Когда переехал не помню,
Наверное был я бухой. 
Мой адрес не дом и не улица —
Мой адрес сегодня такой… 
WWW! Ленинград! Spb точка ru!

Нетленочка Ленинграда


Есть такие термины и сущности за ними, которые когда-то задумывались как что-то исключительно классное и полезное, а в итоге скатились в теорию, бюрократию или в небытие. Начинает и выигрывает в этом ряду, конечно, «цифровая трансформация», которая магическим образом делает тошным любой доклад, скучной — любую статью и пресным — любое обсуждение. Но мы сегодня решили смахнуть паутину (каков каламбур!) с понятия информационного общества, а заодно разобраться, живём ли мы в нём, в чём его промахи и бонусы, где оно сейчас и что дальше. 

Наше общество — информационное? Какая роль в нём у каждого из нас? А метавселенные — это информационное общество, его новый этап или что-то совершенно другое? Это только малая часть вопросов, которые задаёт себе современная IT-сфера в ключе информационного общества. И как всегда, в этих вопросах — перекос в сторону виртуального мира и новых моделей поведения. А между тем, мы до сих пор не побороли разрыв технических скилов в мире, не научили искусственный интеллект бороться с несчастной и болезненной старостью (мы вообще не особо много чему его научили), не смогли гармонично и своевременно использовать технологии во всех сферах жизни и деятельности. Человечество вступило в информационный век, оставив сознание века паровых машин — мы просто не успели за чудесами. Или нет?

Что такое информационное общество?


17 мая — международный день электросвязи и информационного общества. За связь (радио, электро, не электро…) мы уже отпили своё ровно десять дней назад, увольте повторить — а вот поговорить об информационном обществе и правда очень интересно. Особенно на Хабре. Особенно в сложившемся пространственно-политико-экономико-временном континууме. 

Итак, почему ООН придумало такой день и чем он настолько важен, что вне зависимости от исторического фона каждое 17 мая крупнейшие издания мира нет-нет, да поднимут вопрос для обсуждения?

Вот что гласит об этом дне официальная информация на сайте ООН:
Цель Всемирного дня электросвязи и информационного общества состоит в том, чтобы способствовать повышению уровня осведомлённости о возможностях, которые может принести обществам и странам использование Интернета и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также о путях преодоления «цифрового разрыва».
17 мая отмечается годовщина подписания первой Международной телеграфной конвенции и создания Международного союза электросвязи. Всемирный день электросвязи празднуется ежегодно с 1969 года, с 2005 года он получил дополнение «…и информационного общества» — в ноябре 2005 года Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества призвала Генеральную Ассамблею ООН объявить 17 мая Всемирным днём информационного общества, с тем чтобы подчеркнуть важность ИКТ и сосредоточить внимание на широком спектре относящихся к информационному обществу вопросов.

Ежегодно для этого дня выбирается наиболее актуальная и серьёзная тема, связанная с функционированием ИКТ в мире — она является ключевой и обсуждается в рамках СМИ и специальных мероприятий — прим. авт.

Определимся с понятиями. ​​Мне больше всего пришлось по душе и уму определение, данное IBM Community Development Foundation:
Информационное общество — это общество, характеризующееся высоким уровнем информатизации повседневной жизни большинства граждан, организаций и рабочих мест; за счёт использования общих или совместимых технологий для широкого спектра личных, социальных, образовательных и деловых задач, а также за счёт способности быстро передавать, получать и обмениваться цифровыми данными между точками независимо от расстояния.
Нудновато, поэтому выделим из определения главное: информационное общество = много информатизации + использование технологий для решения конкретных задач + нормальное качество и скорость передачи данных. И если с первым и последним у нас и в мире в целом относительно ничего (опять же, исключая цифровой разрыв и крайности), то с решением конкретных задач — беда. Человечество до сих пор не научилось использовать технологии для точных прикладных целей, решать вопросы исключительно рационально и выстраивать не только IT-инфраструктуру компаний, но и IT-инфраструктуру целого общества. Ну то есть совокупность части социума со смартфонами и ноутбуками, имеющими выход в интернет, — ещё далеко не информационное общество, хотя, как ни парадоксально, важная часть его ядра.

