Признаем: сложно организовать работающую систему стажировок. Особенно когда речь идет про сферу программирования. Но похоже, у нас получилось. Рассказываем, как устроены наши стажировки и почему они эффективны.
Поиск стажеров
Мы постарались сделать процесс максимально простым и удобным, сократив количество шагов до минимума.
Сначала мы объявляем о стажировке на своем сайте и в социальных сетях.
После этого анализируем полученные заявки и созваниваемся с теми претендентами, чьи навыки и опыт кажутся нам подходящими.
Отметим, что портфолио на GitHub выгодно выделяет кандидата среди других. Даже если проекты еще «зеленые», их наличие показывает, что человек хочет и умеет работать. Кроме того, знание технологии контроля версий Git пригодится при работе с любым языком программирования.
Затем проходит общая онлайн-встреча с руководителями проектов. Обычно она заканчивается договоренностью выполнить тестовое задание. Для стажера это хороший шанс понять, подходит ли ему работа и будет ли у нас интересно.
Тестовое задание создается, исходя из задач, которые будут решать стажеры. Как правило, дается что-то несложное, что позволит проверить общий уровень знаний. Например, поднять блог или показать знание алгоритмов. Разумеется, всегда есть вероятность, что тестовое задание сделает кто-то другой. Но это быстро проверить, попросив рассказать, почему было выбрано именно такое решение.
После этого, если с тестовым все хорошо, назначается финальное собеседование, на котором обсуждаются условия стажировки. Средний конкурс — около 25 человек на место.
В разговоре с потенциальными коллегами мы спрашиваем о профессиональных целях и собственных проектах. Если у претендента уже есть pet-проект или вполне конкретный план, это сильно повышает шансы получить приглашение на стажировку.
Собственно стажировка
В среднем стажировка длится около двух месяцев. И сразу признаемся: совмещать ее с учебой или работой практически невозможно. Необходимо усвоить очень большой объем информации — вряд ли после напряженного дня стажировки у вас будут оставаться силы на что-то еще.
Чтобы помочь стажерам разобраться в тонкостях коммуникаций и процессов, с первого дня у них есть наставник — опытный сотрудник компании. Он ставит задачи, обсуждает способы решения и результаты, подсказывает более эффективные методы. Из-за пандемии мы перенесли общение в онлайн, но от этого синк-встречи не стали менее полезными. В первое время наставник созванивается со стажерами два раза в день.
Постановка задач выглядит так: берется реальный таск для разработчика среднего уровня, штатный сотрудник делает основную часть работы, а стажер — дополнительную. Далее уровень ответственности стажера растет, а вместе с ним — количество и сложность работы.
Оценка результатов и польза для компании
Как понять, что стажировка проходит успешно? Если в какой-то момент команда начинает по рабочим вопросам обращаться напрямую к стажеру, значит, он движется в правильном направлении. В идеале он становится полноценным сотрудником — это и есть главная цель стажировок.
Кроме того, сотрудники отмечают, что, работая со стажерами, они проводят своеобразную ревизию своих знаний и навыков. Умение объяснить суть проекта, программы, сервиса другому человеку полезно в командной работе.
Независимо от результатов мы обязательно даем стажеру подробную обратную связь, рассказываем о сильных сторонах и точках роста.
Польза для стажеров
Стажировка позволяет познакомиться с компанией и понять, подходит ли человеку определенный стек технологий (большая часть Учи.ру написана на Ruby) и программирование вообще. А работа с реальными задачами помогает повысить профессиональный уровень.
Тем, кто успешно справляется, вполне реально попасть в штат. А для остальных это отличная возможность пополнить резюме строчкой о стажировке в компании из списка лидеров российского рынка EdTech.
Советы от стажеров, ставших штатными сотрудниками
Джуны, присоединившиеся к команде Учи.ру полгода назад, рекомендуют новичкам приготовиться к борьбе с синдромом самозванца и не прерывать процесс обучения. Особое внимание стоит уделить гибким навыкам. Программирование в продуктовой компании — это не только написание кода, но и умение общаться с коллегами: задавать вопросы, слышать ответы и решать проблемы пользователей.
Бывшие стажеры отмечают: «Нужно не бояться спрашивать». Существует негласное правило: если что-то не получается полчаса, можно идти к старшим коллегам за советом, чтобы не терять весь день из-за ерундовой проблемы.
***
Следующую стажировку мы планируем запустить в течение 2022 года. Мы обязательно постараемся учесть обратную связь и сделать процесс еще лучше. Объявления о наборе появятся в социальных сетях и на сайте с вакансиями.
Комментарии (4)
YourgenAP
10.02.2022 13:43+1Сам недавно проходил стажировку. И вот не могу понять, а что такого особенного придумала компания, что стажировка всем нравится. Выглядит как обычное описание любой стажировки: отобрать кандидатов, показать работу, постепенно увеличивая объем поставленных задач и ответственности по таскам. Что в этом уникального и революционного? Из статьи я не понял, в чем же заключается секрет успеха.
shushurikhin Автор
11.02.2022 14:01Привет! Мы просто решили поделиться своим опытом и показали, что “сделать как надо” сложнее, чем кажется.
tmplts
25 человек на 1 место - ок, а дальше воронку почему не обозначили? Сколько отбираете стажеров? Сколько в итоге остаются в штате? Насчет ревизии знаний для наставника - это хорошо раз в год, а не, например, ежемесячно, иначе смысл теряется. Как происходит назначение наставников - одни и те же, или все по очереди?
shushurikhin Автор
Вопросы классные, постараемся ответить развернуто ????
Количество стажеров меняется ежегодно и зависит от того, сколько junior-специалистов готовы развивать в каждом направлении, потому что задача стажировки — не только научить талантливых ребят и помочь им войти в профессию, но и сформировать команду Учи.
Как правило, мы приглашаем от 1 до 5 человек в разные направления: аналитика, разработка, продакт-менеджмент, дизайн и другие. И мы готовы всех приглашенных ребят оставить в компании, при условии, что они справятся с задачами в период стажировки.Например, в прошлом году у нас было 15 стажеров, и 12 из них успешно прошли программу и теперь часть нашей команды.
Ревизия знаний у сотрудников — процесс отдельный, но в период стажировок некоторые сотрудники сами проверяют себя на экспертность, объясняя какие-то аспекты работы стажерам — для наставников это дополнительный интересный вызов.
Некоторые наставники повторяются из года в год, поскольку классно справляются со своей ролью, какие-то пробуют свои силы в первый раз. Наставников назначают руководители направлений.
Ближе к концу весны объявим стажировку этого года, приходите, чтобы узнать как работает процесс изнутри