Только за последний год у меня было несколько десятков разговоров с людьми, которых интересовало, как разделить обязанности в команде Developer Relations (эта команда выстраивает отношения с разработчиками). Неважно, какая перед вами стоит задача: понять, какого именно специалиста по Developer Relations нанять на работу (кого-то с опытом разработчика? человека, который управлял форумом сообщества разработчиков? или кандидата, который успешно справляется с креативными задачами — например, как сделать так, чтобы люди узнали о вашем новом продукте?), или решить, каким образом распределить задачи между членами вашей команды (как раз этим я сейчас занимаюсь в Camunda!). В любом случае важно иметь чёткую систему, позволяющую разделять обязанности и делать в нашей работе нужные акценты.
В предыдущей публикации я писала о том, что краеугольный камень нашей работы как специалистов по Developer Relations — это помощь нашей компании в её деятельности, направленной на расширение возможностей ИТ-сообщества. Это базовое понятие затем можно разделить на несколько категорий: информирование, помощь и вовлечение.
Давайте начнём с определений. Что я имею в виду под расширением возможностей?
Действия, которые вселяют в человека уверенность или придают ему сил для совершения каких-либо поступков.
Путь к расширению возможностей
Чтобы ИТ-специалист успешно работал с вашим продуктом, он должен быть уверен в том, что он сможет им пользоваться или как минимум найти ресурсы, которые ему в этом помогут.
Чтобы такая уверенность возникла, прежде всего, этот человек должен быть проинформирован о том, что ваш продукт существует и может удовлетворить его потребности.
Далее, существующие ресурсы должны помочь ему в использовании вашего продукта. Это может быть ваша документация, рекомендации по использованию, учебные материалы, клиентские библиотеки и так далее и тому подобное. Но этот первый опыт работы с вашим продуктом и понимание того, что его можно легко использовать для решения проблем, — огромный шаг на пути к внедрению.
Наконец, после того как участник сообщества внедрил ваш продукт, наступает время вовлечь его в деятельность сообщества.
Миссия команды DevRel в Camunda звучит так: «дать разработчикам возможность достичь большего успеха, познакомив их с нашими решениями, обеспечив отличный опыт их использования и способствуя развитию культуры сотрудничества».
Мы помогаем разработчикам и другим ИТ-специалистам добиться успеха, информируя их о наших продуктах и проектах, предоставляя им доступ к нашему контенту и выдающемуся опыту работы, а также вовлекая их в совместную работу как с нами, так и с другими членами сообщества Camunda.
Три функции команды developer relations
У нашей команды есть три чёткие функции: защита интересов разработчиков, создание опыта для разработчиков и управление сообществом. Три этих сегмента примерно отражают тот путь к успеху, который мы наметили для членов нашего сообщества: информирование, помощь и вовлечение.
Примечание: это обобщенная схема, основанная на том диапазоне обязанностей, которые выполняет моя команда. Я понимаю, что некоторые из этих обязанностей могут находиться за рамками этих конкретных ролей, а также относиться сразу к нескольким функциям команды Developer Relations. Есть также элементы, которые относятся сразу ко всем трём функциям (см. внутренний треугольник). Считаете, что я что-то упустила или какие-то элементы расположены не там, где нужно? Оставьте комментарий ниже!
Отдельное спасибо Даниэль Андрист за создание этой наглядной схемы.
Вообще говоря, наши Developer Advocates несут ответственность, чтобы наше сообщество было проинформировано о решениях, которые мы предлагаем. Для этого они создают контент (публикации в блогах, выступления на мероприятиях, прямые трансляции и т. д.), разрабатывают типовые приложения и интеграции, а также налаживают связи с широким кругом представителей технологической отрасли. Кроме того, они информируют наших менеджеров по продуктам, руководителей разработки и других заинтересованных лиц на всех уровнях компании о значимой и полезной обратной связи, полученной от нашего сообщества пользователей, а также более широкого круга технических специалистов. Такая обратная связь по продуктам вместе с более общей информацией о происходящем в технологической отрасли (какие наблюдаются тенденции, как другие сообщества разработчиков ПО с открытым исходным кодом решают определённые проблемы, на какую новую систему или расширение нам стоит обратить внимание?) невероятно ценна и играет важную роль в том, как мы помогаем членам нашего сообщества.
Наша команда по созданию опыта для разработчиков отвечает за помощь разработчикам. Эти люди заканчивают ту работу, которая начинается с вдохновляющей речи Developer Advocate на технической конференции: от стандартизации, обеспечения доступности и удобочитаемости нашей документации к формированию первого опыта использования нашего продукта для разработчиков и до работы с людьми, которые приняли участие в разработке. Developer Advocate рассказывает людям о существовании наших продуктов. Команда по созданию опыта для разработчиков вселяет в людей уверенность в том, что они смогут легко решить свои проблемы, если воспользуются нашими замечательными руководствами и ресурсами. Кроме того, эти люди уверяют разработчиков в том, что, если им удастся найти область, в улучшении которой они хотели бы поучаствовать, мы не только к этому готовы, но с радостью окажем им необходимую поддержку и содействие. Вот где начинается дорога к вовлечению. Когда мы делаем акцент на опыте вовлечённого члена сообщества, мы начинаем задавать себе вопросы о том, как расширить наше с ним взаимодействие, как сохранить его вовлечённость и помочь ему сделать ещё несколько шагов на пути к тому, чтобы стать чемпионом Camunda.
