IT-специалисту с уровнем где-то между junior и middle уже хватает уверенности для самостоятельного решения задач. Такой специалист, подобно лётчику-испытателю, готов к полётам в атмосфере. Другое дело — глубокий айтишный космос, где вращаются крупные коммерческие проекты, баги налетают зерг-рашем, а HAL 9000 втихую планирует уронить сервер.

Компании IBS, как и всем, нужны состоявшиеся специалисты. Но рынок IT-образования не выдаёт их в достаточном количестве. Поэтому в IBS собрали свой курс для интенсивного дообучения айтишников и назвали его «Ускорение».

Спецы IBS говорят, что «Ускорение» основано на реальных принципах, которые применяются в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. По заданию Хабра я, @sillywizard, побольше разузнал о курсе — чтобы проверить, работают ли романтизированные космические принципы в условиях приземлённой IT-бытовухи.

Чем IBS не устроили выпускники онлайн-курсов

Это трудно заметить на первый взгляд, но «Ускорение» не образовательная онлайн-платформа по типу «войти в айти за три месяца». Начну с того, что вход в IT они вообще никому не обещают. В «Ускорение» могут попасть только действующие айтишники, которым нужен карьерный буст. Это люди с другими потребностями, и обучение им требуется другое.
Второе важное отличие от онлайн-платформ: «Ускорение» — это бесплатный курс, IBS на нём не зарабатывает. Компания целенаправленно готовит специалистов под себя, а не оказывает образовательные услуги. Для участников программы в этом тоже есть профит: с первого дня все попадают в штат и получают зарплату.
Так зачем же IBS собственный курс и почему они отказались от популярных онлайн-школ?
Заметьте, мне никто не сказал, что в онлайн-школах учат плохо. Нет, по мнению IBS, там вполне сносно дают академические знания. Но применить их на практике сложно из-за того, что знания эти унифицированные, максимально общие для всех. Выпускник онлайн-школы — это не специалист, а скорее хорошая заготовка для специалиста. На боевом проекте работать с таким человеком опасно, его знаний внезапно может не хватить в самых элементарных вещах. Например, база данных не та, которую давали на курсе, или не та среда разработки — и всё, новичок поплыл.
Спецов из онлайн-школ приходится отправлять на долгосрочную стажировку, чтобы они набрались практического опыта. Из-за этого подключать выпускников онлайн-платформ к реальным проектам долго и затратно. Так много приходится давать, что добавь ещё немного теории и получишь полноценный образовательный курс. И зачем тогда привязываться к существующим онлайн-платформам? Можно же сделать свой курс, который изначально будет заточен под реальные проекты компании.
Не только это привело IBS к «Ускорению». Помимо выпускников онлайн-университетов, они приглядывались также к начинающим специалистам из региональных IT-компаний. Казалось бы, у таких сотрудников есть и реальный боевой опыт, и нужная теоретическая база. Но и тут компания столкнулась с трудностями.
Во-первых, выйти на специалистов из регионов не так-то просто. Некоторые никогда не публиковали резюме на HH или Хабр Карьере, до них можно дотянуться только через локальный рынок. Во-вторых, всё-таки есть разница между работой в небольшой фирме и в крупной компании типа IBS . Работать в большой компании — это отдельный навык. Получается, некий онбординг-курс требуется даже опытному специалисту.
Работа в IT правда похожа на покорение космоса, поэтому за основу авторы курса взяли принципы космической подготовки. Естественно, их переосмыслили, а не просто скопировали: вряд ли айтишникам как-то помогут занятия на центрифуге
Тут пазл и сложился: в IBS поняли, каким должно быть «Ускорение». Популярные образовательные платформы — это университеты, где студентам дают большую теоретическую базу, а нужен был скорее практикум, после которого специалиста можно без опаски подключать к сложным проектам, даже если масштабы задач действительно космические.

