Приветствую читателей Habr. В данной статье хотелось бы поделиться опытом разработки VR тренажеров, разработанных нашей командой в этом году.

Для начала предлагаю определиться с терминами, т.е. что именно мы понимаем под "тренажерами" . Компьютерный имитационный тренажер представляет собой программное обеспечение для персональных компьютеров и является средством профессиональной подготовки персонала, предназначенным для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений.

Компьютерные имитационные тренажеры используются для систематического обучения, т.е. для обеспечения усвоения определенной совокупности знаний, навыков, умений и процедур. Решаемая задача — обеспечить соответствие усваиваемых материалов или навыков требованиям предстоящей работы, эффективность учебного процесса, а также добиться того, чтобы усвоенные при обучении стереотипы были успешно перенесены на условия реальной работы.

Комплекс по обучению колеровке автокрасок и покраске авто

Виртуальный тренажер покраски предназначен для обучения специалистов малярно-кузовного участка в условиях учебного класса без необходимости расходования реальных лакокрасочных материалов. Служит целям развития образовательного процесса, дает возможность масштабирования тренинговой базы, безопасной симуляции реальных процессов, экономит расходные материалы и автоматизирует контроль  знаний.

Комплекс по обучению колеровке автокрасок и покраске авто
Комплекс по обучению колеровке автокрасок и покраске авто

Какие задачи были поставлены:

  • Изучение технологических карт

  • Подбор и смешивание компонентов лакокрасочных материалов

  • Изучение процедуры настройки краскопульта

  • Изучение механики покраски

  • Изучить процедуру выполнения покрасочных работ

  • Изучить процедуру выдачи транспортного средства

  • Использование полного спектра средств для снижения утомляемости при использовании шлема (например). 

Станды для размещения компонентов
Станды для размещения компонентов

 Созданные 3D модели - объекты для взаимодействия в VR:

  • Детали автомобиля для окрашивания

  • Средства индивидуальной защиты - перчатки для защиты рук, маска-респиратор, костюм маляра.

  • Линейка для перемешивания.

  • Весы

  • Воздушный компрессор для обеспечения работы пневмо-инструментов.

  • Стол для выполнения колеровочных работ.

  • Спектофотометр.

  • Набор пигментов и компонентов Duxone (54 шт.)

  • Зона подготовки к окраске автомобиля. В верхней части расположены система вентиляции, освещение и выдвигаемые до пола шторки.

  • Покрасочная камера. Включает системы освещения, приточную и вытяжную вентиляцию. Дополнительно оснащена системой нагрева и фильтрации воздуха для ускорения процесса сушки.

  • Краскопульт пневматический.

  • Респиратор-полумаска и респиратор-маска 3М. Защищает органы дыхания от газов, паров, аэрозолей и т.д. 

  • Оборудование зоны подготовки к покраске.

  • Инфракрасный аппарат для сушки.

  • Держатели покрасочных деталей в процессе окраски (типа «вертолет»).

  • Посуда для смешивания компонентов.

  • Шкаф для выполнения работ по окраске тестовых образцов и тестовые образцы

  • Термометр

  • Ткань для протирки образцов

  • Световой шкаф

Имитация оборудования для смешивания
Имитация оборудования для смешивания

Что было сделано:

  1. Тренажер использует реальные коды и названия лакокрасочных материалов в соответствии с линейками производителей, что упрощает процесс обучения маляров и технологов.

  2. Математическая модель смешивания компонентов лакокрасочных материалов, таких как растворители, загустители, основы, а также подбирать цвет из пигментов. Правильность пропорции смеси влияет на качество и визуализацию процесса покраски.

  3. Реализованы следующие настройки: смена дюзы, изменение давления в краскопульте, изменение радиусов факела.

  4. Имитированы сопутствующие этапы технологического процесса покраски: обезжиривание поверхности, сушку окрашенной детали, шлифовку детали.

  5. Создана математическая модель физика факела. Физическая модель факела краскопульта максимально достоверна, учтены основные аспекты, которые влияют на качество и визуализацию окраски: расстояние от дюзы до поверхности, - угол отклонения направления факела от нормали к окрашиваемой поверхности, скорость движения краскопульта, - касание окрашиваемых поверхностей. Расчет объема лакокрасочного материала, использованного в процессе покраски толщину нанесенного слоя на каждом участке поверхности.

  6. Визуальное отображение избыточной/недостаточной прокраски поверхности (нормы расхода лакокрасочных материалов для поверхностей задаются согласно технологическим картам)

  7. Собран аппаратный комплекс на базе системы HTC Vive 

Вот так мы собрали стройку для размещения оборудования
Вот так мы собрали стройку для размещения оборудования
Как все это видел обучаемый....
Как все это видел обучаемый....

Почему именно HTC Vive?

Мы не смогли найти альтернативу трекерам HTC Vive Tracker. Удобная штука, которую можно прикрепить, например, на покрасочный пистолет и при помощи микрика на курке и втроенным пинам (pogo pins) передавать сигнал о нажатии.

Что в итоге получилось:

Ссылка

В чем мы ошиблись и переделали

Сборка стенда на "офисной стойке для ТВ" была не лучшей идеей команды. В итоге огромное количество проводов и вид в целом получились "не очень", что немного портило общее впечатление о продукте, несмотря на отличное решение с ПО.

