«Жаль... Жаль, что нам так и не удалось послушать начальника транспортного цеха» («Собрание на ликеро-водочном заводе», М.М. Жванецкий)
Введение
В предыдущей статье я описала применение технологий location intelligence для определения оптимального месторасположения дарксторов. В следующей – опишу вторую ключевую часть логистики последней мили - решений для планирования оптимальных маршрутов курьеров с учётом пробок и других данных.
При этом доставка последней мили – это хоть и важный, дорогой и любимый инвесторами и стартапами, но всё же почти финальный этап в процессе движения товаров по цепи поставок.
После неё следует разве что что возврат товара, если не подошло, а также иногда утилизация уже использованных товаров (в последние годы логистика утилизации стала очень востребованной в условиях захвативших прогрессивное сообщество ESG-настроений).
А до последней мили – сложный процесс управления движением потоками материалов и товаров, финансов и информации по сложным цепям поставок.
Поэтому в этой статье расскажу о том, почему меня в целом вдохновляет управление цепями поставок и логистика в части использования location intelligence и AI и цифровизации в целом, почему «цифровой дарвинизм» особенно беспощаден именно этой отрасли и зачем именно в логистике мы делаем пилот.
Как всё устроено
«Цепь поставок - совокупность организаций, людей, информации и видов деятельности, вовлеченных в процесс преобразования исходного сырья в продукцию, поставляемую конечному потребителю».
Как и все цепи, цепь поставок сильна настолько, насколько сильно её самое слабое звено, поэтому здесь крайне важно синхронизировать и гармонизировать работу всех звеньев.
Когда говорят об управлении цепями поставок - имеют в виду комплекс методов и практик, направленных как раз на интеграцию усилий всех участников цепи ради достижения согласованного результата.
«Логистика - наука об управлении материальными потоками и соответствующими им информационными и финансовыми потоками в цепях поставок».
Это одна из базовых наук в управлении производством, дистрибуцией, снабжением, и в целом, в управлении операциями.
Для одних компаний процесс в цепи поставок начинается с дизайна продукта, закупки нужного сырья и материалов. Затем они производят готовую продукцию и распространяют её до конечного покупателя через оптовые компании, распределительные центры, розничные сети, офлайн и онлайн магазины и маркетплейсы и так далее.
Другие компании начинают свой процесс позже – они закупают у поставщиков уже готовую продукцию, и перепродают её далее через логистическую сеть.
Что мне нравится в управлении цепями поставок
Логистика и управление цепями поставок вдохновляют своей бодростью и динамикой. Маржинальность здесь традиционно низкая, зато много данных и самых разных участников, действия которых тесно связаны между собой, и любая ошибка на одном из этапов может резко снизить эффективность всей цепи.
Эти условия открывают большой простор для решений как в части повышения эффективности работы каждого фрагмента цепи по отдельности, так и интеграции этих решений на цифровой платформе для обеспечения синхронизации действий разных участников и контроля процессов «end-to-end».
Логистика – наука о движении: сырьё, материалы и готовые товары перемещаются на разных видах транспорта между объектами производства и логистической инфраструктуры, часто пересекают границы. Группируются и сортируются, разгружаются и погружаются, упаковываются и распаковываются, помещаются на время в разные системы хранения, маркируются, проходят таможенное оформление и так далее.
Если не успел вовремя – в прямом смысле поезд ушёл (или морской контейнеровоз уплыл, яблоки испортились, бетон затвердел, в нужные ворота распределительного центра накопилась очередь, склад оказался перегружен и так далее). Привёз не то или не туда, ошибся с количеством или неудачно разбил на несколько поставок – плати штрафы, увози или утилизируй за свой счёт. Заказал больше, чем нужно – думай, где и как это хранить и что делать с оборачиваемостью и «замороженными» активами, заказал меньше – получай дефицит и грустный клиентский опыт.
Широкий географический разброс операций предполагает использование разных режимов хранения и транспортировки грузов, использование различных тарифов и услуг, различные регуляторные требования и наборы документов. Перевозки и хранение надёжно окружены мощным документооборотом, заявками и таможенными процедурами.
