Большинство юридических публикаций, затрагивающих тематику интеллектуальной собственности в цифровую эпоху, достаточно однообразны. Фактически суждения среднестатистического автора, представленные в них, сводятся к выводам о том, что (а) цифровая эпоха уже наступила, (б) классическое право не позволяет эффективно регулировать оборот виртуальных объектов и надлежащим образом учитывать специфику новых общественных отношений (см.: Проничева Е.Ю., Азизова Е.А. Виртуальный мир: вызов современному налогообложению // Закон. 2014. N 9), (в) законодателю и судам следует, возможно с учетом опыта иностранных юрисдикций, выработать новые подходы и новое, более адекватное современности регулирование (см.: Невзоров И.В. Проблема региональной разобщенности гражданско-правового регулирования деятельности в сети Интернет // Правовые вопросы связи. 2006. N 2).
Именно цифровая эпоха открывает для специалистов в сфере интеллектуальной собственности, а также для представляемого ими бизнеса совершенно новые возможности с точки зрения ведения конкурентной борьбы. Она наделяет бизнес новым инструментарием для укрепления правовых позиций собственных брендов и снижения доли рынка брендов конкурентов.
Новые возможности связаны в том числе и с появлением технологий цифрового исследования больших массивов информации о товарных знаках и заявках на их регистрацию.
Еще китайские ремесленники ставили на фарфоровую посуду специальные обозначения, которые содержали информацию о правящем императоре и производителе изделия [см.: Серебруев И.В. Уголовно-правовая специфика незаконного использования товарного знака: постановка проблемы // Российский юридический журнал. 2015. N 2. С. 67 — 79].
Товарные знаки представляют собой обозначения, индивидуализирующие товары и позволяющие отделять их от товаров других изготовителей или продавцов [см.: Гаврилов Э.П. О совершенствовании правовой охраны товарных знаков в России // ПиЛ. Интеллектуальные права. 2016. N 11]. С момента появления товарных знаков они использовались для отграничения товаров одних производителей от товаров других. Товарный знак указывает потребителям на источник происхождения товаров и услуг, формирует их представление о свойствах продукта конкретного производителя либо исполнителя [см.: Козлова Н.В., Ворожевич А.С. Общеизвестные товарные знаки: понятие и особенности правовой охраны // Закон. 2015. N 12. С. 179 — 190]. Охрана товарных знаков предоставляет товаропроизводителям стимул для улучшения качества продукции [см.: William M. Landes, Richard A. Posner. The Economic Structure of Intellectual Property Law. England: The Belknap Press of Harvard University Pres. 2003, p. 168].
Вместе с тем в условиях цифровой экономики общепринятое понимание товарного знака как условного обозначения, соответствующего законодательным требованиям, предназначенного для индивидуализации товаров конкретных производителей и предоставляющего правообладателю легализованную монополию на его использование в пределах определенной территории существенно трансформируется. Трансграничное цифровое пространство широко используется предпринимателями для реализации своих экономических интересов, что затрудняет реализацию территориального принципа охраны исключительных прав, расширяет номенклатуру товаров в связи с увеличением рынка и соответственно потребительского спроса, что в совокупности приводит к росту численности товарных знаков и их ценности как нематериальных корпоративных активов.
Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности являются товаром, так как они могут быть введены в гражданский оборот посредством отчуждения или передачи прав на них. По данным ВОИС, наибольшее количество из всех поданных заявок на товарные знаки по Мадридской системе составляют товарные знаки на компьютерное оборудование и программное обеспечение (9,4% от всех заявок), товарные знак на научные, технологические и программные услуги составляют 4,8%.
Цифровизация объектов и расширение сферы гражданского оборота, возрастание доли нематериальных объектов, качественное изменение товаров и услуг вынуждают правообладателей вкладывать инвестиции в создание нетрадиционных товарных знаков и затрудняют обеспечение хозяйствующими субъектами различительной способности товарных знаков. В связи с активным внедрением сети Интернет в предпринимательскую деятельность некоторые объекты стали фактически стали выполнять роль средства индивидуализации, хоть изначально и имели иное назначение. Так, в одном деле было указано, что «доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц» (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 16 января 2001 г. № 1192/00).
Еще одним примером приобретения функций товарного знака может служить QR-код, который представляет собой картинку в виде набора многоугольников, содержащие в закодированном виде слово, предложение, набор букв и цифр или ссылку на Интернет-ресурс, которые легко могут быть распознаны смартфоном, декодируя заключенную в коде информацию (см.: Терещенко О.И. Товарный знак в виде QR-кода. Есть ли у заявителей шанс зарегистрировать такое обозначение). Таким образом, бурное развитие рынка и появление новых технологий оказывает существенное влияние не только на трансформацию производимой продукции, но и на появление новых видов «нетрадиционных товарных знаков».
Цифровые технологии предоставили новые возможности для упрощения регистрационных процедур, коммерциализации и оборота нематериальных активов в цифровом пространстве. Наиболее эффективной в этом смысле можно считать технологию распределенного реестра — «блокчейн» (blockchain). Блокчейн дает возможность ведения, хранения и защиты реестров данных различного содержания без централизованного хранилища, при широком участии в транзакциях пользователей реестра, силами которых верифицируются, обрабатываются и передаются гигантские объемы данных.
Значение блокчейн-технологии для развития коммерциализации интеллектуальной собственности в целом и товарных знаком в частности, состоит в том, что:
упрощается регистрации и удостоверение прав на результаты интеллектуальной деятельности, не обеспеченные такой возможностью по законодательству или имеющие сложную и длительную процедуру регистрации;
обеспечивается управление и коммерциализация интеллектуальной собственности правообладателем без участия посредников, что упрощает и удешевляет оборот интеллектуальной собственности;
имеются доступные способы оборота интеллектуальных ресурсов на взаимовыгодных для собственника и пользователей условиях;
решены такие проблемы, связанные с транзакциями как конфиденциальность, безопасность, целостность данных, снижение транзакционных издержек, автоматическое заключение умных контрактов, платежи, взаимодействие и т. д.
Таким образом, в условиях цифровой экономики интеллектуальная собственность становится одним из самых дорогостоящих товаров. Соответственно и товарные знаки приобретают многофункциональное значение, выступая не только в традиционном качестве средства индивидуализации, но и своеобразного транслятора интересов субъектов права и их объединений друг другу, ценным активом, способом идентификации деловой репутации производителя. Товарные знаки перестают быть «прилагательными» к товару, а приобретают самостоятельное экономическое и юридическое значение.
Комментарии (2)
AnimeSlave
28.12.2022 11:48У меня вопрос. А что собственно пытается объяснить эта статья? То, что товарные знаки теперь и в цифровом пространстве? То, какие цифровые области стали затрагивать владельцы товарных знаков? Статья мешанина из тезисов. Не раскрывает детально ни один из них. Если вы пишите статью как часть пиара компании в цифровой пространстве (что в какой-то мере затрагивается статьёй), то я рекомендую вам опустить формализм и описать тоже самое простыми словами с чуть большим количеством деталей по затронутым тезисам
PereslavlFoto
ПОЖАЛУЙСТА, наймите редактора. Отдайте ему деньги компании Digital Rights Center. Сейчас ваш текст неприятно читать.
Спасибо.