Наше общество скорее информационно осознанное: 

  • мы понимаем важность информационных технологий
  • разработаны и созданы пользовательские гаджеты любого уровня и под любую потребность
  • сложился целый слой профессионалов в сфере ИТ
  • пожилое поколение больше не живёт вне информационного поля

Но тем не менее его нельзя назвать информационно грамотным. И здесь я не о своих студентах, которые в 2019 году спрашивали, как завести электронную почту (гуманитарии), не о пожилых, которым сложно настроить современный смартфон, не о тех, кто по какой-то причине вынужден взрослеть без единого гаджета. Речь идёт о людях, которые неспособны использовать информационно-технические инструменты для решения возникающих проблем. Причин этому несколько.

  • Сложный, запутанный интерфейс (UI) пользовательских приложений, влекущий за собой дурной опыт пользователя (UX). Этим страдают многие сайты государственных органов и органов власти: до сих пор проще дойти до учреждения, чем справиться с заполнением всех форм и получить в конце сброс всех данных. К счастью, ситуация начинает исправляться. И да, это касается не только российских сайтов, такое творится практически в любом госсекторе.
  • Сервис остаётся обслуживающим, а не партнёрским: клиент (пользователь, абонент) получает услугу, но не обучается и не получает новый опыт. Таким образом, он остаётся лишь пользователем услуги, заказчиком и при этом не может справиться с мало-мальской мелочью.
  • Трудный переход от стандартов недавнего прошлого к новым технологиям — вот это как раз характерно для России и ex-СССР: до сих пор часто встречаются проблемы с переходом на безбумажный документооборот, с освоением корпоративного программного обеспечения и даже частных приложений (которые устанавливаются и не используются). 
  • Недоверие технике и компьютерам: чисто ментально человеку трудно поверить технике, особенно если нельзя проверить результат (привет сайтам без подтверждения действий). В этом плане выигрывают мессенджеры, которые имеют однозначную индикацию: доставлено, получено, прочитано.
  • Привычка, привязанность пользователя к отдельной экосистеме значительно ухудшает взаимодействие с программами и интерфейсами за пределами привычного окружения (Обратите внимание на своих родителей или бабушек: они нередко считают, что ВК, YouTube или Яндекс — это и есть весь интернет, отсюда и особенные шаблоны использования. Точно так же даже продвинутые ребята тяжело «переползают» с одной социальной сети в другую или даже с одного рабочего окружения на другое — например, с Битрикс24 в Salesforce). Причём в случае использования одной-единственной платформы непродвинутым пользователем цифровой разрыв только усугубляется.

А между тем, проблем много


▍Кибербезопасность


Кибербезопасность — основная проблема информационного общества и вообще любой системы, связанной с информационными технологиями. С ней сталкиваются частные пользователи, бизнес, крупные корпорации, правительства, НКО и всё сразу. В современном мире нельзя быть спокойным ни за целостность информационных систем, ни за данные, ни за чувствительную информацию — информационная безопасность стала основным компонентом личной, корпоративной и национальной безопасности. Информационное общество — это общество рисков и кризиса доверия: мы боимся передавать информацию операторам данных, коммерческие компании и платформы изыскивают способы заполучить данные о действиях пользователей, многочисленные хакеры, мошенники и злоумышленники оттачивают мастерство, чтобы фишингом, взломом и методами социальной инженерии получить свою выгоду либо похитить данные и деньги.

Кажется, состояние информационной безопасности в обществе можно оценить на 2 из 5: кто-то перегибает палку и осторожен до паранойи, а кто-то не стесняется громко диктовать номер карты CVV код. В общем и целом этот дисбаланс подрывает доверие к основам информационного общества.

▍Цифровой разрыв


Цифровой разрыв — вторая по важности проблема. Пользователи имеют очень разный уровень владения гаджетами, разные скорости доступа в интернет, разные возможности доступности гаджетов, контента, коммуникаций в сети. Сверхинформатизированное общество не просто противопоставлено, оно иногда соседствует с обществом без автоматизации и информационных технологий (например, это могут быть ортодоксально-религиозные люди, семьи патриархального типа, небогатые и/или экономные люди и т.д.). Достижение цифрового равенства — важнейший социальный вызов, с которым в том числе должны работать государственные институты (и подвижки в этом есть: например, к ним относится выделение пула сайтов с бесплатным доступом, так называемых социально значимых интернет-ресурсов). К сожалению, сам социум неспособен преодолеть цифровой разрыв, хотя каждый из нас может сделать что-то в этом направлении: подарить старый ноутбук или смартфон нуждающейся семье, обучить пожилых родственников и соседей пользованию основными сервисами, создать классное и удобное приложение.

За преодоление цифрового разрыва человечеству можно ставить 3 и даже 3+, хотя бы за осознание и стремление решить проблему.