При этом, как правило, нет одного человека, который бы контролировал (или хотя бы видел) весь процесс поставок «от и до» даже внутри одной компании, не говоря уж об интегрированных цепях поставок с распределёнными по всему миру участниками.
Игроки
В отрасли работают различные по структуре и предоставляемым услугам компании, - транспортно-логистические операторы (от 1PL до 4PL), транспортные и курьерские компании, службы экспресс-доставки и доставки посылок, экспедиторы, почтовые операторы, собственники транспортных средств и складских помещений.
Это могут быть самостоятельные независимые бизнесы, а могут – части агропромышленных, ритейловых или производственных компаний и холдингов. Есть два подхода к управлению цепями поставок:
Вертикальная интеграция, - когда одна организация имеет прямой контроль над всей или значительной частью цепи поставок и выстраивает процесс так, как считает нужным.
Горизонтальная интеграция, - когда цепь поставок состоит из независимых друг от друга компаний, которые взаимодействуют между собой и работают как партнёры в рамках цепи поставок.
Участниками процессов поставок являются также производители и дистрибьюторы продукции, клиенты, государственные органы и ведомства, участники транспортной инфраструктуры, железнодорожные станции, порты и аэропорты и так далее.
От конфликтов к гармонизации
И в вертикально, и в горизонтально выстроенных цепях поставок функции выполняются различными компаниями и подразделениями внутри компаний. Это ожидаемо приводит к межфункциональным конфликтам между участниками цепи.
Конечно, этих конфликтов может быть больше или меньше в зависимости от степени координации и синхронизации действий участников (от полной анархии участников до отлично скоординированных «end-to-end» процессов). Для интереса можно посмотреть ежегодно публикуемые рейтинги цепей поставок, составленные по уровню зрелости процессов управления.
Но на всех уровнях зрелости всегда есть поле для конфликтов.
Эти конфликты традиционно возникают вокруг баланса между требованием к уровню обслуживания клиентов и затратами.
Спорят обычно об уровне складских запасов, размере партий продукции и о ассортиментной политике, периодичности закупок и частоте отгрузок со склада, длительности производственного цикла и продолжительности цикла доставки. Например,
Закупщики любят закупать материалы и сырье по самым низким ценам и хранить много запасов на складе, как защиту от разных изменений.
Производство стремится к крупным партиям продукции, высокому коэффициенту загрузки производственных мощностей для обеспечения низкой себестоимости продукции, к однообразию выпускаемых партий, ритмичности производства.
Дистрибуция ориентирована на полную загрузку транспортных средств, ищет самую низкую стоимость доставки при заказе услуг у логистических операторов.
Маркетинг и Продажи понимают, что легче продать не большие партии однообразных товаров, а много маленьких партий, кастомизированных для каждого конкретного клиента или сегмента, и хорошо бы иметь на складе готовой продукции побольше запасов на случай, если клиенту что-то срочно понадобится.
Финансисты не любят большие инвестиции в запасы (для них это только «замороженные» средства), стремятся к сокращению периода оборачиваемости запасов и так далее.
Поэтому учебники еще с прошлого века твердят, что интеграция и координация деятельности участников процесса поставок - один из ключевых принципов логистики.
И этот принцип вдохновляет компании на запуск собственных логистических цифровых платформ или подключение к существующим платформам.
Сегодня много говорят о CPFR (Collaborative Planning Forecasting and Replenishment) как о глобальном тренде в управлении цепями поставок. CPFR - партнёрское взаимодействие производителей, логистических компаний и ритейлеров, нацеленное на совместное планирование поставок и оперативное реагирование на изменение спроса, снижение затрат по всей цепочке поставок.
Этот тренд даёт возможность развернуться и в части интеграции систем всех участников, и облачных технологий, появляется простор в части сбора и анализа big data и обогащения данных участников CPFR.
Плох тот логист, кто не знает географии (и не работает с технологиями location intelligence и GeoAI)
Основной термин логистики – это «сквозной материальный поток», от закупки и доставки сырья до места производства, до производства, распределения, хранения и доставки товаров в магазины или до двери клиента. У каждого элемента этого потока есть своё физическое месторасположение.