Принцип #1: не всех берут в космонавты

Чтобы пройти отбор в Центр подготовки космонавтов, кандидат должен быть специалистом или магистром инженерной, научной или лётной специальности (так написано в официальных требованиях Роскосмоса и Центра подготовки космонавтов имени Гагарина. — Прим. ред.). Бакалавры сразу пролетают мимо космоса. Плюс нужен опыт работы по специальности не меньше трёх лет, новички тоже мимо. Считается, что с таким бэкграундом успевают сформироваться минимальные навыки, на базе которых человек может стать космонавтом.
Очевидно, профессиональные навыки формируются не за одну неделю и даже не за месяц. И конечно, за один курс человек может получить прикладные знания, даже выработать умение, но никак не навык. Поэтому и допускать к программе следует только тех кандидатов, у которых базовые навыки уже есть.
Скажем, если фронт-разработчик не умеет в CSS, HTML, Git, React, он не пройдёт отбор на «Ускорение». Возможно, получит приглашение на одну из стажировочных программ: там требования ниже и на входе, и на выходе.
Полный скилсет под разные специальности можно посмотреть на сайте, а базовые требования к участникам выглядят так:
  • тестировщик — от полугода работы;
  • разработчик (frontend, backend) — от года работы;
  • разработчик DWH — от двух лет работы;
  • консультант 1С — от полутора лет работы.
Бэкграунд кандидата на входе оценивается с трёх сторон: в личной беседе с рекрутером, с помощью технических тестов и иногда на встрече с экспертом.
Здо́рово, если у человека есть информативное резюме, а ещё лучше — резюме с портфолио. Любой формат подойдёт, можно даже просто прислать ссылку на репозиторий.
А вот где учился и работал кандидат до «Ускорения», не так уж важно. Именитые вузы и компании могут стать дополнительным преимуществом, но никак не определяющим фактором при отборе. Главное здесь — умения и навыки.
Моё мнение
Понятно, что в космонавты отбор жёстче. Но если сравнивать с теми же онлайн-школами, бэкграунд на входе в «Ускорение» правда требуется серьёзнее — и это хорошо. Я не очень доверяю курсам, на которые пускают всех. Как в обычной школе: основное внимание учителя́ уделяют отстающим. Поэтому в группах с цензом на входе учиться полезнее — средний уровень подготовки выше.

Принцип #2: нет теории без практики

Подготовка космонавтов комплексная: фундаментальная и прикладная теория (от основ медицины и астронавигации до устройства корабля), hard и soft skills (от стыковки со станцией до ведения репортажа на камеру). Всему этому в Центре подготовки учат с использованием многочисленных тренажёров и стендов, имитирующих реальные условия. Обучение строится на огромном количестве повторений и дублирующих тестах, чтобы довести навыки до автоматизма и прочно вбить знания в подкорку. Вся подготовка занимает около двух лет.
Программы «Ускорения» длятся не так долго, всего около месяца. Поэтому многократные повторения и проверки здесь, увы, недоступны. Но кое-что создатели всё же переняли: обучение в неразрывном формате «теория + практика» и имитацию реальных условий.
Как устроено обучение:
  • Программа модульная, в каждом модуле даётся теория по конкретному направлению и тут же практические задания для закрепления.

  • Трек формируется индивидуально под каждого участника, обязательных к прохождению модулей нет — всё зависит от стартовых навыков сотрудника.

  • Теория по большей части идёт в формате видеолекций.

  • Практические задания имитируют коммерческие проекты, созданы на базе реальных кейсов и по нагрузке (сроки, требования) максимально приближены к боевым условиям.

  • Точки самоконтроля + ревью от наставника по всем практическим заданиям. Для фидбэка по курсу и корректировки обучения проводятся регулярные онлайн-встречи с наставниками.