▍Возрастающий информационный поток


Много информации — очень круто, у человечества ещё никогда не было столько разнообразного контента, стольких каналов связи и общения. Непрерывное нарастание информационного потока — огромное давление на психику и мышление современного человека. В поступающей информации сложно ориентироваться, теряется критичность восприятия, мозг перестаёт отдыхать, а затем «устаёт» и перестаёт воспринимать и запоминать сложные блоки внешней информации. В современных условиях не срабатывает даже цифровая гигиена: тревожные новости, реклама, новости друзей, ленты социальных сетей и проч. буквально лезут на наши экраны всех разрешений. 

За количество и готовность делиться информацией нашему обществу можно ставить твёрдую 5, а вот за умение фильтровать, обрабатывать, интерпретировать и главное отвечать за собственный контент — 3 с минусом.

▍Цифровое наследие


Пренебрежение к информации — ещё один тревожный симптом. Мы получаем важные данные, знания, полезный контент и просто потребляем их, даже не пытаясь как-то преобразовать, сохранить и передать не то что новым поколениям, а даже своим современникам. Скажу больше: мы создаём ценную информацию и оставляем её на совести виртуального мира. Представьте, сколько ценности в Википедии, на Хабре, на Медиуме, в стандалон-блогах талантливых людей и профессионалов, сколько стихов и музыки создано только в электронном виде — и какая часть этой информации будет доступна не через сто, а буквально через 20–30 лет? Пока не создано сверхнадёжных и ёмких носителей, петабайты действительно талантливого человеческого труда под угрозой. 

Мы так и не нашли эффективную форму цифрового наследия и с огромной лёгкостью относимся к тому, что создаёт человеческий ум. Общество без наследия мертво — так же, как и общество без истории. Здесь пока твёрдая 2 и огромная надежда на инженеров и учёных, которые решат проблему не только хранения и передачи, но и последующего долгосрочного воспроизведения цифровой информации. 

▍Отключение от сети


Отключить человека так же невероятно легко, как и втянуть в мир информационных технологий, причём принять решение могут и государства, и корпорации, и просто другие люди. Пожалуй, это самая острая проблема информационного общества — и плохо, что её решают либо фрагментарно, либо странно (китайская модель). В момент возможного отключения человек теряет слишком много: друзей, общение, работу и наработки, связи и увлечения. Это настолько опасно, что может приводить к самым неожиданным социальным последствиям.

Но и это не самое страшное. Всё наше информационное общество зависит от электрических сетей, а значит, кроме всего прочего, от природных катастроф и катаклизмов, от солнечной активности и состояния космоса. И мы до сих пор не нашли по-настоящему надёжные и эффективные механизмы борьбы со стихией и её пагубными последствиями. Сейчас это звучит несколько надуманно и фантастически, но изменения климата могут сыграть злую шутку с ультратехнологичным человечеством.

▍Мини-пример (основан на реальных событиях, персонажи вымышлены)


Хотите, расскажу об информационном обществе на примере здравоохранения? Берём обычный российский город М. Граждане могут зайти на госуслуги и записаться к врачу, получить электронную очередь в платной клинике на МРТ, записаться к стоматологу, сделать анализы и получить результаты через личный кабинет на сайте лаборатории. В клинике или больнице, куда человека направят, есть оборудование, компьютерные системы, сложные технологии, скоростные способы восстановления и реабилитации. Это всё есть, это не придумка. 

А вот как обычно это работает:

  • Пенсионерка 65 лет тётя Ира не может зайти с мобильника на госуслуги, идёт к молодому соседу-программисту, передаёт ему логин и пароль от госуслуг, записанные в блокноте и обведённые в рамочку.
  • Он записывает соседку к врачу, но в регистратуре не работает компьютер, вовремя не прогружается база и на то же время вручают билетик студентке Маше. Тётя Ира и Маша ругаются на приёме.
  • Врач не обучена работе с электронными карточками, поэтому перерабатывает, набивая все карточки одним пальцем.
  • Дорогой аппарат МРТ в больнице работает с ошибками, потому что нет инженера, работающего с его ПО, а сам диагност не может разобраться. Ни Маше, ни тёте Ире не назначают адекватное лечение. 
  • Плохо обученная медсестра даёт лишний ток на новомодном аппарате физиотерапии и обжигает Маше ключицы. 
  • Маша пишет жалобу в региональный Минздрав, но её никто не получит, потому что Маша пишет через сайт, а форма давно не сохраняет информацию в базу и не отправляет письмо ответственному.