В решении классических логистических задач важное значение имеют
расстояние между объектами логистической инфраструктуры,
их физические характеристики в контексте месторасположения,
время нахождения транспорта или груза в географической точке или заданной области.
Поэтому эффективность бизнес-процессов в логистике зависит от геоданных больше, чем в других отраслях.
Эти данные используются для проектирования и оптимизации цепочек поставок и проектирования логистической инфраструктуры и позволяют:
Организовать географическое размещение источников сырья, производства, запасов готовой продукции, которое отвечает потребностям в них, и одновременно обеспечивает оптимальный уровень издержек,
Организовать управление движением сырья, грузов, товаров, заказов.
Оптимальные инструменты для решения этих задач – это технологии location intelligence. Сегодня эти технологии стали доступными не только для крупных компаний, но и для среднего и малого бизнеса за счет использования облачных решений.
Почему цифровизация неизбежна
Ситуация на рынке управления цепями поставок и логистики сейчас складывается в пользу цифровизации. Отрасль находится под давлением «новой экономики»:
Причина 1. Клиент уже не тот. Основное ожидание от логистики сегодня – «срочно и точно». Высокие требования к скорости доставки и трекингу состояния грузов, склонность к спонтанным и быстрым покупкам онлайн, требования к разнообразию доступных товаров уже не будут снижаться. Только наоборот – хорошо финансируемый E-commerce только повышает ожидания клиентов и в B2C, и в B2B.
Этим требованиям можно соответствовать только используя цифровые решения на всех этапах процесса поставок.
Причина 2. Затраты растут. Профильные компании всерьёз рассматривают цифровизацию, как как источник компенсации растущих с каждым годом затрат на логистику. А рост заметный – это и увеличение налогов на выбросы углекислого газа и акцизов на топливо, тарифов на использование платных дорог, реализация новых мер регулирования грузоперевозок, требований по маркировке продукции, дополнительные утилизационные сборы, изменение требований к объему поставок в магазины и так далее.
ESG тренд тоже сильно влияет на экономику компаний (в том числе в части привлечения инвестиций, налоговых льгот и других практичных «приземлённых» вопросов), поэтому требования «зелёной логистики» будут продолжать генерировать новые расходы на
усиление утилизационной логистики (например, Nike и H&M изо всех сил перерабатывают свои использованные кроссовки или одежду. Похожие программы появляются у многих глобальных производителей и продавцов) или
минимизацию углеродного следа (корпорации в рамках своих ESG стратегий отдают предпочтение тем компаниям, которые строят маршруты и выбирают транспорт с минимальными выбросами углекислого газа и предъявляют новые требования к своим поставщикам транспортных и логистических услуг).
Компании понимают неотвратимость этих требований и активно инвестируют в «зелёную логистику». Например, Maersk анонсировал начало производства первого в мире контейнеровоза с нулевым углеродным следом и обещает уже 2023 году спустить его на воду.
Причина 3. Были ЦЕПИ – стали СЕТИ. Цепи поставок когда-то имели простую линейную структуру. Материалы и товары, а также сопутствующие платежи и информация спокойно перемещались между звеньями.
Сегодня процессы поставок стали более сложными.
Сеть поставщиков. Как правило, компании работают не с десятком постоянных поставщиком, а с целой сетью поставщиков, а также с поставщиками поставщиков.
Сеть дистрибуции. Структура, в которой произведенные товары доставляются до конечного покупателя, тоже далека от линейной. Сети из оптовых компаний и центров дистрибуции, транспортных компаний, розничных магазинов и маркетплейсов, дарксторов и мини-складов, пунктов выдачи стали важными участниками всей цепи поставок.
Аналитики говорят, что B2B (business to business) бизнес-модели постепенно сдвигаются в сторону B2B2C (business to business to consumer), а также развиваются прямые продажи D2C (direct to consumer), что делает цепи поставок еще более сложными.
С усложнением структуры цепей поставок и количества участников для достижения этих двух целей особенно важными стали вопросы взаимодействия между партнёрами (поставщиками, производителями, оптовыми и розничными компаниями и сетями, сторонними логистическими компаниями) в части совместного бизнес-планирования, прогнозирования спроса, оперативного реагирования на изменения в цепи поставок.
