Инновационная экосистема, поддержка стартапов, строительство технопарков и создание бизнес-инкубаторов – в последнее десятилетие мы часто слышим эти слова, особенно применительно к IT-бизнесу.

Десять лет назад петербургские СМИ писали о начале строительства IT-парка в районе м. Дыбенко. Совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича и при поддержке ряда компаний, включая финского оператора технопарков Technopolis Oy, планировалось создать в Санкт-Петербурге одну из первых в России инновационных зон с преимущественным фокусом на поддержку IT-проектов.

Концепция была утверждена правительством города еще в 2003-м, а запуск комплекса планировался на 2014 год. Желающие могут сегодня съездить и осмотреть большой пустырь, на территории которого уже должен был открыться тот самый IT-парк, но нас сегодня интересует другое. Что происходит сегодня в этой загадочной «инновационной сфере» и как сказывается взятый при президенте Медведеве курс на модернизацию экономики на жизни IT-предпринимателей в России.

image

Беседуют:


Ольга Андреева
В 2010—2013 годах отвечала за сотрудничество российских резидентов сети финских технопарков Technopolis Oy с европейскими инвесторами, принимала участие в организации совместных конкурсов и мероприятий для IT-стартапов в Санкт-Петербурге, Хельсинки и Таллине.

Павел Вотчицев
Куратор межвузовской программы Game|Changers и основатель образовательного партнерства Magenta.mg, в прошлом сотрудник Sun Microsystems, Yandex, Yota и ИТМО сегодня живет и работает в Пензе.

image

— Павел, вы выпускник физмат лицея №239 и матмеха СПбГУ, и вдруг – Пенза?

— У меня был опыт жизни и работы вне столичных городов: я сам родом из Сибири, работал в Иркутске, Владимире, Санкт-Петербурге, Севастополе, даже в Сомали, а теперь уже почти 7 месяцев живу в Пензе. Конечно, когда я принимал решение о переезде, в первую очередь меня заинтересовал проект iFunny — российское мобильное приложение, которым пользуются в день более 3,5 миллионов западных пользователей. Для российского продукта это практически уникальный успех. Не менее важным для меня аргументом в пользу переезда стал тот факт, что Пензенский государственный технический университет предлагает студентам возможность засчитывать знания, а не бумажки. В нем упрощена система сдачи предметов, и студенты, приобретшие знания вне вуза – на Coursera.org или в процессе обучения на работе, могут зачесть предмет без особой бумажной волокиты.

Когда я занимался образовательными проектами для IT-индустрии, в том числе для Game|Changers, мне было очень интересно «пойти в регионы». Я всегда считал, что именно регионы могут стать для России такими точками кристаллизации и именно в регионах следует делать акцент на развитие IT-индустрии. Почему? Маленькие города могут гораздо быстрее создавать свои собственные маленькие «кремниевые долинки» вокруг интересного проекта. Перспективы небольших городов в этом смысле лучше, т. к. для развития IT-отрасли не нужно консолидироваться вокруг ресурсов, как в нефтехимии. Достаточно команды, буквально 30—40 человек, которые занимаются крутым проектом, чтобы сделать первый шаг к созданию микро силиконовой долины в отдельно взятом городе.

Таким образом, оказалось, что в Пензе есть интересный проект, есть продвинутый вуз, есть ассоциация разработчиков программного обеспечения, созданная местными энтузиастами, а значит, есть профессиональное сообщество, т. е. все необходимые составляющие. Я решил, что нужно отвечать за собственные слова и ехать развивать регионы.

— Ассоциация разработчиков является некой официальной структурой или она стала результатом «инициативы на местах»? Чем занимается ассоциация и кто за ней стоит?

— Это неформальное объединение сотрудников IT-компаний города. Ассоциация выступает организатором ряда мероприятий – от летней школы Хакатон до выездов на шашлыки. В нее входят практически все местные IT-компании, и от ее имени удобно обращаться к официальным, государственным структурами – например, так мы приглашали зам. губернатора Пензы на наши мероприятия.

— Какую роль играет государственная поддержка в развитии IT-индустрии? Сохранилась ли ситуация прошлых лет, когда основной принцип сводился к «не навреди»?

— Сегодня действительно есть государственная поддержка, появились чиновники, которые не эмулируют деятельность, а что-то делают. В Новосибирске, в Краснодаре, в Казани – действительно построены технопарки, которые вначале пустовали, но сегодня в них есть резиденты и ведется деятельность. Пусть это не совсем IT-предпринимательство, пусть инновационная составляющая в этих проектах стремится к нулю, но даже наличие в одном пространстве нескольких живых технологических проектов создает предпосылки для возникновения новых идей. Более того, такие небольшие региональные технопарки меняют социальную структуру: люди понимают, что после достижения определенного уровня квалификации необязательно уезжать в Москву. Точнее, можно уезжать уже не только в Москву, а и в другие города.

— Какие знания, если мы говорим о сфере IT-предпринимательства, сегодня наиболее востребованы? Помогают ли существующие сегодняшние бизнес-инкубаторы с продвижением проектов?

— У предпринимателей в России хорошо развит здравый смысл, поэтому базовые советы и курсы для начинающих уже не нужны. В России всё хорошо с технологической проработкой проекта, а вот всё, что связано с маркетингом, развитием, привлечением клиентов – это всё еще на очень низком уровне. По-прежнему нет хороших продавцов. На них ведь нигде не учат…

Раньше «выйти» в ритейл, то есть на розничный рынок цивилизованным путем было практически невозможно, нужны были связи и знакомства. Система продаж строилась не на рыночном преимуществе того или иного продукта, а на договоренностях между отдельными людьми.
Новая информационная реальность – когда все продажи и продвижение продуктов уходят в онлайн – сильно уменьшила коррупционную составляющую. Всё продвижение, вся реклама уходит в интернет, но в этом объеме информации стало еще сложнее стать заметным и показать преимущества своего продукта. Сегодня предпринимателю нужно найти крутого профессионала в интернет-продвижении или самому таковым стать, т. к. на онлайн-маркетологов у нас еще пока не учат.

— В целом у нас получается очень позитивная картина состояния IT-предпринимательства сегодня: чиновники помогают, в регионах есть жизнь и ресурсы, SMM становится лекарством от «борзых щенков» и всего лишь не хватает грамотных маркетологов и продавцов. Всё так радужно?

— Несмотря на некий позитив, влияние IT-отрасли на экономику минимально. К сожалению, структурно российская экономика пока не изменилась, доля выручки IT-сектора не заметна в общей массе. То ли еще очень мало времени прошло, то ли наши предприниматели уезжают, как только зарабатывают свои миллионы…

Комментарии (0)