  • По итогам каждого модуля проводится промежуточное тестирование, по завершении всей программы — итоговая аттестация.
Ещё каждый «ускоренец» оценивается по обратной связи с наставником. Если наставники и кураторы отметили прогресс и подтвердили компетенции сотрудника, его переводят в боевой режим.
Все наставники — практикующие специалисты, эксперты компании IBS. Их количество зависит от конкретной программы: чем больше даётся разных практик, тем больше экспертов разного профиля нужно для обучения.
Теория на курсе — это не теория чисел, тервер или матанализ. Это, конечно, полезные знания, но нужны они по факту 5 % разработчиков: редким программистам-математикам, работающим в R&D
Большинство специалистов задействованы в разработке для бизнеса, поэтому и теория нужна прикладная. Например: как разрабатываются системы, какие фреймворки актуальны, из чего они состоят и так далее.
Ещё раз: никаких иллюзий. Не требуется, чтобы ускоренцы за месяц научились применять новые знания на автоматическом уровне. Достаточно, чтобы человек научился решать новые для себя задачи и при этом мог объяснить каждый свой шаг. Уже в дальнейшем, на коммерческих проектах, он доведёт новоприобретённое умение до крепкого навыка.
Моё мнение
Все курсы обещают баланс между теорией и практикой, но на деле совместить их сложнее, чем кажется. Реальные проекты дают опыт как бы по кусочкам. Всегда остаются сферы, в которых специалист если и подкован, то только теоретически, — нужны годы, чтобы кусочки практики сложились в цельную картинку. С другой стороны, IBS и не предлагает всеобъемлющую подготовку за месяц — курс готовит спецов, заточенных только под текущие проекты компании.

Принцип #3: формирование команды

Будущие космонавты проходят так называемую пробу на выживаемость (это выражение действительно используется космонавтами и часто встречается в мемуарах. — Прим. ред.). Группу с минимальным снаряжением и припасами забрасывают в недружелюбную локацию, например в пустыню, в горы, в тайгу или даже на открытую воду. Задача — выжить, добраться до лагеря врачей и экзаменаторов. Тут важно уметь планировать, правильно распределять силы и ресурсы, оценивать риски. И всё это делать в команде, не забывая про общие интересы и цели.
Командная работа — очень важный навык, недоступный в типичных программах онлайн-университетов. В программах «Ускорения» командная работа предусмотрена, пусть и не в такой экстремальной форме, как у космонавтов.
Несмотря на обучение в онлайн-формате, все ускоренцы находятся в едином информационном пространстве. Общая система дистанционного обучения, группы в мессенджерах, на некоторых направлениях есть даже групповые учебные проекты. Например, когда фронт, бэк, аналитик и девопс вместе решают общую задачу.
По окончании программы сотрудника включают в реальную проектную команду. Она никак не привязана к наставникам, человека распределяют туда, где его умения принесут компании максимум пользы. Там ускоренец встречается с разными методологиями и разными людьми — для лёгкого вхождения в коллектив нужна гибкость. Особенно специалистам, которые в будущем будут подключаться к командам на стороне заказчика.
При распределении по командам учитываются личные качества человека. Условия в IBS всё-таки не такие суровые, как на борту космического корабля, поэтому нет резона кидать сотрудников в заведомо стрессовые для них обстоятельства. Конечно, компания не может гарантировать лёгкий вход в команду, но старается максимально смягчить этот процесс.
Моё мнение
Сделать полноценную команду — задача сложная, поэтому без ухищрений никак. Космонавтов забрасывают в опасную среду, солдаты в учебке объединяются на почве ненависти к инструктору. Я не заметил, чтобы IBS искусственно создавали негативные факторы, которые объединяли бы людей. Наверное, этого и не нужно — всё-таки IT не космонавтика, индивидуалисты здесь выживают с комфортом. Главное, что навыки общения с командой всё-таки формируются.