Для организации такого взаимодействия в новой структуре управления поставками Deloitte предлагает реализовать концепцию «цифровой сети поставок» («digital supply network»).
Современные цифровые сети поставок интегрируют информацию из множества различных источников, чтобы управлять физическим процессом производства и дистрибуции товаров.
Используя доступные данные из разных источников (включая датчики IoT) и алгоритмы анализа данных, цифровые платформы обеспечивают интегрированное представление сети поставок и позволяют оперативно реагировать на задержки и другие отклонения в каждом конкретном случае.
Быть участником такой сети и работать в ней без цифровых инструментов и процессов будет сложно. Поэтому трансформация структуры цепи поставок тоже заставляет логистические компании переходить на цифровые рельсы.
Причина 4. Конкуренты из цифры наступают. Яндекс.Доставка и Сбер.Логистика, Ozon с их агрегатором курьерских служб и другие технологические компании быстро и уверенно заходят на рынок логистики и составляют серьёзную конкуренцию профильным компаниям за счёт использования цифровых технологий и больших данных, которые они уже много лет умело собирают и умеют анализировать, в отличие от традиционных логистических компаний.
Про глобальных игроков типа Amazon и Alibaba даже говорить не буду – они уже давно уверенно себя чувствуют на рынке логистических услуг и конкурируют с UPS, FedEx и другими логистическими гигантами.
Традиционным логистическим операторам сложно противостоять гигантам e-commerce, поэтому, всем придется придётся усиливать предложение и искать варианты повышения эффективности на каждом этапе логистической цепи.
Например, за счёт моделей совместного использования складских помещений и транспорта, предложения более низких цен за счёт экономии на масштабе и так далее.
Без цифровизации процессов и анализа данных и использование предиктивной аналитики это будет сделать очень сложно.
Крупные компании уже инвестировали и продолжают инвестировать в цифровые платформы Примеры собственных цифровых платформ логистических операторов рассмотрим ниже.
Логистика и цепи поставок - идеальные кандидаты для цифровизации
В целом управление цепями поставок и логистика интересны любопытному цифровому трансформатору тем, что в ней много задач сразу четырёх типов:
Где нужно много думать. Это и прогнозирование спроса, планирование маршрутов, и управление потоками транспорта с учетом пробок и других факторов, динамическое ценообразование, прогнозирование вероятности поломок и стоимости ремонта транспортных средств, другие аналитические задачи. Решать эти задачи стало проще, чем еще 10-15 лет назад, с применением доступных больших данных, алгоритмов машинного обучения и «почти бесконечного» серверного оборудования в облаках провайдеров.
Где нужны физические усилия, - загрузка и погрузка, хранение, транспортировка, сортировка, сбор и комплектация заказов, упаковка и маркировка товаров и другие задачи, которые сегодня успешно выполняются с применением экзоскелетов, а также роботами, дронами и беспилотными автомобилями.
Где нужно оперативно взаимодействовать с тысячами контрагентов, выполнять совместное планирование и оперативно реагировать на изменения. Для этого идеально подходят цифровые облачные платформы и современные головокружительные возможности интеграции (определение «головокружительные» в отношении интеграции я взяла из описания вакансии системного архитектора в Сбере????).
Где нужно «держать руку на пульсе» в режиме реального времени. GPS-приемники и датчики IoT, встроенные в транспортные средства и контейнеры/фургоны, упаковку грузов, прикрепленные на сами грузы / товары, складское и погрузочное оборудование – это источник получаемых в режиме реального времени данных о текущем месторасположении и состоянии всех объектов управления в логистической цепи.
Для всех этих задач развиваются эффективные цифровые решения, которые компании активно внедряют или планируют внедрять.
При этом, правда, остаётся много дискуссионных вопросов на тему «А что же остается делать человеку, если думать за него будет искусственный интеллект, а физическую работу выполнять роботы и беспилотники»? Также любимые футурологами и юристами размышления в морально-этической и философской плоскостях, и в части регуляторных требований («а кто несёт ответственность…», «а где та грань…» и так далее).