Получается, что всё для информационного общества с крутым здравоохранением есть, а самого информационного общества нет — и эту проблему нужно решать. И хорошо, если у наших героинь самые простые болезни. Об остальном — страшно думать.



Конечно, мы давным-давно живём в информационном обществе, и информация стала и трудом, и капиталом, и средством производства. Однако за этим мы забыли, что общество — любое! — должно строиться на принципах интереса к человеку, антропоцентричности, человечности, стремления ко всеобщему благополучию и нормальному существованию. Информационное общество XXI века унаследовало черты промышленного, индустриального общества и особо не возвысилось над ним. Думается, что мы пока на этапе формирования, поэтому ошибки простительны. А вот что будет дальше, зависит прежде всего от нас, айтишников. Только вот мы об этом почти никогда не задумываемся.

Комментарии (3)


  1. emusic
    18.05.2022 10:53
    +3

    Мне одному кажется странной арифметика, вынесенная в заголовок? Непонятно, каким образом высокий уровень задумки может спасти низкий уровень реализации. Если реализовано на двойку, то и результат - двойка, даже если задумано было на восьмерку.


  1. maslyaev
    20.05.2022 00:33

    Набросаю ещё немножко пунктов. Каждый из них не "хорошо" и не "плохо", и относиться к ним надо как к обстоятельствам, которые полезно уметь учитывать.

    1. Суть автоматизации в том, что человеческие задачи делегируются машинам. Или полностью (автоматические системы) или частично (автоматизированные).

    2. Как следствие п.1 - многие дела начинают делаться, скажем так, не по-человечески. Там, где ещё недавно можно было прийти, обсудить свои проблемы, договориться о чём-нибудь, теперь формочка с капчей и галочками про Terms&Conditions и обработку персональных данных. Да, иногда это проще, но в любом случае не по-человечески.

    3. Сложность. Не в смысле трудность прохождения всех этих квестов, а лавинообразное нарастание невозможности до конца, во всём многообразии задействованных компонент, понять, как это всё функционирует. Под капотом той самой формочки с капчей, не исключено, полгигабайта node_modules, и это только фронтенд, а есть ещё и бэкенд.

    4. Хрупкость. Слишком многое делается исходя из святой уверенности, что то, что всегда (т.е. последние несколько лет) работало как часы, никуда не денется всю оставшуюся вечность.

    5. Быстрое устаревание. То, что сейчас на самом острие прогресса, через пять лет станет вонючим легаси, которое все брезгуют трогать руками.

    6. Хрупкость и быстрое устаревание добавляют много интересных нюансов в проблему сложности.

    7. Гиперцентрализация. Буквально всего, во всех аспектах. Когда-то Интернет был децентрализованным. Или почти децентрализованным. Сейчас эпоха диктата платформ. Все мы твари дрожащие перед лицом корпораций добра.

    8. Инфотехнологии не делают человека умнее. Знания выносятся во "внешний мозг", и о работоспособности внутреннего, в общем-то, уже и незачем заботиться.

    9. Информационные технологии не делают человека счастливее. Дофаминовая наркомания, на которую мы все в итоге подсели, никак не похожа на полноценное счастье.

    Повторю ещё раз, каждый из этих пунктов не "хорошо" и не "плохо". Относиться к ним надо как к обстоятельствам, которые полезно уметь учитывать.


  1. Paul_Arakelyan
    20.05.2022 10:51

    "Кибербезопасность"? Скорее кибер-про*бип-бип*лово помноженное на раздолбайство и безграмотность. Вся эта чудесная цифровизация - очень напоминает обезъяну, но только с ядрён-батоном вместо гранаты. Все процессы строятся "выкатим побыстрее, проблемы будем решать по мере их поступления". А потом - "ой, ничего не работает", и хорошо если "потому что выключили". А если реально диверсия "изнутри"?

    Рядовому сотруднику - нужна, зарплата, ой - он же пахать не хочет - жалованье, "побольше" и чтоб ничему не учиться и почти ничего заумного не делать. Добавив фактор понимания своей никчемности и шаткости положения - получаем сигнал "как бы чего не вышло" на выходе.

    "Отключение от сети" - значит, технологии не доросли :). Мечтали у нас сделать мусорник подземный - красота, сверху типа ящик с педалькой, и бездна внутри. Потом приезжает машина, достаёт свё это как-то и увозит. И если из контейнера - мусор хоть руками перебросать можно, хоть в самосвал - то тут уже без спец машины - никак. А поскольку у нас капитализм с прихватизацией, то банкротство или подобные трудности у владельца таких машин - превращают чудо-мусорник в мусорную бомбу :).