В первой части мы писали о доставке больших партий грузов между городами. Теперь посмотрим, как автоматизируется доставка заказа до конечного клиента в городе. Для беспилотников это принципиально разные задачи. Маневрировать среди прохожих — далеко не то же самое, что ехать по шоссе. В городах нужны другие технологии.
Воздушная доставка в городах
Преодолевать запруженные улицы проще всего по воздуху. Дрон — первое решение, которое напрашивается для беспилотной доставки лёгких грузов.
Российские «Додо Пицца» и «Коптер Экпресс» ещё летом 2014 года доставляли пиццу дроном. Шесть клиентов в Сыктывкаре получили её с неба. Правда, пицца прилетала только в один парк и опускалась в руки промоутеру. И эксперимент не получил развития из-за ужесточения законодательства. Но зато новость облетела мир.
Компания Amazon пять лет разрабатывала сервис Prime Air — доставку самоуправляемыми дронами. Первый заказ дрон Amazon успешно доставил 7 декабря 2016 года. Дело было в окрестностях английского Кембриджа. Это сельская местность, там меньше рисков и сложностей.
Грузоподъемность дрона Amazon — 2,3 кг. Больше 75% заказов укладываются в этот вес. Первому клиенту дрон доставил телевизионную приставку и пакет попкорна.
С тех пор Amazon совершенствовала софт и дроны, получала разрешения и проводила испытания. А в конце 2020 года начала сворачивать проект Prime Air и увольнять сотрудников из-за плохого менеджмента. Но и с дронами есть проблемы.
Самая большая трудность — последние два метра до земли. Одно дело — приземляться в поле, и совсем другое — около подъезда или на балконе. Нет гарантий, что дрон никого не травмирует и ничего не повредит.
Альтернатива приземлению — трос, как у «Додо Пиццы». Эту технологию использует, например, стартап A2Z Drone Delivery. Другой вариант — сброс посылки с небольшой высоты на парашюте или подушке безопасности. Эти технологии запатентовала Amazon.
Еще более серьезная проблема — безопасность. Если число дронов над городом вырастет, они будут врезаться друг в друга и падать вниз. А это уже реальная угроза для людей и животных, автомобилей и другого имущества.
Чтобы предотвратить это, Amazon запатентовала систему «умного» саморазрушения дрона-беспилотника.
Вообще, у Amazon много патентов для беспилотных дронов-курьеров. Инженеры придумали вертикальные склады-«ульи», склады-дирижабли, способы уменьшения шума от пропеллеров, защиту от взлома, защиту от стрел…
Концепция многоуровневых «ульев» выглядит особенно интересной. В отличие от традиционных складов «ульи» очень компактные, поэтому их можно строить в центре города. Это сократит время доставки. А еще дроны взлетают сразу с большой высоты и не мешают пешеходам.
Однако в ближайшем будущем эти патенты не понадобятся. Доставка дронами все еще дорогая, законы тоже мешают. По мнению экспертов, она станет массовой не раньше 2027 года.
Наземная доставка в городах
Более перспективной выглядит доставка наземными беспилотниками.
Роверы «Яндекса» с декабря прошлого года доставляют еду и продукты в нескольких районах Москвы и в Иннополисе под Казанью. С июля этого года они появились и в городе Мурино под Санкт-Петербургом.
Шестиколесный беспилотник сам планирует маршрут, объезжает препятствия, пропускает пешеходов и животных. Когда ровер доезжает до подъезда клиента, тот выходит, нажимает кнопку в приложении и забирает заказ из открывшегося люка.
Роверу «Яндекса» с его жестким шасси необходима хорошая городская инфраструктура: ровный асфальт, плавные съезды с тротуаров на пешеходные переходы. Но разбитые дороги и бордюры не станут препятствием для колесных беспилотников.
Компания FedEx в начале 2019 года представила робота-курьера SameDay Bot. Его адаптивное шасси справляется с неровностями на дороге.
Роверы-курьеры подходят для доставки по району, но не на другой конец города. Максимальная скорость ровера — 10–15 км/ч, и он ездит по тротуарам, где постоянно притормаживает перед пешеходами. Для интернет-магазина с одним складом на весь город ровер — не вариант. Поэтому разрабатываются более крупные беспилотные доставщики.
Автономные фургоны Nuro развозят заказы в нескольких штатах США. По длине и массе (274 см, 680 кг) они примерно равны двухместным легковым автомобилям Smart и перевозят до 20 пакетов с товарами. Скорость пока ограничена 40 км/ч, но это намного больше, чем у роверов.
Эстонская компания Cleveron в 2021 году первой в Европе получила разрешение использовать на дорогах общего пользования беспилотник без человека внутри. Cleveron 701 похож на Nuro габаритами, но это не фургон с отсеками, а универсальная платформа. На ней можно расположить что угодно: от боксов для посылок до кофейного автомата.
Совсем без участия человека доставка Cleveron не обходится, но экономия на персонале значительная: один удаленный оператор может присматривать одновременно за десятью беспилотниками.
При всей своей мобильности беспилотные роверы и машины не умеют делать одну важную вещь: доставлять заказы до порога. А далеко не всем клиентам хочется выходить на улицу. Видимо, без ходячих роботов эту задачу не решить.
Ford и фирма Agility Robotics еще в 2019 году показали двуногого робота-доставщика Digit-1. Он работает в паре с беспилотным фургоном. Когда фургон приезжает по нужному адресу, робот выгружается, раскладывается, берет коробку и доносит ее до двери. В перспективе такие работы вытеснят с рынка доставки живых курьеров.
А как вы относитесь к беспилотному грузовому транспорту? Для вас принципиально, кто привезет ваш заказ — живой человек или машина?
Комментарии (2)
event1
06.05.2022 17:17Для вас принципиально, кто привезет ваш заказ — живой человек или машина?
Конечно машина. Любая скучная, однообразная и физическая работа должна быть автоматизирована.
arozhankov
На последней анимации робот обнаглевший - по газону ходит! Какой то очень неправильный алгоритм прокладки пути.
Не принципиально, но лучше машина.