Современное экспоненциальное развитие технологий рождает с каждым днем все больше и больше способов донесения информации до потребителя, которых не существовало ранее. Как справедливо отмечают эксперты, в эпоху поистине лавинообразного информационного потока у человека практически не остается времени на восприятие того или иного текста.
Как итог — закономерным стало появление нового вида информационных объектов, которые распространяют информацию во всемирной сети с помощью аудио- или видеофайлов. Речь идет, как легко догадаться, о подкастах. И, разумеется, как всякий новый объект общественных отношений (в том числе и информационных, само собой), подкасты требуют определения своего юридического статуса и правового режима.
Сам термин «подкаст» пришел, как легко догадаться, из английского языка, появившись в обиходе в 2004 году, когда журналист Бен Хаммерсли соединил в своей статье два слова — “iPod” и “broadcast”. Хотя надо заметить, что концепт записи музыкальных файлов для последующего их интернет-распространения к тому времени существовал уже несколько лет.
Итак, что же такое подкаст? Упрощенно говоря, это медиафайл (в аудио или видеоформате), который распространяется в интернете по подписке, и который может быть просмотрен или прослушан пользователем на его цифровых устройствах — причем как с возможностью скачивания, так и без таковой (подробнее см.: Gronstedt A. Basics of Podcasting: E-learning & Training Technology //American Society for Training & Development. 2007. P. 1.).
Часть исследователей считает, что правовой режим подкаста близок к радио-, теле- либо интернет вещанию, поэтому полагают, что в данном случае применима статья 1225 ГК РФ. Но с этим вряд ли можно согласиться, поскольку по смыслу и содержанию этой нормы речь идет о вещании, которое осуществляет соответствующая организация (например, одними из первых авторов подкастов были журналисты BBC, регулярно записывавшие свои радиопередачи и затем размещавшие их на сайте корпорации). А сейчас, при современном развитии прогресса, разнообразии технических средств и достаточной финансовой обеспеченности качественный подкаст может записать любой человек — для этого даже не нужно профессиональной студии. Соответственно, критерий «организации вещания» в данном случае не подходит.
К тому же классическое интернет-вещание представляет собой чаще всего то, что называется термином streaming, то есть потоковые трансляции в режиме реального времени. В то время как подкаст может записываться заранее и выходить с определенной периодичностью, в том числе и, например, распространяясь по подписке.
Скорее всего, здесь следует согласиться с позицией Н.В. Бузовой, которая говорит о том, что по своей природе подкасты ближе к радио- и телепередачам. При этом само понятие «передача» как таковое в действующем законодательстве отсутствует, и его единственная трактовка дается в статье 1329 ГК РФ как совокупность звуков и/или изображений, либо отображений последних. По мнению специалиста, эта дефиниция никак не раскрывает смысла передач, и введена лишь с одной целью: отграничить вещание как процесс, охраняемый смежными правами, от содержания сообщений, передаваемых в этом процессе, которые могут охраняться с помощью авторских прав (см.: Бузова Н.В. Подкасты и интеллектуальная собственность // Труды по интеллектуальной собственности (Works on Intellectual Property). 2021. Т. 38, № 3. С. 13-14).
Следующий момент, с которым нам необходимо разобраться, это то, может ли подкаст быть отнесен к сложным объектам авторского права в том смысле, в котором последний понимается п.1 ст. 1240 Гражданского кодекса РФ, как охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (РИД), собранные в единое целое.
С одной стороны, подобная трактовка весьма логична, потому что любой подкаст содержит в себе тот или иной произносимый текст как литературную основу, подводку (аннотацию) к нему, звуки, изображения, комментарии, ключевые слова и т.д. Это действительно разнородное объединение объектов интеллектуальной собственности, как того требует законодатель.
С другой же стороны, если те же аудиоподкасты, например, можно теоретически охранять с помощью правового режима фонограмм (что, в принципе, логично — ведь при создании такого подкаста осуществляется не только запись голоса ведущего подкаста или его собеседника, но и последующие монтаж, обработку и так далее), то вот видеозаписи таким конкретным правовым регулированием на данном этапе похвастаться не могут. Хотя, например, в советском гражданском праве видеозаписи, подобно фонограммам, спокойно охранялись в виде самостоятельного объекта смежных прав (статья 141 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года).
Сейчас самостоятельная правовая охрана видеопрограмм как объектов авторского права предоставляется в целом ряде стран (таких как, например, Швейцария, Украина или Франция), однако РФ в число этих государств не входит. Поэтому наиболее доступный для них правовой режим — это режим охраны их как аудиовизуальных произведений на основании п.1 ст. 1263 ГК РФ.
Однако здесь надо внимательно следить за тем, чтобы видеоподкаст удовлетворял по своей природе тем требованиям, которые действующая судебная практика применяет к аудиовизуальным произведениям. В самом общем виде эти требования сформулировал Суд по интеллектуальным правам (СИП) в своем Постановлении от 30 января 2017 г. № С01-1029/2016 по делу № А40-14248/2016. Согласно им, любое аудиовизуальное произведение должно: а) быть созданным с помощью творческого труда автора или авторов; b) состоять из фиксированной серии изображений, по смыслу или содержанию связанных между собой в единое целое; с) быть как со звуковым сопровождением, так и без такового; d) восприниматься зрительно либо на слух (если имеется звуковое сопровождение — проще говоря, аудиодорожка) c помощью соответствующих технических средств, и, наконец, e) восприниматься благодаря этому, как один сложный объект.
Таким образом, можно сделать вид, что правовой режим подкастов вполне может быть сформулирован на основе действующих норм гражданского законодательства России, даже с учетом того факта, что статья 1225 ГК РФ, где перечислены охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, содержит закрытый перечень последних, который не подлежит расширительному толкованию.
Вводить какое-то специальное регулирование (например, закон “О подкастах”) нет никакой необходимости. Однако знать о защите своих прав на подкаст как на результат интеллектуального труда вас или ваших соавторов, разумеется, не помешает. И специалисты юридической фирмы DRC всегда готовы помочь любому человеку, который решил запустить свой подкаст, но не до конца понимает, как эта его деятельность будет урегулирована законодательно.
PereslavlFoto
1) Почему же по подписке? Вы сами двумя абзацами ниже пишете, что он может распространяться "в том числе" по подписке, а значит, сами противоречите своему же определению.
2) Как получить права на использование подкаста, если выпустившая его фирма упразднена?
3) Для чего вы написали так много излишнего текста, увеличив статью в два раза?