Принцип #4: психологическая подготовка и мотивация

Космонавтов к космической рутине специально готовят в замкнутых пространствах. Для этого их запирают на три дня в сурдокамере — почти без сна, с искусственным освещением и звукоизолированными стенами. И напротив, время от времени проводятся упражнения с имитацией внештатных форс-мажоров, когда нужно думать и действовать очень быстро.
Похожие моменты есть и в «Ускорении». В практические упражнения специально включены и рядовые, скучные задания, и головоломки «со звёздочкой». Первые — как сурдокамера для космонавтов: ничего интересного в них нет, зато они тренируют терпение и выдержку. Вторые — как форс-мажор: сложная задача с неочевидным решением. Важно, чтобы в будущем сотрудник одинаково качественно справлялся и с интересными вызовами, и с рутиной.
Однако в плане психологической подготовки IBS по большей части расходится с Центром подготовки космонавтов. Всё же будущие космонавты учатся на пределе возможностей, а для IT важно сохранить человека в ресурсном состоянии.
Выше я уже говорил про гибкость, в этом пункте логично продолжить мысль. IBS внимательно следит за soft skills участников на протяжении всего обучения: если человек замалчивает проблемы, не просит помощи и поэтому срывает дедлайны, это сразу привлекает внимание. Можно предположить, что и в работе он будет вести себя так же. Только тогда сорвётся не учебный проект, а коммерческий — со всеми вытекающими последствиями для компании.
При этом IBS ни в коем случае не рубит сплеча, а, напротив, старается сглаживать все острые углы. Компании важно донести свои ключевые ценности: доверие к сотрудникам, уважение к мнению каждого и персональную ответственность за то, что делаешь. Они выступают за открытый диалог и даже в случае проколов не ставят крест на учащемся, а наоборот, включаются в процесс ещё сильнее и помогают влиться в работу.
Причём это касается не только ускоренцев, но и всех сотрудников IBS. При любом дискомфорте в обучении или работе диалог может инициировать и сотрудник, и босс.
Даже если всё хорошо, раз в полгода обязательно проходит плановая встреча. На ней корректируют разные мелочи или просто убеждаются, что всё идёт как надо
Пожалуй, самое обидное в космической подготовке то, что даже успешное прохождение курса не гарантирует полёта в космос. Может забраковать врачебно-экспертная комиссия, может не найтись места в конкретной программе. Нужно трезво оценивать возможности и при этом сохранять внутреннюю мотивацию, чтобы продолжать заниматься космонавтикой, несмотря ни на что.
И в IT могут случаться неприятности. Например, человек разочаровался в своей специальности или просто выгорел. Но на это тоже есть ответ. Например, внутренняя ротация — когда сотрудник переходит на новое, более интересное для него направление, а компания сохраняет ценного специалиста и расширяет его компетенции. На одних направлениях ротация происходит легче, например из бизнес-аналитика довольно просто стать техническим аналитиком. На других такой переход сложнее. Но в любом случае всё обсуждаемо.
А если рутина добила до выгорания, есть опция взять длительный отпуск с сохранением рабочего места, так называемый саббатикал (от иудейского «шаббат»). Можно отдохнуть как следует и вернуться в команду.
Моё мнение
Всё-таки здесь принципы космической подготовки не очень удачно ложатся на IT. Как я понимаю, у космонавтов психологическая подготовка в большей степени направлена на отбор, чем на адаптацию. В космос отправляются только люди с устойчивой психикой, а подготовка лишь слегка дополняет природные особенности. В IBS же именно адаптируют разных людей к работе в компании — это совершенно другой процесс.

Сладкие плюшки тюбики на десерт

Есть в суровой космической подготовке и приятные моменты. Например, дегустация космического меню во время предполётной подготовки. В «Ускорении» и последующей работе в IBS тоже есть плюшки, о некоторых я уже говорил по ходу рассказа, а напоследок соберу их все вместе:
  • Бесплатное обучение и трудоустройство с первого дня программы. Ещё и с конкурентной зарплатой! Кстати, заявки принимаются из всех городов России, обучение может проходить дистанционно. Работать потом также можно на удалёнке или в одном из 10 городов, где есть офисы IBS.

  • Сразу после выпуска ускоренца ждут крупные проекты от заказчиков с громкими именами. У IBS широкий продуктовый портфель: нефтяная промышленность, социальная сфера, финтех, производство и ещё много всего. Так и работать интереснее, и для портфолио полезно.

  • Любителям учиться: в IBS можно продолжать образование даже после «Ускорения». В компании есть «Среда развития» — целый учебный центр с кучей опций.

  • Наконец, приятные бонусы: йога, клуб английского, лекции и мастер-классы топовых тренеров и экспертов.
Ещё раз ссылка на все программы курса «Ускорение»: подробно расписана каждая из них. Помимо «Ускорения» у IBS есть курс «Старт» для стажёров и «Перезагрузка» для желающих кардинально поменять специальность в IT.
Если у вас остались вопросы об «Ускорении» или вы хотите обсудить другие программы центра IBS «Технодром», пишите комментарии — на них ответит специалистка по набору ускоренцев Галина Афанасенко.
IT-специалисту с уровнем где-то между junior и middle уже хватает уверенности для самостоятельного решения задач. Такой специалист, подобно лётчику-испытателю, готов к полётам в атмосфере. Другое дело — глубокий айтишный космос, где вращаются крупные коммерческие проекты, баги налетают зерг-рашем, а HAL 9000 втихую планирует уронить сервер.

