Всем привет! Меня зовут Роман Аймалетдинов и я разрабатываю клиентское приложение Ситимобил. Решил написать небольшую серию из трех статей по JNI, так как технология используется редко, но иногда она бывает очень полезной. Несмотря на то, что я разрабатываю классические приложения под Android, иногда хочется посмотреть технологии рядом со своей специализацией.

Содержание

  • Что такое JNI;

  • Шаги для запуска кода из JNI;

  • Hello World;

  • Run from JetBrains IDEA.

Что такое JNI?

JNI — это интерфейс, позволяющий из Java вызывать нативные функции. Например, метод С++, который что-нибудь делает. Допустим, мы пишем большую программу на простом и любимом Java или Kotlin, и нужно реализовать задачу коммивояжера для нашего клиента. Или мы пишем генетический алгоритм, который ищет что-то в большом объёме данных, и так уж вышло, что у нас есть замечательная реализация на С++. Особенно часто я слышу про JNI в gamedev- и в automotive-проектах. Однажды я работал в таком, будучи ещё интерном, и, точно не помню, но в общих чертах на С++ было много низкоуровневого кода по обработке потока данных, получаемого со спутника. JNI позволяет вручную управлять памятью. Можно написать фрагмент кода на C/С++, и при необходимости дёргать нативный метод и получать из него результат вычисления.

И ещё по поводу производительности: мы все знаем, что С/С++ побыстрее будут, и тогда получается, что мы сможем оптимизировать наши алгоритмы на Java, переписав их на C++. (спойлер: не надо, скорее всего, будет работать медленнее). Некоторые авторы в интернете говорят про увеличение производительности, поэтому в своей третьей статье я приведу тесты JNI/NDK и мы сможем сверить производительность.

Также для Android есть инструмент NDK, который всё про то же — запуск нативного кода и увеличение производительности отдельных алгоритмов.

Я вас запутал?

NDK — Native Development Kit (для Android).
JNIJava Native Interface (общий интерфейс).

Шаги для запуска кода из JNI

Шаг 1. Создадим новый проект ex: JNI_aymaletdinov_roman.

Шаг 2. Создадим класс, у которого будут native-методы, и назовём его AwesomeLib.

public class AwesomeLib {

    static {
        System.loadLibrary("nativeLib");
    }
}

System.loadLibrary("nativeLib"); — это статический метод, который загружает native-библиотеку из файловой системы в память и делает её экспортированные функции доступными для нашего Java-кода. То есть мы загружаем файл на С/С++, который будет выполнять сложные вычисления. Однако nativeLib мы ещё не создали, сделаем это позже.

Шаг 3. Следующим шагом нам необходимо объявить метод, помеченный ключевым словом native. Он не имеет реализации в Java, напишем её на C++.

public class AwesomeLib {

    static {
        System.loadLibrary("nativeLib");
    }

    public native void helloHabr(); // <--- native method
}

Шаг 4. Вызовем из Main нашу библиотеку, которая что-то делает в native-коде .

public class Main {
    public static void main(String[] args) {
        System.out.println("Hey! This is Java!");

        AwesomeLib nativeLib = new AwesomeLib();
        nativeLib.helloHabr();
    }
}

Шаг 5. На Java мы всё сделали! Теперь начинается что-то непривычное: нужно обязательно установить MinGW-w64, иначе не на чем будет компилировать нативный код. При установке выберите x86-64 и пропишите bin переменные среды path.

Шаг 6. Затем необходимо написать реализацию нашего нативного метода на C++. В этом языке объявление и реализация обычно хранятся в файлах .h и .cpp соответственно. Открываем консоль; переходим в папку, в которой будут лежать native-файлы; генерируем заголовок для натива командой javac -h . absolutePath/MyClass.java.

После выполнения команды будет создано два файла: .h и .class.