В следующих проектах мы будем пробовать уже "специализированные" стенды для VR, как раз такие мы нашли у фирмы, у которой, кстати, всегда закупали VR-оборудование).

Стойка для аттракциона Virtuality Freedom 3.0
Стойка для аттракциона Virtuality Freedom 3.0

Комментарии (21)


  1. nightcoal
    21.12.2021 08:07
    +1

    Не думал что вайв трекер можно настолько круто применить, удивило!

    В последствии возник вопрос, как ещё можно улучшить VR опыт? В смысле, есть же всякие тактильные жилеты и умные перчатки, есть ли случаи когда это было нужным? Как мне кажется, контроллер несколько ограничивает взаимодействие с объектами. Может трекинг с помощью камер сделает взаимодействие легче?


    1. maxgammer Автор
      21.12.2021 08:08

      У Vive Tracker'а есть выход на обратную связь, т.е. или вибрацию или что подключишь, хоть удар током.


    1. maxgammer Автор
      21.12.2021 08:11

      Трекер камерами дороже выйдет при той-же точности. Самое главное точная копия того что в руках, т.е. если сварочный держак + провода + перчатки сварщика, все должно соответствовать - в т.ч. касание электродом детали должен быть. В следующей статье напишу


      1. maxgammer Автор
        21.12.2021 08:12

        .


        1. maxgammer Автор
          21.12.2021 08:12


  1. AllexIn
    21.12.2021 09:27

    У вайва дже есть беспроводное решение, с проводами это всё выглядит крайне громоздко.


    1. maxgammer Автор
      21.12.2021 09:42

      Ну вот я и написал в конце, что другой стенд сейчас делаем


  1. Zarinov
    21.12.2021 10:39

    Oculus значительно хуже Vive?


    1. maxgammer Автор
      21.12.2021 10:39

      У Oculus нет аналогов трекеров.


      1. maxgammer Автор
        21.12.2021 10:41

        Я бы даже сказал, ни у кого нет сейчас нормальных аналогов трекеров


        1. maxgammer Автор
          21.12.2021 10:41

          А у HTC лучшая инфраструктура + возможность использовать шлемы PiMax


        1. Quiensabe
          22.12.2021 03:16

          Объективно говоря, есть еще https://antilatency.com/


          1. maxgammer Автор
            22.12.2021 08:04

            А еще есть OptiTrack)) Стоимость/доступность в России также важны.


            1. Quiensabe
              22.12.2021 11:15

              OptiTrack - это все же система захвата движений, таких много и они более требовательные к оборудованию помещения, подготовке актеров, контроллеров и пр.

              AntiLatency - это именно аналог трекеров Vive, вешается на любой предмет и переносит его в VR. В помещении тоже нужны работы, но достаточно пассивного коврика на полу который постелить немногим сложнее чем повесить станции Vive.

              Стоимость конечно выше, но зато размеры и вес сильно меньше. В общем неоднозначно. Ну и я просто возражал на

              ни у кого нет сейчас нормальных аналогов трекеров

              что не совсем так.


              1. maxgammer Автор
                22.12.2021 17:08

                Ну да, согласен. Я имел ввиду что одним комплектом от одного производителя.


      1. AllexIn
        21.12.2021 12:59

        Окулус + кинект, вот вам и трэкеры. Беспроводно и удобно.

        Отдельно расстраивает, что вы рассказываете о замечательной HTC инфраструктуре, которая на самом деле Valve инфраструктура и всё это дело называется Steam Lighthouse

        К слову, lighthouse трэкеры можно использовать с окулус шлемами(и вообще без шлемов). ТАкже ставятся базовые станции, ставтся трэкеры и используется. Гуглите VVVV.OpenVR.

        UPD: Я не призываю использовать meta шлемы. Корпорация зла и не надо с ними работать. Есть и другие беспроводные шлемы их надо использовать. Просто хотел обозначить, что решение было выбрано сильно не оптимальное и предложить алтернативы.


        1. maxgammer Автор
          21.12.2021 15:27

          Ну вот Вы и ответили сами, зачем мне заморачиваться и делать сборку из разных производителей, если можно все взять из Valve ?


          1. AllexIn
            21.12.2021 16:18

            Для того чтобы получить беспровод. А еще потому что все актуальные шлемы Vive - старье.


            1. maxgammer Автор
              21.12.2021 18:39

              А к примепу Vive Pro 2 чем плох?


        1. maxgammer Автор
          21.12.2021 15:28

          точность будет никакая, по сравнению с Steam Lighthouse , особенно на расстояниях >3-4 метров.


          1. Quiensabe
            22.12.2021 11:22

            Это верно. Есть опыт связки кинекта с VR, точность даже вблизи очень низкая. При пересечениях (повороты актеров) - вообще руки/ноги пропадают. А некоторую одежду он просто не видит (если сильное поглощение в инфракрасном диапазоне). Последние кинекты можно объединять, но все равно точность и задержки недопустимые для подобных проектов. Плюс нет поддержки контроллеров.

            В этом проекте Vive действительно оптимальное решение.