Привет, Хабр! Я Юрий Ковальский, сооснователь сервиса ПроПрофи — отзовика для людей, прошедших онлайн-курсы. Среди моих профессиональных интересов — изучение критериев успешности онлайн-школ. Один из таких критериев тщательно скрывается всеми предпринимателями в edtech — это процент студентов, завершивших обучение. А ведь эта метрика, согласитесь, важнее, чем количество купивших курс. Она говорит об удовлетворенности обучением, что в долгосрочной перспективе влияет не только на бизнес-показатели конкретной школы, а на весь рынок в целом.

По исследованию “Барометра онлайн-образования” только 20% российских онлайн-школ могут похвастаться тем, что до конца их курса или программы доходят 71-100% учеников. В среднем до конца программы купленного курса доходят всего 59% студентов. 

Почему ученики бросают купленные курсы

Моя экспертиза основана на изучении отзывов реальных клиентов онлайн-школ на нашей платформе, а также на общении с владельцами онлайн-школ.

Распространённые проблемы, с которыми сталкиваются студенты:

  1. Слишком плотный график учёбы, ученики по разным причинам не укладываются в дедлайны с домашними заданиями.

  2. Слишком сложный материал или недостаточно раскрыта тема. Не хватает поддержки куратора и экспертов в предоставлении обратной связи, от чего ученик себя чувствует брошенным.

  3. Ожидания о профессии / курсе / темах обучения / методах преподавателей не совпали с реальностью. 

А вот несколько рекомендаций от онлайн-школ, которые смогли удержать большое количество студентов:   

  1. Работайте с мотивацией на всех этапах обучения.

    Как правило ученикам требуется поддержка в начале, чтобы эффект от первого и второго домашнего задания был: “Я молодец”! В середине, когда ученик уже устал от интенсивной учебы, которая требует постоянной самоорганизации. В конце, когда важно напомнить цели, которые студент ставил себе, и что они уже совсем близко. Также одним из вариантов оказания поддержки студентов является встреча с психологом на разных этапах обучения.

  2. Нужно организовать процесс так, чтобы студенты очень быстро получали ответы на возникающие в ходе работы вопросы. 

    Оценивайте своих кураторов и экспертов по скорости и качеству ответов на следующие группы вопросов:

    • связанные с образовательным процессом: сроками, датами, учебными планами;

    • с недостатком времени или дисциплины;

    • с затруднением в решении задач.

    Студенты теряют мотивацию учиться, если не могут оперативно получить помощь и обратную связь.

  3. Собирайте обратную связь о том, как студенты на самом деле усвоили материал.
    Среди учеников могут быть молчуны, которые не поняли материал, но надеются разобраться позже или стесняются переспросить эксперта. Ещё они могут по разному оценивать уроки: для одних тема кажется слишком лёгкой, для других слишком сложной.

    Формат таких опросов может быть любой: google-формы, персональные вопросы от куратора, устные.

    Важно постоянно работать со студентами, поощрять отзывы и вопросы — их мнения помогут наладить работу.

  4. Принимать оперативные решения и корректировать процесс обучения по возможности.
    Группы студентов бывают очень разные: кому-то хватает базовой поддержки и материалов, а есть группы, в которых требуется особый подход. Например, некоторым нужны частые устные консультации с куратором. Тут важно, с одной стороны, придерживаться рамок, чтобы это не перешло в индивидуальное обучение для каждого желающего: иначе эксперты начинают выгорать. С другой — закрыть все потребности студентов. Кому-то помогает чёткий график консультаций, кто-то нанимает дополнительно экспертов.

Резюмирую

Отвечая на вопрос в заголовке этой статьи, хочется сделать две оговорки. 

Во-первых, культура онлайн-образования в России ещё только формируется. По данным исследования “Нетологии” и “Юкассы” всего 8 процентов российских интернет-пользователей учились чему-либо через интернет. У людей пока нет понимания, что такое онлайн-обучение, что оно всегда требует хороших навыков самоорганизации. Не случайно, в большинстве онлайн-школ такой упор на работу тьюторов и кураторов для студентов. Ученики, не готовые к серьёзным нагрузкам, будут отваливаться в процессе учёбы всегда. 

Во-вторых, есть очень много студентов, которые считают, что им всё должны преподносить на блюдечке и кланяться в ноги, раз уж они заплатили деньги. Я думаю, эти люди находятся в “детской” позиции: им все должны по первому требованию помочь, объяснить, а лучше сделать всё за них. Зачастую они больше всех жалуются, что рядовые сотрудники не могут сию секунду решить их вопрос, наводят в общем чате панику, а потом пишут публичные отзывы в духе “обман”, “лохотрон”, “ужас”. С такими расставаться не жалко.

С остальными надо работать: улучшать продукт, налаживать обратную связь, помогать и мотивировать. 

Комментарии (7)


  1. pyrk2142
    05.05.2022 18:15
    +4

    Распространённые проблемы, с которыми сталкиваются студенты:

    1. Слишком плотный график учёбы, ученики по разным причинам не укладываются в дедлайны с домашними заданиями.

    2. Слишком сложный материал или недостаточно раскрыта тема. Не хватает поддержки куратора и экспертов в предоставлении обратной связи, от чего ученик себя чувствует брошенным. 

    3. Ожидания о профессии / курсе / темах обучения / методах преподавателей не совпали с реальностью. 

