то они есть и может даже успешно работают, но чтото бизнес не торопиться переходить на то что дешевле и лучше, а это явный показатель того что там далеко от того что тут написано.
SingularAI Автор
15.12.2021 16:13В следующих частях материала расскажем о беспилотниках, которые интегрированы и в бытовую часть нашей жизни — ссылку обязательно прикрепим к этому комментарию!
ShadowMaster
15.12.2021 18:32+1Плохой пример взят в качестве первого. Как раз до автоматизации управления автомобилем далеко. А вот метро (и поезда вообще) в достаточной мере автоматизированы. Некоторые линии в некоторых городах даже полностью на автоведении. Автопилот в авиации делает большую часть работы по управлению самолетом. Но вот управление автомобилем сильно сложнее. И опровергну достоинства беспилотных грузовиков:
не нужны остановки на отдых → в свете скорого повсеместного распространения электрогрузовиков они будут проводить на заправках очень много времени. Если только не заряжать его от мегаваттной линии. С человеком-водителем как раз все хорошо. Пока он отдыхает, грузовик заряжается.
не нужно платить зарплату → чувствую что за автопилот придется платить абонентскую плату.
намного меньше ошибок на дороге → а вот это не факт. Автопилоты уже научились ездить по горным серпантинам?
ss-nopol
А при чём тут беспилотность? Думаю и аналоговый водитель не отказался бы от такой возможности при прочих равных.
C4ET4uK
Элементы управления совсем другие. Переучиваться надо.
DimanDimanyich
ну вертолетом же как-то управляют. И это могут десятки тысяч, и удерживая на весу. А тут ASWD.
C4ET4uK
Тут скорее речь про массовость/сертификацию/права и прочие юридические заморочки. Ну и справедливости ради там совсем не WASD