В последнее время, в связи с пандемией, которая дала возможность работать в IT сфере удаленно, всё более актуальным становится вопрос, как лучше оформиться – официально в штат компании или через ИП? А может быть, через самозанятость?
Сразу скажу, что я за время своей карьеры успела поработать и через ИП, и в штате компании по ТК, поэтому в этой статье расскажу о плюсах и минусах разных способов оформления и постараюсь их сравнить, чтобы помочь вам принять решение, а также расскажу о новшествах, которые появились с января 2022 года.
В чём преимущество оформления в штат компании?
Среди кандидатов, с которыми я общаюсь ежедневно, довольно много специалистов, которые хотят трудоустраиваться именно в штат компании. Возможно это дань привычке, но, как ни крути, в таком способе оформления есть свои выгоды для сотрудника. Существует даже статья на хабре, где IT-специалист делится своим опытом, подчеркивая минусы работы вне штата (https://habr.com/ru/post/300498/).
Рассмотрим основные преимущества и недостатки оформления в штат для сотрудника:
➕ Не нужно самостоятельно платить обязательные взносы на медицинское и пенсионное страхование, а также следить за своевременностью их уплаты;
➕ Не нужно самостоятельно платить налоги и сдавать отчетность в налоговую службу, а также следить за своевременностью ее подачи;
➕ Оплачиваемые отпуск, больничный лист, работа в выходные дни и сверхурочные;
➕ Возможность уйти в оплачиваемый декретный отпуск;
➕ Процедура увольнения по инициативе работодателя довольно сложна и её можно оспорить в суде;
➕ Даже если работник сделал работу, которая не устраивает работодателя, ее обязаны оплатить;
➕ Социальный пакет для внутренних сотрудников.
➖ Высокий подоходный налог, по сравнению с другими формами оформления (13%);
➖ Необходимость подчиняться локальным нормативным актам компании;
➖ Необходимость находится на территории РФ не менее 183 в течении года, иначе теряешь статус налогового резидента, и подоходный налог уже будет составлять не 13%, а 30%.
Может, стоит оформить отношения с работодателем через ИП?
В последнее время я всё чаще слышу от кандидатов, что они хотят работать только через ИП, обосновывая своё желание тем, что это взаимовыгодно для обеих сторон. Однако в этом случае сотрудник должен самостоятельно заниматься отчислениями в налоговую службу, Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Давайте разберемся, что и когда нужно оплачивать:
Налог в размере 6% от дохода. Он рассчитывается ежеквартально и выплачивается до 25-го числа следующего месяца после квартала. То есть за 1-й квартал платим до 25 апреля, за второй — до 25 июля, за третий — до 25 октября, а за четвёртый — до 30 апреля следующего за отчётным года;
Отчисления в ПФР и ФФОМС в размере 43 211 рублей в год (с января 2022 года). Выплачиваются до 31 декабря текущего года. Для удобства данную сумму делят на кварталы. Таким образом, за квартал нужно заплатить 10 802,75 рублей. При этом сумму подоходного налога, который выплачивается ежеквартально, можно уменьшить на 10 802,75 рублей, если оплачивать эти взносы ранее, чем налоги за квартал. Например, ваш квартальный доход за январь, февраль и март составляет 200 000 рублей, 25 марта вы заплатили 10 802,75. Теперь до 25 апреля вам нужно выплатить 12 000 рублей подоходного налога, но, если вы уже заплатили в ПФР и ФОМС 10 802,75 рублей, эта сумма вычитается из налога, и оплачивать уже нужно: 12000 - 10 802,75 = 1197,25 рублей;
Оплата 1% от годового дохода, превышающего 300 000 рублей в год, в налоговую службу. Её нужно вносить не позднее 1 июля следующего за отчетным года. Например, сумма Вашего дохода была 200 000 каждый квартал. 200 000 * 4 = 800 000 — сумма вашего годового дохода. (800 000 - 300 000) * 1% = 5000. Их нужно будет выплатить. И эта сумма тоже будет вычтена из налога, который вы заплатите за квартал. Например, Ваш квартальный доход за январь, февраль и март составляет 300 000 рублей, 25 марта вы выплатили 10 802,75, и примерно в это же время (до 25 апреля) — 1% от годового дохода, превышающего 300 000 рублей в год (в размере 5000 рублей). 300 000 * 6% = 18000. 18000 - (10 802,75 + 5000) = 2197,25 нужно будет заплатить за 1-й квартал.