Управление сообществом — вот где функция вовлечения приобретает реальные очертания. Наша команда по управлению сообществом работает с самыми активными участниками сообщества — теми, кто проводит встречи, выступает от нашего имени на мероприятиях и постоянно помогает более широкому сообществу потенциальных пользователей Camunda. Наша цель заключается в том, чтобы создать сплочённое сообщество людей — от наших чемпионов Camunda до участников конференций и форумов — и наладить между ними связи: связать членов сообщества с различными подразделениями в Camunda, а также передать сообществу полезные инструменты и информацию.
Не забывайте о своём внутреннем сообществе
Как видите, работа команды Developer Relations ориентирована не только на внешний мир. Иногда концепции информирования, помощи и вовлечения можно применить и внутри компании. Сколько времени следует уделять вовлечению внутри компании, а сколько — за её пределами? Это тема для другого поста, а пока предлагаю вашему вниманию список способов, с помощью которых моя команда выполняет эту тройку функций — информирование, помощь, вовлечение — как внутри Camunda, так и за пределами компании, в наших сообществах.
Внутри компании по отношению к нашим коллегам:
Информирование о существовании нашей команды
Информирование об обратной связи, которую готово предоставить сообщество
Информирование о процессах, в рамках которых мы можем оказать содействие (циклы обратной связи, стандарты документации и т. д.)
Информирование о том, как члены сообщества могут помочь компании (DevRel Qualified Leads или DQL, перспективные лиды в сфере DevRel)
Помощь нашим коллегам в их работе с сообществом (корпоративными клиентами, а также членами сообщества, участвующими в разработке решений с открытым исходным кодом)
Помощь нашим коллегам в общении с нашими клиентами: предоставление им дополнительных данных о том, что это за люди (модели поведения, общие демографические данные и т. д.)
Помощь нашим коллегам в написании статей, подготовке к выступлениям на публичных мероприятиях и разработке кода на глазах у нашей аудитории
Вовлечение наших коллег в работу с сообществом через DQL, конференции, форумы, социальные сети и т. д.
За пределами нашей компании по отношению к нашему сообществу:
Информирование о существовании у нашей компании различных продуктов и проектов
Информирование о нашей команде и нашей миссии
Информирование о ресурсах, которые мы предоставляем
Информирование о нашей готовности принять обратную связь и передать её сотрудникам внутри компании
Информирование о предлагаемых нами решениях (с открытым исходным кодом и корпоративных)
Содействие быстрому и лёгкому началу использования наших продуктов
Помощь членам сообщества в достижении успеха в своей компании/роли
Помощь в продвижении по карьерной лестнице: обучение, развитие навыков составления резюме и т. д.
Предоставление возможности попробовать что-то новое (писать статьи для нашего блога, участвовать в нашем подкасте и т. д.), а также охватить большую аудиторию за счёт использования нашей платформы
Вовлечение в общение с другими членами сообщества и с сотрудниками нашей компании (подобную функцию обычно выполняет директор круиза): форум / Slack; социальные сети; конференции; встречи
Вовлечение членов сообщества в небольшие профильные группы (например, организаторы встреч) для обмена знаниями и укрепления связей
Побуждение людей не только использовать наше программное обеспечение, но и участвовать в его разработке, реализации совместных проектов и предоставлении обратной связи (продвижение вверх по пирамиде вовлечённости)
Примечание для тех из вас, кто выполняет все эти функции в одиночку или вдвоём с коллегой. Я понимаю, что нам в Camunda крупно повезло: у нас относительно большая команда, а руководство компании осознаёт ценность нашей работы. Если вы отвечаете за информирование, помощь и вовлечение и пытаетесь найти баланс между этими функциями, сочувствую вам! Советую вам прочитать статью First, Understand the Company Goals (Для начала разберитесь с целями компании), она поможет вам расставить приоритеты и найти способ донести до заинтересованных сторон ценность вашей работы.
Затем найдите в вашей компании союзников. Людей, заинтересованных в информировании, вы, скорее всего, встретите в отделе маркетинга. Специалистов по поддержке стоит искать в подразделениях, занимающихся продуктами и разработкой. И наконец, заведите друзей в службах поддержки и работы с клиентами — они помогут устранить пробелы в вовлечённости. Грамотно расставив приоритеты и сотрудничая с другими командами для достижения поставленных целей, вы добьётесь результатов во всех трёх областях.
Хотите узнать больше о том, как охватить все три функции, если у вас маленькая команда? Отпишитесь в комментариях ниже, и я постараюсь в будущем написать статью на эту тему.
P.S. От переводчика
Тема DevRel постоянно подогревается в русскоязычном сегменте интернета. Ко мне, как к Developer Advocate в Yandex Cloud, приходят коллеги и задают массу вопросов. На какие-то у меня есть ответы, а на какие-то нет. Решил перевести ряд полезных публикаций, чтобы в любой момент можно было их вытаскивать как козырные тузы из рукавов. И начать решил с заметки от бесподобной Мэри Тенгвал.