Компании IBS, как и всем, нужны состоявшиеся специалисты. Но рынок IT-образования не выдаёт их в достаточном количестве. Поэтому в IBS собрали свой курс для интенсивного дообучения айтишников и назвали его «Ускорение».

Спецы IBS говорят, что «Ускорение» основано на реальных принципах, которые применяются в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. По заданию Хабра я, @sillywizard, побольше разузнал о курсе — чтобы проверить, работают ли романтизированные космические принципы в условиях приземлённой IT-бытовухи.

Чем IBS не устроили выпускники онлайн-курсов

Это трудно заметить на первый взгляд, но «Ускорение» не образовательная онлайн-платформа по типу «войти в айти за три месяца». Начну с того, что вход в IT они вообще никому не обещают. В «Ускорение» могут попасть только действующие айтишники, которым нужен карьерный буст. Это люди с другими потребностями, и обучение им требуется другое.
Второе важное отличие от онлайн-платформ: «Ускорение» — это бесплатный курс, IBS на нём не зарабатывает. Компания целенаправленно готовит специалистов под себя, а не оказывает образовательные услуги. Для участников программы в этом тоже есть профит: с первого дня все попадают в штат и получают зарплату.
Так зачем же IBS собственный курс и почему они отказались от популярных онлайн-школ?
Заметьте, мне никто не сказал, что в онлайн-школах учат плохо. Нет, по мнению IBS, там вполне сносно дают академические знания. Но применить их на практике сложно из-за того, что знания эти унифицированные, максимально общие для всех. Выпускник онлайн-школы — это не специалист, а скорее хорошая заготовка для специалиста. На боевом проекте работать с таким человеком опасно, его знаний внезапно может не хватить в самых элементарных вещах. Например, база данных не та, которую давали на курсе, или не та среда разработки — и всё, новичок поплыл.
Спецов из онлайн-школ приходится отправлять на долгосрочную стажировку, чтобы они набрались практического опыта. Из-за этого подключать выпускников онлайн-платформ к реальным проектам долго и затратно. Так много приходится давать, что добавь ещё немного теории и получишь полноценный образовательный курс. И зачем тогда привязываться к существующим онлайн-платформам? Можно же сделать свой курс, который изначально будет заточен под реальные проекты компании.
Не только это привело IBS к «Ускорению». Помимо выпускников онлайн-университетов, они приглядывались также к начинающим специалистам из региональных IT-компаний. Казалось бы, у таких сотрудников есть и реальный боевой опыт, и нужная теоретическая база. Но и тут компания столкнулась с трудностями.
Во-первых, выйти на специалистов из регионов не так-то просто. Некоторые никогда не публиковали резюме на HH или Хабр Карьере, до них можно дотянуться только через локальный рынок. Во-вторых, всё-таки есть разница между работой в небольшой фирме и в крупной компании типа IBS . Работать в большой компании — это отдельный навык. Получается, некий онбординг-курс требуется даже опытному специалисту.
Работа в IT правда похожа на покорение космоса, поэтому за основу авторы курса взяли принципы космической подготовки. Естественно, их переосмыслили, а не просто скопировали: вряд ли айтишникам как-то помогут занятия на центрифуге
Тут пазл и сложился: в IBS поняли, каким должно быть «Ускорение». Популярные образовательные платформы — это университеты, где студентам дают большую теоретическую базу, а нужен был скорее практикум, после которого специалиста можно без опаски подключать к сложным проектам, даже если масштабы задач действительно космические.