Выглядит сложно, но разобраться вполне реально. К тому же, оформить ИП сейчас довольно просто: большинство крупных банков готовы сделать это за нас, лишь бы мы оформили расчетный счет ИП в их организации. Кроме того, банк, в котором будет обслуживаться ваш счет, сделает все возможное, чтобы упростить отчисления с помощью интуитивно-понятных инструментов в личном кабинете, автоматического расчета платежей, напоминалок и помощи службы поддержки.
Налоговая декларация подается удаленно (хотя можно и ножками прийти и подать в бумажном виде). С января текущего года, правда, несколько усложнилась процедура получения электронной подписи (КЭП). Она нужна, чтобы подписывать и сдавать отчетность в налоговую. Если до 31 декабря такую подпись можно было получить полностью удаленно с помощью банка, то теперь электронную подпись (КЭП) записывают на специальную флешку — токен. Саму КЭП налоговая делает бесплатно, а подать заявку можно через личный кабинет налогоплательщика (ИП). Токен можно приобрести в специализированных интернет-магазинах, у которых есть соответствующий сертификат на их выпуск (по стоимости это 1-2 тысячи рублей). Однако за самим КЭП все равно придется идти ножками в налоговую (в ту, которую предлагают выбрать из списка при подаче заявления), с собой нужно будет взять паспорт, СНИЛС и токен. В Москве только одна такая налоговая. Также, для того чтобы КЭП можно было использовать, необходимо скачать программу «КриптоПро CSP». Первые 90 дней можно использовать демо-версию, потом необходимо купить лицензию. Стоимость использования в год — 1350 рублей, на неограниченный промежуток времени — 2700.
Возвращаясь к другим деталям статуса ИП, помним, что отказываясь оформляться в штат компании, вы идёте на риски, отказываясь от социальных гарантий: отпуск, больничный лист, пособие по уходу за ребенком и т.д. — всё это не прописано в договоре. А если работник сделал работу, которая не устраивает работодателя, ее могут и вовсе не оплатить. Это также касается и расторжения договора, которое происходит одним днем, без двухнедельной отработки. Однако чаще всего компании в той или иной степени стараются сохранить социальные гарантии, чтобы предложения были конкурентоспособны.
При этом, для определенных категорий IT специалистов оформление через ИП находится приоритете, и это вполне оправданно в случае, если упор делается на проектную работу, когда специалист после выполнения определенных задач точно знает, что покинет проект. Например, для специалистов в области внедрения SAP такой формат работы всегда наиболее актуален.
Что же касается российских реалий, чаще всего через ИП оформляют отношения с зарубежными или аутсорсинговыми компаниями или на позиции с удалённым форматом работы.
Давайте разберём основные плюсы и минусы оформления через ИП для сотрудника:
➕ Просто оформить;
➕ Низкая налоговая ставка (6%) если это УСН;
➕ Довольно простое ведение учета: можно справится самому без привлечения бухгалтера;
➕ Возможность заключения договоров с неограниченным количеством компаний;
➕ Не нужно подчиняться внутренним нормативным актам компании;
➕ Возможность работать из любой точки мира, без ограничений пребывания на территории РФ. Налоговый Кодекс разрешает лицам, работающим по УСН платить 6% с дохода, даже если он не будет являться налоговым резидентом РФ. Это означает, что Вы можете находиться на пмж, например, в Германии, а работу выполнять для любой компании через ИП, оплачивая при этом 6% налога по УСН.
➖ Отсутствие социальных гарантий: отпуск, больничный лист и т.д. (хотя об этом можно договориться с компанией);
➖ Необходимость самостоятельно готовить акты выполненных работ для получения оплаты;
➖ Необходимость самостоятельно производить обязательные отчисления на медицинское и пенсионное страхование, а также следить за их своевременностью;
➖ Необходимость дополнительно выплачивать взнос в ФСС и заключать договор, чтобы получать пособие по беременности и родам или пособие по временной нетрудоспособности;
➖ Необходимость самостоятельно платить налоги и сдавать отчетность в налоговую службу, а также следить за своевременностью ее подачи и изменениями в налоговом праве;
➖ Сложность при прохождении СБ в некоторые компании при последующем трудоустройстве;
➖ Ответственность по долгам ИП всем своим имуществом;
➖ Если работник сделал работу, которая не устраивает работодателя, ее могут не оплатить.