Декомпилированный .class мало интересен, а вот .h — что-то не из нашего JVM-мира. На самом деле всё очевидно: наш метод сгенерировался таким, каким он будет в С++. При этом имя функции генерируется автоматически с использованием полного имени пакета, класса и метода. Кроме того, мы получаем два параметра, передаваемых нашей функции:

  • указатель на текущий JNIEnv;

  • Java-объект (AwesomeLib), к которому привязан метод.

/* DO NOT EDIT THIS FILE - it is machine generated */
#include <jni.h>
/* Header for class nativelib_AwesomeLib */

#ifndef _Included_nativelib_AwesomeLib
#define _Included_nativelib_AwesomeLib
#ifdef __cplusplus
extern "C" {
#endif
/*
 * Class:     nativelib_AwesomeLib
 * Method:    sayHello
 * Signature: ()V
 */
JNIEXPORT void JNICALL Java_nativelib_AwesomeLib_helloHabr(JNIEnv *, jobject);

#ifdef __cplusplus
}
#endif
#endif

Шаг 7. Следующий шаг — создание .cpp. То есть мы сами создаём файл с расширением .cpp и копируем из .h контракт метода. Я назвал файл тем же именем, что и Java-класс: AwesomeLib.cpp.

#include "nativelib_AwesomeLib.h"
#include <iostream>

JNIEXPORT void JNICALL Java_nativelib_AwesomeLib_helloHabr(JNIEnv* env, jobject thisObject)
{
    std::cout << "Hello Habr! This is C++ code!!" << std::endl;
}

Шаг 8. Затем наш нативный код надо скомпилировать. Когда мы выполним в консоли команду g++ -c -I"C:\Program Files\Java\jdk-12.0.1\include" -I"C:\Program Files\Java\jdk-12.0.1\include\win32" AwesomeLib.o.cpp -o AwesomeLib.o, появится ещё один файл: .o.

Смотрим на дерево проекта и видим новый файл:

Шаг 9. Осталось совсем немного. Теперь нужно сгенерировать .dll с названием нативной библиотеки, которое мы указали в статике в Java. В консоли выполняем команду: g++ -shared -o nativeLib.dll AwesomeLib.o -Wl,--add-stdcall-alias.

Смотрим, в IDE появился ещё один сгенерированный файл.

Шаг 10. Всё! Хочется запустить нашу программу с нативным кодом, но IDEA сейчас этого сделать не сможет. Она ничего не знает про С++, следовательно, для запуска воспользуемся консолью:
java -cp . -Djava.library.path="[Абсолютный путь до папки, где лежит dll]" Main.java

Обратите внимание, что я перед запуском выполнил команду cd .. для того, чтобы быть в той же папке, где лежит запускаемый мною файл Main.

Как запустить проект из IDEA, а не через консоль?

Так как IDEA по умолчанию не знает ни о каких .dll, она не сможет запустить наш проект по нажатию на треугольник “Run”. Чтобы запустить проект, нужно прописать VM options в меню “Edit configurations”.

У нас появится поле VM options, и мы добавляем Djava.library.path="[Абсолютный путь до папки где лежит .dll]”.

Вот теперь точно всё! Можно запускать проект из IDEA и радоваться жизни.

Заключение

Краткий список шагов, чтобы было проще вспоминать тем, кто знает, читал и делал, но что-то подзабыл и нужна шпаргалка:

  • Установить MinGW-w64. При установке выбрать x86-64 и прописать bin переменные среды path.

  • Создать NativeLib.java с native-методами.

  • Перейти в консоли в папку (ex: src), в которую хотите сохранить сгенерированные файлы.

  • Выполнить javac -h . AwesomeLib.java.

  • Выполнить g++ -c -I"C:\\Program Files\\Java\\jdk-12.0.1\\include" -I"C:\\Program Files\\Java\\jdk-12.0.1\\include\\win32" AwesomeLib.cpp -o AwesomeLib.o.

