Ну поехали. Дурь и сатанина, первый номер культового российского журнала «Птюч».
Он вышел в 1994 году и задумывался как реклама для одноимённого московского клуба. В итоге, журнал превратился в самостоятельный проект и дожил до 2003 года. Клуб закрыли в 1997.
Создатели «Птюча» пропагандировали новую и непонятную для постсоветской России рейв-культуру. Большинство статей выходили без авторства, поэтому журналисты писали на самые провокационные темы: наркотики, секс, мастурбация, гомосексуальность, эксгибиционизм и порно, сатира на новых русских, шансон, религию, милицию, прокуратуру, суды. Публиковали интервью с диджеями, прогрессивными художниками, музыкантами, дизайнерами, рецензии на фильмы, современную поэзию и прозу.
О «Птюче» вспоминают с ностальгией. «Умный глянец, которой мы потеряли», «глоток свежего воздуха», «время тотальной свободы», «безвозвратно ушедшая атмосфера». На деле же клуб был главным наркопритоном столицы, откуда началась героиновая эпидемия 95–96 годов, а журнал невольно романтизировал «героиновый шик». В интернете жива известная статья неизвестного автора, который пишет о «Птюче» как о спланированной рекламной компании наркодилеров. Я в теории заговора не особо верю. Скорее журнал стал отражением чаяний молодёжи лихих 90х. Главная мантра эпохи — «будущего нет». Обстановка в России это только подтверждала. Малиновые пиджаки, золотые цепи, ОПГ, жизнь по понятиям. МММ, закупки на «оптовках», сникерсы-х*икерсы, свадьба Пугачёвой с Киркоровым. Если мы всё равно умрём, так лучше самим и с кайфом.
С другой стороны, нет будущего — значит нет страха. В художественном отношении журнал «Птюч» стал самым радикальным глянцевым проектом в стране. Оформление первых двух лет — образец постмодернизма: аморфные макеты, отсутствие сетки, многослойность, коллажность, текст как текстура. Цифровой дизайн позволил не учитывать физическую сущность материала набора. Отрицательные интерлиньяжи, огромная разрядка, множество шрифтов, в том числе и акциндентных, крошечные буковки, скрученные в спираль, — делали текст почти нечитабельным. Да и надо ли было читать? Дизайн объявлялся чувственным, волнующим, радующим глаз опытом. Короче, китч, дичь, птюч! Типографическая «новая волна» дошла до России и отлично наложилась на настроения постсоветской молодёжи. Статья в Коммерсанте от 94 года ругает «Птюч» за педантичное копирование западных образцов, но хвалит за хороший вкус в выборе референсов. Очевидно влияние прогрессивных коллег: журнала «Октаво», студии LettError, Emigre с Руди Вандерлансом и Зузаной Личко, Макса Кисмана, раннего Невила Броуди и, конечно, Дэвида Карсона с его журналом Raygun. И всё же «Птюч» получился не хуже, а заимствовать вполне в духе постмодерна.
Что о создателяй «Птюча»? Игорь Шулинский, главный редактор, сейчас издаёт «Москвич Mag». Дизайнеры Дмитрий Ликин и Евгений Райцес долгое время были главными дизайнерами на «Первом». Ещё один аргумент в пользу экспериментов. Они позволяют нащупать границы и воспитать вкус. Кстати, Константин Эрнст, ныне начальник главного телеканала страны, был основателем другого легендарного журнала 90х, «Матадора». Хочется пошутить: режим меняется — пропагандисты остаются. Чувствуете, запахло пелевинщиной?)
Я честно не планировала писать лонгрид. Если вы всё же дочитали, вот та самая ссылка на сентябрьский «Птюч» 1994 года. Лучше один раз увидеть.
Комментарии (9)
Debianer70
29.08.2022 05:41+1Почитал... Возникло ощущение, что слегка чем-то закинулся :)
Спасибо, не знал про такой журнал
Electrohedgehog
29.08.2022 06:17+6Что-то вот уже вторая статья от таких, знаете, настоящих, живых людей. Там обойма петушинная, тут сникерсы-хуикерсы… Прямо сразу понятно становится, что вот они, настоящие граждане реальности, творцы на полотне жизни. Всё попробовали, всех оценили, везде побывали. Прямо удовольствие какое-то читать их, видеть как они над серой массой вознесены.
M_AJ
29.08.2022 09:04+4О «Птюче» вспоминают с ностальгией. «Умный глянец, которой мы потеряли», «глоток свежего воздуха», «время тотальной свободы», «безвозвратно ушедшая атмосфера».
С ностальгией его вспоминают может быть тусовщики тех лет, и читатели непосредственно заставшие то время молодыми. Я же познакомился с журналом, в подростковом возрасте, когда он уже закрылся, разгребая от скуки залежи макулатуры на даче, и без этого настольгического флера журнал выглядит как типичный продукт своей эпохи — эпохи, когда стало можно писать как и о чем угодно, но ещё никто толком не умел, в результате на выходе получалось что-нибудь "злободневное", со стойким привкусом делитантщины в перемешку с пробивающейся советской привычкой писать штампами. Впрочем это вообще типично для массовой культуры тех лет, это заметно и по кино, и по ТВ, и по музыке — все пытались делать как на западе, но не умели, и копировал и как могли, смешивая с привычным позднесоветским, приправляя все лошадиной дозой эпатажа.
KirovA
29.08.2022 09:55+4И это всё-равно было лучше современной российской "профессиональной журналистики".
noanswer
29.08.2022 09:32журнал конечно был редкостным [beep]... но из всех цветов, котоыре в теории могут цвести в этой стране остался один борщевик... таков путь :-(
namikiri
29.08.2022 11:45+1Я честно не планировала писать лонгрид. Если вы всё же дочитали, вот та самая ссылка на сентябрьский «Птюч» 1994 года. Лучше один раз увидеть.
Спасибо, открыл, ага.
kultura_knigi Автор
29.08.2022 11:50+1Если вы не зарегистрированы на пинтересте, первый номер и весь архив можно посмотреть по ссылке https://ptuch.org/year/1994
dimaviolinist
"Я честно не планировала писать лонгрид."
Да, всё получилось, как и было запланированно.