Что такое самозанятость, и с чем её едят?
Относительно недавно появился ещё один способ оформления трудовых отношений — самозанятость. Самозанятость — это новый специальный налоговый режим, который ввели в 2019 году в качестве эксперимента, который будет действовать в течении 10 лет. Чем этот формат отличается от ИП? Самозанятость также довольно легко оформить, каждый месяц требуется формировать акты выполненных работ, а налоговая ставка составляет 6%. Однако при оформлении по самозанятости не нужно дополнительно выплачивать взносы в ПФР и ФФОМС, поэтому работа может носить периодический характер, что идеально для подработки.
Предлагаю выделить основные плюсы и минусы такого формата работы для сотрудника:
➕ Оформить еще проще, чем ИП;
➕ Не нужно платить взносы на медицинское и пенсионное страхование, а также следить за своевременностью их уплаты;
➕ Не нужно подавать в налоговую декларацию о доходах;
➕ Низкая налоговая ставка: 6% — при работе с юридическими лицами и 4% — при работе с физическими;
➕ Можно совмещать с работой по трудовому договору;
➕ Нет ограничений по видам деятельности: это нигде не отображается;
➕ Чаще всего СБ компаний никак не реагируют на статус самозанятого при приеме на работу по трудовому договору.
➖ Доходы не должны превышать 2,4 млн рублей в год;
➖ Период работы в качестве самозанятого не засчитывается в страховой стаж;
➖ Необходимость формирования актов выполненных работ для получения оплаты;
➖ Отсутствие социальных гарантий: отпуск, больничный лист и т.д. (хотя об этом можно договориться с компанией);
➖ Необходимость дополнительно заплатить взнос в ФСС и заключить договор, чтобы получить пособие по беременности и родам.
Что же об этом всем думают компании?
Чаще всего крупные компании предпочитают оформлять сотрудников в штат, потому что так легче осуществлять контроль и обязывать сотрудника следовать внутренним нормативно-правовым актам компании, хотя у такого способа и есть очевидные минусы для работодателя. Например, компании при оформлении сотрудника по ТК приходится производить большие налоговые отчисления за каждого специалиста, предоставлять ему оплату отпусков, больничных листов и переработок, а также оплачивать работу в выходные дни по повышенному тарифу.
Тем не менее, оформление через ИП или самозанятость не всегда выгодно компаниям, несмотря на то, что они могли бы экономить огромные суммы на социальном пакете и налогах. Да, при оформлении сотрудников таким образом компания получает возможность уволить неэффективного сотрудника одним днём или не заплатить за работу, которая её не устроила, но это влечёт за собой риск того, что сотрудник, работающий по ИП или самозанятости, может свободно устроиться еще в 3 конкурирующих компании, что может повлечь за собой конфликт интересов. Еще один минус: когда у компании высокие доходы, она становится объектом пристального внимания налоговой службы, и малейшая конфликтная ситуация может вылиться в судебные разбирательства и налоговые проверки, а иногда может вообще встать вопрос о том, можно ли квалифицировать такие отношения, как трудовые.
Кроме того, с точки зрения бухгалтерии, компании так или иначе ежемесячно необходимо готовить акты выполненных работ и дополнительные соглашения. И хотя сейчас это стало возможно сделать и в электронном формате, сложно держать на контроле большое количество сотрудников, работающих через ИП или по самозанятости, поэтому для крупных компаний чаще всего проще переплатить по налогам, но оформить человека в штат.
Итоги
Хочется отметить, что если вы решили открыть ИП, то скорее всего будете длительное время работать в таком формате, потому что закрывать его будет жалко. К тому же, в таком формате можно заключать прямые договоры с мелкими компаниями, которым необходимо сделать проект за небольшие деньги. В таком случае у вас будет больше свободы действий. Однако, если у вас открыто ИП и вы захотите оформиться в крупную финтех компанию — будьте готовы к тому, что ИП вас попросят закрыть. Ну, или выбирайте финтех проекты в аутсорсинговых компаниях.