Принцип #1: не всех берут в космонавты

Чтобы пройти отбор в Центр подготовки космонавтов, кандидат должен быть специалистом или магистром инженерной, научной или лётной специальности (так написано в официальных требованиях Роскосмоса и Центра подготовки космонавтов имени Гагарина. — Прим. ред.). Бакалавры сразу пролетают мимо космоса. Плюс нужен опыт работы по специальности не меньше трёх лет, новички тоже мимо. Считается, что с таким бэкграундом успевают сформироваться минимальные навыки, на базе которых человек может стать космонавтом.
Очевидно, профессиональные навыки формируются не за одну неделю и даже не за месяц. И конечно, за один курс человек может получить прикладные знания, даже выработать умение, но никак не навык. Поэтому и допускать к программе следует только тех кандидатов, у которых базовые навыки уже есть.
Скажем, если фронт-разработчик не умеет в CSS, HTML, Git, React, он не пройдёт отбор на «Ускорение». Возможно, получит приглашение на одну из стажировочных программ: там требования ниже и на входе, и на выходе.
Полный скилсет под разные специальности можно посмотреть на сайте, а базовые требования к участникам выглядят так:
  • тестировщик — от полугода работы;
  • разработчик (frontend, backend) — от года работы;
  • разработчик DWH — от двух лет работы;
  • консультант 1С — от полутора лет работы.
Бэкграунд кандидата на входе оценивается с трёх сторон: в личной беседе с рекрутером, с помощью технических тестов и иногда на встрече с экспертом.
Здо́рово, если у человека есть информативное резюме, а ещё лучше — резюме с портфолио. Любой формат подойдёт, можно даже просто прислать ссылку на репозиторий.
А вот где учился и работал кандидат до «Ускорения», не так уж важно. Именитые вузы и компании могут стать дополнительным преимуществом, но никак не определяющим фактором при отборе. Главное здесь — умения и навыки.
Моё мнение
Понятно, что в космонавты отбор жёстче. Но если сравнивать с теми же онлайн-школами, бэкграунд на входе в «Ускорение» правда требуется серьёзнее — и это хорошо. Я не очень доверяю курсам, на которые пускают всех. Как в обычной школе: основное внимание учителя́ уделяют отстающим. Поэтому в группах с цензом на входе учиться полезнее — средний уровень подготовки выше.

Принцип #2: нет теории без практики

Подготовка космонавтов комплексная: фундаментальная и прикладная теория (от основ медицины и астронавигации до устройства корабля), hard и soft skills (от стыковки со станцией до ведения репортажа на камеру). Всему этому в Центре подготовки учат с использованием многочисленных тренажёров и стендов, имитирующих реальные условия. Обучение строится на огромном количестве повторений и дублирующих тестах, чтобы довести навыки до автоматизма и прочно вбить знания в подкорку. Вся подготовка занимает около двух лет.
Программы «Ускорения» длятся не так долго, всего около месяца. Поэтому многократные повторения и проверки здесь, увы, недоступны. Но кое-что создатели всё же переняли: обучение в неразрывном формате «теория + практика» и имитацию реальных условий.
Как устроено обучение:
  • Программа модульная, в каждом модуле даётся теория по конкретному направлению и тут же практические задания для закрепления.

  • Трек формируется индивидуально под каждого участника, обязательных к прохождению модулей нет — всё зависит от стартовых навыков сотрудника.

  • Теория по большей части идёт в формате видеолекций.

  • Практические задания имитируют коммерческие проекты, созданы на базе реальных кейсов и по нагрузке (сроки, требования) максимально приближены к боевым условиям.

  • Точки самоконтроля + ревью от наставника по всем практическим заданиям. Для фидбэка по курсу и корректировки обучения проводятся регулярные онлайн-встречи с наставниками.