Решение этих вопросов, как и всегда, отстает от технического прогресса, и это уже тема для отдельного лирического отступления с отсылками к моему любимому кино
«Бегущий по лезвию» (первому, 1982 года).
Как именно цифровизация решает задачи современных цепей поставок
Ещё в 2016 году McKinsey выпустила обзор перспектив развития управления цепями поставок «Supply Chain 4.0 – the next-generation digital supply chain», отражающий применение цифровых инструментов на всём процессе управления поставками.
В логистике востребованы почти все современные цифровые технологии
Операции логистики разнообразны - от прогнозирования спроса и закупки сырья до доставки последней мили и возврата товаров. При этом применение конкретных цифровых инструментов заметно повышает эффективность отдельных логистических операций и процесса поставок в целом.
Можно взять наугад почти любую технологию из «цифровой аптечки» консультантов, и быть уверенным, что это повысит операционную эффективность. Предиктивная аналитика, location intelligence, Big Data и AI, ML, облачные решения, роботы и беспилотники, IoT, компьютерное зрение, AR/VR, RPA / умные чатботы – уже широко используются в управлении цепями поставок и добросовестно перечислены в соответствующих отчетах всех известных мне консультантов и ключевых логистических операторов (для примера ниже привела Радар трендов DHL).
Также активно развиваются в управлении цепями поставок Blockchain и цифровые двойники процессов и объектов логистической инфраструктуры, и решения для контроля и мониторинга событий в цепи поставок (Supply Chain Control Tower).
А объединение усилий участников цепей поставок на одной цифровой платформе – актуальная задача для цифровизаторов (и классическая задача платформенной экономики).
Интегрированная логистика и контроль процесса поставок end-to-end
Интеграция данных участников на одной платформе обеспечивает возможность управлять сквозным процессом поставок и принимать решения на основе одних и тех же данных.
Развернутые в облаке цифровые платформы за счёт использования API позволяют интегрировать компании или нескольких, участвующих в логистических процессах, а также данные из внешних источников и IoT:
внутренние данные компаний - участников цепи поставок (партнёров, поставщиков, подрядчиков). Это определенные данные из корпоративных систем и специализированных решений из стандартного набора для логистики - ERP / MRP / CRP, WMS (Warehouse Management System) / YMS (Yard Management System) / TMS (Transport Management System), CRM, систем проектного управления и электронного документооборота, финансово-учетных и т.д.),
данные с датчиков IoT, установленных на транспортные средства и грузы, на складах и в фулфилмент центрах, на производстве и так далее
данные из внешних систем и приложений, например, погода, состояние на дорогах, пробки, расписание рейсов, данные из агрегаторов транспортных и складских сервисов и так далее
Использование такой платформы позволяет контролировать сквозной процесс поставки от синтезированных ключевых показателей эффективности верхнего уровня, (например, общий уровень сервиса), до детализированных данных о процессах, таких как точное местоположение заданного груза.
Современные платформы делают интеграцию и координацию технологически возможными, позволяют объединить в одном месте всех участников процесса поставок и организовать между ними взаимодействие (Deloitte называет это «Connected Community»).
На платформах сбывается мечта ответственного логиста – совместно с другими участниками планировать цепи поставок, иметь возможность выбирать маршрут, определять на чем везти и где хранить грузы, или хотя бы режиме реального времени видеть всю цепочку целиком (от закупки сырья до продажи товаров), и уметь оперативно реагировать, если что-то пошло не так.
Традиционно в такой интеграции участников много сложных организационных задач, от единой для всех номенклатуры товаров, до нежелания показывать кому-то лишний раз свои тарифы. При этом преимущества, которые дают такие платформы, стOят усилий на преодоление этих организационных (и культурных) барьеров.
Примеры цифровых логистических платформ
Транспортные платформы
На рынке логистических услуг появляются интересные цифровые платформы, на которых "встречаются" запросы грузоотправителей и возможности и тарифы многих логистических и транспортных компаний.
Эти платформы нацелены на поиск внешних поставщиков «по требованию» и отношения «многие ко многим» между клиентами и перевозчиками.
