Биометрические технологии активно интегрируются в разные сферы по всему миру. Уже сейчас технологии биометрической идентификации стали неотъемлемым компонентом мирового рынка информационных технологий и становятся удобным инструментом для решения широкого круга задач.
Выделяют два типа систем биометрических данных: статические биометрические данные, то есть уникальные признаки, полученные человеком от рождения (ДНК, отпечатки пальцев, геометрия руки, радужная оболочка глаза и иное), и динамические биометрические данные – характеристики, приобретенные со временем или способные меняться с возрастом или под внешним воздействием (динамика воспроизведения подписи, походка, динамика набора текста, голос и иное).
На мировом рынке биометрических систем активно применяются технологии, основанные на распознавании и использовании следующих биометрических данных:
отпечатки пальцев (составляют более 50% всего объема рынка);
изображение лица (21,6%);
изображение радужной оболочки глаза (10,2%);
голос (4%);
рисунок вен (3%);
геометрия ладони, ДНК и иное (около 7%).
Сейчас в мире почти повсеместно ищут пути использования биометрических технологий. Наблюдается тенденция перехода от их использования в традиционных системах государственной безопасности в сферу коммерческого и пользовательского применения.
Из топ-трендов в плане технологий выделяются сегменты поведенческой биометрии и распознавания эмоций. Мировой рынок поведенческой биометрии будет ежегодно расти в среднем на 24% и к 2023 г. должен составить более $2,5 млрд долларов. Преимущества поведенческой биометрии по сравнению со статической (отпечатки, глаза, лицо и пр.) в том, что действия сложнее скомпрометировать.
В соответствии с международной классификацией можно выделить следующие ключевые сегменты рынка биометрических технологий по отраслям применения:
государственный сектор: электронные документы, содержащие биометрические данные (e-passports, e-ID, электронные водительские удостоверения), национальные биометрические программы, а также системы национальной безопасности (за исключением систем, которые используются на транспорте и в иммиграционном контроле);
путешествия и миграция: e-Visas, e-Gates, ABC-Kiosks и т.п. (все биометрические системы, используемые на объектах транспортной инфраструктуры и в иммиграционном контроле);
финансовый сектор: финансы, банки, платежные системы и страхование;
здравоохранение: как государственный, так и частный сектора;
ритейл: системы мониторинга покупателей;
корпоративное использование: информационная безопасность (виртуальный контроль доступа), физический контроль доступа, учет рабочего времени в крупных организациях и т.д.
Таким образом, крупнейшими сегментами мирового рынка биометрических систем является государственный сектор, включая сферу миграции, а также сегмент путешествий. Третьим крупным рынком для биометрических систем является финансовый сектор, доля которого оценивается на уровне 15%. Доля сегмента здравоохранения составляет 9%. Доля Retail оценивается на уровне 5%.
При этом, согласно прогнозам агентства FindBiometrics, рынок биометрических систем в ближайшие 5-7 лет будет более активно развиваться именно в коммерческом сегменте. Основными факторами, стимулирующими его рост, являются растущее число правительственных инициатив по внедрению биометрии и растущая потребность в надзоре и безопасности со стороны государств в связи с угрозами террористических атак.
По мнению аналитиков MarketsandMarkets, основными игроками рынка являются: Safran (Франция), NEC (Япония), Thales (Франция), Fujitsu (Япония), ASSA ABLOY (Швеция), Precise Biometrics (Швеция), Aware (США), Secunet Security Networks (Германия), Cross Match Technologies (США) и Stanley Black & Decker (Франция), Cognitec Systems (Германия), Daon (США), Facebanx (Великобритания), BIO-key International (США), Securiport (США), M2SYS Technology (США), Suprema (Южная Корея), Qualcomm (США), Fulcrum Biometrics (США) и VASCO Data Security International (США).
Более 80 стран мира (включая Афганистан, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовскую Аравию и ОАЭ) используют программы электронных паспортов, в которых содержатся биометрические данные.
Северная Америка на сегодняшний день является крупнейшим рынком биометрических технологий благодаря присутствию ключевых производителей биометрических систем. Кроме того, рост североамериканского рынка можно объяснить растущими инициативами правительства в североамериканских странах, таких как США, Канада и Мексика, в отношении крупномасштабных финансируемых программ, таких как электронные паспорта и электронные визы.
С 1993 г. в Канаде используется система идентификации по отпечаткам пальцев пограничными и иммиграционными службами – Canadian Border Service Agency (CBSA). С 2006 г. Canadian Air Transport Security Authority обязывает сдавать биометрические данные (отпечатки пальцев и радужной оболочки глаза) сотрудникам, работающим в пунктах безопасности в ключевых аэропортах страны. Кроме того, CBSA разработал добровольные программы идентификации путешественников (NEXUS и CANPASS), где ранее использовалась система идентификации по отпечаткам пальцев, а с 2017 г. внедрена система идентификации по радужной оболочке глаза (более 1 млн участников программы).
Инициатором внедрения биометрических паспортов на государственном уровне были США: в 2002 г. Конгресс принял Закон о защите государственных границ, в соответствии с которым граждане 27 стран мира, которые на тот момент имели соглашения с США о безвизовом режиме, могли беспрепятственно въезжать на территорию США сроком до 90 дней только при условии наличия у них биометрических документов. С 2004 г. в Штатах была введена система снятия отпечатков пальцев и фотографирования всех прибывающих в Америку иностранцев (115 аэропортов, 14 морских портов, биометрическая база данных более чем на 5 млн человек). США участвуют в обмене биометрическими данными с многими странами мира (Германия, Нидерланды, Финляндия, Испания, Греция, Южная Корея, Бельгия, Хорватия).