  • По итогам каждого модуля проводится промежуточное тестирование, по завершении всей программы — итоговая аттестация.
Ещё каждый «ускоренец» оценивается по обратной связи с наставником. Если наставники и кураторы отметили прогресс и подтвердили компетенции сотрудника, его переводят в боевой режим.
Все наставники — практикующие специалисты, эксперты компании IBS. Их количество зависит от конкретной программы: чем больше даётся разных практик, тем больше экспертов разного профиля нужно для обучения.
Теория на курсе — это не теория чисел, тервер или матанализ. Это, конечно, полезные знания, но нужны они по факту 5 % разработчиков: редким программистам-математикам, работающим в R&D
Большинство специалистов задействованы в разработке для бизнеса, поэтому и теория нужна прикладная. Например: как разрабатываются системы, какие фреймворки актуальны, из чего они состоят и так далее.
Ещё раз: никаких иллюзий. Не требуется, чтобы ускоренцы за месяц научились применять новые знания на автоматическом уровне. Достаточно, чтобы человек научился решать новые для себя задачи и при этом мог объяснить каждый свой шаг. Уже в дальнейшем, на коммерческих проектах, он доведёт новоприобретённое умение до крепкого навыка.
Моё мнение
Все курсы обещают баланс между теорией и практикой, но на деле совместить их сложнее, чем кажется. Реальные проекты дают опыт как бы по кусочкам. Всегда остаются сферы, в которых специалист если и подкован, то только теоретически, — нужны годы, чтобы кусочки практики сложились в цельную картинку. С другой стороны, IBS и не предлагает всеобъемлющую подготовку за месяц — курс готовит спецов, заточенных только под текущие проекты компании.

Принцип #3: формирование команды

Будущие космонавты проходят так называемую пробу на выживаемость (это выражение действительно используется космонавтами и часто встречается в мемуарах. — Прим. ред.). Группу с минимальным снаряжением и припасами забрасывают в недружелюбную локацию, например в пустыню, в горы, в тайгу или даже на открытую воду. Задача — выжить, добраться до лагеря врачей и экзаменаторов. Тут важно уметь планировать, правильно распределять силы и ресурсы, оценивать риски. И всё это делать в команде, не забывая про общие интересы и цели.
Командная работа — очень важный навык, недоступный в типичных программах онлайн-университетов. В программах «Ускорения» командная работа предусмотрена, пусть и не в такой экстремальной форме, как у космонавтов.
Несмотря на обучение в онлайн-формате, все ускоренцы находятся в едином информационном пространстве. Общая система дистанционного обучения, группы в мессенджерах, на некоторых направлениях есть даже групповые учебные проекты. Например, когда фронт, бэк, аналитик и девопс вместе решают общую задачу.
По окончании программы сотрудника включают в реальную проектную команду. Она никак не привязана к наставникам, человека распределяют туда, где его умения принесут компании максимум пользы. Там ускоренец встречается с разными методологиями и разными людьми — для лёгкого вхождения в коллектив нужна гибкость. Особенно специалистам, которые в будущем будут подключаться к командам на стороне заказчика.
При распределении по командам учитываются личные качества человека. Условия в IBS всё-таки не такие суровые, как на борту космического корабля, поэтому нет резона кидать сотрудников в заведомо стрессовые для них обстоятельства. Конечно, компания не может гарантировать лёгкий вход в команду, но старается максимально смягчить этот процесс.
Моё мнение
Сделать полноценную команду — задача сложная, поэтому без ухищрений никак. Космонавтов забрасывают в опасную среду, солдаты в учебке объединяются на почве ненависти к инструктору. Я не заметил, чтобы IBS искусственно создавали негативные факторы, которые объединяли бы людей. Наверное, этого и не нужно — всё-таки IT не космонавтика, индивидуалисты здесь выживают с комфортом. Главное, что навыки общения с командой всё-таки формируются.