Если еще не решили, что лучше: оформление по трудовому договору или «свободный полет», лучше начать с самозанятости: в этом случае вы несёте меньшие финансовые риски, и к вам вряд ли возникнут вопросы, если после вы захотите устроиться по ТК. Но тут следует помнить, что доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн рублей в год или 200 тысяч в месяц. С учетом высокого уровня зарплат IT-специалистов, такой вид занятости может быть им не очень интересен.
И в завершение: самое главное – это найти компанию или проект, который будет устраивать вас в конкретный момент, ведь способ оформления всегда можно изменить!
Елена Меркулова
Эксперт IT подбора
Комментарии (26)
Alexsey
18.01.2022 14:07+3Как-то уж очень мало уделено внимания тому факту что выкрутасы с заменой ТК на ИП/самозанятость очень не любят налоговая и банки. Первое что почувствуете на себе это блокировку счета по 115-ФЗ.
rtkprg2
18.01.2022 14:26+4Есть еще один вариант: договор гражданско-правового характера (ГПХ).
Насколько я знаю:Заключается с физлицом.
Налог 13% за физлицо платит работодатель.
Взносы в ПФР и СоцСтрах также платит работодатель
Взносов в медстрах нет, поэтому нет оплачиваемого больничного.
Отпусков тоже нет.
Для работника есть такое преимущество: нет графика работы, то есть нет понятия Прогул, Опоздание. Приходишь и уходишь когда хочешь, отпрашиваться по делам не надо.Оплата может быть только сдельной. Если ты работаешь быстро, то твой рабочий день будет коротким или же ты будешь больше зарабатывать.
В договоре может быть ограничение сверху по сумме дохода (например, не более ххх рублей в год). Тогда работать много и быстро нет смысла.
Договор может быть расторгнут в любое вермя (с минимальными сроками предупреждения об этом). То есть социальных гарантий нет.
Такой договор удобен тем, кто любит работать, а не просиживать штаны, а также тем, что хочет сам решать когда приходить на работу и когда уходить. И да, по ГПХ есть вполне себе офисная работа (типа бумажки перебирать), а не только профессиональные заказы специалистам.lumag
18.01.2022 16:04По ГПХ могут возникать вопросы, не является ли это уходом от зачисления в штат (а заодно уклонением от уплаты взносов в ФСС). Поэтому это должен быть именно договор на конкретный проект, отличный от предыдущих (при наличии) с конкретными сроками и результатами.
GospodinKolhoznik
18.01.2022 20:09+1А как быть в случае, если заказчиком работ является зарубежная организация? Налоговая тоже считает, что иностранная фирма должна взять к себе этого гражданина в штат?
lumag
18.01.2022 21:53Ну и не договор ГПХ же? Остается ИП.
Biga
19.01.2022 13:50Почему не договор ГПХ?
lumag
19.01.2022 14:24+1Выше налоговая ставка (13% vs 6% + фиксированные платежи + 1% свыше 300 тыр). Больше потенциальных вопросов у налоговой: "Незаконная предпринимательская деятельность". Но в принципе можно и ГПХ.
salnicoff
19.01.2022 14:27Если раз в год (один догвор, один платеж) — то это неформальный критерий «нерегулярности» с точки зрения налоговой. Можно оформить как ГПХ с иностранным юрлицом. Платить с него — 13% до июля следующего года.
vakhramov
18.01.2022 15:57+1Как уже ранее заметили, с работодателем может быть только трудовой договор. Остальное - юридические отношения с бизнес-рисками, риски с обеих сторон, ставки выше, в расценки заложены риски, отпуска, больничные, операционные/капитальные затраты итд., в договор можно включить хоть массаж))
И вопрос - а будет ли ИП для компании дешевле. Складывается ощущение, что тут возводят корпорации в актив. И тут работники задали себе вопрос - "я-пассив?!" (с Джей и Молчаливый Боб)
Все эти выражения - "уволить одним днём" - как бы намекают...
Не лоукостите, выставляйте ценник согласно рискам и планам на финансовый год, читайте договора, включайте свои пункты (если текст не устраивает), господа и дамы.
lumag
18.01.2022 16:06+3Для IT-специалистов в ряде регионов может применяться ПСН (патент), когда налог платится от "потенциального" дохода. Соответственно, с бумагами все проще, а налог может оказаться меньше 6% от реального дохода. При этом логично оформлять УСН + ПСН и по УСН подавать нулевую декларацию.