  • Выполнить g++ -shared -o nativeLib.dll AwesomeLib.o -Wl,--add-stdcall-alias.

  • Запустить программу: java -cp . -Djava.library.path=”Путь до папки с .dll" Main (или через студию).

Если вы внесли изменения в .cpp, то заголовок пересоздавать не нужно, но если вы изменили контракт метода, то придётся начинать с этапа javac -h . ....

В следующей части я расскажу про более сложные методы в JNI, про передачу List<List> и вызов Java из C++.

Комментарии (10)


  1. Breathe_the_pressure
    08.02.2022 16:05

    А нет ничего такого в Андроиде типа JNA, JNR как под JAVA? Я помню с JNI было очень неудобно работать.


    1. Evleaps Автор
      08.02.2022 16:10
      +1

      Привет! Да, я в начале статьи приложил ссылку на NDK.
      В андроиде использовать native удобнее, все автоматизировано из коробки и нет необходимости выполнять какие либо команды в консоли. В третей статье, которая выйдет 15 февраля и будет про perfomance я приведу пример использования NDK и ссылку на репозиторий.


      1. Breathe_the_pressure
        08.02.2022 16:12

        Спасибо. А минимальная версия какая Андроида под него?


        1. Evleaps Автор
          08.02.2022 16:36

          Лично я в ходе изучения не видел никаких ограничений на минимальную версию API. Точно работает на версиях >= API 18. На более ранних версиях поддержка то же есть, но с некоторыми особенностями описанными на это странице developer.android.com


    1. sandersru
      08.02.2022 18:03

      А он вроде там точно такой же:

      Supported Platforms

      JNA will build on most linux-like platforms with a reasonable set of GNU tools and a JDK. See the native Makefile for native configurations that have been built and tested. If your platform is supported by libffi, then chances are you can build JNA for it.

      Pre-built platform support may be found here.


  1. Stronix
    08.02.2022 19:43
    +1

    minGV x64

    Это было смешно, однако оно называется MinGW-w64.

    нужно обязательно установить

    Ну, в Linux необязательно.

    И зачем разделять шаги 8 и 9? (в данном примере)


    1. Evleaps Автор
      08.02.2022 20:15
      +1

      Спасибо за внимательность :) был не прав, исправлюсь.
      По поводу шагов, не знаю что ответить, посчитал, что так прозрачнее последовательность действий.


  1. eugeneyp
    09.02.2022 16:19
    +2

    Надо отметить что следующий код будет выполнен только один раз

    System.loadLibrary("nativeLib");

    Вне зависимости сколько классов попытаются вызвать привязку нативных методов.

    Как итог JDBC driver которые используют JNI будут работать только для первой загрузки classLoader. В качестве решения JDBC driver кладут в системные библиотеки IoC контейнера.

    Эту проблемму позволяет избежать если привязывать нативные функции из С кода

    jint RegisterNatives(JNIEnv *env, jclass clazz,
    const JNINativeMethod *methods, jint nMethods);

    Также надо обратить внимание на управление пямятью, чтобы нативный код не стал обращяться к уже освобожденно или перемещенной переменной.

    Но меня поразил большой бенефит когда идет вызов вложенных функций С++ -> Java -> C++ -> Java
    То stacktrace в Exception показывает вызовы как Java так и С++ функций.


  1. Bakuard
    10.02.2022 10:49

    Автор, если у Вас появится время и желание, то очень хотелось бы увидеть статью со сравнением JNI и подходом предлагаемым JEP 419. Думаю эта тема будет интересна многим.


    1. sandersru
      10.02.2022 19:03

      https://github.com/zakgof/java-native-benchmark

      вот тут например сравнение. При удобстве API, без необходимости писать лишние обертки на сях, примерно тот же результат.

      Есть еще одна штука не покрытая. А именно GraalVM и org.graalvm.nativeimage.c.* которая в теории будет сильно быстрее. Если будет не лень, то померяю