Принцип #4: психологическая подготовка и мотивация

Космонавтов к космической рутине специально готовят в замкнутых пространствах. Для этого их запирают на три дня в сурдокамере — почти без сна, с искусственным освещением и звукоизолированными стенами. И напротив, время от времени проводятся упражнения с имитацией внештатных форс-мажоров, когда нужно думать и действовать очень быстро.
Похожие моменты есть и в «Ускорении». В практические упражнения специально включены и рядовые, скучные задания, и головоломки «со звёздочкой». Первые — как сурдокамера для космонавтов: ничего интересного в них нет, зато они тренируют терпение и выдержку. Вторые — как форс-мажор: сложная задача с неочевидным решением. Важно, чтобы в будущем сотрудник одинаково качественно справлялся и с интересными вызовами, и с рутиной.
Однако в плане психологической подготовки IBS по большей части расходится с Центром подготовки космонавтов. Всё же будущие космонавты учатся на пределе возможностей, а для IT важно сохранить человека в ресурсном состоянии.
Выше я уже говорил про гибкость, в этом пункте логично продолжить мысль. IBS внимательно следит за soft skills участников на протяжении всего обучения: если человек замалчивает проблемы, не просит помощи и поэтому срывает дедлайны, это сразу привлекает внимание. Можно предположить, что и в работе он будет вести себя так же. Только тогда сорвётся не учебный проект, а коммерческий — со всеми вытекающими последствиями для компании.
При этом IBS ни в коем случае не рубит сплеча, а, напротив, старается сглаживать все острые углы. Компании важно донести свои ключевые ценности: доверие к сотрудникам, уважение к мнению каждого и персональную ответственность за то, что делаешь. Они выступают за открытый диалог и даже в случае проколов не ставят крест на учащемся, а наоборот, включаются в процесс ещё сильнее и помогают влиться в работу.
Причём это касается не только ускоренцев, но и всех сотрудников IBS. При любом дискомфорте в обучении или работе диалог может инициировать и сотрудник, и босс.
Даже если всё хорошо, раз в полгода обязательно проходит плановая встреча. На ней корректируют разные мелочи или просто убеждаются, что всё идёт как надо
Пожалуй, самое обидное в космической подготовке то, что даже успешное прохождение курса не гарантирует полёта в космос. Может забраковать врачебно-экспертная комиссия, может не найтись места в конкретной программе. Нужно трезво оценивать возможности и при этом сохранять внутреннюю мотивацию, чтобы продолжать заниматься космонавтикой, несмотря ни на что.
И в IT могут случаться неприятности. Например, человек разочаровался в своей специальности или просто выгорел. Но на это тоже есть ответ. Например, внутренняя ротация — когда сотрудник переходит на новое, более интересное для него направление, а компания сохраняет ценного специалиста и расширяет его компетенции. На одних направлениях ротация происходит легче, например из бизнес-аналитика довольно просто стать техническим аналитиком. На других такой переход сложнее. Но в любом случае всё обсуждаемо.
А если рутина добила до выгорания, есть опция взять длительный отпуск с сохранением рабочего места, так называемый саббатикал (от иудейского «шаббат»). Можно отдохнуть как следует и вернуться в команду.
Моё мнение
Всё-таки здесь принципы космической подготовки не очень удачно ложатся на IT. Как я понимаю, у космонавтов психологическая подготовка в большей степени направлена на отбор, чем на адаптацию. В космос отправляются только люди с устойчивой психикой, а подготовка лишь слегка дополняет природные особенности. В IBS же именно адаптируют разных людей к работе в компании — это совершенно другой процесс.

Сладкие плюшки тюбики на десерт

Есть в суровой космической подготовке и приятные моменты. Например, дегустация космического меню во время предполётной подготовки. В «Ускорении» и последующей работе в IBS тоже есть плюшки, о некоторых я уже говорил по ходу рассказа, а напоследок соберу их все вместе:
  • Бесплатное обучение и трудоустройство с первого дня программы. Ещё и с конкурентной зарплатой! Кстати, заявки принимаются из всех городов России, обучение может проходить дистанционно. Работать потом также можно на удалёнке или в одном из 10 городов, где есть офисы IBS.

  • Сразу после выпуска ускоренца ждут крупные проекты от заказчиков с громкими именами. У IBS широкий продуктовый портфель: нефтяная промышленность, социальная сфера, финтех, производство и ещё много всего. Так и работать интереснее, и для портфолио полезно.

  • Любителям учиться: в IBS можно продолжать образование даже после «Ускорения». В компании есть «Среда развития» — целый учебный центр с кучей опций.

  • Наконец, приятные бонусы: йога, клуб английского, лекции и мастер-классы топовых тренеров и экспертов.
Ещё раз ссылка на все программы курса «Ускорение»: подробно расписана каждая из них. Помимо «Ускорения» у IBS есть курс «Старт» для стажёров и «Перезагрузка» для желающих кардинально поменять специальность в IT.
Если у вас остались вопросы об «Ускорении» или вы хотите обсудить другие программы центра IBS «Технодром», пишите комментарии — на них ответит специалистка по набору ускоренцев Галина Афанасенко.

Комментарии (0)