Dimulya
19.01.2022 04:03+1Присоединюсь, патент пока самая выгодная налоговая система для айтишников. Сейчас можно не платить стоимость патента если заранее оплатил соц взносы. В Башкирии на практике получается 1.5-3 процента налогов.
azatfr
18.01.2022 19:20+4Однажды я будучи ИП имея заказ сильно заболел. Если бы не косяк заказчика, то я бы сильно попал бы с деньгами за срыв сроков. Будь я работником, то я бы просто ушел на больничный. Работая ИП нужно очень тщательно следить что подписываешь и не продаешь ли ты себя в анальное рабство ибо там могут прописать такие санкции, что вам самим придется платить, и могут быть такие условия, которые вы никогда не выполните.
Andrey_Epifantsev
19.01.2022 12:40Не является ли оформление трудовых отношений через ИП нарушением закона? Вроде как через ИП нужно работать по каким-то разовым работам, а если кампания хочет, чтобы какой-то человек работал на неё длительное время, то она должна оформить его в штат. Или это не так?
salnicoff
19.01.2022 14:43Не является. Так можно. Другое дело, что налоговая видит в этом нарушение — им надо бюджет пополнять и «палки» получать. Поэтому если у ИП нет других заказчиков, а деньги платят каждый месяц одну и ту же сумму, то налоговая на это очень сильно возбуждается...
Ordos
Тема интересная, спасибо. У меня несколько вопросов:
Если зарегистировать ИП или самозанятость, но нигде не работать, нужно ли платить какие-то отчисления? Допустим, если человек хочет зарегистировать ИП "на всякий случай", если будет какая-то подработка?
Можно ли регистрировать ИП, уже работая в штате у какой-то компании? Как это соотносится с проверками СБ? Например, если устроиться в штат, пройти там проверку СБ и потом открыть ИП?
Что из себя представляют акты выполненных работа? Это обязательная часть в случае ИП или самозанятости?
salnicoff
Да. Нужно платить пенсионные 43211 в год (см. выше). В следующем году их могут поднять. Ну и декларацию надо подавать.
Можно.
Такие вопросы надо решать с конкретной СБ.
Бумага, которая составляется и подписывается обеими сторонами договора и подтверждает, что работа (или ее часть) была выполнена. У ИП или самозанятого схема такая: сначала пишем договор, в котором указываем, что нужно сделать, в какой срок и сколько это стоит, после того, как работа сделана, пишем акт, что эта работа выполнена такого-то числа в полном объеме и исполнитель должен получить столько-то бабла по договору. Если работы много, то ее разбивают на части и акты составляют после выполнения каждой. Если акта нет, то возникнут вопросы об обоснованности платежей. Примеры документов можно легко нагуглить.
Zen_Kong
На ИП есть обязательные взносы, независимо от того есть ли прибыль - https://www.b-kontur.ru/enquiry/723-fiksirovannye-strahovye-vznosy-ip
На самозанятости(НПД) - нет, поэтому как вариант на всякий случай подходит лучше.
Это скорее всего с конкретной компанией надо решать.
Обычно форму акта предлагают компании, с которыми заключается договор(но в Сети полно вариантов можно посмотреть).
Что-то вида:
Выполненные работы -> Количество часов -> Вознаграждение -> Все согласны/все довольны -> Подписи/даты
На самозанятости акт необязателен - главное чек от налоговой, но обычно компании всё равно за акты, чтобы отразить выполненные работы/часы. Это обговаривается с конкретной фирмой.
По ИП я не уверен на 100%, но вроде на УСН акты тоже не обязательны. В общем эти моменты всё равно обговариваются и прописываются в договоре с контрагентом.
salnicoff
Акты обязательны для заказчика, иначе его налоговая задолбает — почему он кому-то деньги дал.
lumag
Или включать в договор фразу, что факт оплаты является принятием работы.
salnicoff
Можно. Но налоговой такое очень часто не нравится. Они считают, что должен быть договор, и должен быть документ, подтверждающий исполнение договора. Особенно когда деньги из юрлица утекают в сторону ИП или самозанятого.