Клиентам такие платформы позволяют в режиме реального времени видеть цены и котировки, характеристики маршрута, сравнивать предложения и выбирать оптимальный вариант перевозки, а также контролировать перемещение грузов.
Грузоперевозчикам – оптимизировать утилизацию транспортных средств, балансировать нагрузку, сокращать «пустые» поездки и предлагать новые предложения вариантов доставки в соответствии с меняющимися требованиями клиентов.
Владельцам логистических центров и складов – эффективно использовать помещения и оборудование.
На таких платформах, если удаётся подключить на неё многих надёжных поставщиков и клиентов, можно будет и объединять разные заказы в один контейнер, и максимально заполнять транспортные средства, чтобы повысить их утилизацию, и обеспечивать многие востребованные сервисы – особенно трекинг перемещения и состояния грузов, страхование грузов и документооборот.
Эти платформы развиваются как силами игроков на логистическом рынке, а также технологические компании присматриваются к этому направлению. Например, Maersk + IBM, цифровая грузовая платформа DHL «Saloodo!» и другие.
Маркетплейсы складских помещений
Складские маркетплейсы предлагают гибкие складские площади по требованию и обеспечивают их бесперебойную работу. Решения также могут быть расширены за счёт роботизации складских операций, маркировки и упаковки товаров и выполнения других логистических услуг на складе.
Например, Stowga и FLEXE предлагают облачные системы управления складом, обеспечивающие складские мощности по требованию.
Заключение
Еще 10-15 лет назад не было цифровых инструментов для того, чтобы описывать огромные и сложные объекты управления в управлении поставками (логистический процесс, транспортная сеть, порт или фулфилмент-центр и так далее).
Сегодняшние механизмы аналитики больших данных, нейронные сети и другие технологии позволяют создавать цифровые инструменты, которыми можно измерить нужные характеристики этих объектов управления.
Понимая структуру рынка и правильно определяя масштаб и скорость изменений в отрасли под влиянием цифровизации, можно реализовать удачные решения, которые изменят отрасль.
Во второй части статьи я расскажу о каждом упомянутом в этой статье технологическом тренде в управлении цепями поставок и логистике, и приведу удачные примеры внедрения.
Комментарии (2)
shadrap
20.01.2022 21:40+1Рассчитывал увидеть про то как в современной ситуации полного логистического "трабла" люди в реалии что-то находят , как рушатся устоявшиеся цепочки поставок и возникают новые , совсем ранее не рассматриваемые, а увидел "слесарно-теоретические" рассказы.
Конечно неизбежна трансформация сферы логистики, но для цифры нужны сначала "кабеля" , а уж потом по ним "гонять". Один ковид "прибил" одним выстрелом всю мировую контейнерную систему, а в переди "зиро-карбон". Электрические контейнеровозы, грузовики , самолеты не появятся опс... вдруг , из пустоты. И стоимость этих перевозок может реально поменять все с ног на голову. Последние события нам реально показывают что такое "комплаенс" и как его соблюдают , ради политических целей и как это сто-пятьсотый раз может все поменять... . И я боюсь что пока нам для приведения логистики в более менее устойчивую форму поднадобится очень крепкий Человеческий Интеллект.
System12
Несколько малозначимых замечаний:
Понятие "поток" является моделью, то есть упрощенным рассмотрением реальности. Реальность значительно сложнее любой теории.
Любой реальный процесс может быть упрощенно представлен системой потоков.
Сама по себе цифровизация ценности не имеет. Египетские пирамиды построены без нее и стоят уже тысячелетия. Про то что "Хаос автоматизировать нельзя!" я уже не говорю.
Поэтому прежде чем что-то цмфровизовать надо алгоритмировать наиболее адекватную и полную систему потоков. Это значительно сложнее последующей цифровизации, но про это, как правило, забывают. В итоге подменяя оптимизацию потоков (процессов) статистикой от цифровизации.
Про то что 10-15 лет назад не было цифровизациии это конечно круто. Рекомендую погуглить когда начали создаваться системы автоматизированного управления производством с соответствующим обучением в ВУЗах. Наверняка удивитесь. :)