В сегменте использования биометрических технологий в системах национальной безопасности Соединенных Штатов можно выделить следующие главные тренды: исследование новых возможностей и перспектив оперативной идентификации по ДНК-тесту, а также использование облачных сервисов.
Еще в 2014 г. Федеральное бюро расследований запустило программу «Следующее поколение идентификации» (Next Generation Identification – NGI), которая предполагает целый ряд улучшений и новых возможностей, направленных на снижение террористической и преступной угрозы путем совершенствования и расширения биометрической идентификации. Данный проект является продолжением комплексной автоматизированной системы идентификации отпечатков пальцев ФБР (IAFIS) и предполагает создание и внедрение технологий распознавания лиц для борьбы с преступностью.
В Мексике давно действует программа биометрических паспортов, которая в настоящее время совершенствуется. Также биометрические технологии используются в системах пограничного контроля для идентификации граждан, пересекающих мексиканско-американскую границу пешком (используются системы идентификации по отпечаткам пальцев). В 2016 году к был запущен пилотный проект по тестированию различных биометрических технологий (сканирование лица и сетчатки глаза) для оценки перспектив их использования на границе.
Государства Экономического сообщества стран Западной Африки с 2016 г. вводят биометрические идентификационные карты: Республика Бенин, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Кот-д’Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Крупные мировые вендоры проявляют повышенный интерес к Африке как перспективному рынку для интеграции и развития биометрических технологий.
В Китае ключевыми драйверами биометрического рынка аналитики называют национальные программы биометрических паспортов и ID-удостоверений (Министерство общественной безопасности КНР серьезно занимается вопросом сбора биометрических данных у населения с января 2013 года), а также рост мобильной биометрии. По оценкам Technavio, средние ежегодные темпы роста китайского биометрического рынка составляют почти 15% (2017-2019 гг.).
Крупные игроки рынка биометрических систем проявляют также большой интерес к Бразилии. В частности, в 2015 г. был анонсирован проект обеспечению 14 аэропортов Бразилии системами идентификации по лицу. Через год на бразильский рынок вышла компания EyeLock — мировой лидер в системах идентификации по радужной оболочке глаза. В 2017 г. бразильская биометрическая компания CPqD (предлагает системы идентификации по лицу и голосу) запустила продукт Smart Authentications в партнерстве с IBM (используется платформа Power8). Прежде всего, компания ориентирована на банковский сектор.
Вне всякого сомнения, крупнейшей в мире системой биометрической идентификации в настоящее время является Aadhaar (Индия), в которой зарегистрированы почти 1,3 млрд человек. Она представляет собой систему идентификации, запись в которой является удостоверением личности гражданина, состоящим из 12-значного уникального идентификационного номера (ID-card), выданным всем жителям Индии на основе их биометрических данных (фотография, 10 шаблонов папиллярных узоров пальцев рук, 2 шаблона радужной оболочки глаза) и персональных данных (дата рождения, Ф.И.О., пол, адрес, номер телефона и адрес электронной почты). ID-card с одновременным подтверждением совпадения биометрических данных используется для получения всех государственных, финансовых и иных услуг, требующих подтверждения личности гражданина.
Германия стала первой страной Евросоюза, которая ввела выездной документ с полными биометрическими данными своих граждан. Помимо биометрического загранпаспорта, в ноябре 2010 г. в Германии появилось новое электронное удостоверение личности. Со стороны властей ФРГ в этот проект вовлечены полиция, ведомство по вопросам информационной безопасности, а также Федеральное административное ведомство для тестирования систем сбора биометрических данных путешественников на пунктах пограничного контроля (установка интеллектуальных биометрических систем).
В 2016 г. правительственный декрет Франции легализовал создание единой базы данных, в которую войдут данные всего населения. Доступ к ней будут иметь полиция, жандармерия, спецслужбы, работники таможни, с возможной передачей биометрических данных в Интерпол и службы безопасности стран Шенгенской зоны. В единую базу войдут имена, адреса места жительства и электронные адреса и биометрические данные (отпечатки пальцев, цвет глаз, рост, оцифрованная фотография). Франция активно участвует в Европейской инициативе «smart borders», которая предполагает введение биометрической идентификации для всех граждан, въезжающих на территорию ЕС. А национальная компания Elyctis в том же самом 2016 году выпустила ID TAB — мобильный планшет, который позволяет осуществлять проверку идентификационных документов, электронных паспортов и удостоверений личности.
Рынок биометрических систем по другую сторону Ла-Манша, в Великобритании, является очень развитым. Все больше государственных и частных учреждений страны используют системы биометрической идентификации для различных целей. В частности, Служба пограничного контроля Великобритании, а также британские начальные и средние школы расширяют использование систем биометрической идентификации.
Электронные паспорта Соединенное Королевство внедрило еще в 2006 году. Они содержат микрочип, который хранит цифровую фотографию вместе с ключевыми биометрическими данными владельца (отпечатки пальцев). В 2012 г. был разработан план по использованию данных об отпечатках пальцев во всех британских паспортах Великобритании.
Биометрия активно используется в Великобритании правоохранительными органами. В частности, к настоящему времени биометрическая база данных, собранная оперативными службами, составляет около 18 млн человек (данные, собранные по правонарушителям). Широко применяются технологии идентификации по лицу. Полиция Великобритании даже рекомендует устанавливать в частных жилых объектах и коммерческих зданиях две камеры – одну высоко (для анализа поведения потенциального преступника), а вторую на уровне глаз (для возможности идентифицировать правонарушителя по лицу). Биометрия также используется для контроля осужденных условно — киоски самостоятельного обслуживания для получения контрольной отметки без необходимости личной встречи с инспектором. Кроме того, в Великобритании существует одна из самых крупных национальных баз ДНК (около 5 млн профилей).