    Возникает вопрос, а где самая распространённая причина «Курс полное дерьмо»? «Ожидания не совпали с реальностью» - это про ситуации, когда ты купил курс по Питону, чтобы использовать его в тестировании, а автор курса больше рассматривал направления анализа данных. А если плохоговорящий, непрофессиональный автор из конторы третьего эшелона на плохую камеру записывает какие-то видео по бумажке - этот курс дерьмо.

    Не надо стесняться говорить о проблемах. Если вы хотите, чтобы все курсы воспринимались как продукты инфоцыган по выкачиванию денег за плохие материалы - продолжайте рассказывать о том, как у людей не сходятся ожидания с реальностью, как не хватает помощи наставника, как нужна геймификация и чаты.

    Если же вы хотите, чтобы курсы воспринимались хоть как-то серьезно, то первым делом надо согласиться, что значительная часть из них ужасны. И что есть платформы с курсами, которые держат ужасные курсы только потому, что надо грести деньги, побольше денег.

    А мягкие формулировки и сожаления давайте оставим маркетологам платформ, которые продают пустые курсы а потом говорят, что им очень жаль, что курс не подошёл.


    1. ProProfi Автор
      06.05.2022 00:03

      Верно, ужасных курсов немало. Наверно какой-то процент дерьмовых продуктов есть в любой отрасли: есть псевдобанки, псевдостраховщики, псевдописатели. Эта проблема вряд ли когда-нибудь совсем исчезнет, потому что всегда будут находится люди, чья цель -- быстро срубить бабла. Как на них повлиять? Ну, вот наверное если про них будут рассказывать люди, которые обожглись. И если другие люди, которые только собираются занести им денег, не будут ленится и будут изучать информацию о таких "конторах", читать о них отзывы, хочется надеяться, что тогда дерьмовых курсов будет значительно меньше.

      В этой статье мы скорее хотели помочь нормальным онлайн-школам. Те, кто пришел на рынок "грести деньги на третье сортном контенте", вряд ли сунуться читать статьи о том, как им улучшить показатели по прохождению курсов до конца. Свою задачу они выполняют, когда им на счёт деньги поступают. Качество, как вы верно заметили, их не интересует.


      1. pyrk2142
        06.05.2022 01:17

        Тут я согласен, что нормальные школы могут быть весьма заинтересованы в том, чтобы улучшить процесс прохождения курсов. Но и им есть смысл помнить, что даже при благих намерениях руководства могут пролезть сомнительные преподаватели, особенно если вознаграждение для авторов и ведущих курсов на этих платформах хорошее. Кривые пересказы документации пролезают на тренинги даже на профильных конференциях, хотя казалось бы, что там тренинги - не основной источник денег (но довольно значимый).


  1. Leonimed
    05.05.2022 19:14
    +3

    К сожалению, прекрасный специалист не факт что будет прекрасным преподавателем. И наоборот.

    А вот по онлайн школам у меня сложилось мнение, что они совмещают оба пункта. Не очень специалист и преподаватель. Почему? Потому что время качественных специалистов стоит дорого, а владельцы онлайн школ заинтересованы в получении максимальной прибыли, а не в уровне образования. Вы пришли, прошли курс и все. Деньги с вас получены, а усвоили вы или нет уже не важно.

    Из за такой политики количества страдает качество обучения(больше участников за меньший отрезок времени). По существу один человек может качественно обучить группу на 6-8 человек. Если количество выше......вы уже будете максимум лектором, а ваши ученики самообучающимися.


    1. ProProfi Автор
      06.05.2022 00:30
      -1

      Да, есть такое мнение, что хороший специалист не может быть хорошим преподавателем -- и наоборот. Но это спорный момент, потому что часто это сложно оценить: мы все субъективны в оценках. А вот про уровень образования и про то, что все заинтересованы в получении максимальной прибыли -- ну, согласитесь, не всё так однозначно. Нормальные онлайн-школы, которые играют в долгую (не однодневки, как в примере из предыдущего комментария), заинтересованы в том, чтобы качество их курсов было выше, чем у конкурентов. Их педагоги --- их лицо, часто они публичные личности и им самим не выгодно, чтобы о них потом говорили, как о плохих преподавателях. И если у потенциального студента вызывает сомнение какой-то педагог, насколько хорошо или плохо он отработал тот или иной курс, можно поискать отзывы о нём. Но если у вас есть конкретные примеры, расскажите, пожалуйста.

      Про количество людей в группах. Конечно, чем меньше людей, тем больше времени будет уделяться каждому ученику. Но это в идеале. Все равно все сильно зависит от конкретного курса и формата обучения. Если формат: предзаписанные лекции и самообучение, то какая разница, сколько человек. А если вам важно, чтобы была плотная работа с педагогом на протяжении всего курса, то этот момент лучше прояснить до того, как вы оплатите этот курс.


  1. r2d
    06.05.2022 10:20

    Есть так же много моментов которые отпугивают. На своем примере расскажу, искал я курсы для себя, что бы обновить знания или вдруг чего нового узнаю. Так перебрал кучу школ везде просят персональные данные и телефон, а потом начинают "задалбывать" звонками - "вы мол интересовались, а почему не приобрели у нас и скидка есть действует для вас и только сегодня". И все как один, по шаблону названивают. В итоге впечатление негативное.


  1. SpectrumOS
    06.05.2022 10:24

    Знаю пару человек, которые бросали курсы по причине "В рекламе обещали, что за месяц я сделаю три сайта, нейросеть, бота в телеге, научусь строить космический корабль из лапши и смогу победить королеву личей, а по факту за месяц я научился делать задания по шаблону без понимания того, что я делаю"